main

Ко «дню единения» — история одного памятника

Сердце Москвы – безусловно, Кремль. А еще Красная площадь… А на Красной площади – безусловно

Тут мнения расходятся. Но то, что памятник Минину и Пожарскому – одна из главных достопримечательностей Красной площади, согласятся, думаю ВСЕ…

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Фото сделано в июле 2008 г. во время встречи чаганцев (1978 г.в.) в Переделкино

*

Потому что… во-первых – это ПЕРВЫЙ памятник на Москве. Во вторых – это памятник ПЕРВОМУ СОЗНАТЕЛЬНОМУ ЕДИНЕНИЮ русского народа перед лицом общей опасности…

Потому что — что бы там ни говорили — это был пожалуй ЕДИНСТВЕННЫЙ в российской истории момент, когда инициатива действительно «пошла снизу» и была СОЗНАТЕЛЬНО подхвачена «широкими слоями»… Потому что народ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО наконец  понял — (причем безо всякой там «умелой пропаганды сверху»  и все такое) — ТАК БОЛЬШЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ.  И «чужие» нам тут не помогут  — от них (на тот момент — поляков, которые тогда хозяйничали на территории Руси, как хотели) — одно разорение…

И только МЫ САМИ...

Причем  чтобы все  это понять в массовом порядке —  понадобилось несколько лет ВЕЛИКОЙ СМУТЫ…

Так что можно сказать, что  это памятник первому «осознанию национального самосознания»…

В третьих – этот памятник поставлен на НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА…

КОМУ конкретно поставлен этот памятник – хоть немного знающим историю России объяснять не надо. Для остальных поясню:

Памятник посвящен нижегородским «инициаторам народного сопротивления» и руководителям народного ополчения в «Смутное время» — когда казалось, что от России как таковой, не осталось уже ничего… Но осуществленная объединенными народными силами победа над поляками в 1612 году положила начало НОВОЙ России…

****

Легенда о Минине и Пожарском. (записана в Нижнем в 1905 году)

…«Ноне, каженную ночь, Минин с Пожарским являются простому народу. Ходят они вместе, рука об руку по Замковой тропе и тихо, тихо беседуют, — только речей их никто слышать не может, кроме самых старых стариков, своим землистым ухом. Старики говорят, что слышно, что придется нам опять нести наши медные деньги на площадь».  Комментарий: «До XVIII века Замковая тропа была единственным спуском к Волге, шедшим извнутри нижегородского кремля».

Башни Нижегородского Кремля (Фото А.Кузькина)

*****

Дело сопротивления польским интервентам зародилось в Нижнем Новгороде — что стоит на Волге — городе старинном и свободолюбивом

***

Кстати, посетив Нижний в 2010 на пути в Чаган, и стоя на высокой волжской круче, под  которой открывался великолепный вид на город,  водная гладь великой реки и действительно бескрайние российские просторы, я вдруг невольно набрела на мысль (Точнее — эта мысль мне пришла в голову как бы сама собой — наверное потому, что НЕ МОГЛА НЕ ПРИДТИ»:

России НЕ НАДО искать национальную идею. Потому что она сама по себе — НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. Только описать ее словами действительно невозможно. Это можно только ПОНЯТЬ,   — глядя на все великолепие  бескрайних  просторов  именно российской глубинки…

Куда ОЧ-ЧЕНЬ РЕДКО добираются наши lдействующие политики и умствующие в теле-радио-студиях политологи …  Ну а «иноземцам» это  ощущение вообще не дано по их природе — там, в «Европах» — совсем другие масштабы — отсюда и ВСЕ…

Потому что (хотя, возможно я и не права )  — но  «особенности менталитета» , (а главное — «широта души«) в моем понимании НАПРЯМУЮ связаны  с  климатом и окружающей средой. Кстати — русский историк В.Соловьев в своих трудах по истории государства Российского высказывал примерно ТУ ЖЕ мысль…

Вид на город и Волгу с высоты нижегородского Кремля. Июнь 2010. фото А.Кузькина

*

…  Думаю что именно их эта   «неосознанная  внутренняя ущербность»   по   и вызывает (и  судя по истории — ВСЕГДА вызывала)  в конечном итоге все   разногласия с «иноземцами» в «понимании   текущего политического момента» и все такое…

