main

Обогнув Японию с Востока… Елиференко Юрий Иванович

Помощник командира корабля, летчик 2 класса, майор авиации, 79 ТБАД

Елиференко Юрий Иванович

*

Предисловие: Читая воспоминания наших ветеранов, я уже не удивляюсь тому, как просто они рассказывают о том, что «завернули за угол» слетав на Тихий или Атлантический… Или что «Фантомы» были у них «под брюхом»в нейтральных водах как мухи, так, которых  их ни «отогнать» ни «задеть» — потому что смертельный риск и «чревато»… Или о «неформальных» контактах с «заклятыми друзьями» на высоте в несколько тысяч метров — как ни странно  — достаточно «дружественных» , несмотря на всю тогдашнюю «политическую напряженность»… 

И  что только спустя …цать  лет дети узнали, ЧТО такое «дозаправка в воздухе» — когда «соль» на кожаных куртках пилотов от немыслимого напряжения — на куртках НАШИХ отцов…

Меня восхищает , не уже НЕ удивляет способность наших отцов при чудовищном нервном перенапряжении при выполнении ответственного «задания» не только замечать, но и помнить ДО СИХ ПОР  еще красоту окружающих закатов  над океаном  или блеск северного сияния в Арктике…

Я даже не удивляюсь тому, что они  почти каждодневный ПОДВИГ с реальным риском для жизни  назывался у них  «работой»…

И я уже НЕ поражаюсь   «уникальности»  того очаровательного ядерного быта , в котором жили мы и нашит родители…

Меня поражает только одно — КАК ПРОСТО  мы умудрились в девяностые «помножить на ноль»  не только собственную жизнь, но и жизнь и дело наших отцов…

ПРОСТИТЕ  НАС…..

***

Обогнув Японию в Востока…

«Москва-400»

12 декабря 1960 года я прибыл к месту своего нового назначения Москва-400.

Эта ’’Москва-400” оказалась в Казахстане, —  за 90 километров от города Семипалатинск — на левом берегу Иртыша. Открытая со всех сторон степь окружала маленький поселок недалеко от железнодорожной станции Чаган. Издали виднелась кочегарка с высокой трубой, да несколько штук трехэтажных домов. Это и был тот самый военный городок, в котором я должен был продолжить службу в Советской Армии.

Ноябрь 1971. Вид на городок и Дом Офицеров с водонапорной башни

*

Снежная и морозная степь, длительные метели и бураны наводили тоску, душа протестовала… А сознание напоминало Присягу, Устав, Долг…. Так я и прослужил там 10 лет и 9 месяцев. За эти годы произошло много событий, в которых я принимал непосредственное участие в качестве второго пилота, летчика 2 класса. Сейчас мне 82 года, многое забылось, но более яркие эпизоды еще помню…

*

*****

Соседство с ядерным полигоном

Помню, в 100 километрах от нашего городка, в глухой степи, располагался полигон, где проводились ядерные испытания. В то время, когда я с семьей поселился в гарнизоне, были разрешены наземные и воздушные взрывы атомных бомб. Это происходило так: после яркой вспышки возникал огненный шар огромных размеров. Этот шар захватывал массу верхнего слоя земли, рос на глазах, расширялся, превращался в гриб, поднимался на высоту 11-12 км. Дальше он подхватывался воздушным течением, уплывая на северо-восток, или куда бог пошлет

Кто-то называл это "жутко красивое зрелище"...

*

Прогноз направления ветра иногда не оправдывался, и ветер дул не в ту сторону, которая предполагалась — и  часто —  прямо на наш городок. На высоте облако остывало и из него на землю выпадали осадки. Нет никаких гарантий, что такие облака не проплывали над нами, нашими детьми и не орошали всех, проживающих там. В настоящее время болезни наших детей доказывают это.

После 1963 года, когда наземные взрывы запретили, подземные взрывы все еще продолжали производить. Иногда по местному радио (чаще по воскресеньям) звучало объявление: ”Граждане, просим вас сегодня в 12.00 выйти из домов на улицу подышать свежим воздухом”. Таким методом нам предлагали покинуть дома на время предстоящего ядерного взрыва.

После одного такого объявления я, ради любопытства, остался в доме. Полученные впечатления не назовешь приятными. Угрожающе трещал дом, в трехведерном аквариуме штормила вода, дрожали стекла…

"Счастливое ядерное детство" 🙂 Первые шаги на берегу Иртыша

*

******

Мирный атом

Хорошо запомнился взрыв 1965 года. В месте слияния двух рек, Ашису и Чаганки заложили атомный заряд. Взрыв должен был быть подземный — но с выбросом. Его назначение было — в мирных целях. Но при взрыве произошел выброс радиоактивных веществ в атмосферу, и это радиационное облако прошло над нашим городком….

