main

Катастрофа. Александр Овчинников, Виктор Бычковский и другие.

 Часть первая

Справка: 5 октября 1976 года самолет Ту-95 разбился при столкновении с верхушками деревьев и ЛЭП при посадке на запасном аэродроме под Алма-Атой.  Экипаж (8 человек) погиб  https://www.kommersant.ru/doc/412599

Экипаж после выполнения маршрутного полёта ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: «На глиссаде находитесь». При очередном довороте по команде диспетчера круга «на курс 270°», самолёт на удалении 7800 метров от торца и 3650 метров слева по заходу от оси взлётно-посадочной полосы (ВПП) с креном 30° и со снижением, столкнулся с верхушками деревьев и линии электропередачи, имеющей превышение относительно торца ВПП в 111 метров. Самолёт разрушился и сгорел. Экипаж погиб

Командовал экипажем майор Мальцев Виктор Васильевич.

….мой папа, Крячко Владимир Александрович, был в этом экипаже радистом. Про членов экипажа ничего не знаю, поэтому и хочу найти их семьи. От гибели моего папу спасло то, что в тот момент он лежал в госпитале и его не допустили до полета. …Вместо него полетел Якуб Николай. Мои родители и семья Якуб дружили семьями. папа сильно переживал о гибели своего экипажа. Он всегда корил себя за то, что вместо него погиб его друг, Якуб Николай. Когда я была маленькой, папа часто рассказывал об этой трагедии. но с годами почти все стерлось из памяти. Сейчас я очень сильно хочу узнать как можно больше об этой трагедии, об экипаже, об их семьях.

(Елена Баранова(Крячко)

Николай Якуб — крайний слева. фото с chagan.ru

*

Этот самолет был из нашего городка — и я помню похороны. Не помню только  — 8 гробов или все-таки 9 тогда плыли в траурном марше по центральной улице нашего городка, потрясенного действительно ОБЩИМ горем? Да — тогда у нас хоронили даже не «всем двором» — всем городком — и те похороны не были исключением. И еще молодая женщина помню — вдова чья-то — красивая такая блондинка- плакала очень — как-то ее особенно запомнила. В составе экипажа (насколько в курсе) помимо «стационарных членов» в то время время полагался еще «солдат-срочник» — и он тоже погиб…. Или нет?

Октябрь 1976 г. Прощание с погибшими  на «пятачке»(местной площади) .После этого их увезли на машинах в 16 городок, на аэродром для отправки на захоронение в родных местах. Фото из архива Галины Азимовой(Юпатовой)  

*

9 гробов…

Трофимов Вячеслав Дмитриевич, Ковалев Виталий Илларионович , Мальцев Виктор Васильевич, Буценко Сергей Викторович, Гринин Анатолий Александрович

Криволапов Юрий Николаевич, Азимов Бахадир Каюмович,  Якуб Николай Севастьянович , Ведерников Николай Александрович

*

Информации об этой катастрофе в открытых источниках ОЧЕНЬ мало. При СССР все это было скрыто «завесой секретности», а потом стало никому не нужным…

И даже скупые рассказы «старших» понемногу стираются из памяти…

И только мы — немногие еще живые свидетели ПОМНИМ…

Кто что…

Октябрь 1976 г. Вдовы , трагически погибшего экипажа 62-с-та: Трофимова , Якуб,, Во втором ряду я — Азимова Галина Валя Жалинская,Мальцева(жена командира экипажа) и Ковалева. Фото Галины Азимовой(Юпатовой) ,Ок

*

***********************

Сергей Туманов:  Это случилось во время ДАУ при заходе на посадку в СМУ под Алма-Атой.
Арнольд Игошин : Помним… Экипаж майора Мальцева был в этом полёте нашим ведомым. Штурманом у него был  ст . лейтенант Буценко Сергей. Катастрофа произошла на гражданском аэродроме в г Алма Ате …

Владимир Киселев :5.10.76г. проводилась итоговая проверка ГИМО, председатель комиссии  г-л п-к Одинцов. При посадке в СМУ зк. Ефремова выкатился, не смог затормозить —  форма одежды была  — хромовые сапоги и кожаная подошва соскользнула с тормоза...

И экипажи начали перенацеливать на запасные а/д. При запросе на перенацеливание с КП ВА Алма-Аты м-р Есиков В.И. выдал фразу «сухие баки» — и эта  информация была выдана на а/д Алма-Ата, и экипажи заводились <туда> сходу. Экипаж совершил преждевременное снижение и уклонение от глисcады. 

Диспетчер посадки выдавал информацию о преждевременном снижении. <Но  экипаж>не слышал, так как в ГА зональное управление на разных частотах и ПКК  В.Ковалёв не смог перестроить РСИУ на  диспетчера посадки.

Буркитбай- Боря Шаяхметов: Хорошо помню эту катастрофу…. Наш экипаж успел приземлиться у себя в Чагане. Ветер боковой был очень сильный — 15 м/с. Через 1 час <тех>, кто прилетели с задания, отправили на запасной аэродром Алмату. При заходе на посадку экипаж м-ра Мальцева уклонились влево и столкнулись в горы..Вечная память всем погибшим

https://ok.ru/chagantsy/album/52005250072767/499092873151

https://ria.ru/20180206/1514109040.html

*
***
Ольга: В экипаже Мальцева, был папа Сережи  Азимова. Мы с Сережей в то время были в одной группе в детском саду и дружили.
*
Юрий Кочергин: Отец паренька ст.л-т Азимов  оператор РЭБ с нашей эскадрильи , в это время исполнял обязанности начальника штаба эскадрильи, в принципе мог не лететь , но изъявил желание лететь .

