main

ВОСПОМИНАНИЯ ШТУРМАНА ПОЛКА Кушпелев В.Н.

ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА…

КУШПЕЛЕВ Владимир Николаевич — бывший штурман по самолетовождению второго полка в/ч 19068.

КУШПЕЛЕВ Владимир Николаевич

***

Коротко о себе.

Родился 21 декабря 1926 года в городе Сатка Челябинской области. С двухлетнего возраста и до призыва в армию жил и учился в городе Алапаевске Свердловской области, на родине родителей своей матери.

В октябре 1943 года был призван в армию и направлен в Челябинское Высшее Авиационное Краснознаменное Училище штурманов и стрелков-радистов (ЧВАКУШ).

Окончил училище в 1947 году и был направлен в Конотопскую высшую офицерскую школу ночных экипажей(КВОШНЭ).

По окончании КВОШНЭ наш экипаж (в составе: командир корабля ИЛ-4 л-т Поткин П.Д.,штурман л-т  Кушпелев В.Н. и стрелок-радист ст. сержант Мыльников Е.И) прибыл к месту прохождения службы. В бомбардировоч-ный полк войсковой части 74514АДД на Дальний Восток в село Белоногово Амурской области (станция Серышево, где в дальнейшем был выстроен аэродром «Украинка», который функционирует и в настоящее время).

В 1951 году наш полк перешел на самолеты ТУ-4 и был перебазирован в го-род Спасск-Дальний. До июня 1955 года я служил в этом полку. Последняя моя должность была – штурман-оператор эскадрильи, в воинском звании капитан, по классности – штурман первого класса. Звание было присвоено в сентябре 1954 г.

Энгельс

Войсковая часть 19068 формировалась в городе Энгельс Саратовской области. Летчики, штурманы и другой личный состав прибывали в распоряжение командования из разных авиационных частей, соединений, учебных заведений страны. Насколько я помню, прибывавшие летчики и штурманы были только первого класса.

*****************************************************************

Краткие справочные данные, которые известны мне именно по Дальней Авиации.

1. 23 декабря 1914 года «Высочайше  утверждено» формирование первой эскадрильи 4-х моторных самолетов типа «Илья Муромец» в Русской армии, ставшей первым в мире соединением тяжелых бомбардировщиков. Отмечается в России с 1999 года как День ДА ВВС.

 2. Постановлением Государственного комитета обороны №1392 от 5 марта 1942 г. дальнебомбардировочная авиация была изъята из подчинения Командующего ВВС страны, преобразована в Авиацию Дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением ставке Верховного Главнокомандования. Командующим АДД был назначен генерал-майор Голованов А.Е.

 3. Постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1955 года о формировании войсковой части 19068 АД.

***********************************************************************************

Я был направлен на службу в г. Энгельс в июне 1955 года. Как сейчас помню, вместе со мной с Дальнего Востока прибыли штурманы Лескин С.Я.,Кисляков И.И., летчики Горчаков Н.П.и Степанов В.И.

По прибытию я был назначен штурманом-оператором второй эскадрильи. Командиром АЭ был майор Рыбаченко, штурманом АЭ – капитан Залива.

Командиром полка в ту пору был полковник Визгалов, старшим штурманом – подполковник Бойченко Г.Ф., замполитом – подполковник Дерюгин И.Г., начальником штаба – подполковник Рапота, старшим инженером – инженер-майор Мурзак.

По прибытию на новое место службы я приступил к переучиванию на новую авиационную технику, а именно, на самолеты ТУ-16 и М-4. Навигационное оборудование этих самолетов я освоил достаточно быстро, так как оно в основном совпадало с оборудованием самолета ТУ-4. Сложность была в изучении и освоении бомбардировочных радиолокационных и оптических прицелов РБП и ОПБ.