****

КАК можно «возвыситься»  карлику перед великаном? Только выставив его (великана) дураком...  Тем более что «великан», как правило,  прост… Потому что ему (великану)  НЕЗАЧЕМ хитрить — он  изначально  СИЛЕН  по своей природе…  Зато для карлика -это умение  — хитрить  и изворачиваться — вопрос не только выживания, но и САМОУТВЕРЖДЕНИЯ…

Кстати,  по моим наблюдениям — это часто касается не только «политической кухни» разных народов , но и человеческих душ вообще…  И  «карликовая душа» ГОРАЗДО ЧАЩЕ  одерживает верх  над «внутренним благородством» и «высокими помыслами» , чем нам хотелось бы в «идеале»…

 

****

 

Рис.  с www.artlib.ru

Они в этом не виноваты. Мы — тоже. Слон НЕ МОЖЕТ по определению дружить с Моськой на «равноправных началах» — они  видят мир с РАЗНОЙ ВЫСОТЫ — отсюда и РАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об этом  мире , и проблемы с взаимопониманием, кстати —  тоже…  Другой вопрос, что при очень сильном желании ВСЕГДА можно найти консенсусИ для этого совсем НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО великану становиться на четвереньки — только затем, чтобы уподобиться карлику

Но это — тема отдельная..

Так что, думаю, что Россия — сама по себе  — НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ… Надо только поменьше самим себя принижать — в том числе и политическими маршами с сопутствующими безвекторными «беспорядками», а  побольше  реально что-то ДЕЛАТЬ  —  в первую очередь для СЕБЯ, любимых, а не для только для того, чтобы  «Запад похвалил«

Нижний Новгород, Вид на Волгу с высоты нижегородского Кремля, июнь 2010 г. На фото - "Кузьконавты" - М.Кузмичева и С. Подиман. Фото А. Кузькина

*

Так во-от… Начало тысячашестьсотдесятых ознаменовалось тем,  что «ВСЕ широкие российские слои  — независимо от социального статуса и местных  ментальных особенностей — » наконец поняли — ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ и надо ЧТО-ТО делать… Например изгнать зарвавшихся  от безнаказанности ЧУЖАКОВ  с родной земли и взять, наконец «управление» в свои руки..НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СТРАНЕ, короче. Но том этапе развития реальное исполнение  задуманного представлялось    так:  выгнать поляков, от которых одно разорение —  и  поставить над собой наконец РУССКОГО царя…

«Организационную часть дела » взял на себя земский староста Козьма Минин. Именно он призывал нижегородских о граждан жертвовать свое имущество для снаряжения войска… И народ,  (представляющий, кстати, ВСЕ сословия),  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО горячо откликнулся на его призыв … Возглавить же ополчение пригласили князя Пожарского — видимо как человека, сведущего в военном деле и к тому наделенного соответствующим статусом.

Пожарский принял приглашение и прибыл в Нижний Новгород из из своего села  Юрино –  куда к нему и ездила ь делегация нижегородских граждан во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием —  28 октября 1611 года

 ********

Достаточно символичное распределение, кстати — которое в силу своей разумности, а также энтузиазма поддержавших «верхи» «народных масс» привело к более чем положительному результату. И «возродилась из пепла земля Русская»…

 *********

Собственно именно этот момент и изображает скульптурная группа памятника работы Ивана Мартоса

Еще напротив ГУМа ("ВерхниеТорговые ряды")

*

Князь Дмитрий Пожарский сидит, левой рукой опираясь на щит, а правой принимает меч, который вручает ему гражданин Кузьма Минин. И при этом вся фигура гражданина Кузьмы Минина выражает собой призывК борьбе за свободу, разумеется – в том данном конкретном случаек борьбе с польскими захватчиками… Внизу на гранитном постаменте памятника изображены сцены того времени…. и нанесена надпись «Гражданину Минину и Князю Пожарскому, Благодарная Россия»

***

Кстати, Пушкин в свое «надсмехался» над этой надписью, предполагая, видимо, что имена двух героев не высечены по той простой причине, что на тот момент их никто из создателей памятника не помнил…

«Надпись Гражданину Минину….не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства….. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского» (АС Пушкин).

*

 И еще  — по преданию —  после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась еще вот такая надпись, обращенная, видимо конкретно к Дмитрию Пожарскому: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась«….