*

Через 4 года, когда сняли оцепление вокруг образовавшегося от паводковых вод озера, я с друзьями побывал на том месте. Озеро диаметром в 500 метров и глубиной где-то 100 метров образовалось как воронка от взрыва. Вокруг получилась круглая дамба, которая перекрыла слияние двух рек. С помощью техники разрезали кольцо круглой дамбы каналом и вода, накопившаяся за весну, затопила воронку, образовав озеро. К моменту нашего приезда в озере водилась рыба, запущенная туда уже после снятия угрозы радиоактивного заражения. Мы поймали несколько линей, подстрелили пару уток. С помощью полкового химика замерили уровень радиации и он, как бы оправдывая название  ‘’мирный’’ атом, оказался ниже, чем у нас на аэродроме….

Атомное озеро Балапан - круглое как тарелка... 🙂

*

 ****

Помню, этот ”подземный взрыв” вызвал сильное возмущение жителей городка — и   от многих из них посыпались письма в ЦК. Приехала комиссия, провела беседы —  правда, не массово, упрекнула командира гарнизона в слабом политическом воспитании семей офицеров  — и уехала.

Мне неизвестно, может кого-то из атомщиков и наказали. Но стало  ли нам лучше от этого? В те годы критические дозы радиации для нас, военнослужащих, считались секретными, но — в то же время —  для наших жен и гражданского населения, печатались в журнале “Наука и жизнь’’.  Парадокс! Но жизнь в городке продолжалась, и не так уж и редко ощущались подземные толчки, напоминая о том, что ядерные взрывы продолжают долбить нашу матушку-землю….

*

 ****

Снабжение городка

Пока снабжение нашего городка было из Москвы, бытовые условия были неплохие. Правда, не хватало овощей и фруктов… Но потом, когда Москва прекратила свои поставки, с продуктами стало совсем плохо….

Помню, зимой 1963 года приходилось становиться на лыжи и идти 6 км в деревню Долонь, чтобы купить там печенье и конфеты для детей, и не только сладости, а и овощи, мясные изделия и другие продукты….

Долонь. Вид на поселок и бывший Никольский храм. Наши дни. Фото А.Пяткина

*

После 1964 года снабжение вновь наладилось.

 *****

  Над водами Тихого океана

Несмотря на соседство с ядерным полигоном, летно-технический состав полка продолжал осваивать стратегический ракетоносец дальней авиации ТУ-95к. Вплотную занялись полетами.  Днем и ночью  — на малых и больших высотах, длинными и короткими маршрутами….

Семипалатинск-4 (Аэродром Чаган) . Стратегический бомбардировщик Ту-95

*

Задания были разными. Помню вылеты на перехват американских авианосцев, шедших во Вьетнам водами Тихого океана. Каждый месяц у американцев происходила смена.

Авианосец, шедший из Вьетнама, отличался от тех, которые только шли туда. Это было заметно по встречавшим нас ’‘фантомам’’ — истребителям, которые были в то время на вооружении в США. Те, которые шли из Вьетнама, были закоптившимися… Лица американских пилотов — понуры… . Видимо, вьетнамцы устраивали им ‘’хорошие’’ проводы :). А те, что шли во Вьетнам, при встрече, пристроившись к нам вплотную, улыбались —  приветствуя нас поднятием руки. Такие встречи происходили  над водами Тихого океана — вдали от авианосца.

Американский самолет "Фантом" Фото из архива Елиференко

 *

 Американские истребители старались нас перехватить по курсу на авианосец, мешали нам пройти над самим авианосцем. Но мы, наблюдая за истребителями, упорно шли к цели и, снизившись на высоту 300-400 м, начинали фотографировать, облетывали их, как облетывали они наши корабли, шедшие на остров свободы Кубу. Тогда никаких гарантий не было в том, что в одно «прекрасное» время эти “фантомы” с подвешенными ракетами, не откроют огонь по нашим самолетам. Но задания на перехваты мы выполняли на отлично, а снимки отправляли в Москву.

Почти "дружеская" но очень опасная фотосессия ...

*

***

Помню, как американцы пытались нас обмануть. Обычно авианосец шел в центре ордера, а по краям шли тяжелые крейсеры, впереди — противолодочная охрана. Но в одном из вылетов мы увидели, как, пытаясь скрыться от нас, авианосец шел вдали от ордера….

Американский авианосец Фото из архива Елиференко

 *

Но благодаря бдительности офицера по радиопротиводействию авианосец был перехвачен, сфотографирован и облетан на малой высоте.

Палуба американского авианосца (вид сверху). Фото из архива Елиференко

 *

…Помню, как один из вылетов напугал американцев так, что правительство США прислало нашему правительству ноту ‘’О нарушении границы США советскими самолетами’’. Пришлось экипажу Кабанова В.А., (ведущему группы, штурману эскадрильи майору Куликову М.Т. ) доказывать в Москве, что нарушений не было. И благодаря пунктуальности и  грамотности  Куликова М.Т., было доказано, что нарушений границ не было.

А было так: Мы шли двумя группами. Первая группа, развернувшись над городом Магадан, на большой высоте полетела в сторону Анадыря. Эту группу американцы наблюдали по локатору. А вторую группу они не заметили, т.к. мы шли на малой высоте, параллельно Алеутским островам. Первая группа, за которой американцы  наблюдали, вдруг исчезла на экране локатора.