В ноябре-декабре 1955 года я в числе первых штурманов полка приступил к полетам на учебно-штурманском самолете (УШС) – ТУ-4 на боевое применение указанных выше прицелов, и в конце декабря я был допущен к инструкторской работе.

В январе 1956 года я приступил к полетам на самолете ТУ-16 с обоих рабочих мест, т.е. штурманом корабля и вторым штурманом, при этом продолжал полеты на боевое применение на УШС – ТУ-4 уже в качестве инструктора.

В марте 1956 года я приступил к дневным полетам на самолете М-4.

В апреле 1956 года наш полк на самолетах М-4 перелетел в город Жуковский под Москвой, и мы начали подготовку к первомайскому параду и 1 мая 1956 года пролетели ведущими над Красной площадью в Москве.

Пригород г.Жуковский, перед парадом 9 мая 1956 г.

******

5 мая вернулись на свой аэродром в город Энгельс и продолжали дальнейшее освоение полетов на боевое применение на самолетах ТУ-16 и М-4. Я был допущен к полетам в качестве штурмана-инструктора с обоих рабочих мест на обоих типах самолетов.

В феврале 1957 года я был назначен на должность штурмана полка по самолетовождению, по боевому расчету стал вторым штурманом в экипаже командира полка.

В 1957 году в полк на вооружение стали поступать самолеты . В штурманском отношении оборудование этих самолетов практически не отличалось от оборудования самолетов М-4, и, практически, для штурманов не составило больших трудностей освоение этой машины, хотя при выполнении бомбометания она оказалась более инертной на доворотах при выполнении боковой наводки.

В 1957 году в командовании полка произошли кадровые изменения. Командир полка полковник Визгалов убыл из Энгельса с повышением на должность командира соединения. Командиром полка был назначен подполковник Бурмистров. Старший штурман полка подполковник Бойченко Г.Ф. убыл в гарнизон Белая под Иркутск на должность старшего штурмана соединения. На его место прибыл подполковник Корбут Б.С.  Несколько раньше на должность штурмана полка по боевому применению (после окончания Монинской Академии) прибыл майор Штейнберг Ю.Р.

***

Особо надо отметить, что 28 мая 1958 года на самолете ТУ-16 был впервые произведен сброс специального изделия без ядерной боеголовки на полигоне Студенка. При выполнении этого задания командиром корабля был зам. командира полка подполковник Сугаков, вторым пилотом – зам. командира полка подполковник Миронец, штурманом корабля был я, майор Кушпелев, вторым штурманом был старший штурман полка подполковник Корбут. (Почему он не полетел на первом месте – мне до сих пор неясно – ему было виднее). Задание было выполнено на «отлично».

Белая церковь и Узин

В январе 1959 года наш полк в городе Энгельс был расформирован. 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи вместе с техникой были направлены в 1-й и 3-й полки соединения. Управление нашего полка и 4-я эскадрилья с самолетами ТУ-16 были направлены на Украину в город Белая Церковь, где была расформирована дивизия из 3-х полков на ТУ-4. На этой базе переформировался наш полк.Переучивались мы на самолеты ТУ-95 на соседнем аэродроме в Узине.Командиром нашего полка вместо Бурмистрова, был назначен подполковник Фалалеев. Начальником штаба полка был назначен подполковник Гусев.

В течение 1959 года производилось переучивание личного состава эскадрилий с полетами на самолетах ТУ-16, ТУ-95бомбардировщиках,  и мы начали изучать самолет-ракетоносец ТУ-95«К». Особую сложность в изучении и освоении самолета-ракетоносца ТУ-95 «К» для штурманского и инженерно-технического состава составляло изучение самолетной станции «ЯД» — радиолокационной станции обнаружения целей, управления и наведения ракеты «воздух-земля» Х-20.

Полеты на самолетах ТУ-16 выполнялись с аэродрома Белая Церковь, на ТУ-95 и ТУ-95 «К» — с аэродрома Узин.