….Они были подняты на проверку боевой готовности  ночью, но погода подвела и их отправили на запасной .
На запасном погода тоже подвела , но м-р Мальцев был опытный кадр и решил садиться. Нижняя кромка облачности  была точно не помню , может 50 м , Мальцев заходил  как бывало садились иногда в СМУ , снизился заранее , не по глиссаде и шёл наощупь потихоньку снижаясь, зацепил хвостовым оперением линию в/вольтной передачи и врезался до полосы в овраг . Самого Мальцева прошил насквозь сук дерева , когда его несли на каком-то полотнище он был ещё жив и повторял : » Я м-р Мальцев… , я м-р Мальцев… «

Валерий Медведков: почему их отправили на запасной в Алма-Ату? ведь вокруг полно аэродромов и ближе…Алма Ата сложный аэродром постоянно туманы и горы вокруг там и гражданских бортов много побилось
Юрий Кочергин: Алма-Ата был наш обычный запасной аэродром…Когда Москва проверяла боевую готовность , часто всё делалось не в обычном режиме …А погода была уже плохая когда поднимали экипажи в воздух , нижняя кромка была низковата и очень сильный порывистый ветер , но кто-то настоял..
 https://ok.ru/viktor.bychkovsky/album/506241593700/506982504548

*

*******

Гуля Махкамова(Гартман):  Вечная память им всем. Я хорошо помню как хоронили этот экипаж,  Гробы стояли сночала в ГДО…. Было жутко и страшно

Валера Черенкевич: Я точно не помню но многие гробы отправили на их родину .. А в ГДО с ними прощались

Наталья Старикова : Да-а-а, такое никогда не забудешь. И мы это помни до сих пор. Нам приходилось дежурить ночью в ГДО у 9 гробов….

С.Головнев :Я тоже помню эти гробы. Летом 1976 года был в городке, после отчисления из института работал на топливном складе.  Блондинка — Валя Жалинская, её муж (кажется, штурман), разбился со всем экипажем….В состав экипажа входило девять человек. А ребята-срочники не летали.

Luida:А по-моему, летали. Точно знаю, что мой папа одного из них отвозил домой. Гроб, в смысле. …

Yuri_R:Я ушел на ДМБ в 1971 г. При мне срочники еще летали кормовыми

Марина Куражева:  К теме о похоронах экипажа в 1976г. Сами похороны я не видела (не ходила или не пустили), но разговоры,какие-то обрывки помню..

Тогда это было трагедией для всего городка, принималось всё близко к сердцу. Я училась в то время в 5-м классе, в нашем доме,№70 по ул. Спортивной жили Якубы,в 3-й кв. на первом этаже. С Сережей и Санькой не то чтобы дружила, но как сейчас принято говорить «тусовалась» во дворе…К тому времени в семействе у т.Вали и д. Коли пополнение произошло — родилась дочка Танечка. Где-то на «Одноклассниках» ( кажется у Саньки Берестова-мой одноклассник) фото есть — счастливые Якубы с коляской…..

Вот это фото

*

Я помню, что после гибели Николая Якуба, Сережу через какое-то время устроили в суворовское училище. Валю Жалинскую помню хорошо — она преподавала английский язык в школе… 

Сейчас в памяти какие-то моменты всплывают — сон, рассказанный женой Мальцева.. Накануне гибели мужа ей приснилось,что она его зовет, а он уходит в темноту… Пару раз обернулся и пропал…

Услышала это от Светы Копытовой, своей подруги и одноклассницы. Её мама (кажется) с Мальцевыми дружила, видимо такой разговор-воспоминания был уже после похорон…

Гринины…..Олю Гринину помню по школе, старше была на 4-5 лет(???) Сейчас живет в Америке. Мои родители у них(Грининых) диван покупали….Он ещё жив, во мебель делали …Из моды вышел, а рука не поднимается выкинуть этот раритет….

Посмотрела фото Люды Мазур — экипаж майора Мальцева. Там 2 солдатика, кто-то из взрослых тогда говорил,что один из них был стрелок-радист. <Хотя> может я ошибаюсь — уже столько лет прошло…

Но это то, что зацепила детская память на тот момент…..

«Проводы в последний путь от ГДО до пятачка наших погибших мужей. ОКТЯБРЬ 1976 г.» (фото из архива Галины Азимовой (Юпатовой)  

*

Мирон и Галина Абрамович:Это были наверное первые про по утрате экипажа проводы и похороны в гарнизоне, Весь городок  переживал боль

๑ღஐ ஐღ๑qнɐɹʚоɓ ɐнʁqɯɐɯ๑ღஐ ஐღ๑ : А потом стояли возле вечного огня!!! Очень жутко было…..