Это было естественно —  она снизилась и совершила посадку на аэродроме г. Анадырь. Через некоторое время американцы вдруг замечают<вторую — то есть> нашу группу, которая набравши высоту, продолжала лететь параллельно островам.

<Но американцы> посчитали, что это< та самая> первая группа, которая была одинаковая со <второй> по количеству самолетов, снизилась и на малой высоте пролетела над территорией США, а набрав высоту, показалась на экране локатора в Тихом океане….

*************

Примечание: ВСЕ так или иначе повторяется в этом мире... Истребители F-15 ВВС США были подняты для перехвата российских стратегических бомбардировщика Ту-95 в районе американского острова Гуам в Тихом океане. Источник в ВВС США сообщил, что инцидент удалось избежать: российские пилоты не нарушили воздушное пространство США и представители обоих сторон «вели себя профессионально». … Опубликовано 17.02.2013 года (http://www.topnews.ru/news_id_56189.html) 

с сайта http://www.topnews.ru/news_id_56189.html

*

админ

****************

 Полеты на дальность

Помню, как наш полк сдавал своего рода экзамен по летному мастерству. Это был рекордный по дальности полет с двумя дозаправками в воздухе. Принимали участие семь экипажей. В числе их был и экипаж майора Николаева Е.В., вторым пилотом которого был я.

Экипажи взлетели с аэродрома Семипалатинска-4 (Чаган). В районе Шантарских островов встретились с дозаправщиками, ночью заправились, взяв каждый по 30 тонн горючего, вошли в воздушное пространство Тихого океана и вдоль Алеутских островов над нейтральными водами полетели к берегам Канады. Американцы, конечно, не дремали и даже ночью все же находили наш ’’караван’’, пристраивались к каждому самолету, ныряли под брюхо, очевидно, смотрели —  висят там ракеты  — или нет

Конечно же, мы летели без ракет…. Одна пара перехватчиков сменяла другую, передавая друг другу, они на протяжении всех Алеутских островов вели нас. Такой эскорт мы и ожидали, но все же как-то чувствовали себя неуютно —  беззащитно. На рассвете мы развернулись и полетели обратно, как бы догоняя ночь….

ТУ-95 в нейтральных водах в сопровождении американских "фантомов"

*

На Охотском море, в районе Шантарских островов, был уже день. … Изрядно уставшие экипажи, встретив танкеры, начали дневную дозаправку <в воздухе>. Взяли по 10 тонн. Через 6 часов благополучно приземлились на своем аэродроме…

 ***

Помню, нас встретили хорошим обедом, предложили для бодрости по 150 гр. коньяку. Уставшие, расслабившись после коньяка, мы начали делиться впечатлениями. А поговорить было о чем —  ведь мы летали больше суток, произвели две дозаправки, одну ночью, другую днем.

Работа по выполнению задания требовала максимальной концентрации внимания, а также крепости духа и физической выносливости. Оказалось, что от нервного напряжения при дозаправке, один командир даже прокусил губу. Пятна соли на кожаных куртках также говорили о большой затрате энергии летчиками. Как бы там ни было, но полк экзамен сдал на отлично.

Дозаправка самолета в воздухе

*

Правда, после такого полета я смог расслабиться и уснуть только под утро — на второй день…. Вместо двух положенных недель отдыха, нам дали только два дня...

Наша работа испытывала нас на прочность… 

Но мы крепили оборонную мощь страны, оправдывая тем самым лозунг: ’’Лишь бы не было войны’’…

Такими грамотами поощрялись наши достижения в летном мастерстве. Фото из архива Елиференко

*

*****

 Учения в Тихом океане

Ещё один эпизод из моей службы.

В 1970 году исполнилось 100 лет со дня рождения В.И. Ленина. Страна отмечала эту дату с большим энтузиазмом, в работе и по службе. В честь этой даты была отлита медаль, которой награждались лучшие.

***************************

 

Медаль к юбилею 100летия рождения Ленина

Справка: Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). Учреждена в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» а Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 5 ноября 1969 г. в двух наименованиях:
1)«За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
2)«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Выдержка из положения о медали: награждаются……военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота…добившихся …. отличных показателей в боевой и политической подготовке, высоких результатов в руководстве войсками и поддержании их боевой готовности….

Лицам, упомянутым в частях первой и второй данной статьи, вручается юбилейная медаль с надписью «За доблестный труд,…   военнослужащим  — с надписью «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».(с http://ru.wikipedia.org)

**************************

 ******

Военно-морской флот СССР проводил в Тихом океане грандиозные учения в честь юбилея. Командующий флотом находился на борту линейного крейсера ’’Суворов’’….

Крейсер "Александр Суворов" Фото с сайта http://znaki-flot.ru/navy-badge/fighting-ships/cruiser/cruiser-68-bis.html

*

Справка:«Александр Суворов» — советский крейсер проекта 68-бис. 

