main

Ал.Овчинников БУДЕМ ЖИВЫ! (О летной работе) Часть первая

Экипаж

Почему я взялся за за описание работы экипажа? Да очень просто. БОльшая часть моих друзей-летный состав, но вряд ли они рассказывали про полеты жене, детям, ну может чуток внукам. Это  как-то не принято было…. Сужу по себе. Работа —  и все тут. А ведь эта работа оставила некоторые отпечатки в жизни. Возможно и можно обьяснить что-то непонятное в поведении мужа, отца, деда именно тем, что когда-то он именно летал — и это не остается без последствий, хотя и не явно выражено. Любите своих мужей, отцов, дедов со всеми недостатками — ведь они в любом случае перекрывают свои недостатки своими же  положительными действиями. 🙂

А гармонь после полетов - лучшее средство....(А. Овчинников)

*

Значит если кое-что кое-кому кое-когда было непонятно, немного разьясню еще раз.

Итак… В полете работает весь экипаж —  попутчиков случайных там нет. Так при выходе на мыс Надежды на Новой земле офицер РЭБ(радиоэлектронная борьба) подскажет, что обнаружил радиостанцию — и это бальзам на душу штурману —  он спокойно доворачивает на эту радиостанцию.

Самолетовождение осуществляется по приборам....

А для штурмана больше ничего не надо для выполнения самолетовождения...

Или надо?Навигационное оборудование штурмана. Штурману любое море по колено и любое дело по плечо

*

Радист не дремлет и всегда сообщит точное времяпропикает» прямо-таки) да заодно и сообщит результат матча, если идет какой-то чемпионат. 🙂 Второй штурман ищет планеты и звезды. Помошник командира держит внешнюю связь, корма будит командира каждые 15 минут и докладывает, что они вроде бы еще живы, но очень хочется спать…:)….

Карта звездного неба - применяется в астронавигации в воздухе и для запудривания мозгов девушкам на земле 🙂

*

Вот так все вместе и решаем общую задачу: пройти по маршруту, выйти в заданный район в заданное время и направления. Отбомбиться на полигоне, выполнить стрельбу из пушек, поставить помехи, сфотографировать, разведать. Особый случай — встретится с танкером и выполнить дозаправку топлива. Но это обыденная работа…..

Подвеска к бомбе. Сейчас мы ее подвесим, запишем номер стабилизатора и в добрый путь. Теперь уже встреча авиабомбы только на полигоне с целью.( хоть тут ее на руках не надо носить)

*

Бомбометание выполнил!

фото результата бомбометания

 *

 *********************************************************************************

А это рассказы  для прочтения….

О командировках и диверсантах 

По какой-то причине произвели посадку на ТУ-116 в Хороле(около озера Ханка) вблизи Владивостока. Просидели почти неделю, а дальнейших команд на вылет не поступало. Прошли все  три этапа командировки первый — пили водку, второй— пили спирт, третий — смотрели телевизор. Жаль, что спирт не дают каждый день, а деньги быстро кончаются. 🙂

Ту-116 "Я помню чудное мгновенье..."

*

В качестве транспортного средства дали нам автобус, мы его , в качестве физзарядки, каждое утро запускали с «толкача«.  На этом автобусе подвозили со служебного городка и гражданских лиц. Гарнизон был приграничный. И вот как-то мой второй штурман, (дело молодое) проводил девушку после танцев домой и возвращался в гарнизон. ( Дорогие женщины — на всякий случай : в первых двух стадиях командировок чужие женщины не нужны т.к. И ТАК  есть чем заняться, а на третьем этапе — женщинам чужим ТАКИЕ  мужики уже не нужны -это я сноску делаю для того, что бы вы сильно не «напрягались» —  да и еще я же говорю, что дело то было молодое). А штурман мой немного заблудился и зашел в первый попавшийся дом и спросил;» Как пройти на аэродром?«. А спросил он это у дедушки с бабушкой. Бабушка быстро закрыла дверь на запор, взяла ружье и кричит деду;»Звони в комендатуру у нас — ДИВЕСАНТ!«. Держит Серегу на мушке….

С сайта http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/90704/Artamonov_1_Shkola_diversantov.html

*

Но ему повезло…. . Дело в том, что мы этого деда как-то подвозили  на том автобусе и он Сергея запомнил . И дал команду «диверсанта»  отпустить. Сергей пришел в казарму грязный, растрепаный, но счастливый…. Это не выдумка. О.Ф. Кулаков — мой командир — это подтвердит., а вот Сергея Буценко(это он был) об этом уже не спросишь. Он разбился при заходе на посадку в экипаже майора Мальцева на аэродром Алма-Ата.