Валентина Жалинская (Губанова):эта боль не пройдет никогда чтобы не происходило в жизни,,,,,

https://ok.ru/chagantsy/album/52005250072767/499092873151,    http://chagan.ru/forum1/index.php

*

Часть вторая

Виктор Бычковский

…5 октября 1976г. Лямин  был снят с должности комполка в связи с катастрофой экипажа Мальцева Виктора Васильевича.

…Это была проверка 79 ТБАД.. Очень большая нагрузка легла на весь личный состав : после первого вылета (17 часов) всего полка, всех отчётов, получения данных и прибытия домой на отдых  была объявлена тревога

Примечание: обычно о тревогах говорили женщины заранее -)

Эту <тревогу> никто не воспринял серьёзно.  Думали, что соберут на «пятачке» (местной площади для сборов и торжеств по совместительству — админ) , посчитают и распустят.

Виктор Бычковский. 1978 г Фото из архива Бычковского В.

*

Но я увидел, что пятак весь в машинах Поехали на аэродром . Рассуждали , что доедем< до аэродрома, потом назад> — и по домам. Кстати, рядом со мной в машине сидел Мальцев и возмущался таким безобразием и несколько раз сказал, что нужно завязывать с этим, ,<в смысле> списываться (на гражданку или с летной службы — админ)

Я ему ещё возразил: <мол там все проще> — приедем — <и нам тут же> скажут, чтобы мы шли в столовую.

Но никто не пойдёт <естественно>, а сразу поедут домой, <а продукты останутся>, и любимая база (как это часто бывало) поправит своё и больших начальников продовольственное положение

Место выезда транспорта из жилого городка в служебный (фото из Ок)

Но не тут-то было. <Экипажам была дана> постановка задачи, <и команда>  «По самолётам !»

Все думали (и надеялись), что этим и закончится.

Когда же услышали команду на запуск, <то все еще> надеялись, что первый прокатится по полосе и — <его завернут назад> на стоянку…

Но команда «Взлёт разрешаю». поставила все точки.

.<При этом> маршрут был не менее продолжительным, чем накануне.

По возвращении где-то под Кочетавом нас накрыла какая-то сфера (об этом позже)…

На самом аэродроме был сильный боковой ветер. Несколько экипажей ( и мы) успели сесть…

Но Ефремов выкатился с полосы, зарывшись в песок. Из-за такой ситуации полоса для посадки <оказалась> под запретом, и начали искать запасной аэродром <где можно было бы сесть>

С учетом, что топлива было в обрез,  (а аэродром Жана-Семей — закрыт) отправили оставшуюся группу полка в Алма-Ату….

Через некоторое время (ночью) приходит сообщение о катастрофе Мальцева.

В полку колготились до утра…

Аэродром

*

Обсуждали как сообщить семье. Сообща решили ,что должно идти мне: меня семья не знает , не кинется , и <к тому> я — секретарь парторганизации управления полка….

Выработали текст сообщения:»Вчера под Алма-Атой упал самолёт с экипржем Мальцева. Судьба экипажа неизвестна»…

Но конечно ,они уже ЗНАЛИ. Рыдали….

Я не знал как вести себя и спросил у жены Виктора Васильевича  — не заметила ли она что-нибудь странное в поведении мужа в последний день. Она успокоилась и задумалась, а потом сообщила , что он сжёг какие-то бумаги в печке (в старых домах еще  оставались печки).

Она подвела меня к ней и открыла дверцу . Я увидел ворох (скрученный) пепла. Я даже взял осторожно свёрток из пепла в руки  —  мне показалось , что там можно было что-то прочитать (будто карандаш)…. Но жена сказала, что ничего не нужно расследовать и бросила пепел в печь….

Когда я вернулся в штаб, то Лямин объявил , что я и правый лётчик полетим на АН-12 в Алма-Ату в качестве представителя штаба полка.

В аэропорту было около 200 «Волг» , а от лампасов рябило в глазах….

Я был допущен в диспетчерский зал. Там нам предоставили записи того радиообмена — и уже на первых порах прослушивания поняли, что диспетчера растерялись в такой массе самолётов, требующих управлять их заходами на посадку (правда там шёл сильный дождь и никто не спрашивал минимумы кк: топливо на пределе)

Им <даже> с трудом удалось увести несколько экипажей от «встречи» с горой Ала-Тау.

В этой суматохе «посадка» дала разрешение Мальцеву выполнять четвёртый….

Но Мальцев уже проскочил его и не был виден на ПРЛ,  а к развороту подходил другой борт, которого диспетчер и принял за Мальцева (связь <была> с ним , а на локаторе <высвечивался> другой — а он (<Мальцев>) уже вышел из сектора обзора)…

Дождь был такой силы , что штурманам приходилось ложиться на стекло, чтобы увидеть полосу.

Поэтому Мальцев выполнил команду о развороте … и в считанные секунды оказался под проводами ЛЭП (толщина проводов в руку ) .. — И в этот момент запись прерывается ( всё обесточено) —  пока не включилось аварийное питание…Это  и есть точное время катастрофы.

Только чудо спасло наших боевых товарищей других экипажей от гибели.

Я был на месте катастрофы. Разброс по курсу большой. пирамидальный тополь в кабине….

Там рядом трасса. Водители подъезжали, чтобы помочь… Мальцев оказался еще жив.

Его повёз водитель, тот всё время повторял:»штурман, штурман…».