Август 1950 года — зачислен в списки ВМФ.
декабрь 1986 года — выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой.
декабрь 1989 года — разоружён и исключен из состава ВМФ.
19 апреля 1990 года — расформирован.
ноябрь 1991 года — продан частной индийской фирме на металл.(http://ru.wikipedia.org)

***********

Американцы тоже были заинтересованы этими учениями, очевидно, для них там тоже  было на что посмотреть… Их сторожевики и охотники (так мы называли их судна) неустанно следовали за нашим флагманским крейсером ’’Суворов’’. Нашей 79 ТБАД стратегической, ракетоносной авиации была поставлена задача: отыскать в открытом океане, на очень большом удалении от берегов нашей Родины, крейсер ‘’Суворов’’, поздравить с праздником моряков и командиров и тем самым показать, что для нашей авиации нет недосягаемых целей, а заодно и сфотографировать судна заинтересованной стороны.

В дивизии решили, что выполнять эту задачу будет наш 226 полк, а в полку переложили эту задачу на первую эскадрилью. В эскадрилье эта честь выпала всего лишь на два экипажа: экипаж майора Циглина Владимира– парторга эскадрильи и экипаж майора Аносова А.К.. В экипаж майора Циглина был назначен и я —  в качестве второго пилота. Нам выпала очень большая честь и большая ответственность. Наши экипажи должны были показать, на что способна  материковая дальняя авиация.

*

***

В огромной акватории Тихого океана отыскать крейсер, да еще одиночный корабль —  это было подобно тому, что отыскать иголку в стоге сена. По штилевым расчетам наши экипажи должны были находиться в полете не менее 18 часов, а для этого было необходимо дозаправиться в воздухе —  взять 20 т. горючего — запас для малой высоты. Мы должны были за 200- 250 км до цели снизиться на высоту 300 метров и на этой высоте пройти точно над крейсером.

 ***

Итак, мы взлетели…  Я уже не помню в котором часу —  помню, что было утро. Погода была хорошая, малооблачная, спокойная. Но выйдя в Охотское море, мы попали в изрядную болтанку. По-прежнему было безоблачно, и мы благополучно встретились с танкером. Заняли высоту заправки, но болтанка усилилась. По инструкции, при сильной болтанке, заправка запрещалась. Она же ограничивала нас и по высоте7000 м. Выше этой высоты, проводить заправку было запрещено. Это называлось сложными метеоусловиями. Никто бы нас не упрекнул, если бы экипаж отказался заправиться… Но в таком случае, мы бы не выполнили задание — то есть  подвели бы всю континентальную дальнюю авиацию…. И командир корабля, майор Циглин принимает решение — заправляться…..

То есть поймать "носом" вот эту "штуку" с самолета-заправщика...

*

Командир держит курс, правый пилот держит дистанцию. Так распределены по инструкции обязанности летчиков при дозаправке в воздухе. Трехсоткилограммовый конус летает, как птичка, вокруг штанги: то слева, то справа, нырнет вниз, взовьется вверх… Но наконец-то мы его поймали, и контакт произошел…

Нынче - все примерно то же. Дозаправка ТУ-160 Есть контакт! то есть -Конус на штанге... (с http://avia-simply.ru/dozapravka-v-vozduhe-3)/

Конус на штанге.  Включены насосы.… ’’Топливо поступает”, — докладывает бортинженер. По мере поступления топлива, полетный вес самолета увеличивается. Чем тяжелее самолет, тем амплитуда раскачки увеличивается и при болтанке очень трудно парировать рулями…. И вот результат —  при очередном броске мы оборвали конус.

Для общего представления. Один из эпизодов дозаправки в воздухе самолета типа 3М. Расцеп...(с http://avia-simply.ru/dozapravka-v-vozduhe-3/)

Он висел на штанге, которая от его веса угрожающе вибрировала – зрелище устрашающее…. Командир дал команду радисту доложить в штаб о случившемся. Мы взяли 15 тонн топлива вместо нужных  20. И в штабе  должны были решить —  лететь нам дальше или возвращаться домой. Ответ пришел: полет продолжать согласно заданию. Такой ответ подтверждал важность этого задания….

***

 И мы продолжали полет. Обогнув Японию с востока и держа курс параллельно островам, мы шли час или два, а затем, повернув на юго-восток, вошли в огромные, открытые, воздушные просторы Тихого океана. Конечно, после обрыва конуса настроение экипажа упало, т.к. обрыв конуса считался за Ч. П. Но, после того, как подсчитали количество топлива и учли важность задания, а также сложность метеоусловий, мы поняли, что еще не все потеряно.

А второй экипаж заправился благополучно, но нарушил инструкцию. Майор Аносов А.К.  решил избежать болтанки. Набрав высоту 9000 м, в спокойных метеоусловиях, он спокойно произвел дозаправку, рискуя при этом выйти на закритические углы атаки и свалиться в штопор.

Такие решения принимаются на свой риск в боевой обстановке.

