main

Наша школа, Иван Кожедуб и США

Источник: https://vpk-news.ru/articles/40658, http://новости-сша.ru-an.info

Часть первая. ШКОЛА

Сначала о школе. Школа у нас была… Знатная была в общем школа. Школа при страшно когда-то секретной  авиабазе Чаган (Dolon, Половинки, Москва 404 — это все она )… Где учились в основном дети летчиков дальней Авиации и тех , кто с этой Дальней Авиацией был так или иначе связан.

Школа № 24. . Центральный вход

*

Школа была построена одной из первых в жилом городке, и наряду с Домом Офицеров была одной из фокальных точек местной архитектуры. Проект правда был типовой, но даже типовых таких школ (насколько знаю ) в было не очень много.  Большая, красивая, и почти торжественная снаружи, просторная и светлая внутри…  Однозначно  самая лучшая и удобная школа из тех, в которых мне приходилось бывать — и в те времена, да и сейчас.

1972 год. Школа 24 .Выпускницы

*

Школа была построена в далеком 1957м, простояла почти 50 лет и была сметена с лица земли ураганом перемен вместе с самим городком ….

 

Здесь была школа.Тебе последние цветы…. Июль 2011

*

Кто в теме, тот знает. Кто не знает, но интересуется, на досуге загляните сюда

Во-от… и носила эта школа (естественно) имя летчика. И не просто летчика, а трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.

Иван Никитович Кожедуб был  один из лучших летчиков советского времени. За всю  Великую Отечественную войну, он ни разу не был сбит, приводя истребитель на аэродром в любом состоянии.

Иван Кожедуб – это десятки сбитых самолетов противника и сотни боевых полетов. Это 330 боевых вылетов.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб

*

Часть вторая. ИВАН  НИКИТОВИЧ  КОЖЕДУБ

Иван Кожедуб родился 6 июля 1922 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины). Но официальная дата его рождения —  8 июня 1920 года. Два года юный Иван себе в свое время приписал, чтобы иметь возможность поступить в техникум  — да так оно и осталось …

В химико-технологический техникум города Шосток он поступил в 1934 году (то есть по факту в 12 лет, хотя в документах записано было 14) .А при техникуме был аэроклуб...

Развлечения той жизни

*

С него все и началось …

С началом Великой Отечественной войны Ивана, как члена авиашколы эвакуировали в Казахстан, где он вскоре получил звание сержанта и был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново (1942 г), а затем (в марте 1943) направлен на Воронежский фронт.

И было Ивану ко времени своего первого настоящего  боя всего ДВАДЦАТЬ ЛЕТ...

Первый боевой вылет Ивана Кожедуба был не очень удачным, так как его истребитель Ла-5 сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке)  советские зенитчики (попало два снаряда). Но, несмотря на повреждения, Кожедубу удалось таки посадить истребитель….

До февраля 1944 года он совершил 146 вылетов и уничтожил 20 немецких самолетов. За это его удостоили звания Героя Советского Союза.

Примечание: С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева.

Вот такие тогда были были пчеловоды в Сталинградской области …

Иван Кожедуб возле Ла-5ФН (бортовой № 14), 1944 год

*

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе самолетов противника.

ФАШИСТСКИХ самолетов

Сбитые американские самолеты в его официальный послужной список не включали. А были и они… Но об этом позже

Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром….

Примечание: «Отношение Кожедуба к боевой машине приобретало черты религии, той её формы, что носит название аниматизма. «Мотор работает чётко. Самолёт послушен каждому моему движению. Я не один — со мной боевой друг» — в этих строках Кожедуба четко видно его отношение к самолёту. Это не поэтическое преувеличение, и не метафора. Подходя к машине перед вылетом, он всегда находил для неё несколько ласковых слов, в полёте разговаривал с самолетом, как с товарищем, выполняющим важную часть работы. Во время войны он сменил шесть «Лавочкиных», и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить на самолете пробоины и садиться на усеянные воронками аэродромы.

YouTube

*

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;

18 истребителей Ме-109;

18 бомбардировщиков Ju-87;

3 штурмовика Hs-129;

2 бомбардировщика He-111;

1 истребитель PZL P-24 (румынский );

1 реактивный самолёт Ме-262.

*

Что же касается американских самолетов…

**********************************************************

Отступление: СОЮЗНИКИ

Воздушные инциденты с участием американской авиации начались со второй половины 1944 года. Причем есть все основания полагать, что эти ситуации, виновниками которых всегда выступали наши союзники, были не случайными эпизодами friendly fire («дружественного огня»), обычными на войне, а результатами стремления американских ВВС показать, кто хозяин в небе

Бой над Нишем

Широкую известность (например) получил случай, когда сорок американских тяжелых истребителей «Лайтингов» нанесли удар по штабу 6-го гвардейского стрелкового корпуса и аэродрому 866-го истребительного авиаполка в окрестностях югославского города Ниш.

Жертвами этого  выпада стали командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей….

Сумевшие взлететь наши пилоты обратили американцев в бегство, сбив четыре американских самолета.

В их обломках были обнаружены карты, на которых уже освобожденный, и находящийся под контролем советских войск Ниш был обозначен как ЦЕЛЬ. То есть несостоятельность американских оправданий о «потере курса» уже тогда была очевидна. Причем удар был нанесен 7 ноября 1944 года, то есть  в годовщину Октябрьской революции — главного (тогда) праздника нашей бывшей общей Родины .

Уже теперь  — зная привычку  наших «партнеров» наносить своим противникам «удары под дых» именно в знаменательные (или даже святые — например на православную Пасху) для их (противников) дни — понимаешь, что дата этой «ошибки» оказалась отнюдь неслучайной.