К тому времени уже всё было собрано на месте, а гробы прилетели с нами…

Разбор проводил Маршал авиации Ефимов. В комнате были экипажи ,представители ДА и 79 ТБАД. Там Ефимов задал вопрос Воронкину, способен ли он был дать команду экипажам покинуть самолёты.

Всё неожиданно и ответа не было.

Решение на месте :»Снять!…».

Ещё несколько дней шли разборы по рангам…..

На фото: разбор катастрофы экипажа Мальцева В.В. проводил генерал-лейтенант Таран. Рядом с ним Моисеенко ,а я за его головой. Тогда он выдал во вступлении на высшем русском уровне . Досталось и мне …(фото из архива В.Бычковского)

*

Когда я вернулся , уже похороны состоялись и объявили о снятии Лямина, Колесникова и Воронкина. Комполка стал Кучерявый….

Я могу что-то и подзабыть, но все прослушивания в диспетчерском зале я помню точно. Меня и сейчас коробит от Талгарской груши (<в саду> есть <она>и у меня): всё случилось под посёлком Талгар

*******************

Справка:Груша «Талгарская красавица» — осенний сорт груш, выведенный в Казахстане селекционером А.Н. Кацейко с помощью семян сорта «Лесная красавица». Отличается высокой урожайностью и ранними сроками плодоношения . Успешно культивирован во всех уголках страны http://www.udec.ru/derevo/tolgarskaya-krasavica.php

*

ДОПОЛНЕНИЕ: Талгар

Талгар (каз. Талғар) — город в Казахстане, центр Талгарского района Алматинской области. Расположен на северных склонах Заилийского Алатау, в 25 км к востоку от Алма-Аты  на высоте 1000—1300 метров над уровнем моря

Выдержки с местного форума в теме о катастрофах самолетов в этом районе (а их — судя по всему  — в том районе было немало) :

-…Должен быть еще Ту-95, на посадке где то на Кульджинке. 

-В 1976 военный бомбардировщик ТУ-95 (топливо было на исходе), пытался приземлиться в Алматинском аэропорту, но экипаж перепутал полосу аэропорта с автотрассой (трасса идет почти параллельно ВПП на поселок Талгар)— и рухнул в районе Института ядерной физики.

-а что стратегический бомбардировщик делал в Казахской ССР? Они у нас базировались?

-топливо было на исходе

Примечание: я не шучу. Вот скрин, из которого следует,  что далеко не все местные в курсе истории собственной страны по этой части

https://vse.kz/topic/45458-stroim-almati-iz-vospominanii/page-671

*

Но (как выясняется из дальнейшего) — кто-то все-таки что-то знает. Хотя тоже явно далеко не все -) Хотя впрочем с учетом масштабов ТОЙ секретности и нынешнего очень избирательного  интереса к делам минувших дней оно и неудивительно.

-В Семипалатинске полк стоял.

-Не знал. До Америки далеко… Видимо чтобы Китай держать в рамках приличий.

Забыл о Валерии Павловиче<Чкалове>? :dont: Кратчайший путь в Америку — через Северный полюс. Именно так тот полк и летал с крылатыми ракетами. ;) Китай тут абсолютно ни причем.

-Но ведь из европейской части ближе? 

-Так и пендосам долететь ближе, да и самолетов было столько, что в европейской части все не помещались. 

Для сведения — семский полк дальней авиации был на патрулировании Индийского океана. 

….

-а ИЯЗ в то время уже существовал? капец бы … если бы …

-ИЯФ был создан в 1957, а через 10 лет запустили реактор. Так что — существовал.

-Одна из тележек шасси Ту-95 чуть -чуть не долетела до реактора…

https://vse.kz/topic/45458-stroim-almati-iz-vospominanii/page-670

 

Талгар . Въезд со стороны Алма-Аты Автор: CeperaXa — собственная работа CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org

 

*

…И еще немного о катастрофах того времени в той местности вообще — из того же источника:

удивительно с какой периодичностью случались катастрофы — 76, 77,80,83 не считая и до этого и после. не знаю на каком месте Алма-Ата по количеству авиакатастроф в советское время, но думаю ни у кого не было такой цикличности?

Какая же тут цикличность? 1965,66,69,77,80,83,87,90, 2007…

04.01. 1965  — 64 погибших ( ИЛ-18Б) рейс Москва — Омск — Семипалатинск — Алма-Ата, при посадке
22 .11. 1966 — 2 погибших ( ИЛ-18Б ) Алма-Ата — Семипалатинск — Омск — Москва, при взлете
24 .03. 1969  — 4 погибших (АН-24) рейс Алма-Ата — Свердловск, при взлете

05.10.1976 — Ту-95 — 9 погибших, при посадке

13.01.1977 — 90 погибших Ту-104) рейс Хабаровск — Новосибирск — Алма-Ата — при заходе на посадку
8.07.1980 — 166 погибших  ( ТУ-154 ) рейс Алма-Ата — Ростов-на-Дону — Симферополь , при взлете. При падении было разрушено несколько жилых домов. Это крупнейшая авиакатастрофа за всю историю Казахстана.
30.08. 1983 — 90 погибших ( Ту-134) рейс Казань — Алма-Ата. Самолёт столкнулся с горой при попытке осуществить посадку в тёмное время суток
1987 — 9 погибших( АН-26 )
1990 — 8 погибших ( АН-12 )
2007 — 1 ( Canadair CL-604 )

29 января 2013 года  самолет Bombardier CRJ-200 компании «SCAT», выполнявший рейс DV760 из Кокшетау, при заходе на посадку в условиях тумана потерпел катастрофу на удалении 1,5 км от торца ВПП. Погибли все, кто находился на борту: 21 человек.

