*
Так то Масленица к христианству как к таковому имеет опосредствованное отношение — скорее церковь, не в силах справиться с языческим обрядом , перенаправила его отправления в русло соответствующей доктрины. ..
Но обо всем по порядку
*
Празднику, который мы называем Масленицей, — несколько тысяч лет. Это один из самых старых народных праздников. Он возник еще в дохристианскую эпоху и распространился не только на славянские страны, но и на Западную Европу, на восток России — в прибайкальские буддийские регионы… Конечно, внешние формы отмечания в разных местах были разными. Одна из них — карнавалы: итальянские, французские, немецкие…
*
Изначально Масленица никак не была связана с Великим постом. То, что не ели мясо, объяснялось не христианскими правилами, а вполне бытовыми причинами: в старину в деревнях к этому времени мясо забитой по осени скотины уже заканчивалось, а молодняк еще не подрос. Поэтому угощались в праздничные дни в первую очередь молочными продуктами — сыром, творогом, сметаной… Отсюда и другие названия Масленицы: Сырная седмица (неделя), Белая неделя.
*
Кое-где ее называли «Комоедица». Тут надо вспомнить одну знакомую всем поговорку: «Первый блин комом». На самом деле звучит она по-другому: «Первый блин — комАм». «Ком» — так в доисторические времена называли медведя — от которого — согласно некоторым языческим верованиям, пошел род человеческий. Так что поговорка расшифровывается вполне однозначно: первый блин нужно отдать медведям — сиречь предкам. Обряд такого своеобразного жертвоприношения в разных регионах России выполняли по-разному. Где-то несли блин на кладбищенскую могилу, где-то клали его в слуховое окно дома…
*
*****************
ИТАК — МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ. Каждый день Масленицы имеет свое название.
*
Первый день Масленицы: ПОНЕДЕЛЬНИК- «встреча»
Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку….
*
девушки, парни песни распевали, делали соломенное чучело — Масленицу -затем брали его и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
*
Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».
Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
*
*
Второй день Масленицы ВТОРНИК:- «заигрыши»
С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.
Самое любимое дело на Масленицу — кататься на корежках-досках — залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.
Катались дети и взрослые и на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем — конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) — это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.
В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
*
Третий день Масленицы. СРЕДА — «лакомка»
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
*
Четвертый день Масленицы «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ» — «разгул, перелом»
На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади — три дня, впереди — три дня.
Пировать и веселиться начинали уже на широкую ногу. В дореволюционной России обеспечивали в административном порядке необходимые условия для этого. На многих предприятиях пятница и суббота Сырной недели объявлялись нерабочими днями.
*
В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
На Большую Масленицу пользовались популярностью ряженые. В деревнях порой ради потехи даже лошадей обряжали — натягивали им на задние ноги старые мужские порты.
*
Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался — сталкивали в снег и засыпали их по самую шею…
Выходили в этот день и на «кулачки» — на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о ЧЕСТИ и НЕ ТЕРЯТЬ ГОЛОВУ. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».
*
Пятый день Масленицы — ПЯТНИЦА «тещины вечерки» — гостевой день
Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные — со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.
Впрочем «зятья угощают» это было… м..мм.. В этот день принято было, чтобы теща приходила в гости к зятю и приносила с собой «инструменты» для приготовления блинов — сковороду, половник… А уж молодая хозяйка с их помощью пекла блины.
Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила….
*
Существовали и другие ритуальные действия с использованием блинов. Женщины их, например, вплетали в косы или украшали ими головные уборы — кокошники, налобные коробочки…
Тут следует оговориться: блины появились позднее; прежде в России гвоздем масленичного стола могли быть другие виды угощения — сырники, оладьи, ватрушки, розанчики… ( в Польше , например в эти дни предпочитали лакомиться пончиками.) Хотя, конечно, блин — самый красивый символ наступающей весны и благополучной жизни — символ Солнца.
*
Наши предки считали, что если хозяйка выпекла блины, сквозь которые на просвет можно увидеть солнечное пятно, то у нее будущее сложится хорошо.
*
Шестой день Масленицы СУББОТА — «золовкины посиделки«
Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись-посудачить о том о сем… .
*
Под вечер следовало расправиться, наконец, с чучелом Масленицы. Для этого существовало несколько способов. На севере соломенную фигуру чаще всего сжигали (а получившейся золой символически удобряли потом окрестные поля — ради пущего урожая!). В южных районах Масленицу хоронили — закапывали в землю (благо она в тех краях была не промерзшей и поддавалась лопате). Существовал третий вариант: соломенную фигуру растаскивали-раздергивали по клочкам.
*
Но чаще всего сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.
*****
Ну и из пикантного: Довелось обнаружить свидетельства о том, что масленичная неделя стала родоначальницей стриптиза на Руси.
В Архангельской губернии, в деревнях и селах на реке Тавда существовала в древности традиция: местный воевода и его подружка раздевались догола и, выбежав на улицу, при всем честном народе хлестали себя вениками — как в парилке. Мог быть и другой вариант: попарившись в настоящей бане, тот же воевода выходил и демонстрировал срамные места…
*
К современному стриптизу (или того паче — эксгибиционизму) это отношения не имеет. Это демонстрация чистоты людской: чистыми мы родились, чистыми должны себя сохранять. Недаром же и первый день поста, наступающего после Масленицы, называли Чистым понедельником. К слову сказать, в этот день, когда уже вступают в силу строгие законы поста, разрешалось ополаскивать рот водкой, чтобы символически очистить его от съеденной вчера скоромной пищи.
****
Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму и встречал весну — словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.
*
Седьмой день Масленицы -ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — «проводы- целовник«
С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!».
*
За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
После обеда — собирались в церковь к вечерне, которая открывала Великий Пост.
Великой Пост
Великий Пост является самым ДРЕВНИМ, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью. Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.
Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу — чтобы потом иметь благословение в делах….
*
Источник http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/maslenica/nazvanie-dnei-maslenichnoi-nedeli-maslenichnaja-nedelja.html, http://www.mk.ru/social/2015/02/16/maslenica-dala-nachalo-striptizu-na-rusi.html (Вл .Девятов, МК)
При оформлении использовании материалы, находящиеся в свободном доступе в интернете