О преднамеренности американских провокаций свидетельствовал и маршал Советского Союза Георгий Жуков, указав в своих мемуарах, что командующий американскими ВВС Спаатс вызывающе отказался обсуждать с ним порядок полетов над советской зоной, заявив, что  «американская авиация всюду летала и будет летать без всяких ограничений».

Вот такие наши «союзнички» — были, есть и, видимо, всегда будут…

Памятник советским воинам, погибшим после освобождения Ниша 7 ноября 1944 г под ударами американских бомбардировщиков

*

Но скорее всего  большинство американских провокаций, приведших к воздушным столкновениям, остались неизвестными. По понятным причинам эти факты советские источники в тот момент не стремились афишировать.

******************************************************************

Но все-таки…

Часть третья.  Кожедуб и нем… тьфу  и sorry — американцы


Эпизод первый

Известно, как американские пилоты в небе над Берлином  попытались, выражаясь современным языком, «перехватить» советский истребитель, пилотируемый легендарным русским летчиком Иваном Кожедубом.

Впоследствии  маршал  авиации сам рассказал, как это было.

17 апреля 1945 года, встретив в воздухе стратегические бомбардировщики «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.

«Кому огня? Мне?! – с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. – Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) – в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно – самолет взорвался в воздухе…

Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным – я ведь уже успел разглядеть белые звезды на крыльях и фюзеляжах.

«Устроят мне… по первое число» – думал я, сажая машину….

Но все обошлось. В кабине «Мустанга», приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: «Фокке-Вульф» с красным носом..

Не думаю, что он подыгрывал; не научились еще тогда союзники смотреть в оба… Когда проявили пленки ФКП, главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень четко. Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса….

Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы – в счет будущей войны». А Павел Федорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».

Вот как-то так… «Союзнические» действия американцев уже ТОГДА не оставляли у советских офицеров никаких иллюзий

Эпизод второй. Охота на Мустангов и летающие крепости

 Следующий бой Ивана Кожедуба с американскими пилотами состоялся уже через пять дней, когда его вновь атаковала пара «Мустангов». Одному американцу удалось выпрыгнуть с парашютом из подбитой машины, второй сгорел вместе с истребителем, взорвавшимся в воздухе.

Эпизод третий . День Победы

Последний бой Кожедуба с союзниками состоялся накануне Дня Победы, когда советский ас помешал целой эскадрилье Boeing B-17 Flying Fortress прорваться в воздушное пространство советской оккупационной зоны.

«Летающие крепости» с максимальной бомбовой загрузкой перли напролом, игнорируя радиозапросы и предупредительные выстрелы.Чтобы их развернуть, советскому летчику пришлось сбить одного за другим три четырехмоторных гиганта.

*******

Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил  в августе 1945 года —  за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

 Mil.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org

*

Впрочем, личный «американский счет» будущего маршала на этом завершился.

КОРЕЯ

Во время войны в Корее Иван Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией,  (324-й иад),  защищавшей небо КНДР от американских агрессоров в составе 64-го истребительного авиационного корпуса (под псевдонимом Крылов) .

Сам он лично в боях не участвовал — директивой МО СССР ему это было запрещено. НО. 264 американских самолета были сбиты его подчиненными. Наши деды и прадеды прекрасно знали, как поступать с американскими «перехватчиками». И надо надеяться, что это искусство их внуки не утратили…

Примечание: Это по официальной версии  Иван Никитович не участвовал в воздушных боях над Кореей (было строго запрещено командованием). Но спустя много лет китайские друзья Кожедуба, рассказали его сыну, что советский ас лично уменьшил список самолетов США на 17 машин….

Советские МИГи атакуют B-29

*

*****************************

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

После войны…В 1964–1971 гг Иван Никитович Кожедуб   — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 он служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году ему  присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году — И.Н. Кожедуб —  Маршал авиации.

*

Всё это время Кожедуб вёл огромную общественную работу. Избирался депутатом Верховного Совета СССР-II—V созывов, народным депутатом СССР, председателем или президентам десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем. Он совершил сотни встреч и поездок, тысячи выступлений, давал многочисленные интервью.

Говорят, Иван Никитович  в свое время приезжал в и в Чаган … И в ту самую школу №24 на встречу с учениками.. И говорят, что у кого-то даже сохранились фотографии…. Но  я  их (к сожалению) не нашла. (

Скончался он 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве….

Умерла ЭПОХА.

*

…Интересно, а нынешние украинцы знают ЭТОГО своего героя? Или «в рамках декоммунизации» в процессе прославления м..м….сомнительных  «хероев» им … скажем так…. не совсем удобно вспоминать о НАСТОЯЩИХ?

И тем не менее.

ВЕЧНАЯ СЛАВА…

Советскому летчику, уроженцу Украины, бившемуся в воздухе с фашистами за нашу общую Родину, похороненному в Москве, именем которого была названа школа для детей военных летчиков в Казахстане.

Школа, которой больше нет.

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЮ

****************************************************

Источники и фото : http://www.history147.ru/2016/08/blog-post.html,  https://vpk-news.ru/articles/40658, http://новости-сша.ru-an.info,  wikipedia.org,  фотографии из личных архивов жителей пгт Чаган

*

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

2 комментария

2 комментария на «Наша школа, Иван Кожедуб и США»

  1. Симонова Светлана:

    Мариночка, спасибо большое за статью. Очень интересно и познавательно. Ты, как всегда , на высоте! Заодно вспомнились школьные годы чудесные

Ваш отзыв