main

Страницы автобиографии. Смирнов Александр Иванович.

Смирнов Александр Иванович. Летно-технический состав. В Чагане — с 1958 года и до конца службы  (26 ЛЕТ)

Вехи биографии

Смирнов Александр Иванович

Смирнов Александр Иванович. 1987 год

…Я родился в семье последним, пятым ребенком, в январе 1934 года в селе Заколпье Владимирской области. Когда началась Великая Отечественная война, мне было только 7 лет.

Начальную школу (церковно-приходскую) я закончил в селе Заколпье. Была война и нас, малолетних паца-нов, даже подкармливали там. То стакан молока нальют, то картофелину дадут….

Та самая церковно-приходская...

Была у меня «многоразовая тетрадь». Напишешь в ней школьные и домашние задания, учитель проверит, оценку поставит, ты все сотрешь и снова пишешь — вроде как на чистом листе, пока его до дыр не протрешь. Учиться дальше в пятый класс ушел в село Григорьево (на станцию), что находилось в 3,5 км от дома.

******

…В 1949 году уехал в Муром и поступил в торфяной техникум. Учились-то по одной книге ВСЕ. Учебников не было, да их почти и не печатали тогда. Все учебники были старые, 1934-35 годов, то есть 10-15-летней давности.

Так все начиналось...

По окончании техникума пришло время собираться в армию, и всех нас призывников отправили на комиссию во Владимир, где проводились наборы в военные училища и там же распределяли: кого куда. Я попросился в Казань.

Жили в палатках, контингент разный, как говорится — кто экзамены сдает, кто кишмиш продает. То есть у всех свои заботы. Насмотрелся я там на все… И  поступать в училище передумал.  Физику на «два» —  написал, специально «завалил». Вызывают меня на комиссию (а председатель – начальник училища генерал Тюман).  Посмотрел он мой диплом из техникума, а там одни пятерки, а тут вдруг при поступлении у меня двойка. Генерал говорит: «По физике —  ДВА?! БЫТЬ ТАКОГО НЕ МОЖЕТ! Зачислите его на то отделение, куда он захочет».

Что оставалось делать? Я сказал: «На вооружение», и с 23 июня 1953 года стал курсантом Казанского Военно-технического авиационного училища (КВАТУ).

В казарме жили по 150 человек, койки стояли в два яруса. Раньше в этих казармах были екатерининские конюшни и там держали лошадей. Три года пролетели быстро.

******

По окончании училища оказалось, что мы теперь нужны в Украине. В Узине шло формирование дивизии. Я попал в 4-ю эскадрилью техником самолета (а самолетов пока было всего два). Ком.эскадрильи был Носиков. Так и пошла моя служба в армии с ноября 1956 года.

...

Год прослужил в Узине. Командира  полка Безбокова перевели на дивизию под Семипалатинск, и он взял многих с собой.

В конце 1957 года состоялась перебазировка полка 06680 из Узина в Чаган. Летный состав в гарнизон прибыл 30 декабря на 3-х самолетах ТУ-16, в этот же день прибыл ж/д состав с имуществом из Узина. Этим же эшелоном прибыли и жены офицеров. Те, кому были выделены ордера, селились в 3- комнатные квартиры по 3 семьи. Состав разгружали 31 декабря, в аккурат под Новый год, и на выделенных машинах развозили имущество по квартирам. В городке к тому времени стояли всего 5-7 домов, и уже была построена красавица-ШКОЛА.

А школа реально была "красавица" ... Одно из первых строений нашего Городка...

Некоторым их прибывших Чаган был знаком (летом прилетали самолетами с проверкой: можно ли будет приехать сюда жить с семьями после Нового года).  Семейные ушли по квартирам, а те, кто в Новый год оказался без жен, были определены в казармы на аэродроме. Нас там таких оказалось человек 30-40.

Кто-то умудрился сходить в поселок Комсомольский раздобыть «горячительные» напитки, дабы весело встретить Новый год!

 

Сначала сидели отдельными группками (не все знакомы были), постепенно обстановка «потеплела». Кто-то сказал даже: «Жаль, елочки нет!» «Что значит: НЕТ? Сейчас организуем!», — и «организатор» лихо подвесил веник к потолку вниз помелом. Тут же появились на «елочке» украшения – фантики от конфет, какие-то тряпочки и ленточки. Помнится, даже был хоровод, и спели «в лесу родилась елочка».