 ***********************************************

Умные фразы

….В армии всегда произносилися только умные фразы. Мой штурман Н.З. Педан был один из них. Так первое изречение:«Изучайте материальную часть, а то попадете в плен, вас будут пытать, а вы ничего сказать им не сможете. Поэтому будут бить долго и будет больно». Как-то  очень доходчиво и ненавязчиво. Вот ЭТО  я понимаю — педагогика с психологией….

Авиационная шутка прошлых лет: Командир - "входим в облака, включить противооблединительную систему(спирт), а то разобьемся". Бортинженер - "А если не разобьемся, ЧТО ПИТЬ БУДЕМ??"

*

Примечание: На ТУ-95 противообледенительная система — электрическая. Винты и плоскости обогреваются электричеством. А спирт применялся на более ранних самолетах. На некоторых применяется и сейчас, но не на ТУ-95. Но в жизни шутка не помешает.

******

Второе изречение про пистолет, который мы брали с собой в полет. » Пистолет нам нужен для того, что бы застрелиться, если покинешь самолет севернее железной дороги Москва-Владивосток. » Потому как  все одно из тайги не выберешься, а тебя никто не найдет…..

Его слова оправдались. Мой однокашник Леша Аверин разбился на Ту-16 в районе Новосибирск- Красноярск. (У меня в фотоальбоме мы вдвоем едим картошку-можно посмотреть). Искали — и не нашли. Страшное то, что в этом случае семьи не получали ни денег, ни пособия т. к. они считались без вести пропавшие. Их нашел через год случайно гражданский борт. Уполи они плашмя. И самолет был практически цел. И все находились на своих рабочих местах.

Перелетали они по тревоге 24 февраля по маршруту Белая(под Иркутском)-Семипалатинск. ( есть же еще дураки на свете — после праздников ТАКОЕ придумать) Год — 1976 ( могу уже на год ошибиться).

Леша Аверин(слева) Саша Овчинников(справа) Леша разбился в экипаже капитана Ермаченкова. Искали его 3 месяца. Нашел экипаж лесной охраны. Стрелок отполз от самолета несколько метров и замерз.

*

Что я хочу сказать этим. В основном мои друзья по интернету- летный состав. И нам выпало счастье —  ЖИТЬ. Так давайте радоваться этому счастью. Не размениваться на мелочи….

…Основное для мужика — это вырастить дерево, посадить сына и еще что-то. Т.е. это что-то крупное, а не размениваться по мелочам. Я так думаю. И думаю, что я прав…

Давайте радоваться каждому утру, каждому дню. Все негативное долой из наших сердец. Оптимизма всем.

 *******************************************************

Парашютные прыжки 

Есть еще одна неотьемлемая часть летной работы — парашютные прыжки. Кому-то нравятся они (я горжусь Ниной Чавкиной , которая совершила 899 прыхков, Нина про тебя я напишу всем-не обижайся, однополчан я всех люблю, а тобой горжусь по особому). Но пока я напишу про себя. Все прышки с парашютом я выполнял без особого удовольствия и это еще мягко сказано. Что там изображать из себя героя, когда пульс, давление и лязг зубов от страха при первых прыжках присутствовал ого-го как, а сирена и открытые двери даже в воспоминаниях не приносят радости…. Но хотелось преодолеть страх — и в полку я в итоге начал прыгать уже по спортивной программе.

*

Начал прыгать с ручным раскрытием. Все раскрывают, как правило правой рукой, а у меня был инструктор еще фронтовик. Он раскрывал левой рукой.(левой-это при выходе из самолета рука уже в кольце, а правой-это уже в воздухе ты берешся за кольцо). Инструктировал он меня так: «Сынок, дергай левой рукой. Вышел — и сразу раскрыл. Сохраняешь время, а значит и высоту. А она тебе может пригодиться.» Прыгал он всегда в зимней шапке. Вот я стал так и делать….

В один из прыжков после перерыва я вдруг побоялся, что могу раскрыть парашют в самолете и выпрыгнул в расчете раскрыть парашют правой рукой уже после отделения. Выпрыгнул, взялся за кольцо и дернул. И рука сорвалась…. Схватился покрепче и тут увидел, что держу кольцо запасного парашюта, а оно плотно заделана за ранец….. После этого уже выдернул кольцо основного, хотя за меня это смог сделать страхующий прибор.

После приземления я логически помыслил так: 1)страх я преодолел 2) радости и удовольствия — не испытал…. Совершил 24 прыжка. Осуждать себя за малодушие не могу, но если уже  чуть не набедокурил, то уже надо делать конкретные выводы. И больше я не прыгал.