Чаган

В 1960 году наш полк был перебазирован в Казахстан, на аэродром Чаган Семипалатинской области. Там уже находился бомбардировочный полк самолетов ТУ-95 -  I-й полк. Таким образом, была укомплектована наша бомбардировочная дивизия. Первым командиром был дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Таран П.А.. Через некоторое время он убыл в Москву, а на его место был назначен полковник Безбоков В.М.  Далее командирами дивизии были Агурин Л.И., Купцов Н.С., Волков А.Н., Куликов М.А., Дмитриев В.Б……

В 1961 году в нашем полку прошли очередные кадровые перестановки: командир, полковник Фалалеев, по состоянию здоровья был переведен с летной работы и был назначен начальником штаба полка. Командиром полка был назначен полковник Кокин И.Д. Заместитель по политчасти подполковник Дерюгин по состоянию здоровья был демобилизован, а на его место прибыл подполковник Дрешкин Ф.П.  Старший штурман полка подполковник Корбут был переведен в Москву в штаб ДА. Вместо него был назначен Штейнберг Ю.Р. На должность штурмана полка по боевому применению был назначен майор Сизов В.С., штурманом по специальному вооружению был назначен капитан Изможеров А.Г.

*********************************************************************************

Начальник штаба дивизии п-к Казацкий

Старший штурман полка п-к Корбут Б.С

Старший штурман полка п-к Галкин

А.Н.Старший штурман полка п-к Штейнберг Ю.Р

 

 

 

 

 

 

 

***************************************************************************

 В период до февраля 1962 года наш полк летал в основном на самолетах ТУ-95 «К». Самолеты-бомбардировщики были переданы в I-й полк.

***

В январе 1962 года был выполнен первый практический пуск ракеты экипажем командира второй эскадрильи подполковника Осипова, штурман эскадрильи майор Кисляков, второй штурман старший лейтенант Войтков. Пуск был выполнен неудачно — ракета пошла в сторону и ее пришлось ликвидировать в воздухе.

Первый удачный, хороший пуск был выполнен в марте 1962 года экипажем командира полка полковника Кокина И.Д., штурман корабля – майор Штейнберг Ю.Р., второй штурман – майор Кушпелев В.Н.,штурман-инструктор – штурман-инспектор ДА подполковник Батищев К.К.

В результате отличного выполнения этого задания Штейнберг и я были допущены к инструкторским полетам с практическим пуском ракеты Х-20 с обоих рабочих мест на самолете ТУ-95 «К».

***

В дальнейшем продолжалась обычная работа экипажей полка – полеты днем и ночь, в простых и сложных метеоусловиях, полеты в Арктику, в Тихий океан. Полк принимал активное участие во всех учениях, проводимых командованием ДА. Наш полк также принимал участие в дежурстве во время Карибских событий.

***

В конце 1963 года была расформирована 4-я эскадрилья самолетов ТУ-16. В полку остались три эскадрильи самолетов ТУ-95 «К».  В полку осваивались полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях,также выполнялись полеты в Арктику с посадкой на тундровых аэродромах, полеты на Северный полюс и за него, на полный радиус действия самолета, проводились неоднократные полеты на проверку ПВО страны.

***

В 1963 году наши экипажи полка начали осваивать дозаправку самолета в воздухе. В самолеты-дозаправщики были переоборудованы самолеты М-4, которые базировались на аэродроме Украинка на Дальнем Востоке. И уже в 1964 году наш экипаж стал выполнять полеты по маршруту с дозаправкой в воздухе днем и ночью.

Дозаправка в воздухе - фото из кабины самолета

Дозаправка в воздухе. Вид из кабины самолета

***

В основном, выполнялись полеты в Тихий океан со встречей с дозаправщиком над Охотским морем. Надо отметить, что все штурманы в полку освоили самолетовождение в Арктике и над океанами по условным меридианам, ориентирование на местности не только с использованием наземных радио-технических средств, но и астрономических приборов.

