main

В вечном полете . (В.В. Титаренко о П.П.Хромых)

«Эта статья опубликована в Воронежской Газете «Коммуна», к годовщине смерти заместителя командира 53 отдельной авиационной эскадрильи 79 тяжело-бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации Хромых Петра Павловича. Автор статьи —  Титаренко Виктор Васильевич  -в то время бывший помощник в экипаже Хромых П.П., в последующем сам возглавил аналогичную отдельную авиационную эскадрилью, входящую в состав 201 ТБАД ДА (Энгельс). » ОВЧАРОВ В.Д.

В вечном полете

Если человеческую жизнь измерить километрами, то за спиной полковника ВВС летчика первого класса Петра Павловича Хромых их было пять миллионов.

Хромых П.П.

*

Петр Павлович родился в октябре 1929 года в селе Тишанка Таловского района Воронежской области в крестьянской семье. После окончания средней школы Петр поступил в Балашовское военное училище, которое окончил по первому разряду. Потом началась его летная жизнь. Тридцать восемь лет отдано службе в авиации дальнего действия. Прямо скажем – немало. За эти годы Петр Павлович на разных типах самолетов налетал без малого пять миллионов километров, а это значит, что он обогнул земной шар более чем сто раз. Впечатляет. За десятки лет службы Петром Павловичем подготовлено немало командиров тяжелых воздушных кораблей, которые впоследствии возглавляли военно-воздушные части и подразделения, а также обучали, как и он, летному мастерству молодых летчиков. Вспоминается многое….

*****

Шел август 1960 года. Меня направили для прохождения службы в город Семипалатинск-4, где базировалась авиационная дивизия тяжелых бомбардировщиков. Командиром дивизии был Герой Советского Союза В.М. Безбоков. После соответствующих бесед меня направили в эскадрилью, где заместителем командира по летной подготовке был капитан Петр Хромых.

Он начал обучать меня летному мастерству. Был достаточно требовательным, но справедливым и уважаемым наставником. В сложных летных ситуациях (а их было немало), всегда держался достойно и профессионально. У него было чему поучиться. Вспоминаются трудные моменты нашей летной практике. Вот один из них.

****

Осень 1963 года. Мы получили задание слетать по специальному маршруту в Ташкент. После набора высоты почти сразу началось сильное обледенение, с которым боролись как могли, но ничто не помогало. Самолет шел со снижением, а впереди – горы. Куски льда срывались с винтов, словно кувалдой громыхали по фюзеляжу. Лобовое стекло покрылось льдом, и впереди ничего не было видно. Пришлось провести посадку на аэродром «Джамбул» буквально через боковую форточку. Справились. Сразу же начали отбивать лед с лобовых стекол. Самочувствие у членов экипажа было паршивое — ведь полет следовало продолжать. Переждав непогоду и дозаправившись, вылетели в Ташкент. А впереди нас ожидало еще более серьезное испытание.

«Пик Манас из аэропорта Аулие -Ата (Джамбул)» с fotki.yandex.ru

*

Особенность аэродрома «Джамбул» такова, что взлет производится прямо на горы. Взлетаем. Я сижу на левом сиденье, Петр Павлович – на правом. После взлета началась жесточайшая болтанка. Самолет еле-еле набирал высоту —  а горы все ближе и ближе… Рули почти полностью отклонены на правый разворот, который и следовало совершить, а самолет летит по-прежнему прямо на горы. Нервы на пределе. Видно, попали под сильный поток ветра с гор, подумали мы. Внезапно самолет послушался рулей и начал входить в разворот… А затем нас катастрофически «понесло» вверх. С убранными двигателями «занесло» почти на три тысячи метровСамолетом распоряжалась природа, а не мы. Причину нашего сложнейшего положения мы поняли после, когда увидели справа от себя смерч высотой до 10 километров….

Смерч в Казахстане фото с altaynews.kz

*

Падали мы очень «резво» —  до двухсот метров. А впереди озеро Акколь. Мы уже думали, что «дутик» (хвостовое колесо Ли-2) коснулся воды….

Озеро Акколь ( высокогорное озеро в Казахстане) под перевалом Кокбулак .фото с www.silkroadadventures.info

*

Командир, может, сядем вдоль берега? – говорю Петру Павловичу,

Виктор, ты посмотри, что творится внизу, — слышу в ответ. – Нас же разнесет….

Летим дальше по ущелью поперек трассы, пытаясь набрать эшелон. В эфире – жуть... Слышим, как с самолетов «Аэрофлота» криком кричат —  требуя разрешения на смену эшелона, докладывая о невозможности продолжать полет…

ЛИ-2 (фото с nibler.ru)

*

Справка: Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Последние самолёты Ли-2 были сняты с эксплуатации в СССР в конце 1970-х.

Наконец-то нам повезло. Кое-как вышли на эшелон 2700 метров по ущелью и встали на свою трассу. Связались с Ташкентом. Нам разрешили произвести посадку на аэродроме «Ташми». Выйдя к пассажирам (а их было всего двое работников нашей авиационно-транспортной базы) услышали, как они переносили «состояние невесомости» и «плавали» по отсеку. В период сумасшедшей болтанки нас, летчиков  тоже выбрасывало из кресел…. Спасибо штурману Власову, который просто «висел» на мне, а также бортмеханику Зубкову, что крепко удержал на рабочем месте Хромых. Каждый по-своему переносил происшествие: у кого были слезы на глазах, а кто крыл матом. … В этой сложнейшей погодной ситуации Петр Павлович вел себя мужественно и достойно. А ведь от него и его профессиональных действий как командира корабля зависела судьба каждого из нас.

*****

Вспоминается и такой случай. 15 января 1965 года в местечке, где река Ащи-Су впадает в реку Чаганка, был произведен наземный ядерный взрыв с выбросом в атмосферу.