В лесу родилась елочка... И городок в степи..... 1958 год

 

*********

И пошла служба...   Бабушкин, Георгиев, Смирнов, Елисеев. 1959 год

И пошла служба... Они были молоды и веселы... ... Бабушкин, Георгиев, Смирнов, Елисеев. 1959 год

*****

И снова с "дежурными чемоданчиками"...Слева направо - Бабушкин, Елисеев, Георгиевв

В 1959-1960 году приехал в Узин получать самолеты ТУ-95 и попал я на свадьбу к Володе Тихончуку, где и познакомился со своей будущей женой Ангелиной, которая была приглашена невестой Машей на торжество. Уже в июле мы сыграли СВОЮ свадьбу.

"Какие интересные тут растения!" ... Ангелина...

 

Молодая мама Ангелина с дочерью Ириной. Июль 1961

Когда приехали в Чаган, оказалось, что жить нам совсем негде. Помог нам Саша Лепешкин, который уговорил своих хозяев, чтобы мы поселились там же где они.  Жили мы там недолго, и уже к зиме переехали жить в Комсомольске в финский 4-х квартирный домик, где у нас была только одна комната и кухня.

В Поселке Комсомольском ..

Жили в том доме почти год, летом родилась дочь Ирина, а уже осенью мы переехали из Комсомольска в сам городок Чаган в однокомнатную квартиру на втором этаже (дом 80, кв.5).

******

Ездил в командировки на Север, обслуживал там наши самолеты, пока они выполняли свои задания. Много раз летал в Анадырь. Еще был на Кольском полуострове в Североморске, участвовал в спасении подводной лодки «Комсомолец», был на Новой Земле, в Норильске, Воркуте…. Но всегда по времени находился недолго. Обслужил самолеты – вернулся домой.

В Мончегорске

Летали на Кольский п-ов, осваивать аэродром Оленья, как аэродром «подскока». Вся учеба была связана с ЭТИМ  аэродромом.

**************************************************************************************

Справка: Оле́нья база авиации Военно-морского флота на Кольском полуострове в 92 километрах к югу от Мурманска, недалеко от города Оленегорск. На авиабазе Оленья дислоцированы самолёты Ту-22М3.  Длина ВПП — 3500 м, покрытие бетонное. 

В 1960-е годы через аэродром Оленья на пассажирских самолётах Ту-114 осуществлялись регулярные полёты на КУБУ

Авиабаза Оленья, 1966 год

С авиабазы Оленья 30 октября 1961 года взлетел самолёт Ту-95В, нёсший термоядерную бомбу мощностью 57 мегатонн (Царь-бомба) для испытаний на Новой Земле и сопровождавший его самолёт-лаборатория Ту-16.

Место взрыва (взлет самолетов производился с авиабазы Оленья)

****

АН602 (она же «Царь-бомба», она же «Кузькина мать») — термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954—1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством академика  И. В. Курчатова.

 

Царь-Бомба ("Кузькина мать")

Самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. По разным данным имело от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента. В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров, В. Б. Адамский, Ю. Н. Бабаев и другие.

Результаты  взрыва: 

Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 км. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли; 

 

Царь-бомба. Вспышка после взрыва

Излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров;  ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут; ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.

 

Царь-бомба. Ядерный гриб

Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 км, диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров.   Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.

Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо БЛИЖЕ  (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают  (что очень интересно — может просто НЕКОМУ было сообщить  🙂 — админ)

 

****

И еще о самолете-носителе «Царь-бомбы»:

Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы.  После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ.

ТУ-95В - самолет-носитель "Царь-бомбы". Существовал в единственном экземпляре...

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям:  Хрущёв собирался в США — в холодной войне наступила пауза. Ту-95В  перегнали на аэродром в УЗИН, где он использовался как учебный самолёт и уже НЕ  числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными.  

На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсекареальная бомба по массе (26,5 т[10], в том числе вес парашютной системы — 0,8 т[11]) и габаритам оказалась несколько БОЛЬШЕ макета. Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г  

В подготовке авиатехники к полету участвовали  друзья-техники  А.И.Смирнова из  УЗИНА  — места, где он начинал свою службу в качестве авиатехника.. — ..  

Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев[13], штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос»(Новая Земля) ….. После взрыва Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — 53,5 километра. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте….

******

Авиабазу ОЛЕНЬЯ в 1963 году посещали Никита Хрущёв и Фидель Кастро.

Ту-160

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока авиабазу Оленья

***************

Аэродром подскока — аэродром, предназначенный для кратковременной стоянки для дозаправки и ремонта воздушных судов с целью увеличения дальности действия авиации, чаще всего военной.  В частности, на Крайнем Севере России имеется несколько военных аэродромов подскока для дальней стратегической авиации и СССР и РФ (Рогачёво (Новая Земля), Воркута, Тикси, Анадырь (Угольный)). На подобных базах могут также временно базироваться самолёты-заправщики.

Стратегическая авиация США использовала для подскока, в частности, базы на Аляске, Гренландии, Диего-Гарсия (1970-ые — 1990ые)

**************

Вышеприведенные сведения — По данным материалов Википедии.