 ****

Но мы выполняли задание в мирные дни, и к цели шли разными путями. Не помню, в котором часу, но уже под вечер, штурман доложил о том, что на экране видна большая засветка, удаление 200 км. Я вышел на внешнюю связь, запросил позывной. Ответ подтвердил, что это был крейсер ’’Суворов’’. Отвернув в правую сторону, мы начали снижение. На крейсере забеспокоились.“Куда же вы уходите?” – был запрос. Я ответил: ’’Нам надо осмотреться”. Вокруг не было больше ни одной засветки. Снизились на высоту 300 м, и пошли курсом на крейсер. Океан штормил.  Разорванные космы облаков были розового цвета, они плыли над волнами отдельными лоскутами. Я понял, что внизу наступил вечер, и лучи заходящего солнца разукрасили облака….

с alpenway.ru

*

Я дал команду ‘’корме’’, чтобы они на фотоаппаратах полностью открыли диафрагму, т.к. внизу были уже сумерки, и мы могли не успеть выполнить задание по разведке….

Но вот, прямо по курсу, впереди, показался огромный  (как мне показалось), крейсер ’’Суворов’’, а на расстоянии полутора-двух километров, в волнах барахтались еще два судна. Я запросил крейсер: ’’А кто это рядом с вами? ’’Ответ был:’’ А это наши «друзья«!’’ :)…

Вот они-то мне и нужны! ‘’-сказал я. И мы сделали снимки. Затем экипаж Аносова А.К.  от имени Дальней Авиации поздравил матросов и офицеров с праздником и передал им привет с большой земли, и мы перешли в набор высоты . Я оставался на внешней связи, а на крейсере молчали. Очевидно, наш ТУ-95к с большим ‘’набалдашником’’ на штанге, смутил командующего учениями. А американцы, наверное, подумали, что имеют дело с новой техникой….

А кого НЕ смутила бы примерно вот такая "штука" на "носу " самолета казалось бы знакомой конструкции?:) Заправочный конус УПАЗа на ИЛ-78. Фото с http://avia-simply.ru/dozapravka-v-vozduhe-3/

*

Набравши заданный эшелон, мы взяли обратный курс на большую землю….

Вдруг в наушниках я услышал свой позывной. После моего ответа мне сообщили, что нашим двум экипажам объявлена благодарность. Как оказалось потом, благодарность была от самого командующего Тихоокеанским флотом. Перейдя на внутреннюю связь, я поздравил весь экипаж. Командир заметно повеселел….

Мы летели на северо-запад, догоняя день, но ночь нас опережала…. До расчетной точки поворота строго на запад (остров Итуруп в Охотском море) оставалось 20 минут полета. Штурман доложил командиру, что если после разворота над островом встречный ветер будет больше 100 км/ч, то нам не хватит топлива. Придется садиться на острове, там базируются истребители, и есть хоть какая-то —  но взлетно-посадочная полоса. Но встречный ветер был 40 км/ч, и мы благополучно совершили посадку на своем аэродроме, где-то в 3-4 часа ночи….

Как бы там ни было, но наши экипажи задание выполнили. И показали, что личный состав полка готов выполнить любую задачу, поставленную Министерством обороны страны.

*

 ************************

***

  Полеты на малых высотах

Часто приходилось летать на малых высотах. Малая высота – это один из приемов преодоления ПВО противника. Чем ниже летит самолет, тем позже его засветка появится на экране локатора. С увеличением высоты, самолет будет раньше обнаружен локатором. Этот прием обычно отрабатывался перед большими городами, ПВО которых проводили совместно с нами учение по отражению налетов авиации противника. Или же, нас привлекали для плановых проверок готовности ПВО.

Я летал в составе штатного экипажа майора Николаева  Е.В.  в качестве второго пилота. Это был грамотный командир, пунктуально выполнявший инструкции сам и требовавший от подчиненных того же.

Обычный режим полета: взлет вечером, посадка утром следующего дня. Маршрут:  Омск,  Обская губа, Нагурское – Северный полюс,  Новая земля, полуостров Рыбачий в районе Мурманска, затем курс на Москву, за 600-700 км снижение на 300-400м. Летим 400км на малой высоте, затем набор высоты 10-11 тысяч м, разворот на восток, курс на Павлодар, а там уже и Семипалатинск-4 (Чаган)….

с polit.ru

 ***

Не один раз нас встречал Ледовитый океан Северным сиянием. Это явление, как загадочное волшебство, колыхалось, плыло, светилось всеми цветами радуги, изображая яркими цветами горы, фигуры зверей, головы богатырей, приводило в трепет катушки магнитных компасов и создавало неимоверный треск в наушниках….

Северное сияние

*

Полет на малой высоте был интереснее, чем полет на большой высоте, но требовал повышенного внимания —  т.к. можно было врезаться в какую-нибудь искусственно созданную высотку, которую еще не успели нанести на карту….

Обычно мы на малой высоте производили разгерметизацию кабины — чтобы подышать свежим воздухом. Но в одном из полетов над Каракумами нам это не удалось сделать, т.к. раскаленный солнцем песок барханов, сразу после разгерметизации кабины нагнал в ней температуру до 40 градусов….

