main

Моя срочная служба в Чагане. Петухов Л.З.

 Петухов Леонид Захарович.

В Чагане я служил с августа 1964г. по август 1966 г. в ТЭЧ 1-го полка и штабе дивизии….

****

Л.З.Петухов.Чаган, в/ч 10239. В штабе у доски почета, сентябрь 1965 г.

Призван был в ряды Советской Армии с 3-го курса института.В ШМАСе (г. Пермь) сделали группу ускоренного обучения из бывших студентов, т.к. программа курса обучения была рассчитана на полуграмотных людей (много было призвано даже с 6-классным образованием).

ШМАС. Мое первое увольнение в город 18 марта 1964 г. Второе и последнее увольнение у меня было уже перед отъездом в Чаган.

*****

ШМАС. На комсомольской конференции

 *****

ШМАС. Такое свидетельство красного цвета я получил перед отъездом в Чаган. Оценка по первому предмету была снижена за отстаивание своей точки зрения.

 ****

Во время моей службы в штабе я имел относительную свободу передвижения – у меня было разрешение о бессрочном пребывании за пределами части в течение дня до 24 часов. Поэтому многое видел и кое-что помню.

***

Чаган. В/ч 86680. Память о ТЭЧ

***

7 городок

7 городок я хорошо помню. Он был хорош во все времена года. Как по молодости — он мне казался даже романтичным и уютным —  особенно весной…

***

Городок Чаган. "Бродвей" (улица Ленина)

***

Городок был очень чистым, на улицах не было окурков, обычного мусора, присущего каждому городу. А это свидетельствовало о высокой культуре жителей городка.

***

Зимняя сказка. Городок Чаган. "Холостяцкая гостиница"

***

Зимой чистились дороги и тротуары. Летом на клумбе у ГДО всегда высаживались цветы, работал летний кинотеатр. Перед сеансами кино часто проводился лекторий. Словом,  чувствовалась какая-то упорядоченность жизни и с каждым годом бытовые условия ее улучшались.

Уделялось внимание и озеленению городка. Кстати, и я участвовал в этом, чем и горжусь. Так, в начале мая 1966 г. пару дней находился в лесу с группой  военнослужащих из гарнизона, где специально выкапывали лучшие саженцы карагача для посадки в городке во время субботника. Лесник высоко оценивал выживаемость карагача и не зря его сравнивал с пирамидальным тополем. Он говорил, что только КАРАГАЧ способен выжить в городке —  поскольку у него корень, как у тополя, очень длинный, растущий вглубь до 15 м.

***

Карагач

***

Карагач- "черное дерево". Зима

***

В лесу мы выкопали для городка более 100 саженцев. Сажали их жители городка вдоль жилых домов от почты до ГДО. Тогда,в 1964 году,  улицы были безымянными.

***

Дом офицеров, 1964 год. Видны саженцы молодых деревьев

***

Спустя несколько лет. Чаган, Дом офицеров

 

Меня сейчас спрашивают, кто проложил систему полива? Могу лишь отметить, что про систему полива  в то время говорили, но только как о намерении.

Городок Чаган. 1 мая 1964 года

Помню ГДО, где я участвовал в организации некоторых мероприятий, а в свободное время в читальном зале восстанавливал свои подзабытые институтские знания. Запомнилась шикарная библиотека, где прекрасно была представлена учебная литература, периодика и др. (уже ТОГДА! админ) 

***

Чаган.Дом офицеров. Зимний сад

***

Помню огороды, куда меня брали для оказания личной помощи….

Словом, я помню многое – что-то МОЖНО говорить, а что и нет…

***

Чаган, в/ч 10239. Мое рабочее место в общем кабинете политотдела, июль 1966 г.

***

О кислородном заводе и о жизни в нем.

По-моему, Кислородный завод, как отдельная воинская часть, заслуживает упоминания в общем реестре памяти нашей дивизии.