 ***

Горельефы на гранитном постаменте памятника тоже достаточно интересны: впереди  изображены жертвующие на благо Родины свое имущество граждане-патриоты. Причем крайний слевасам скульптор Мартос и двое его сыновей, которых он отдает отечеству…. (Один из его сыновей погиб в 1813 году)

Памятник Минину и Пожарскому. Передний горельеф

*

На другом горельефе (сзади памятника) изображена победа русских войск – князь Пожарский гонит поляков из Москвы…

Памятник Минину и Пожарскому. Задний горельеф

В честь этих более чем ЗНАКОВЫХ для России событий и был воздвигнут этот памятник Козьме Минину и Димитрию Пожарскомускульптурная группа из латуни и меди, которая нынче расположена перед собором Василия Блаженного, а ранее находилась напротив входа в Верхние торговые ряды (а ныне здание ГУМа) . Место для постановки памятника, кстати, определил сам ее создатель – скульптор Иван Петрович Мартос…А позировали ему при создании скульптур Минина и Пожарского собственные сыновья…

"Верхние торговые ряды2 а попросту ГУМ - июль 2008.(Встреча чаганцев в Переделкино) На фото слева направо - - Н.Герасимова, Т.Полякова, Л.Бычкова, М.Некрылова, Ю.Никифорова

*

КАК ЭТО БЫЛО. Немного истории

Инициатива воздвигнуть памятник своим выдающимся землякам поначалу исходила от нижегородцев…

В 1794 году в Нижний Новгород для сбора сведений о событиях того времени прибыл историк Н. Ильинский. В частности, он хотел подробнее узнать о Козьме Минине. Но, не найдя над могилой героя «ни памятника, ни надписи», он очень удивился и сам предложил поставить в городе соответствующий монумент. …

****

Мы даже не знаем, когда родился Козьма Минин…. Знаем  только дату смерти – 1616 год.  Прах Минина переносился несколько раз… Пожарский умер в   1642 году и был похоронен на территории Ефимьевского монастыря в г. Суздале…. 

О подвиге этих героев громко заговорили только в начале ХIХ века 

Зато сейчас именами  Пожарского и Минина в Нижнем Новгороде названы и площадь,  и улицы…

«Великому патриоту Земли Русской Козьме Минину» (Скульптор О.Комов, 1989 год) Фото А.Кузькина

*

«Бывшая Благовещенская площадь после революции получила название Советской, а зате — стала площадью  Минина и Пожарского. Также были переименованы улицы. Улица — бывшая Жуковская, затем Университетская, названа улицей Минина.  В начале этой улицы в 1955 году был установлен скульптурный мраморный бюст К.Минина работы горьковского скульптора А.В. Кикина. Имя Дмитрия Пожарского получила бывшая улица Зеленская, что находится над Зеленским съездом(http://www.opentextnn.ru/history)

****

С предложением начать сбор средств выступили  в 1803 году члены Вольного общества словесности, наук и художеств

Фактическая же работа над памятником началась в 1804 году, когда над эскизами скульптурной композиции стал работать скульптор И.П.Мартос.

В 1808 году нижегородцы обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника, и  император Александр I одобрил эту инициативу… И когда в ноябре 1808 года Иван Мартос стал победителем конкурса на лучший проект памятника, император издал указ о подписке на сбор средств уже по всей России… Позже имена подписчиков были обнародованы и напечатаны…

Памятник изначально предполагалось установить в Нижнем Новгородегде собственно и было собрано то уже ставшее легендарным народное ополчение. …

Но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве…

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года и продолжались несколько лет…. Полная отливка памятника была выполнена в августе 1816 года. И поручили ее литейному мастеру Академии Художеств Василию Екимову. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди, которая плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

****

А вот дальше… По версии нижегородцев – памятник Минину и Пожарскому таки изначально был установлен на их родине– то есть в Нижнем Новгороде… Но Москва, спаленная в 1812 году Наполеоном, даже к спустя несколько лет представляла собой довольно грустное зрелище. И вот для того, чтобы поддержать столицу в это непростое время из Нижнего Новгорода в 1818 году на Красную площадь был вывезен этот грандиозный памятник абсолютному народному единению… Тем более что после Отечественной войны 1812 года его значение  ещё более возросло.

Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.

Ну и к тому: предложение установить памятник именно в Москве, а не в Нижнем Новгороде исходило от самого императора Александра I и от этого предложения, безусловно, НИКАК нельзя было отказаться…

Взамен нижегородцам «дали» мраморный обелиск работы Мартоса и Мельникова , который был открыт  15 августа 1828 года .