***

За все время моей службы в полку на самолетах ТУ-16, М-4, 3М, ТУ-95 и ТУ- 95 «К» произошла одна катастрофа в 1959 году самолета ТУ-95, во время которой погиб экипаж майора Маркина.  Самолет врезался в грозовую облачность.

***

В период войны США во Вьетнаме нашему полку ставились задачи по разведыванию местонахождения в Тихом океане американских авианосцев, следовавших во Вьетнам. Результаты разведок докладывались в штаб ДА. Мы выполняли так называемые «Полеты по плану Чайка». Мне пришлось дважды выполнить такие полеты в качестве штурмана корабля: первый полет 21 марта 1965 года с заместителем командира эскадрильи майором Макаровым В.С..

Во время этого полета был обнаружен целый ордер из шести кораблей, среди которых был и авианосец.

Ордер из шести кораблей..Фото с борта самолета

***

Во втором полете с командиром полка полковником Григорьевым А.Г. – также был обнаружен авианосец, и о его местонахождении было своевременно сообщено командованию в Москве.

Американский авианосец. Фото с борта самолета

Фото с борта самолета

*

К сожалению, точного названия авианосцев я сейчас не помню. (Но, похоже, это могли быть либо «Рэйнджер», либо «Коралл Си», а может быть,«Хэнкок» или «Мидуэй»).

*****

Характерно, что американские истребители с авианосцев, взлетев и следуя за нами, позже пристраивались снизу и выскакивали вперед с набором высоты, включив форсаж. Их целью было — помешать нам выполнить задание.

Наши заокеанские "друзья"... Фото с борта самолета

Они старались попасть струей выхлопных газов двигателя своего самолета в двигатели нашего самолета, что, конечно, было очень опасно для нашего самолета – могла случиться остановка двигателей и пожар и т.п.

***

Ну ОЧЕНЬ "неформальное" общение... :)

*

Стрелять друг в друга и бомбить мы, конечно, не могли, а подобную «пакость»они нам устроить могли запросто.

Перед парадом. 1965 год. Майор Щекотов – начальник связи полка, майор Кушпелев – штурман полка, подполковник Фомичев – зам. командира полка, майор Сизов – штурман полка по боевому применению, подполковник Деренько – старший штурман полка.

****

В дальнейшем я продолжал выполнять полеты самостоятельно и в качестве инструктора до декабря 1969 года. Несмотря на сложнейшие полеты над сибирскими просторами, Арктикой, над Тихим океаном, не произошло ни одной потери ориентировки, вынужденной посадки на промежуточные аэродромы.

Мне как штурману полка по самолетовождению довелось летать, практически, со всеми экипажами части, как самостоятельно с обоих рабочих мест, так и в качестве инструктора — днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в том числе и с дозаправкой в воздухе и выполнением практических пусков ракет.

Я с самым теплым чувством вспоминаю своих сослуживцев,  замечательных летчиков нашего полка: Стежко, Головченко, Фомичева, Кабанова, Страхова, Осипова, Васильева, Никитова, Белова, Николаева, Киселева, Кулянова,Думкина, Русяева, Бакушева, Хорольского, Гутнева, Гинеева, Левенкова, Гарбузова, Жуйкова, Ажнакина, Блинова. Штурманов: Макаренко, Куликова, Малахова, Двуреченского, Комлева, Мазина, Косикова, Кривича, Орлова, Пилипчука Скобелева, Касименко, Ходукина, Андрейчикова, Летягина, Поспелова, Швыдченко, Абрамова, Колпакова, Сотникова, Сваровского, Игошина, Зубарева, Кузнецова,  Клюжева, Лебедева. Борт-инженеровСоловьева, Сузикова, Волкова, Могильченко и многих других своих однополчан — грамотных, талантливых, преданных своему делу, трудолюбивых летчиков, штурманов, инженеров, обеспечивающих надежную работу самолетов и ракет, содержащих полк в постоянной боевой готовности.