Он находился сразу за ж/д переездом (если ехать из 16-го  городка ) слева. Это завод на колесах (эшелон). При мне его называли «резервным». Общая длина состава – порядка 120 – 150 м. При длине вагона – 24 м. Общее количест-во вагонов было порядка 7.

Первый вагон был пассажирским — с зашторенными окнами. Он всегда был закрыт – видимо, был командирским.

Второй вагон был пищеблоком. Работала в нем поваром приятная, приветливая молодая женщина – жена старшины, который служил в отделе кадров дивизии. Кроме нас в столовой питались все срочники, которые служили в штабе дивизии и некоторые водители начальства штаба.

Стоял состав на тупиковой ветке, которая была ниже основного ж/д. пути по высоте где-то на 1.5 вагона. При мне состав никогда не передвигался. Что касается дру-гих ж/д. путей, то я на них в то время не обращал внимания. Привязка ж/д. пути где-то БЫЛА, но ближе к станции…

Чаган, в/ч 06680. Снимок сделан 23 февраля 1965 г. у входа в казарму. На дальнем плане здание казармы Базы.

Напротив эшелона размещалась одноэтажное здание, в котором была казарма,  а также бытовые и служебные помещения. Командир части —  майор (Аксёненко?). Солдатский коллектив – порядка 30 чел. На последнем году службы эта казарма была моим родным домом.

Где-то когда-то на кислородном заводе...Сослуживец из Ленинграда

*****

Запомнился мне кислородный завод и другим — прекрасными отношениями в коллективе. Коллектив небольшой, увольнений и мероприятий нет – одна серость. Часто водил ребят в ГДО на мероприятия или в кино, и мы никогда не опаздывали к отбою. Когда мероприятия заканчивались поздно, и машин не было, добирались бегом. И так было до  моего дембеля.

 

Три богатыря... 🙂 Чаган. Кислородный завод. На групповом снимке справа Мартынюк – комсорг, на заднем плане Иртыш

 

Ядерные испытания.

….

...

***

Для изучения последствий ядерных взрывов использовалась пара самолетов типа ЯК-28. Самолеты прибывали к нам за пару часов до начала взрывов из Владимировки Волгоградской обл. Место взрыва они облетали дважды. Как правило, испытания проводились ровно в 12 часов дня.

***

Як-28 — советский многоцелевой боевой самолёт.Получил в НАТО кодовое обозначение Brewer-A (Пивовар).

***

После выполнения задания их дегазировали на нашем аэродроме на рулежке в конце взлетной полосы (западная сторона) и они улетали домой.

 ******

Вот один из эпизодов, который запомнился в 1965 году. — возможно, потому, что с нами во время взрыва находился сам командир I полка полковник Поляков Павел Терентьевич.

Ясный день…Как всегда, работали на стоянке ТЭЧ.  О проведении очередного испытания мы обычно  узнавали внезапно за пару часов до начала, когда к нам на аэродром приземлялась с восточной стороны пара самолетов ЯК-28. Через какое-то время поступила команда работы прекратить и убыть. Мы вот так строем и полурысью побежали в сторону казармы (расстояние порядка 1.5 км.). Но когда прибыли, здание казармы уже было закрыто и опечатано. По прибытии командира полка дежурный по части ему об этом доложил. Нас строем вывели на дорогу за солдатской столовой и приказали рассредоточиться в один ряд и повернуться в сторону аэродрома. За 5 мин. до взрыва самолеты взлетели, над нашими головами на малой высоте с оглушительным ревом устремились в сторону взрыва.

****

На взлет! ... ЯК-28

На взлет! ... ЯК-28

****

****

Сам взрыв был подземным, но достаточно СИЛЬНЫМ — тряхануло ТАК, что почва уходила из-под ног… А  степные ласточки, сидевшие на проводах, вспорхнули. Облако от ядерного взрыва  (темное) мы видели достаточно хорошо. Раз видели – значит, взрыв был недалеко южнее аэродрома. После второго пролета самолетов поступила команда отбоя.