Обелиск работы мартоса и Мельникова. (с http://www.opentextnn.ru)

Обелиск работы мартоса и Мельникова. (с http://www.opentextnn.ru)

Сначала»Отливаются…четыре плиты. На двух из них текст: «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 год», на другой : «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 год». Они были установлены на самом обелиске … Под каждой из них уже на постаменте плиты с барельефными портретами Минина и Пожарского и мифическими гениями, держащими над их головами лавровые венки. Все выполнено из бронзы и позолочено.»

Но сам обелиск был изготовлен позже  — поэтому указанная дата на плитах и не соответствует дате открытия памятника. Сам памятник вырубают  из карельского гранита, производят полировку и в 1827 году отправляют водным путем в Нижний. Во время разгрузки обелиск, видимо, уронили, и самая тонкая верхняя часть дала трещину. Если близко подойти к обелиску, то видна вверху с одной стороны неровная трещина (рваная), а с другой – ровная полоса, так как  в этом месте был распилен гранит —  чтобы поставить на штырь для укрепления. Швы затем были заполированы. Обелиск — это сужающийся кверху четырехгранный столб, и уменьшить его нельзя. «(http://www.opentextnn.ru/history)

 *****

… «Справедливость была восстановлена» только в начале двадцать первого века, , когда по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова был создана и передана в дар от москвичей жителям Нижнего Новгорода копия памятника гражданину Минину и князю Пожарскому. Творческое повторение памятника безвозмездно осуществил известный скульптор Зураб Церетели.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Фото А. Кузькина

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Фото А. Кузькина

*

Только копия памятника в Нижнем Новгороде меньше московского оригинала на 5 сантиметров. И еще на надписи под скульптурой отсутствует год установки…

В Нижнем Новгороде памятник Минину и Пожарскому был установлен под стенами Нижегородского кремля — возле церкви Рождества Иоанна Предтечи – потому как по заключению ученых, именно с паперти ЭТОЙ церкви в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков…

церковь Иоанна Предтечи Вид с Нижегородского Кремля (фото А.Кузькина)

Гранитные камни для пьедестала памятника был доставлен с берегов Финляндии (а тогда это тоже было частью Российской Империи) в Санкт-Петербург , где и был изготовлен каменотесом Сухановым пьедестал, состоящий из трех цельных кусков гранита… А вообще изначально предполагалось использовать сибирский мрамор

**********

В окончательном своем виде памятник из Петербурга в Москву проделал летнюю «кругосветку» по водному пути – именно ТАК было решено его доставить до места назначения – учитывая размеры и вес21 мая 1817 года памятник Минину и Пожарскому был отправлен из Петербурга. Маршрут проходил через Мариинский канал до Рыбинска, затем вниз по Волге с символическим визитом в Нижнем Новгороде — в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный в Смутное время  героизм  А еще  — за активную инициативу и участие в создании памятника. Затем памятник поплыл «назад» по Оке до Коломны и , наконец, по Москве-реке. В начале сентября 1817 года памятник был доставлен в Москву.

До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец, 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось открытие памятника . Оно было чрезвычайно торжественным и сопровождалось парадом, а также исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский»..

Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа. (фото из Википедии)

****

Так что в России в настоящее время имеется как минимум два памятника Минину и Пожарскому – работы Мартоса – в Москве, и реплика работы Зураба Церетели – в Нижнем Новгороде. Младший «брат-близнец» в Нижнем Новгороде был открыт спустя почти два века после «старшего» — 4 ноября 2005 года . И еще малая модель памятника Минину и Пожарскому (изготовленная в 1818 году) хранится в собрании Таганрогского художественного музея.

 ***

Долгое время памятник Минину и Пожарскому (а по сути – народному единению ВСЕЙ России) стоял почти в центре Красной площади — напротив «входа в «Верхние Торговые Ряды» (нынешний ГУМ)» (то есть так, как и было задумано Мартосом), пока в 1931 году его не переместили к собору Василия Блаженного. Кто-то посчитал Минина с Пожарским помехой для праздничных демонстраций и парадов и боевой техники….