Пустыня Каракум, Туркменистан. Фото с сайта restinworld.ru

*

****

Полеты на забор воздуха и поиск отработанных ступеней ракет

Летали также на забор воздуха. Это были маршрутные полеты, продолжительностью 16-20 часов на восток —  над акваторией Тихого океана. Забор воздуха происходил автоматически, расшифровку делали в Москве.

Также  часто наши экипажи летали на поиск отработанных ступеней ракет, которые выбрасывали в Космос космические корабли с космонавтами….

Экипаж Николаева Е.В., слева: Куликов М.Т., Елиференко Ю.И., Касименко В.А, Николаев Е.В.

 *

 ************************************

********************

В статье использованы фотографии из фотоархива семьи  Елиференко   а также и других участников и современников вышеописанных событий, а также фотоматериалы, находящиеся в свободном доступе в Интернете

Приношу  свои извинения Юрию Ивановичу Елиференко и его близким за задержку публикации по техническим и другим причинам.

***

Послесловие:  Изучая  роль наших отцов в истории нашей бывшей страны , я все больше склоняюсь к мысли о том, что наше поколение, по сравнению с предыдущим — БАЛЛАСТ на теле этой самой истории  —  начиная с девяностых мы в основной своей массе не сделали НИЧЕГО, чем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО могли бы гордиться…

Еще раз — ПРОСТИТЕ  НАС…

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

12 комментариев

12 комментариев на «Обогнув Японию с Востока… Елиференко Юрий Иванович»

  1. Юрий Шафран:

    Отцам на самом деле есть, чем гордиться: они вытащили страну из послевоенного лихолетья. И отстояли эту страну в «холодной войне». Что сделали мы, наше поколенье? Так, ничего особенно на ум не приходит. Я не говорю, что это наша вина. Может, само время не призвало нас (в большинстве своём) на подвиги. Все мы работали на своих местах, работали добросовестно, наверное, были достижения, какие-то свои победы. Но это всё локальное, «для внутреннего употребления».

    Разрушение страны, развал всего я и вся — на нашей ли совести? В какой-то степени. Себя корю за политическую наивность в «перестроечное» время. Но это скорее «моя беда, а не вина».

    Пытался подобрать другое слово — вместо «балласт» — в качестве определения для нашего поколения. Ничего особенно на ум не приходит, разве что «инертное», «промежуточное звено», не знаю…

    • Мы выросли в спокойное время и думали, что так будет всегда — нас так воспитывали. Мол учитесь хорошо и работайте добросовестно — и будет вам счастье… Тот из нашего поколения кто в силу определенных причин воспитался «не так» (или не совсем так) — тот, наверное, в основном и оказался наверху в процессе перемешивания и дележки супа под названием СССР… Как минимум они вовремя поняли, что кроме понятие «мы» есть еще и Я… Впрочем, достойное звание «балласта истории» этот факт не отменяет — тот кто выплыл — выплыл в первую очередь (и исключительно) только для себя — и в рамках ближайшего окружения…..

      Вот насчет промежутчного звена — эт-то точно :)Что-то вроде амортизатора — между «новым и старым»… 🙂 Мы, наверное. были слишком инфантильны, для того, чтобы что-то… Кто-то из нового поколения Кончаловских назвал СССР семидесятых «детским садиком строгого режима» — пожалуй так оно и было — с одной поправкой — и даже не слишком строгого — скорее изолированного от внешних проявлений особенностей заподного бытия… Ну то есть «пугали», конечно — но мы все равно оказались -какие-то слишком «непуганые», чтобы думать СВОЕЙ головой — пока нам под шумок и споры не навязали то, что и собирались навязать….

      «Страна непуганых идиотов» — это из фильма «Гений»… Точнее не скажешь. Развал страны — действительно на нашей совести — мы слишком привыкли, что за нас решает «кто-то» — нам оставалось только ворчать — что «недостаточно хороши«, для нас, любимых эти решения — пока они не стукнули по голове…
      Причем помню те времена — решала кучка крикливого меньшинства под молчаливое … НЕ согласие — НЕПРОТИВЛЕНИЕ большинства…

      Самое страшное, что история повторяется с каким-то устрашающим ускорением — взять хотя бы ту же Украину….
      Если бы они учили историю, то знали бы, что у них широким полотном разворачивается как минимум 1917й — по части вполне себе закономерного результата «либеральных экспериментов» Февральской революции. Продублированный в адаптированном виде в 1991 в Москве и в 2004 в Киеве… Только вот Ленина в двух последних случаях не нашлось…

  2. Виктор:

    Спасибо огромное! Марина, ты даже не представляешь, какое огромное дело ты делаешь.
    Я же всех их прекрасно помню, а с Касименко и Николаевым последний раз встречался в апреле 2004 года. Ну а Куликов жил в нашем доме. К сожалению Касименко уже с нами нет. Жил он в Харькове, а знаком с ним я был еще с Белой Церкви, где он летал вместе с Отцом.

  3. Виктор:

    Посмеялся вот над этим: «Но потом, когда Москва прекратила свои поставки, с продуктами стало совсем плохо….