Админ

На Авиабазе Оленья

*******************************************************************************************

Вскоре сменили аэродром подскока на «Анадырь», стали летать туда, осваивать новое место пребывания. Объект был секретным —  оцепление было из «местных» в два кольца. Пропуска на территорию выдавались в Чагане.

Анадырь. 1964 год

Жаль, не сохранилось ни одного пропуска  и ни одного командировочного удостоверения. Кто и сколько «ДОЗ» получил при этом – НИКТО  НЕ  ГОВОРИЛ  и ВНИМАНИЕ НЕ ЗАОСТРЯЛ.

Зато после каждых полетов проводили дезактивацию, а рабочие комбинезоны «зашкаливали», хотя их стирали в бензине (чтобы «смыть» радиацию), потом сушили и опять работали —  НОВЫХ НЕ ВЫДАВАЛИ. Такой вот  была «сан.обработка спец.одежды«  от радиации.

*****

А жизнь продолжается... И уже родился сын.... 1966 год

 ******

В 1966 году родился у нас сын Андрей. В этом же году я заболел, долго лежал в больнице, но причину болезни так и не нашли, не знали даже,  ЧТО за болезнь. Думаю, что это была реакция организма на радиацию, на взрывы, которые проводились на полигоне. Тогда все было «в секрете«, однако ВСЕ  ЗНАЛИ, и шепотом между собой говорили, что рядом проводятся ядерные испытания на полигоне и поэтому Семипалатинск – закрытый город.

***

 

,,,,

***

Взрывы были ОЧЕНЬ  сильные.

Землю трясло так, что качались дома как при настоящем землетрясении. А какие «ГРИБЫ»  росли какие  ВСПЫШКИ и были! Даже солнце блекло при этом….

…Сначала во время испытаний все выходили из домов в ПРИНУДИТЕЛЬНОМ  порядке, а потом выходить перестали —  ПРИВЫКЛИ

 

***********************

Как-то после парада... Май 1976

Однажды после парада... Май 1976

 

Время летит быстро, вот и пролетели 26 лет моей службы….

....

***************

Из Чагана уехали на родину, во Владимирскую область, город Муром. Пришлось привыкать к гражданской жизни. Сначала поработал товароведом, потом попал на завод  ЗИО в отдел техники безопасности, где проработал инженером более 10 лет. Когда произошло сокращение штатов, окончательно ушел на пенсию. В 2008 году не стало моей дорогой супруги, с которой мы прожили вместе 48 лет.

Жизнь сразу стала пустой и какой-то однообразно серой.

Когда-то мы приобрели участок в шесть соток прямо на краю леса.

Теперь он для меня как отдушина… да еще телевизор и воспоминания о молодости, о нашем Чагане….

***

С дочерью Ириной

 ***

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

13 комментариев

13 комментариев на «Страницы автобиографии. Смирнов Александр Иванович.»

  1. Сергей:

    «ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар»… ужас!

  2. Сергей:

    «И еще о самолете-носителе, который, возможно готовил к полету и А.И. Смирнов» — если готовил, то с моим отцом — Александром Яковлевичем Зинкиным… Служили в «однем и тем полке»…

  3. Александр Белавин:

    Александр Иванович! Вы не зря прожили жизнь! Вы хорошо делали дело защиты Родины! Я прожил в Чагане с 1955 года по 1970 год. Мой отец тоже был военным, но строителем. Желаю Вам еще долгих лет жизни и здоровья. С уважением, Александр Белавин. ( Все до единого взрыва помню до сих пор. Раньше по ночам снились.)

  4. You have more useufl info than the British had colonies pre-WWII.

  5. Thanks for writing such an easy-to-undrsetand article on this topic.

  6. Молодец, Саша, всё почти так и было, особенно дизиктивация самолёта, которую проводили, в основном, женщины в белых халатах щёточками и пеной. В моём присутствии господин Урюпин (так Голос Америки после сообщения ТАСС об испытаниях называл нашего полковника ) дважы (осенью и весной)прибывал к нам (1957 — 1959гг) для очередных испытаний. Тогда была только ВПП и треть южной рулёжки Обслуживала полёты система РСП — 4 итолько весной 59г. закончили монтаж СП — 50

  7. Смирнов один из спокойнейших сослуживцев , которых я знал по службе в Воздвиженке , Завитой и Чагане .Я с ним не пересекался по службе , но всегда замечал -этого симпатичного , выдержанного , умного техника с обветренным лицом . Спасибо , что написал ! Можете почитать статью «Камнем по темечку » (в поисковик ) и послушать мой гимн ТУ-95 -«Воздушный исполин » , к 100-летию

Ваш отзыв