На фото памятник жертвам катастрофы Ту-104 в 1977-м на Кульджинке. 96 погибших. Фото с форума   https://vse.kz/topic/45458-stroim-almati-iz-vospominanii/page-670

*

И последнее.

В 50 км к северо-востоку от Алма-Аты расположен крупный военный аэродром (1 класса)  «Жетыген».

Способен принимать самолёты Ил-76, Ан-22, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. На аэродроме базируется 600 гвардейское авиационное крыло (самолёты МиГ-29, Су-24, Су-24МР) и 700 авиационно-техническая база (инженерно-технический состав и обеспечивающие подразделения) Расположен в 4 км севернее посёлка Жетыген (до начала 2000х и аэродром и посёлок носили наименование «Николаевка») Там же небольшой военный городок для служащих аэродромаhttps://ru.wikipedia.org

Спросить хочу тех, кто еще… Почему-то во всех воспоминаниях конкретное место гибели экипажа майора Мальцева всегда проходило анонимно. Этот Жетыген-Николаевка (или Николаевка-Жетыген)  — и есть  ТОТ САМЫЙ анонимный запасной аэродром или…?

*

**********************************************

Комментарий к воспоминаниям Бычковского:

Вадим Яркин: Мальцев  разбился из-за того, что садился без связи. С места катастрофы привезли запоминающие устройства УКВ радиостанций самолёта Мальцева  — и там частота «посадки»была набрана неправильно. Эти ЗУ  Р 802В мне показывал инженер дивизии В И Шевелёв. Я на тот момент был техником по радиосвязному оборудованию 3А Э  вч 06680…

https://ok.ru/group/51077147459712/topic/62051389420928

На фото: У летной столовой в Анадыре. второй справа Олег Кулаков,а второй слева Афонин. КАК СООБЩИЛИ, АФОНИН УМЕР… (фото из архива В. Бычковского)

*

Примечание : Виктор Васильевич Бычковский ушел в небо 13 января 2017 года. Кулаков Олег Федорович  — 21 ноября 2018 года

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

*

Часть третья

Если кто знает автора, прошу подсказать

…В 1976 г. в корпусе случились еще два летных происшествия.

27 июля экипаж заместителя командира 1229-го полка майора А.И. Шрейтер выполнял днем предполетный облет радиотехнических средств и разведку погоды в районе аэродрома. Аэродром Белая расположен на местности при слиянии рек Ангара и Белая. Нередко появлялся туман при, казалось бы, благоприятных погодных условиях. В тот день на дальности 2,5 км до ВПП самолет попал в полосу тумана. Командир корабля упустил контроль за высотой и снизился под глиссаду. На удалении 1499 м от ВПП и в 30 м правее ее оси на скорости 310 км/ч самолет приземлился на три точки, пробежал 450 м, разрушился и сгорел. Экипаж после остановки самолета покинул его. Все оборудование самолета работало нормально, вина командира корабля была очевидной.

5 октября произошла катастрофа самолета Ту-95.

1223-й полк проверялся комиссией Главной инспекции Минобороны. Группа из 9 самолетов, в том числе и самолет, где командиром корабля был майор В.В. Мальцев, военный летчик 1-го класса, после выполнения маршрутного полета ночью из- за ухудшения метеоусловий в районе аэродрома была направлена на запасной аэродром Алма-Ата. К моменту выхода группы на аэродром Алма-Ата погода резко ухудшилась и стала ниже минимума погоды, установленного для экипажей. Обстановка для экипажей сложилась крайне сложной.

Из рапорта заместителя командира полка подполковника Воронкина:

«…При подходе к третьему развороту выключился РСБН. На дальности 9 км до ВПП он заработал, РСП помощи не оказал — не работал посадочный локатор. На ДПРМ вышел левее 30-40 м, довернул на посадочный и увидел огни приближения с дальности 3 км. Огни наблюдались расплывчато — дождь заливал стекла, «дворники» помогали мало. С высоты 180 м увидел полосу. Высоту выравнивания определить из-за дождя было очень трудно.

При заходе на посадку экипажи группы заходили по ОСП — система посадки не работала…».

Экипаж В.В. Мальцева, оказавшись в 12 километрах левее от ВПП, продолжал полет к аэродрому, на удалении 16 км от ВПП экипаж доложил о занятии высоты 500 метров. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: «На глиссаде находитесь». Экипаж выпустил закрылки на 20 градусов и перешел на снижение. При очередном довороте по команде диспетчера круга на курс 270° самолет на удалении 7800 м от торца и 3650 м слева по заходу от ВПП, с правым креном 30°, со снижением, на скорости 410 км/час столкнулся с верхушками деревьев и линией ЛЭП, имеющей превышение относительно торца полосы 111 метров. В процессе дальнейшего снижения самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.