Потом был большой «перекур», затем — обед, после этого снова пошли строем на аэродром. Вот там и видели, КАК дегазировали самолеты, и их убытие.

 

Предыстория появления самолетов – разведчиков.

Самолеты-разведчики появились у нас на аэродроме весной 1965 года. Предшествовало этому следующие события.

Ту-16 - изделие «Н»,по кодификации НАТО: Badger — «Барсук» — советский тяжёлый двухдвигательный реактивный многоцелевой самолёт.

В начале 1965 г. очень ухудшились отношения с США в связи с войной во Вьетнаме. Где-то в марте или апреле к нам на аэродром прибыло огромное количество самолетов ТУ-16Забито самолетами было все пространство аэродрома кроме взлетной полосы.  Были прибывшие самолеты и ЗА  взлетной полосой….

****

Аэродром Чаган (фото из архива Н.В.Дмитриевой)

***

Мы все  это видим, но ничего не понимаем. Вечером была проведена политинформация в актовом зале, во время которой нам и сообщили, что СССР готовит 48-часовый ультиматум США с требованием вывести свои войска из Вьетнама, и поэтому наша задача – оснастить самолеты «изделиями» и принять для себя решение в добровольном порядке быть готовым к передислокации в Китай.

***

Аэродром Чаган. Самолет Ту-95 изделие "В", по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны.

***

Вот мы и занимались подвеской изделий. Возили нам бомбы-изделия по взлетной полосе с западной стороны. На ТУ-95 подвешивали бомбы по размеру как 9 т., а на ТУ-16 – 3т. Заканчивали подвеску работники РТБ, после чего снимались палатки и ограждения, опечатывался каждый бомболюк и выставлялся часовой.

Экипажи отдыхали в солдатских казармах без снятия верхней одежды.

На следующий день все самолеты улетели, а мы тоже находились в ожидании. Аэродром был непривычно пустым.

 *****

Через пару дней все самолеты ТУ-95 возвратились, бомбы были сняты и работа пошла в обычном режиме. Нам на очередной политинформации сообщили, что Китай отказался предоставить нам аэродромы для нашей дислокации, а хунвейбины задерживают наши воинские эшелоны помощи на каждой ж/д станции.

******************************************************************************************************************

 *

Чаган, в/ч 86680. От части был командирован в Целиноград за молодым пополнением. Фотография сделана 13 ноября 1964 г. на ж/д станции Семипалатинск. Слева расположен сам вокзал. Был мороз - -20 градусов. Я держу хлеб.

****

Чаган, в/ч 10239. Случайный снимок. Я по делам заехал в 16-й городок. На выходе из столовой, еще жую. Со мной на фото р-й Немолован из самолетной группы ТЭЧ. Апрель 1966 г.

****

Чаган, участие в комсомольских конференциях.

****

Чаган, в/ч 10239. Все секретари комс. организаций проходили обучение. Я тоже участвовал в этом процессе. Свидетельство мне дали на память.

****

Прощание с Чаганом…

Проводили меня славно: разбудили, накормили, в дорогу сообразили сухой паек, а когда поезд проезжал мимо кислородного завода, все ребята уже были на крышах вагонов с последними прощальными приветствиями.

***

 

Чаган, в/ч 10239. Памятный подарок будущему студенту.

***

Прощался так, что чуть не вылетел из вагона…

Знал, что я сюда больше не вернусь и мне стало немножко грустно — за спиной три года несвободной жизни, а впереди неизвестность….

Долго я стоял в тамбуре и смотрел в окно на уходящий вдаль 7-й городок, и не верилось, что моя служба уже закончилась и я по-настоящему свободный человек. Через полмесяца мне исполнится уже 26 лет

Вот такие воспоминания у меня остались в памяти о Чагане.

Киев. Вот таким я вернулся из армии.