Фото из Википедии

*

При переносе памятника была нарушена система стока воды. И в результате за прошедшие десятилетия монумент пришел в аварийное состояние. Сейчас одновременно с вопросами будущего восстановления исторического облика Красной площади и реставрации памятника Минину и Пожарскому решается вопрос о его возвращении на историческое место…

Вот так вот.

Июнь 2010, Нижний Новгород, памятник Минину и Пожарскому.  Нижегородцы Ирина и Сергей Головневы и "кузьконавты"  А.Кузькин, М.Кузмичева,С.Подиман - "Историческая встреча"  по пути в Чаган

Июнь 2010, Нижний Новгород, памятник Минину и Пожарскому. Нижегородцы Ирина и Сергей Головневы и "кузьконавты" А.Кузькин, М.Кузмичева,С.Подиман - "Историческая встреча" на пути в Чаган

*

По материалам Википедии и сайта (http://www.opentextnn.ru/history)

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

2 комментария

2 комментария на «Ко «дню единения» — история одного памятника»

  1. Сергей:

    Журналисты недоумевают: власть каждый год отдает День народного единства на откуп «русским фашистам». Эксперты же констатируют изменения в общественном мнении: «за зигующими идиотами» люди разглядели «что-то здоровое».
    Между тем Piter TV сообщает, что после окончания «Русского марша» националисты прошлись по каналу Грибоедова, выкрикивая нацистские лозунги, взорвали дымовую шашку под ногами полиции и устроили несколько драк и погромов на Удельной и Лесной. Более того, в Сети появилось видео того, как малолетки врываются в вагон метро (предположительно, на Удельной) и начинают избивать людей неславянской внешности. При этом они кричали: «Один за всех и все за одного!», «Убивать!».
    http://newsru.com/russia/05nov2013/national.html

    Однако у Юрия Шевчука собственное представление о значимости этого праздника. «К истории нашей страны мы относимся уважительно. Но если серьезно, то праздник липовый, надуманный. Праздник – это когда чувствуешь его в душе. А если он спущен сверху какими-то дураками, то это нам по ушам просто трут», – заявил Шевчук.

    • У каждого собственное представление о «значимости» и все такое…Но не каждого есть смысл цитировать… 🙂 Эту мысль о «значении» того или иного праздника и об «отклике в душе» я уже «развивала» — в статье «Ноябрьские праздники» (http://chagan-tranzit.ru/?p=3907)
      Для кого-то надумана «Годовщина Октябрьской революции», для кого-то — «День единения»… Истинным по сути остается только исконное — Димитров день — конец «летней половины года» — но тоже как бы не для всех — слишком долго отучали...Да и от земли ушли настолько что по сути ДЕЙСТВИТЕЛЬНО перестало иметь значение — бытовое, во всяком случае….

      Что же касается «надуманности»… Насколько понимаю — и НЕ отмечали и НЕ праздновали эту дату очень долго (см. хотя бы историю памятника — почти «) Почти 200 лет прошло, прежде чем «осознали» . Пока наконец не «дошло» — кстати — причем только перед лицом НОВОЙ ОПАСНОСТИ — это был ЕДИНСТВЕННЫЙ в российской истории момент, когда «инициатива пошла снизу» и была реально «подхвачена широкими слоями»…

      И НЕ по итогам умелой пропаганды или финансирования извне (как это часто имеет место в НАШЕ время) , и НЕ по воле горстки сумасшедших «денежных мешков», блюдущих СВОИ интересы… А потому что реально осознали… ВСЕ. Что ТАК БОЛЬШЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ. И НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. Потому что под «чужими» (теми же поляками) окромя общего разорения — АЖ НИЧЕГО

      И НИКТО,кроме НАС САМИХ…

      Ну то есть то реально была «воля народа» ….
      Реально получается — НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — мы сильны когда в ЕДИНЕНИИ…
      Так ШО…
      А отмечать или НЕ отмечать… Есть «праздник в душе» или нет… Официальные советские «ноябрьские» вполне себе вызывали «праздник в душе» — пока их не «разобрали по полочкам» и не «объяснили» а затем и вовсе отменили в ряде стран постсоветскокого пространства. И не стало «праздника в душе» на «советские ноябрьские»… А праздничный рефлекс остался — потому как издавна в это время реально что-то праздновали — тот же Димитров день… Можно конечно «заполитизировать» это «сезонное желание праздника» а можно и нет… Тут действительно — каждому свое…

Ваш отзыв