Парашютные прыжки 1023 тбап летный состав. Г.Дубовиков, А.Овчинников,А.Коверзнев, ?, А.Балыкин, Н. Широбоков, А.Токарев, В.Заковоротный,Б.Перминов, выпускающий-Гинеев

Парашютные прыжки 1023 тбап летный состав. Г.Дубовиков, А.Овчинников,А.Коверзнев, ?, А.Балыкин, Н. Широбоков, А.Токарев, В.Заковоротный,Б.Перминов, выпускающий-Гинеев

*

Есть стих:  Телом воздух рассекать —  не решать задачи. Можно голову сложить не за хвост собачий….

Может это так. Может кто возразит. Но из меня парашютиста не получилось. Правда  Бог миловал плохого…  Радуюсь, что жив. И на том спасибо судьбе. Каждому свое. Но хотелось бы чтобы этот каждый хоть раз испытал чувство свободного падения. Испытал всю эту борьбу организма за жизнь…. Может быть тогда человек и поймет,  откуда выделяется адреналин в организме.

*

 **********************************************

Притяжение земли 

1973 год. Январь. Заканчивается война во Вьетнаме. Американский авианосец идет к его берегам. В составе двух экипажей полетели на его фотографирование. Я был тогда вторым штурманом. Задание выполнили.

Американский авианосец у берегов Вьетнама .Фото с борта самолета

А это "почетный эскорт" уже с ИХ стороны...

*

Ориентир для самолетовождения в океане был единственным — остров Маркус в Тихом океане ближе к Филипинскому морю.

Остров Маркус (вид с воздуха) самая восточная территория Токио (Япония) . Ближайшая суша удалена на 1021 км.Фото из Википедии

*

Выполнили две дозаправки. Продолжительность полета-26 часов 10 минут.

Дозаправка в воздухе

*

Командир корабля — полковник Дмитриев В.Б. штурман корабля — подполковник Афонин А.В. , второй штурман-  ваш покорный слуга. При подлете к Новосибирску по погоде мы были перенацелены на запасной аэродром Серышево. Спускались с самолета по веревочной лестнице. Это примерно как и при лазании по канату в спортзале, но еще в летном обмундировании, да еще со штурманским портфелем(сумкой). У меня есть грамота за этот полет. И она мне дороже всяких правительственных наград….

Та самая грамота - которая дороже правительственной награды...

Когда, после 26 часов полета становишься на землю, то чувствуешь притяжение земли. Ноги немного подкашиваются…. Я заметил еще при работе на батуте, что организм у нас очень быстро перестраивается и уже при соскоке с батута не один разбил себе лицо о ноги. Соскакиваешь на пол с батута( секунду назад не знал, что такое притяжение) — и ноги уже не реагируют на притяжение и ты ударяешся лицом о ноги, которые сгибаются , а не держат свой вес.

Это очень легко проверить, сейчас в каждом парке есть батуты, но макияж наводите после соскока, да и пудра при этом не будет лишней(верьте мне люди).

Перед ТАКИМИ вылетами на взлетную полосу выносят знамя части (около взлетной полосы, конечно). А после выполнения задания полагаются боевые 100 грамм. Но норму по их выпитию каждый устанавливает сам… Я знаю свою норму, но столько выпить все равно не смогу:)

Шасси убрать!

*

Да  и  еще: помню, что  если после 26 часов полета чувствуешь притяжение земли, то после 12 часов(это нормальный полет на ТУ-95), то чувствуешь плотность воздуха. Вдыхаешь воздух — и чувство, что в легкие затекает, какая-то жидкая масса. Передать не могу на словах, но поверьте, что это так. …

В воздухе 5 часов 43минуты . Для ТУ-95 - это ПОЛОВИНА маршрутного полета

*

*

*

В статье использованы фотографии из альбома Ал.Овчинникова, а также фотографии из Интернета, находящиеся в свободном доступе 

Продолжение следует 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

9 комментариев

9 комментариев на «Ал.Овчинников БУДЕМ ЖИВЫ! (О летной работе) Часть первая»

  1. Ирина:

    Очень интересная статья, познавательная.Удивительная у вас была жизнь, фотографии подобраны очень органично.

  2. Александр:

    Санечка, всё прочитал, помянул нашего Лёшу Аверина, жду продолжения!