    Помню, зимой 1963 года приходилось становиться на лыжи и идти 6 км в деревню Долонь, чтобы купить там печенье и конфеты для детей, и не только сладости, а и овощи, мясные изделия и другие продукты….»
    В моей памяти, в Долонь ходили не за конфетами и мясом, а совсем за другим продуктом, так как в городке тогда был сухой закон и народ ходил косяками в Долонь за водкой, да и за вином тоже. В это время, помню, стояли огромные очереди за хлебом, а вот мясо — колбаса в магазине присутствовали, как и печенье с конфетами. С молоком перебои были, но в школе на большой перемене, каждый день, нас обязательно водили в буфет, который был в подвале и насильно там поили кипяченным молоком. Картошку покупали в складчину. Посылали машину с грузчиками из свободных офицеров в Барнаул и после их приезда «делили собранный урожай». Хранили овощи и соления зимой в подвале. Там были у каждой семьи сарайчики. В нашем доме подвала не было, так мы имели клетушку в 64 доме. Там даже был небольшой погребок для картошки и полки для банок. А еще стояли бочки с огурцами, помидорами и капустой.

    • Людмила:

      Кто за чем ходил в Долонь, а я вот точно помню, что мой папа ходил за продуктами для нас, детей. Моей младшей сестре тогда шел первый год и она точила своими прорезающимися зубками это печенье, за которым папа ходил на лыжах так далеко.
      И ещё: совсем не принимаю на свой счет обвинения в участии развала нашего Союза. Как мы тогда не влияли на ситуацию, так не влияем на неё и сейчас. Разве что можем комментировать происходящее. И инертным ни себя, ни наше поколение не считаю. Как могу, так и пытаюсь как-то изменить мир к лучшему, но не всегда ещё все получается так, как хотелось бы.

      • Спасибо за отзыв, Людмила!
        По поводу инертности…. Все мы пытаемся изменить мир к лучшему — вокруг себя — насколько это понимаем… Или как минимум просто выжить… Другой вопрос — что мы как НЕ ПРИНИМАЛИ ни в чем активного участия, так не принимаем и сейчас. Наше «мнение по поводу» по прежнему ограничивается кухнями… Не знаю, насколько это хорошо или плохо. Но те, кто принимает «решения» как правило, начинают с создания «общественного мнения». которое высказывает горстка горлопанов от НАШЕГО имени — и мы по прежнему — НЕ ВОЗРАЖАЕМ, оставаясь тем не менее при СВОЕМ, отличном от задекларированного с трибун или в СМИ…
        Мы не считаем нужным возражать — мы ВЫШЕ этого — и у нас СВОИ дела…
        НАС НИЧЕГО НЕ КАСАЕТСЯ. ЗА НАС принимают решения для «нашего же блага» согласно как бы НАШИМ пожеланиям… Мы НЕ желаем, но по прежнему молчим и делаем вид что ничего не происходит… Пока оно не приходит к нам в дом и не начинает активно мешать ЖИТЬ. И тогда мы опять пытаемся вывернуться, приспособиться, ВЫЖИТЬ — в НОВЫХ однозначно неприемлемых для НАС, но очень удобных для кого-то условиях… И — опять НА КУХНЯХ и втихаря — жалуемся на «плохую власть«…

        Мы даем взятки, жалуясь на коррупцию, тянем все, что плохо лежит, жалуясь на воровство, лжем сами себе (а порой и другим), жалуясь на обман… Убеждаем себя что «хорошо» глядя на очевидно плохое — потому что страшно признаться самим себе — тогда придется что-то ДЕЛАТЬ… Мы боимся высказать свое мнение которое»вразрез» потому что есть риск что как минимум засмеют, заклюют и тд и вообще — здоровье дороже и ЗАЧЕМ нервы тратить? …

        Итак далее и так далее… Мы не виноваты, разумеется — это ЖИЗНЬ ТАКОВА…
        В принципе мы правы — нам надо в первую очередь «смотреть семью» и ради них — это ВСЕ…
        Пока это ВСЕ не начинает напрямую мешать жить конкретно нам и нашей семье… И тогда мы опять жалуемся… На кухнях.

        Тот же кто «наверху» ломает «этот мир» в нужную ДЛЯ НЕГО сторону в первую очередь тоже исключительно ПОД СЕБЯ … Не сильно считаясь при этом с теми, кто «внизу»… А ЗАЧЕМ считаться? Они все равно молчат… И также молча пережуют ВСЕ, во что их ни вставишь
        И — по моим наблюдениям — как минимум последние 20 лет все примерно так и происходит…

        Большинство мерзостей в этом мире совершается с молчаливого согласия или НЕпротивления большинства — это НЕ Я сказала. Но в общем-то согласна.

