main

Долонь. Никольская церковь и Дом Офицеров

Никольская церковь в Долони и  ГДО в Чагане — собратья по несчастью?

«Наверное, бывший дом культуры...» Ю.Шафран (отчет о поездке 2012 года

Долонь (Бывшая станица Долонская) Церковь Николая Чудотворца(Никольская церковь) 2012 год

*

Почти угадал Юра… ИТАК...

**************************************************************************************

Между станицей Семиярской и Семипалатинском, на высоком берегу излучины Иртыша привольно раскинулась ДОЛОНЬ —  село Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области.

В дореволюционном прошлом, в административном подчинении Долонской станицы находились следующие казачьи поселки: Грачевский, Известковый, Черемуховский, Белокаменский (оттуда родом мой отец см.»Папа, Чаган и сибирское казачество»  (админ)), Глуховский, Стеклянский.  Станичные земли входили в состав Семипалатинского уезда Семипалатинской области.

С 1900 по 1901 гг. казаки Долонской станицы, на свои средства строили каменную (кирпичную) церковь, освященную во имя Святителя Николая Чудотворца.

фото от С.Бражник Долонская.церковь (Храм Николая Чудотворца) тогда...

*

И сейчас. Долонь, Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь), 2005 г.

 *

Известно, что в 1914 году настоятелем храма был священник Феодор Чичканов, в наше время причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мученическую кончину отец Феодор принял в Семипалатинске, в 1937 году, будучи клириком Воскресенской (Казачьей) церкви —  единственного на тот момент остававшегося в городе действующего православного храма, имевшего статус кафедрального собора Семипалатинской епархии. 

Долонь, Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь), 2005 г.

Как и большинство сельских приходов на территории Восточного Казахстана, в его современных границах, Никольская церковь станицы Долонской была закрыта в 1929 году . За годы советской власти неоднократно меняла свое функциональное значение. В конце концов, она была приспособлена под  КЛУБ. В результате, в значительной степени  оказался искажен первоначальный облик здания. Были утрачены вертикальные завершения: колокольня и купола, деформирована алтарная часть храма, разобран притвор, от которого сохранились остатки фундамента. Фасады здания потеряли свои рельефные украшения: декоративное обрамление окон и дверей. В прошлом только основной объем церкви, имевший два ряда окон, по высоте соответствовал двух- и более этажному сооружению, но впоследствии дополнительные помещения были надстроены над алтарной частью, а также над трапезной. Южная сторона бывшей церкви стала осуществлять функции главного фасада.

Долонь, Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь), 2005 "Портик"

В этой связи она была «украшена» ПОРТИКОМ – «тяжеловесный» фронтон поддерживается четырьмя мощными колоннами с капителями дорического ордера. К северному фасаду было пристроено дополнительное помещение, ныне разрушенное до фундамента. Но, благодаря этой поздней пристройке, можно наблюдать относительно хорошо сохранившийся первоначальный рельефный декор основного объема, дающий возможность реконструировать наружную часть здания.

Долонь, Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь), 2005 г. Северный фасад

…Реконструкция Никольской церкви, представленная в книге  М.М. Ларионова  дает представление о первоначальном виде храма. Следует отметить, что, несмотря на относительно позднюю дату сооружения (1901г), во внешнем облике Никольской церкви явно угадываются элементы барокко и классицизма. Высокий двусветный четверик храма завершается пологим сомкнутым сводом, на который, скорее всего, был поставлен типичный для барокко декоративный барабан-фонарик с боковыми волютами. На стены храма как бы «надеты» классицистические декорации: высокий аттик с треугольным фронтоном, четвертьциркульные окна, пилястры. Все эти детали говорят о том, что, возможно, сохранившиеся источники неверно называют дату сооружения церкви. Слишком она отличается от аналогичных построек конца XIX – начала XX века. Не исключено, что в списке Б.Г.Герасимова указана дата обновления более раннего сооружения, относящегося к первой половине XIX века.

Долонь, Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь), 2005 г. Общий вид.

…. Никольский храм Долонской станицы является одним из лучших сельских культовых сооружений в Прииртышье. В наше время он находится в тяжелом техническом состоянии.

Долонь, Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь), 2005 г. Снаружи...

После закрытия клуба здание превращено в руины. Продолжается процесс его дальнейшего уничтожения.

И внутри...

*****************************************************************************************

По материалам сайта  http://sobory.ru

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.

Фото Ларионова Иустина, 2005 г.

****************************************************************************************

Вот так как-то… А теперь давайте вспомним наш Дом Офицеров… Конечно, это НЕ Православный    ХРАМ  казаков и их семей (то есть тех, кто ТОГДА  служил Родине) . Но … ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ  офицеров и их семей —   то есть тех, кто ПОЗЖЕ служил Родине ... (см. Воспоминания Л.Грабовской.). Тоже своего рода… почти храм. КУЛЬТУРЫ...