А также с благодарностью и уважением я вспоминаю главного штурмана нашей дивизии полковника Трофимова Л.А, и старшего штурмана 1-го полка подполковника Татарникова А.Ф.

Парад полка 1968год, Чаган

*

 

Хочу немного рассказать о жизни и быте гарнизона Чаган.

У обоих полков нашей дивизии были прозвища, которыми мы сами их и наградили. По инициативе штурмана корабля из первого полка капитана Мизгирева, шутника и балагура, личный состав нашего, 2-го полка прозвали «Монголами» — потому что нас было значительно больше, как «в монгольской орде».  Действительно, в нашем полку помимо трех эскадрилий была и четвертая, и еще было целое подразделение – служба «СИС» (Специальная инженерная служба), обслуживающая ракеты. По количественному составу она была, по-моему, даже крупнее эскадрильи. Соответственно, у нас и народу было больше в полтора раза, чем в первом полку.

В ответ мы придумали прозвище и для личного состава первого полка«Чебаки». В свободное время люди часто занимались рыбалкой,а в первом полку были особенно заядлые рыбаки. Основная рыба в Иртыше – чебак, вот и получил I-й полк это прозвище.

И вообще, мы не упускали возможности друг над другом подшутить. Однажды произошел такой случай: несколько офицеров из первого полка нашли на берегу Иртыша бесхозного (как они думали) теленка. Они его там зарезали, разделали, мясо забрали себе, шкуру выбросили… Местные казахи, хозяева стада, шкуру теленка нашли. Об этом, конечно, узнали в гарнизоне. Участники получили взыскания, перед казахами извинились и за теленка рассчитались. Но конфузную эту историю не забыли. И вот в один из летных дней первый полк был выстроен для последних указаний перед полетами, а наш самолет уже начал выруливать на взлетную полосу по рулевой дорожке. Руливший впереди самолет майора Белова остановился напротив строя первого полка, майор Белов открыл форточку своей кабины, высунул голову и показал пальцами над головой «рога». После шуток и смеха было очень много на эту выходку Белова.

***

А вообще, надо сказать, что жизнь в гарнизоне проходила между воинскими частями мирно и дружелюбно в полном смысле этого слова. Культурным центром гарнизона был Дом Офицеров. Там работали кружки самодеятельности для детей и взрослых, проводились концерты, вечера отдыха, ставились спектакли, был кинозал. Там же была и детская музыкальная школа. В гарнизоне среди детей и взрослых был очень популярен спорт.  В Доме Офицеров работали спортивные секции и очень часто проводились спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, городкам.

***

На пустыре возле гарнизона люди стали устраивать огороды, которые постепенно становились садовыми участками, где в свободное время наши семьи с удовольствием занимались огородничеством и садоводством.

***

В 1971 году в возрасте 44 лет после обследования в ЦНИАГ я был списан с летной работы по состоянию здоровья и был назначен начальником отдела кадров своей родной дивизии.

Через два года, в 1972 в звании подполковника ВВС я был уволен из Вооруженных сил по состоянию здоровья.

*******************************************

********************

За время моей службы в полку с 1955 г.по 1972 год командирами полка были: полковник Визгалов, подполковник Бурмистров, подполковник Фалалеев, полковник Кокин И.Д., Григорьев А.Я., Куликов М.А., Масленников К.К., Дмитриев В.Б..Старшими штурманами были: подполковник Бойченко Г.Ф., подполковник Корбут Б.С., подполковник Штейнберг Ю.Р., подполковник Деренько А.Г., подполковник Галкин А.Н., подполковник Шаймарданов С.Ш.

****

....