Как-то вот так... Наземный ядерный взрыв с выбросом в атмосферу. С himvoiska.narod.ru

*

Нашему экипажу была поставлена задача выполнить на самолете Ли-2, буквально через полчаса после взрыва, полет с целью радиационной разведки в районе самого взрыва и на аэродромах Талды и Шуга. После взлета взяли курс к месту ядерного взрыва, предварительно закрыв все воздухозаборники, так как большого спасения от проникающей радиации у нас не было. Не было даже индивидуальных средств защиты.

Снизились до нужной высоты и при подходе к месту взрыва увидели страшное зрелище: на сколько хватило глаз, поверхность земли была всюду обгоревшей. Над местом взрыва зияла громадная воронка диаметром до 300 и глубиной до  50 метров, а вокруг, по периметру, торчали огромные кучи вывороченной земли. Выполнив еще один заход, произвели посадку на аэродроме Талды, а потом на Шуге.

**********************************************

Справка: Талды — это был грунтовой аэродром, запасной для Чагана (наряду с Шугой). Был расположен примерно на полпути между Семипалатинском и Чаганом в районе станции «Талды». Никакого отношения к аэродрому в Талды-Кургане (кроме фонетического) не имеет. (Ю.Шафран)

военный аэродром «Талдыкорган»

Справка: Талды-Курган  — Аэродром совместного базирования, 2 класса, способен принимать воздушные суда Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-40, Ан-24 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

Максимальный взлётный вес воздушного судна — 87 тонн. 604-я авиабаза (Су-27, МиГ-23, МиГ-27, на хранении МиГ-21).На стоянках — Як-40, Ан-2, МИГ-23 и МИГ-27 (wikimapia.org)

 

….В Казахстане возобновил работу военный аэродром «Талдыкорган» (с www.caan.asia )

*******************************************

Аэродром Талды Кудук - 7 .Наши дни. Фото с www.panoramio.com

 *

Замерили уровень радиации на одежде членов экипажа. Он составлял на унтах 60 рентген, а на куртках – 50. Это было не мало. Вернулись на базу. Дома помылись, а одежду повесили на вешалку, в ней потом продолжали ходить на службу. Заменить ее у командования не получилось. А ведь у многих летчиков были жены и дети. Вот так о нас тогда заботились…

Примечание: Для чего был нужен этот взрыв и что из этого получилось — см. ст. Проект Чаган — мирный атом  и  ст. Атом-коль. Глазами очевидца

Атом-коль - атомное озеро, образовавшееся в результате "мирного ядерного взрыва"

*

*****

В 1966 году наши пути с Хромых разошлись. Я уехал на Чукотку, а Петр Павлович остался в Семипалатинске. Этот город из-за проводимых на  ядерном  полигоне  г.Курчатова испытаний иногда называли Семипроклятинск. Потом Петр Павлович убыл с повышением в Смоленск….

Где бы мы ни были, мы всегда помнили друг о друге  — то есть более 50 лет. Дружили семьями. Ездили друг к другу в гости, часто созванивались. А  год назад, 10 января 2013 года, его не стало. Похоронен он на своей малой родине, в селе Тишанка.

с lenta.ru

*

Виктор Васильевич ТИТАРЕНКО — друг и сослуживец Петра Павловича Хромых.

(Газета «КОММУНА» 10 января 2014 год №2)

 Передано Овчаровым В.Д.

*

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

4 комментария

4 комментария на «В вечном полете . (В.В. Титаренко о П.П.Хромых)»

  1. CROCUS:

    Марина! Талды — это был грунтовой аэродром, запасной для Чагана (наряду с Шугой). Был расположен примерно на полпути между Семипалатинском и Чаганом в районе станции «Талды». Никакого отношения к аэродрому в Талды-Кургане (кроме фонетического) не имеет. Наверное, правильнее будет убрать справочный материал по Талды-Кургану или пометить как-то, что это всего лишь «родственник» аэродрому в Талды.

    • Спасибо Юра. Станцию помню — как и горы синеющие вдалеке именно на этой станции. Аэродром с железной дороги, насколько помню не просматривался. Вообще подозревала, что с Талды-Курган что-то не то 🙂 Уберу тады Талды 🙂 Вообще по ни по Талды ни по Шуге — никаких материалов в нете и фотографий тоже — что лишний раз доказывает что в нете НЕ ВСЕ ЕСТЬ. 🙂 По ходу — смотрела открытие Олимпиады — потрясена. Россия — ВИВАТ! Кстати — в нете блокируются ВСЕ полнометражные повторы для открытого просмотра открытия — во всяком случае за пределами России. не знаешь, чья инициатива и почему?

  2. CROCUS:

    Да, эти грунтовые аэродромы только в воспоминаниях и только текстом. То ли сильно секретные были, то ли их считали недостойными фотообъектива.
    Про Олимпиаду народ наш обсуждает на форуме, например http://chagan.ru/forum1/viewtopic.php?p=34482#34482 и ранее. Но я сразу скажу, что про блокирование не заню. В России вышел закон о досудебном блокировании «вредоносных» сайтов. Сайты, куда я хожу, не блокируются, но в целом замедление работы Интернета и я, и вообще пользователи отмечают. Думаю, это «детская болезнь». По крайней мере, надеюсь.

    • Блокирование видео Открытия Олимпиады под «вредоносное» не подпадает — скорее это из серии «нарушение авторских прав» — во всяком случае надпись такая после удаления соответствующих страниц . Как объясняют — это инициатива кого-то из МОК . Насчет аэродромов- жалко конечно. Надо бы восполнить этот «пробел» тем, кто поедет в Чаган этим летом — сфотографировать хотя бы то, что осталось — для истории 🙂

Ваш отзыв