А теперь — фото Гарнизонного Дома офицеров — картина разрушения в хронологическом порядке… 

Чаган. Дом офицеров. 197?...

Дом офицеров. Чаган-1996 "Северный фасад"

*

Чаган, Дом офицеров, 198?. "Сад камней"

Чаган, дом офицеров, "Сад камней" - 1996

*

...

...

...

Чаган, Дом офицеров, 2011 год

****************************************************************************

ЧТО может объединять Православный храм, построенный на «народные средства» сибирских казаков и советский Дом Офицеров? Да собственно одно — оба здания были построены основательно,  с ЛЮБОВЬЮ,  и ДЛЯ ЛЮДЕЙ…

Относительно недалеко друг от друга. 

Оба здания довольно долгое время  были фактическими ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЦЕНТРАМИ своих поселений…

Оба здания были предназначены для того, чтобы  нести  «КУЛЬТУРУ и просвещение в массы» — каждое  по-своему… 

И оба оказались НЕ НУЖНЫ  в новых реалиях  — ни в качестве «культового сооружения», ни в качестве «очага культуры…»

 ПОБРАТИМЫ….

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

21 комментарий

21 комментарий на «Долонь. Никольская церковь и Дом Офицеров»

  1. Olga:

    грустно…
    только я не поняла: Долонь жилой поселок или тоже уже покинутый?
    и еще нет ли где фото или рисунка Никольской церкови до перестройки её в клуб?

  2. CROCUS:

    Марина, спасибо за статью! Такая неоожиданная перекличка Чагана и Долони. А также времён — до революции, советского и постсоветского периодов. В эпохи перемен всегда крепко достаётся людям и… архитектуре. Аналогии аналогиями, но я вижу и серьезные отличия: Чаган был реально заброшен, населения практически сразу стало 0. Как бы ни было горестно, но уходом людей судьба была предрешена — как ГДО, так и домой вообще. А в Долони! Там же всё время оставались люди, была какая-никакая власть. Как же люди допустили разрушение здания? Не просто допустили, но сами и разрушили — ведь этим явно занимались именно местные. Или ДК разрушился сам по себе (сомневаюсь)? Поставил себе в план (для себя или буду кого-нибудь просить) съездить в село, порасспрашивать людей.

    • Спасибо за отзыв, Юра! Отличия, безусловно есть… Аналогия с ГДО сразу возникла лично у меня во-первых — по общности ньюархитектуры старого храма и ГДО, и во вторых — по назначению и судьбе… В том-то и дело — что с Чаганом как бы понятно — а вот в Долони… И тем не менее — «Центры духовной жизни» — и старый и новый — никому в «новые времена» не оказались нужны — ни в каком виде…. Только «новый» (ГДО) — вкупе со всем остальным в Чагане, а «старый» (Никольская церковь) — просто оказался не нужен НИКОМУ — в том числе и местным… Как-то -то даже жутковато от этого осознания — никому, оказывается, не нужна духовная жизнь — если она не приносит определенных дивидендов… А какие от Долонской церкви могут быть дивиденды — в силу ее удаленности… А до «подвижничества» там, видимо, еще далеко…

  3. Виктор:

    Согласно сведениям из местных источников, в селе Долонь, Бескарагайского района постоянных жителей в 2011 году не проживало. Что там творится сейчас можно узнать из реестра налогоплательщиков Бескарагайского района Восточно Казахстанской области.

  4. Сергей:

    Долонь? Что помню? Каждое воскресенье ездили туда на нашей моторке (минут 20) за яичками и др. продуктами, которые там были дешевле, чем в городке. Водку себе не покупали, если только заказы знакомых. В самом поселке не был ни разу, так как оставался сторожить лодку, пока отец «промышлял». Население? Наверное, как везде в Казахстане — русские, немцы, чеченцы… Надо почитать, может, есть что-то про Долонь. В справочниках описывается как населенный пункт, наиболее пострадавший от ядерных испытаний и «мирного» взрыва. Чаган не в счет 🙁 Типа вы военные — так вам и надо 🙁

    • Виктор:

      Какие такие «русские, немцы, чеченцы…» Открой русско- украинский словарь и найди Долоню. Вот тебе и ответ. Тем более Долонь казацкая станица, а в станицах жили, в основном донцы и черноморцы, переселенные согласно высочайшего повеления императора всея Руси. Ну и яицкие казаки. А инородцев там не было. Только пришлые. Да и я, бывая в Долони, слышал там, в основном наш, южный, приднепровский диалект. Так что это были хохлы, в большинстве.