*****

P.S. Знаете, я в Чагане не родился, я «всего лишь» служил, выполнял добросовестно свой долг и всегда знал, что так должно быть ВСЕГДА. И я всегда этим гордился. Но когда на чаганском сайте я увидел, ЧТО  сделали с городками, мне тоже стало, как и Вам, не по себе.

 

Чаган-2011. Дом офицеров

***

Посаженные еще в начале шестидесятых и выросшие деревья еще стоят, а домов уже НЕТ….

***

Чаган-2011. "Бродвей" (Ул.Ленина)

***

...

После увиденного у меня в душе словно что-то оборвалось, осталась одна горечь обиды, что, как оказалось, моя служба никому не была нужна…

 *******

Чаган оставил во мне ОЧЕНЬ  глубокий след. Я был относительно молодым, эмоциональным, мечтательным. Помню этот целебный степной воздух, постоянно обволакивающий со всех сторон ветер – иногда с порывами и песком. Наверняка и Вам это чувство знакомо. Воздух был целебным – в гарнизоне практически никто не болел. Не так ли?

Семипалатинск, День молодежи 196(?)

******

 

Оборотная сторона

****

Вот такими достопримечательностями запомнился мне Чаган. Мне повезло – у меня были хорошие командиры. Я там жил, служил и был моим родным домом на время службы. Поэтому я Вас и Ваших друзей хорошо понимаю, Вашу тягу в родные места…

*

***

Не забывайте свою родину.

Чагану передавайте наш низкий поклон, можно и с рюмочкой и теплыми словами памяти от Всех, которые его не забудут — НИКОГДА!

Сентябрь 2009 г. Случайный снимок на презентации встроенной фототехники. Рядом со мной жена Лариса Митрофановна.

 

 *****

Использованы фотографии из архива  Л.Петухова,  архива Смирновых-Потехиных ,  Н.В. Дмитриевой и др.

Ссылки по теме:

1) «Шоу начинается» (ядерные взрывы — не мы одни этим «любовались»)

2)Облет ядерного облака — как это было

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

18 комментариев

18 комментариев на «Моя срочная служба в Чагане. Петухов Л.З.»

  1. Сергей:

    «После увиденного у меня в душе словно что-то оборвалось, осталась одна горечь обиды, что, как оказалось, моя служба никому не была нужна…»
    Ваша служба была нужна в ТО ВРЕМЯ! А потом меняются стратегии обороны, появляются новые концепции. А часто просто было непонятно, что же требовалось нашему правительству, где друзья, где враги. Кто просто сосед, а кто сосед — «наш сукин сын». С кем-то то обнимались «на Эльбе», а кого-то потом запугивали «ядерными испытаниями». Кстати, значит, бывало, что бонбы не взрывались? Обязательно ли было снова и снова смотреть на грибы?

  2. Виктор:

    Прахвесар, а ведь бонбы взрывались в ответ… На Хиросиму и Нагасаки вместе с Невадой. И не наше Правительство эт начало. Или ты набираешь баллы для эмиграции за океан? Ты случайно не наблюдал за «кошачей дракой»? Крику и воплей много, а результат — коты разбежались и получает тот, который не выдерживает психической атаки. Так и наши с ихними правительствами.

  3. Сергей:

    Не проще ли было просто продолжить дружбу с великим американским народом? Народом эмигрантов, первопроходцев — тем более много общего у нас с ними, например, в освоении Сибири (Аляски) и Дальнего Востока (Дикого Запада)? И не считаться — ваша Хиросима — ваш коммунистический голодомор? Вы — индейцев, мы — поляков и ингушей…

    • Вот че-то не помню, в какой момент НАЧАЛАСЬ эта «дружба»…. А главное — кто «первый начал»? ….Вот насчет ядерных бомб по головам мирного населения — так это точно НЕ МЫ…. И насчет «холодной войны» кстати тоже покопайся заодно… А насчет голодомора — так ты ихнюю «великую депрессию» внимательно поизучай…И поляки, кстати, как-то ДО СИХ пор на месте — как ГОСУДАРСТВО и нация… Не «добили», что ли? 🙂