Причинами были названы  неудовлетворительные организация и обеспечение полета командованием полка и дивизии.

Летному происшествию способствовали неорганизованность и плохая слаженность в работе членов экипажа, низкая морально-психологическая подготовка командира корабля к посадке на незнакомый аэродром при минимуме погоды ночью.

Расследование катастрофы проходило в напряженной и нервной обстановке. Во-первых, вся девятка самолетов из-за плохого руководства полетами и неудовлетворительной работы средств обеспечения полетов могла столкнуться с горой Ала-Тау.

******

Справка: Заилийский Алатау (каз. Іле Алатауы, кирг. Иле Ала-Тоосу) — горный хребет на северо-западе Тянь-Шаня (на границе Казахстана и Киргизии). Название с тюркского переводится как «пёстрые горы»,- связано с тем что летом эти горы имеют «пегую» окраску, частично белые из-за снега, частично тёмные на бесснежных участках. Преобладающие высоты — 4000—4600 м, высшая точка — пик Талгар (4973—4979 м. В северных предгорьях расположен город-миллионник Алма-Ата — бывшая столица Казахстана.

Высшая точка Заилийского Алатау — Пик Талгар — виден из Алма-Аты https://ru.wikipedia.org

*

********************

Во-вторых, было высказано сомнение в устойчивой работе самолетной радиостанции РСИУ-5. В результате длительного поиска блок радиостанции с каналами настройки был найден, опечатан и передан комиссии. Важно было установить причину плохой связи экипажа с диспетчером, от этого в конечном итоге зависел вывод о причине катастрофы.

После вскрытия крышки блока установлено, что в полете экипаж неправильно установил частоту, на которой должна была работать радиостанция РСИУ-5.

*****

Мне пришлось в первый раз близко наблюдать командующего Дальней авиацией генерал- полковника авиации В.В. Решетникова в такой сложной ситуации. Он показал себя мужественным, честным и принципиальным командующим. Его порядочность произвела на меня сильное впечатление.

Катастрофа всегда является тяжелым событием для руководителя высокого ранга. Каждый в такой ситуации ведет себя по-разному, некоторые начинают ловчить, пытаются еще до установления истинной причины валить все на работу матчасти…

Командующий генерал В.В. Решетников вел расследование грамотно, не давил на членов комиссии своим авторитетом, хотя было видно, что эта катастрофа у него отнимает много здоровья, была ему крайне неприятна. Как исключительно честный человек он старался докопаться до истинной причины катастрофы, чтобы в последующем сделать правильные выводы и провести необходимые профилактические мероприятия. …

*

*

Прислано Г.Клемпач

http://chagan.ru 

Часть четвертая  .Воспоминания о летной работе.

Ал.Овчинников

Есть моменты в жизни, когда задаешь себе вопрос: а что бы было, если поступил не так, как поступил, а немного иначе?

Удалось бы в этом случае избежать жизненной катастрофы в обыденной жизни и летного происшествия… Или гибели экипажа в Авиации. И какова твоя вина в случившемся. Вот и возвращаемся в своих мыслях в далекий 1976 год.

«…А он не дотянул совсем немного, совсем немного до посадочных огней…. »

*

В Авиации, к сожалению, это относится ко многим экипажам. Это произошло и с экипажем 1023 ТБАП майора Мальцева при заходе на посадку на аэродроме Алма-Ата (заход на посадку на запасном аэродроме). Командир эскадрильи был А.И.Пузанов.

Штурман АЭ — Ваш покорный слуга. Я был в том же боевом порядке и заходил на посадку в составе группы. После заруливания мы уже имели информацию о гибели экипажа, но поверить в это было невозможно...

И мы с командиром еще долго вглядывались в район ближнего привода в надежде услышать гул нашего родного
Ту-95….

Да, надежда умирает последней. Но чуда не произошло. Мы потеряли экипаж.

Кто в этом виноват? Истинную причину так и не нашли. Магнитная проволока закончилась за несколько минут до посадки. Поэтому только экипаж знает, что у них произошло, эту тайну они унесли с собой, а нам оставили только вопросы и догадки.

Вечная им память.

*

Они погибли не по халатности. Просто в Авиации существует понятие, как цепочка событий, которая в конечном итоге приводит к печальному исходу.

Прокручивая эти прошедшие события, я думаю, что нашел истинную причину произошедшего. Звучит это странно, наверное. Возникает вопрос, а не слишком ли поздно? Мой ответ прост. Не надо делать поспешных и унизительных выводов. Но есть в авиации ответы, которые всплывают и в более поздние сроки….

Слева Мальцев, сзади Якуб, Берестов, Золотарев.. Фото из архива Сергея Якуба

*

А мог ли я в то время изменить что-либо? Ответ будет отрицательный.

В те года была мощная замена штурманского состав. Старые штурманы уходили, а молодых ставили на их место. А командиры кораблей были еще старые. Только потом пошло омоложение и командиров. «Старые» —  это в смысле не
возраста, а с точки зрения их подготовки и летной практики. Основной причиной я считаю – не слетанность экипажа. К этому заключению я пришел по двум причинам.

Первое: мы с О.Ф. Кулаковым вывозили этот экипаж на ТУ-116 с посадкой на аэродромах: Иркутск, Рязань, Чкаловский. После этих полетов выполнили посадку на своем аэродроме, и стояла задача дальше продолжать полет
без остановки, что говорится.