Помню замечательных штурманов эскадрилий: Залива, Пуничева, Прокофьва, Шибаева, Пугача, Кислякова, Кузнецова, Куликова; штурманов: Лескина, Колпакова, Изможерова, Косикова, Ходукина, Королева, Назарова, Малахова, Касименко, Двуреченского, Решетняка… Борт-инженеров: Соловьева, Гулого, Сузикова, Могильченко, Волкова; инженеров: Мурзака, Шельдяшева, Дебелого, Миронова, Полюшкина, Степанова, Коновальчука и многих-многих других своих боевых товарищей по полку.

За время моей службы в нашем полку выросли два Заслуженных штурмана Советского Союза: полковник Корбут Борис Степанович и полковник Штейнберг Юрий Робертович штурман-снайпер Малахов Николай Иванович.

Практически, полк был готов к боевым действиям первый раз уже в 1956 году. После переформирования  — снова готов к боевым действиям в 1962 году, уже с применением крылатых ракет.

*******

За время службы в армии с 1943 по 1972 год я имею общий налет на всех типах самолетов   4 тысячи 456 часов, в том числе:

- на ТУ-4  -  933 часа

- на ТУ-16 – 898 часов

- на М-4 – 229 часов

- на – 47 часов

- на ТУ-95 – 85 часов

- на ТУ- 95 «К» — 1836 часов

За успешные выполнения заданий награжден: орденами «Красное Знамя» и «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», « За Победу над Германией», юбилейными и «За выслугу лет», в общей сложности более 20 медалей.

*****

Вот пока и все, что я хотел написать о нашем полку, о моей службе и товарищах. И каким родным и близким стал для меня наш полк, который был создан и вырос на моих глазах при моем непосредственном участии.

Многих моих боевых товарищей – однополчан уже нет в живых…

Но память о них остается у нас -  тех, кто еще живет.

В октябре прошлого 2012 года умер мой близкий друг, однополчанин и однокашник с 1943 года, полковник Штейнберг Юрий Робертович.

Я поддерживаю связь и продолжаю переписываться со своими однополчанами штурманом Сизовым Владимиром Сергеевичем(г. Днепропетровск), с Колпаковым Юрием Алексевичем(г.Москва), Соловьевым Николаем Михайловичем (г. Санкт-Петербург).

Сейчас на пенсии, у меня двое детей, дочери, Надежда и Ольга, четверо внуков и (пока только) семь правнуков.

*****

Смена поколений: старший внук – Страхов Андрей Валерьевич, майор ВДВ, старший правнук – Страхов Андрей Андреевич, в настоящее время студент университета.

*

По секрету хочу сказать, что во сне я до сих пор «летаю»на своих родных самолетах ТУ-16 и ТУ-95 «К»… И не только с пуском ракет, но и с бомбометанием…..

С  уважением

Подполковник ВВС в отставке

Кушпелев Владимир Николаевич

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Отзывов (2)

Отзывов (2) на «ВОСПОМИНАНИЯ ШТУРМАНА ПОЛКА Кушпелев В.Н.»

  1. Виктор:

    Как мне кажется, Владимир Николаевич не указал налет на ТУ-114. По моим сведениям он вроде бы летал и на гражданском самолете в качестве штурмана навигатора. Если не ошибаюсь в 1966 году. Или тот налет записан на ТУ-95?

  2. Фролов Н.И.:

    Кушпелеву В.Н.
    Владимир Николаевич, я летал на самолете Ту-16 (1959-61 г)
    в Белой Церкви,в качестве стрелка-радиста и КОУ 1 класса, а командиром ВС был майор Поткин П.Д.,Штурман -навигатор
    Сатрапинский. Если у Вас имеются какие-либо сведения о Поткине Сатрапинском, то я буду очень Вам благодарен за них.
    В ГА а работал в качестве летчика-наблюдателя, сейчас на пенсии. Мой адрес: 690087, Владивосток, ул. Жигура, 54-124.
    тел. 89242423019.
    С уважением=Фролов Николай Иванович
    11.10.2013

Ваш отзыв

*