      • Сергей:

        на Эльбе! 🙂

        • На Эльбе была «встреча»… 🙂 Ты, наверное, старых фильмов «пересмотрелся»… 🙂 Так там на что ни глянь — ВСЕ сплошной позитив… Почему тогда «Кубанских казаков» в пример не приводишь — как образец благосостояния советского народа той поры? 🙂

    • Виктор:

      Это о голодовке на Волге? Или об американском великом голоде, когда продукты обливали керосином и сжигали. Да так, чтобы не дай бог голодные не съели. Ну а о поляках и их лагерях я уже давал ссылку. Не зря же Иосиф брал с них пример и строил концлагеря. Опыт перенимал. Да и Талергоф с Терезином пригодилсь.

    • Виктор:

      А особенно мне понравилась фраза о великом америкаском народе, народе аферистов, каторжников и проституток. Ты еще припомни и великий австралийский народ. Или наш 101 километр.

  4. Сергей:

    Брожу ли я по уличному шуму,
    Ем кашу или моюсь по субботам,
    Я вдумчиво обдумываю думу —
    За что меня считают идиотом?
    (От И. Губермана)

  5. От Таисии Васиной (Коровенко) — из «Одноклассников»:

    С волнением прочитала воспоминания Петухова Л.З. Он уехал в 1966, а мы приехали в 1967-ом.Жизнь бурлила. На одном из фото (где они на природе — в День молодежи). узнала Колю Староконя, с молодой семьей которого мы дружили, т.к. он остался на сверхсрочную, съездил домой в Донецкую область, женился и привез молодую жену в Чаган.Стал летать в одном экипаже с моим мужем, а экипаж- это дружная ватага!

  6. Вы там служили, а мы родились и жили….. Спасибо Вам, что помните наш Чаган! Мы его никогда не забудем! ЧАГАН — РОДИНА моя!

  7. От Вали Санжаровской (из «Одноклассников»): На фото 1 Мая узнала своих одноклассниц Надю Авсеенко, Люду Новикову, Люду Малыгину. Себя к сожалению не нашла…

  8. Эдуард:

    Спасибо за ваше описание!!!!!Я родился в Чагане в 65году.Дай бог Вам здоровия!!!!

  9. Извините а как добавить свою статью на блог ? (без регистрации)

    • Пишите в комментарии и укажите авторство. Админ по согласованию с Вами оформит это в отдельную статью. Возможен еще вариант через электронную почту но так будет дольше. Извините за задержку с ответом

  10. Ирина:

    Господин Петухов, мне кажется Вы плохо помните свою жизнь в Чагане. Мы приехали в Чаган 1960г. и уехали в 1970г.
    Первым начальником кислородного поезда (а не завода как вы пишите) был майор Галкин. Мой отец, Хохлов Геннадий Алексеевич, приехал его заместителем, а затем с 1963г. стал начальником. После нашего отъезда начальником стал майор Захаров, заместитель отца. Жизнь у солдат не была такой скучной как Вы пишите и увольнения им давали постоянно, я проучилась в школе 4 года и постоянно у нашего класса были вожатые из этих же солдат.

  11. Ирина, спасибо за отзыв. и дополнения. Относительно наименования («завод» или поезд») — насколько помню — его называли по разному например вот здесь http://chagan-tranzit.ru/?p=2849 тоже фигурирует название «завод» — хотя безусловно «на колесах» потому и «поезд» тоже 🙂 Про увольнения г.Петухов упоминал так что в этом Ваши с ним воспоминания ТОЧНО сходятся 🙂 У меня в свою очередь предложение — напишите, пожалуйста что Вы еще помните о городке — думаю это будет очень интересно и тем кто еще ПОМНИТ и тем кто хочет ЗНАТЬ… Можно пока сюда а если материала будет достаточно — потом оформить в отдельную статью. Заранее благодарна admin

Ваш отзыв