Кулаков Олег Федорович

*

Мы с командиром даем добро на допуск к самостоятельным полетам и остаемся дома. Я вывозил Сергея Буценко и тоже выпустил его самостоятельно. Но Мальцев хотел, что бы и я еще полетел с ними.

Вот тут-то я и понял, что нет у него уверенности в своем штурмане. Но я был другого мнения-полеты без боевого применения, это раз. Полеты по трассе, это не очень сложно с точки зрения самолетовождения, а заход на посадку-это обычный процесс.

Поэтому выпустил самостоятельно, но это меня насторожило. Но, когда мне передали последние слова командира (он еще был жив после крушения самолета) —   «я, военный  летчик майор Мальцев…» — и далее, уже в бреду -«штурман, где мы? Где мы?….» — я понял, что взаимопонимания в экипаже (слетанности) не было. Предположения мои не были, значит беспочвенными, но решить эту проблему в те годы, как я и говорил, было нельзя. Менять кого-то в экипажах было просто некем. Это было такое время.

Рядом с Мальцевым Ковалев Фото из архива Сергея Якуба

*

Можно винить только Н.С. Хрущева, который так поступил с Авиацией в свое время. Причем тут Н.С. Хрущев? При нем сократили численность Армии. В том числе и ВВС. Ну, думаю  последствия понятны. Это разогнать легко, сложнее собрать потом.

Готовил экипаж по штурманской службе в данный полет штурман полка, который оказался настоящим  мужиком —  и не стал этого
отрицать, хотя летная документация осталась целой после катастрофы.

Остались целыми и бортовые журналы. Но порядочность человека-офицера-штурмана в этой ситуации большого стоит. Ведь выводы в этой ситуации ожидались не простые. Командира эскадрильи оставили на должности, но звания воинского он ждал долго….

Меня Бог миловал т. к. рассматривалась подготовка к конкретному полету. Но осадок остался на всю жизнь. Поэтому и пишу, что бы как-то облегчить душу….

Слева направо — Крячуо, Якуб, Новиков Фото из архива Сергея Якуба

*

Теперь все же хочу рассмотреть эту злосчастную цепочку, которая привела к трагедии. Первое — не слетанность экипажа. Второе — метеоусловия на основном аэродроме, сильный боковой ветер. Первый экипаж при заходе на посадку ушел на второй круг. Третье — форма одежды — руководство проверкой одели нас в полевую форму одежды. В результате при посадке второго экипажа у командира корабля соскочила нога с тормозов, и произошло выкатывание самолета за пределы взлетно-посадочной полосы.

В результате двух этих событий нас и отправили на запасной аэродром. Отсюда четвертое —  неправильное решение по запасному аэродрому. Там была система посадки, которой не было у нас на борту (по РСП мы садиться не могли) . Заходили по ОСП при погодных условиях  ближе к минимуму.

Пятое — помощник командира корабля настроил канал посадки с ошибкой. При наборе (пример по сути, а не конкретно) комбинации 5 надо было набрать 5 , а он набрал, как 3 и 2. Поэтому потеряли с ним управление при переходе на этот канал.
Шестое — пере нацеливание  на эшелоне, где встречный ветер был 100 километров в час и мы потеряли почти 2
тонны топлива, что добавило лишнюю психологическую нагрузку при заходе на посадку.

Вот эта цепочка. Вот этот клубок.

Фото с chagan.ru

*

А мы с командиром по-прежнему смотрели в район ближнего привода. Не верили в худшее. Не верим и
сейчас.

Царствие им небесное. Они не умерли. Они просто остались на небесах.
Там им легко и спокойно. А мы будем помнить о них.

*

****

Послесловие.

Я конечно не специалист. Но  в свое время я тоже разговаривала с очевидцами и участниками событий, и вот что меня поразило: назывались очень многие причины того, что произошло — не та частота, не та обувь, неорганизованность и прочее… Кроме одной.

УСТАЛОСТЬ.

Которая собственно и потянула за собой все остальное. Ведь по свидетельству Бычковского (если я правильно все поняла) это были уже вторые полеты повышенной сложности практически сразу после предыдущих  — да еще и в «метеоусловиях ниже порога…»

НАФИГА?

Где-то в других свидетельствах проскользнуло что это «Москва проверяла готовность»… Москва была не в курсе, что только что перед тем готовность как бы уже «проверили» по полной ? Или  снизу предпочли выполнить приказ неудобным объяснениям с начальством — мол звыняйте проверка на проверку наложилась, мож отмените… ? Или в армии (даже в мирное время) так в принципе нельзя? Или такое в  ДА в  было вполне нормальным явлением  ?

Я не знаю.  

Я не знаю, насколько необходима и чем обусловлена  была та тревога и все и все последующее  — с учетом всего предыдущего . И почему экипажам перед тем не дали отдохнуть хоть сколько-то. Ведь войны же вроде не было и (насколько мне известно) какой-то «чрезвычайной» внешнеполитической ситуации вроде бы тоже…

РАДИ ЧЕГО?

И уж тем более я не знаю насколько было принято такое в Дальней Авиации и как часто практиковалось,  и насколько  такие дела реально повышают обороноспособность  и все такое  — не мне о том судить.