  5. Сергей:

    А немцев, чеченцев — жертв депортаций там разве не было?
    Когда мы были в пионерском лагере, нас все время пугали чеченцами.

    • Чеченцами всегда и всех пугают во все времена — Уж не знаю отчего…:)

      Перед утренней зарею
      Братья дружною толпою
      Выезжают погулять,
      Серых уток пострелять,
      Руку правую потешить,
      Сорочина в поле спешить,
      Иль башку с широких плеч
      У татарина отсечь,
      Или вытравить из леса
      Пятигорского черкеса..
      — Пушкин — Сказка о «Мертвой царевне и семи богатырях»
      Ну с «татаринами» как бы понятно — учитывая историческую обстановку как бы «Древней Руси» — условное «время действия» известной сказки…
      …А Вот интересно че-там ТАКОГО делал в наших лесах пятигорский чаркес уже ТОГДА, что его непременно нужно было оттуда «вытравить»
      🙂
      А немцами вас значит НЕ пугали…Интересно, почему — немцы-то там точно были — пусть даже не в Долони…

  6. Сергей:

    в Поволжьи немцы — коренное население России, чего уж нас ими пугать! Преступления советских властей в отношении поволжских и других «екатерининских» , а то и «петровских» немцев были хорошо известны и в те времена. И без всякого ядерного оружия властям удалось уничтожить массу людей, заключив их в концлагеря по всей России. Ну а произведения Пушкина, Лермонтова, да и все «руссские» былины и сказания, перередактировать надо, чтобы татарские девочки не плакали на уроках литературы, а у татарских мальчиков не сжимались кулаки от злости! (Ну как американцы перередактируют приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна, убирая слово «негр») А черкесы — история российского геноцида в отношение этого народа хорошо извстна, грузинское местечко Сочи (в переводе с грузинского — сосны) — гигантское кладбище черкесов, погибших от жажды и голода на берегу.

    • Как ты любишь заниматься самобичеванием…. От Долони до Сочи ближний свет конечно — понимаю…
      Тогда будь последователен в своем праведном гневе : истребление индейцев в Северной Америке, конкиста с ПОЛНЫМ геноцидом в Южной, еврейский холохост (и не только) в фашистской Германии, полный раздолбеж Ирака и Югославии объединенными силами «цивилизованных» европейцев и американцев…Въетнам с Камбоджей опять-таки… Че там еще было. есть и БУДЕТ?
      Кстати — если мне не изменяет память — курорт Сочи был создан в советское время… Погибшими черкесами? Уж просвети будь добр? И заодно — что «пятигорские черкесы» делали на берегу? Вас в Поволжье черкесами пугали? А в Поволжье они откуда — да еще такие «страшные»? Че то ты как-то… Давай уж тогда создадим отдельный сайт, посвященный черкесам — и уже ТАМ по полной восстановим истину…

  7. Александр:

    В этом клубе просто произошел пожар..все сгорело..я сам жил там с 79 по86 год..и каждое лето там бывал до 2011 ..домов очень мало уже осталось.есть фотки кому интересно что от нее осталось могу скинуть..кстати дом как раз прям перед клубом находится.и я туда приезжаю в отпуске..

  8. kostya:

    Пожар произошёл в современной пристройке,в одну из морозных ночей разморозили систему отопления, отогревали, внутри стены начало тлеть, не заметили так и сгорело, но не всё…Пожар случился как раз в то время когда было не до клуба,делили страну… А дальше время и без хозяйственность сделали своё…О востановлении клуба вспоминали от выборов к выборам, но кому он нужен когда из школы выпускается после 11 класса 1 ученик, основными клиентами небольших магазинчиков являются пенсионеры.Местное коренное население вымерло их потомки разъехались по разным уголкам необьятной.Долонь тем временем медленно но верно умерает….К сожалению.Фотографии бывшей церкви есть, так же есть фотографии сроительных работ, когда из церкви делали клуб.Спасибо местному фотографу Смирнову Геннадию, если кому интересно кое что можете посмотреть http://www.odnoklassniki.ru/#/group/56246299590709

  9. артём:

    в 2012 году был найден крест с никольской церкви, к сожалению я поздно об этом узнал, и наверное он уже попал на переработку(((

    • Как жаль… А где он был найден и гдже (предположительо) может быть сейчас? Может быть его еще можно спасти все-таки?

  10. Марина:

    Всем доброго вечера! Мой прапрадед Илья Шумилов с другими донскими казаками жертвовал деньги на построение этой замечательной по тем временам церкви. Очень горько смотреть на руины, которые остались в наше время. И звон колокольный был до 1924 года, пока к власти не пришли коммунисты. По их указанию была разграблена церковь и сняты кресты. Люди не ценят хорошее и быстро все забывают в угоду новым героям и власти.

Ваш отзыв