        Как и в том, что мы и есть — то самое молчаливое большинство…

        Мы ни в чем не виноваты… Но нам нечем и гордиться — в рамках истории нашей страны. Собственно, я про ЭТО…

        А наши личные достижения — это только наши личные, к стране никакого отношения по большому счету не имеющие …..
        Хотя… есть еще и такое выражение, с которым я тоже согласна на все 100 процентов: Если хочешь изменить мир — начинай с СЕБЯ.
        Попробуй жить хотя бы по христианским заповедям — для начала… Хотя ЭТО для многих и есть — САМОЕ ТРУДНОЕ…

        • Людмила:

          Марина, я всё понимаю. Хуже всего, что когда и начинаешь проявлять активность, вместо поддержки со стороны общества, видишь молчание, а то и недовольство, что ты выражаешь несогласие с мнением большинства.
          Но инертность — это не ко мне.
          Марина, мне надо связаться с тобой, папа хотел внести небольшое исправление в текст. На какой адрес написать?

          • 🙂 Вот и я про то. Мы как правило ИМЕЕМ свое мнение — но достаточно редко его высказываем… Когда это непринципиально — полбеды… Умный человек уступает трамваю… Но как минимум сходит с колеи — чтобы его не раздавили..:) Другой вопрос, когда с этой колеи бежать некуда. Хорошо. Я скинула адрес тебе на почту

  4. Юрий Шафран:

    В разное время в городке были разные «продовольственные перекосы», которые успешно демпфировала Долонь — соответственно этим перекосам.
    Особого изобилия я вот не запомнил. Или не застал. Может, изобилие было относительно окружающих населённых пунктов? Наверное.
    А вот эпизод, который я точно запомнил: в 1969 г. на время отпуска родителей я жил в семье Лепёшкиных (которые Виктор Иванович, Зоя Александровна и Витя). Как-то Зоя Александровна попросила меня купить в магазине мясо для кота. Наивный мальчик (я) пошел и прямо так и сказал продавщице, мол, нужно мясо для кота. В результате бедный Василий получил на обед труднопережёвываемые жилы, а наивный мальчик — урок жизненной мудрости, что не всегда всё стоит говорить напрямую.
    Смех смехом, но, получается, мясо можно было не просто купить, но и выбрать.

  5. НП:

    Еще один интересный рассказ о Чагане, о жизни, о полетах на дальность, учениях и т.д. . . .
    Я хотел бы сказать несколько слов об «Учениях в Тихом океане».

    Это были учения всего ВМФ СССР под кодовым названием «Океан». Проходили с 14 апреля по 5-е мая 1970 г.

    Мне пришлось принимать участие в этих учениях в составе технической команды, 2-го полка, которая обеспечивала подготовку самолетов к полетам на задания на аэродроме базирования в Украинке.

    Насколько мне известно, перед дивизией стояла задача найти крейсер «Суворов» на просторах Тихого океана, а также перехватить и сфотографировать американский авианосец «Констеллэйшен» (Constellation) на переходе его из США в Японию.

    Какая задача была приоритетной, какая второстепенной, или они были равнозначны, я не знаю, до технического состава цели учения, точнее формулировка целей, не доводились. Перед нами ставилась задача — обеспечить подготовку и обслуживание самолетов во время учений.
    Было несколько вылетов на поиск авианосца.
    Насколько я помню, первый вылет был продолжительностью 8 или 10 часов (или может быть больше), но цель не была обнаружена. Самолеты вернулись на аэродром.
    Говорили, что по данным агентуры, время выхода из Сан-Франциско было названо точно, но через несколько часов авианосец вернулся в порт. Может быть, чтобы сбить с толку заинтересованную сторону.
    Затем снова был вылет продолжительностью 13 часов.
    Но он тоже закончился безрезультатно. По разговорам – не хватило топлива, а вторую заправку не предусмотрели.
    Затем начались ожидания время вылета на перехват – 5-и часовая или 6-и часовая готовность, или другой продолжительности.

    Сейчас трудно вспомнить, но тянулось это более суток, если не двое. Точно помню, что чуть ли не двое суток, нам с напарником, старшим техником по авиационному оборудованию Владимиром Афанасьевым, не пришлось сомкнуть глаз.
    Потом стало известно, что авианосец пришел в Японию и дали отбой. Правда, к тому времени уже был найден крейсер «Суворов».

    Потом, после возвращения в Чаган, на построении полка, было зачитано поздравление командующего Тихоокеанским флотом и было сказано, что когда появились наши, краснозвездные самолеты в этом безбрежном просторе и когда они прошли над палубой крейсера, ликованию личного состава крейсера не было предела!
    Он такого ликования не видел со времен Великой Отечественной войны.

    Ну а что касается не перехвата авианосца, то можно сказать, что если на данном маршруте, Сан-Франциско – Япония, ранее перехватов не было, то с первого раза перехват мог и не получиться. Так как авианосец идет в режиме молчания, нужно знать отклонения движения от основной линии маршрута – севернее, южнее. И не двумя самолетами нужно искать, а думаю минимум 5 – 6, с учетом радиуса действия локатора, погодных условий, длительности поисков.

    Интересно было бы узнать, что думают по этому поводу штурманы, которые принимали участие в этих учениях?

    НП

    • Очень интересные дополнения к рассказу. Я думаю, что все это очень ВАЖНО для истории Дальней Авиации и истории городка в частности. Спасибо большое!

Ваш отзыв