И уж тем более так и осталось для всех непосвященных покрытым мраком тайны КТО ИМЕННО отдал тот приказ и чем именно он был обусловлен

И спустя 43 года в этом, конечно,  вряд ли кто-то будет разбираться.

Но больше всего меня (уже сейчас) поразил тот факт, что, вспоминая те события, ни один из свидетелей и участников в числе прочих  даже в частном разговоре (со мной во всяком случае) не указал именно ЭТУ причину — начальство мол, во всем виновато… .

На фоне того, как представители уже нашего (и более поздних) поколений всех уровней и рангов к месту и не к месту выставляют счет за свои проблемы всем, кроме себя самих за то, что у них в жизни что-то «пошло не так«…

ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ

Наверное это действительно было ДРУГОЕ поколение.

Поправьте меня, если что не так.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

*

Благодарю всех вольных и невольных соавторов.

Отдельная благодарность Ольге Фокиной , оказавшей неоценимую помощь в поиске и подборке материалов

При оформлении использованы материалы из фотоархивов чаганцев и др, находящиеся в открытом доступе в интернете

Дополнение : 

В процессе изучения материала по катастрофе Ту-95 1976 года у меня возникли вопросы, которые я задала в своем послесловии к статье. В свою очередь два очевидца и участника тех событий — военные летчики Валерий Кащеев и Александр Овчинников прислали  свои уточнения по интересующим вопросам. Уточнения В.Кащеева я привела в комментариях  статье, ответы Ал.Овчинникова  см. здесь

Кроме этого свой отзыв представил Николай Пантелеев, в свое время также проходивший летную службу   на аэродроме Чаган. Помимо прочего там представлены дополнения  о ведении наземно-технической  службы аэродрома  во время полетной подготовки. Посмотреть отзыв можно здесь 

Администрация сайта выражает  огромную благодарность авторам  от имени всех, кто интересуется историей Дальней Авиации вообще и авиабазы Чаган в частности    

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

5 комментариев

5 комментариев на «Катастрофа. Александр Овчинников, Виктор Бычковский и другие.»

  1. Ольга:

    Спасибо за память, Марина
    Спасибо за труд по сбору всех воспоминаний

  2. Валерий Кащеев (из Ок), очевидец и участник тех событий, ответил на несколько интересующих меня вопросов в дополнение к тому, что уже известно:

    1. Это были дивизионные учения, участвовала вся дивизия. Самолет 62 принадлежал 2-й АЭ, я в это время был в 1-й. До этого полёты были в районе и маленькие маршруты, обычное дело. Да и этот вылет был (насколько помнится) на три -четыре часа, как обычно для таких учений. На более крупных, армейских или ВВСовских, маршруты дольше, до 10 — 12 часов.Полёты в сложных условиях тоже не из ряда вон. Лётчики стремились к ним, т.к. это необходимо для подтверждения или получения класса.

    2. Два полёта подряд случаются на учениях всегда — прилетели в Анадырь (11 часов), а на следующий день, через 10 — 15 часов, назад

    3. Экипаж Ефремова сел на своём аэродроме, но выкатился. Причину точно не знаю. Знаю только одно — что на учениях в эти годы всегда летали в полевой форме или, точнее, в лётно-полевой, как, впрочем, было и во время войны. Особой обуви у лётчиков не было, кроме, пожалуй, унтов… Мне не припоминается ни одного случая, когда что-то происходило именно из-за сапог… Соскользнуть могла и нога в ботинке…

    4.Насколько я понял тогда, после выкатывания Ефремова, всех стали направлять на запасной аэродром, но в связи с со сложными метеоусловиями открытым оставался только аэродром Алма-Аты. Старшим группы, как мне помнится, был зам к-ра полка Воронкин… Ситуация в районе аэродрома, похоже, описана в статье близко к истине… Было высказывание о сухих баках, была путаница в свЯзи, связанная с особенностью управления полетов в ГА, была, скорее всего, растерянность руководителя полётов, на которого внезапно обрушилось сразу слишком большая для него группа самолётов, да еще с «пустыми» баками, что требует срочной посадки… Короче, куча моментов, создавших в совокупности ситуацию, при которой случилось так, что руководитель полётов перепутал, скорее всего, индексы и завёл Мальцева в горы, считая, что ведёт другой экипаж на посадку…

    5. Состав экипажа: Мальцев — командир; Ковалёв — правый; Буценко — штурман; Трофимов — 2-й штурман; Гринин — бортинженер; Азимов — оператор РЭБ; Якуб — старший воздушный стрелок-радист; Ведерников — ВСР; Криволапов — КОУ.

    Что касается чувств, то, что тут говорить… Когда уходят твои товарищи, да ещё в мирное время — это безумно горько и трудно принимается… Для технарей условным облегчением было только то, что катастрофа произошла не по вине техники, что на их руках нет крови своих ребят…

    А произошло это перед юбилеем полка — 25 октября исполнялось 20 лет… Такой вот горький юбилей…

  3. светлана:

    Спасибо, Мариночка. Статья великолепная. Огромная твоя работа. Я тоже хорошо помню эти похороны. У всех был шок. Наша жизнь чаганская. Эта помять с нами всегда. Еще раз спасибо

Ваш отзыв