  3. Ермаченков Максим:

    Здравствуйте, я сын капитана Ермаченкова, который погиб 24 февраля 1975 года вместе со своим экипажем, не много не понял, как это самолет искали год, а нашли через три месяца? Или это разные случаи? И потом по поводу, что самолет упал плошмя, и все сидели на своих местах. На сколько я знаю от Василия Смолина(это был штурман отца, в тот вечер его посадили на другой борт, а отец полетел с Авериным, у которого был флюс и температура под 40), упали они под деревней Берилюсы, в черный лес, где даже звери не водятся, деревья стоят очень плотно, т е он в любом случае должен был поломаться? И потом они падали плоским штопором и входили в землю носом, опять таки со слов Смолина

  4. Ермаченков Максим:

    Спасибо, ждемс

    • Пришел-с ))) Привожу почти без купюр и и личных данных — это в случае необходимости скину к Вам на почту или помогу напрямую связаться с автором — думаю что второе будет лучше — тогда навреняка будет исключен эффект «испорченного телефона» 🙂
      ***********************************************************

      Времени прошло много. Писал по памяти. После того как написал получил информацию от Юры Мирошниченко это помощник командира корабля из Чагана. У него в этом экипаже праваком был его однокашник Валерий Чепыга.Так что 3 месяца-это его информация, а 1 год -это по моей памяти. Конечно надо было состыковать, но не получилось.
      А Вася Смолин у меня в друзьях. Это мой однокашник по штурманскому училищу. Пусть сын капитана Ермаченкова с ним свяжется и непосредственно сам все это еще раз уточнит. Здесь уже не должно быть посредников.
      Юра Мирошниченко был у меня в друзьях, но я как-то выходил из однокласников.и данные пропали но остался его скайп.

      …у меня, как и у Плюшкина все на месте. Просто, живу еще не разобрав все вещи. Все как-то думаю. что еще разберу все переехал-то всего как 25 лет. Но исправлюсь. К чему это я . Да думал. что не найду координаты Юры Мирошниченко, но Бог помог …
      Если нужна еще какая информация по Смолину или Мирошниченко пусть сын выходит ко мне напрямую — http://ok.ru/profile/557594551661

      Вот примерно так.

      На Юру Мирошниченко можно выйти и через моих друзей :Ивлиева. Гайдаша. Слаутина.
      *****************************

      Уже почти успокоился , а тут вспомнил еще один эпизод. К нам в Чаган прилетали танкеры из Серышево. После взлета танкера Он загорелся. Командир экипажа Станиславский дал команду покинуть самолет. Все покинули, а корма-солдатик не вытащил при посадке на свое рабочее место страхуюший штырь. Командир ждал этого солдатика и покинул сам самолет уже на малой высоте. Погиб.
      Он даже не отделился от кресла. …у меня все это в памяти. Откуда такая информация-из разговоров или документов сказать не могу, а в памяти осталось. Но дело даже не в этом .
      Мы перелетали из Чагана в Воздвиженку (около Уссурийска) Произвели посадку в Серышево( там были сборы командиров эскадрилий) Зашли в медпункт. Врач оказалась женой этого командира Станиславского. Разговорились. Ей было обидно за то, что передали только фото, где он лежит на земле в кресле и с парашютом, а более никакой информации. После разбора причиной оказалось, что загорелась стойка шасси из-за того, что температура была более плюс 30 градусов. После этого нам запретили взлетать после превышения температуры более 30 градусов. так стали после этого поливать ВПП водой.
      Вот еще передаю тебе одну информацию. Насколько она правдоподобна-трудно сказать. Факт -это безоговорочно. Суть-верна. Детали в голове. А я обеспокоен тем, что это СЫН. Ему наверное нужно все правдиво и точно. Есть на это архив ВВС. Я бы начал с него. Есть точная дата и т.д. Пусть дерзает и тогда НАВЕРНЯКА получит информацию без искажений.

      Думаю, что теперь понятно, что я хотел сказать и что сказал.
      Александр Овчинников
      ************************************************************************************************
      Вот как-то так…. Спасибо, что отозвались УДАЧИ Вам в поисках истины и не только 🙂 А отцу Вашему и всем кто с ним — ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ — это были НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ… Очень жаль, что такие уходят — но к сожалению именно ОНИ уходят первыми — и с этим ничего не поделаешь… (((
      Нам остается только преклониться перед теми из них кто еще с НАМИ.
      Всего Вам доброго
      админ

  5. НП:

    Конечно, абсолютно прав автор статьи в том, что работа, производственная деятельность или служба мужчины остаются для близких его людей вне поля зрения, как говорится, «ЗА КАДРОМ».
    Особенно, если работа, научная деятельность или служба носят секретный характер.
    Если технический состав мог говорить, что служба связана с обслуживанием самолетов, их ремонтом, не вдаваясь особенно ни в какие подробности, то летному составу ничего говорить было нельзя.
    Ну разве только, то, что он летает.
    А куда и зачем??? …
    И даже в трагических случаях, таких как с командиром корабля М4 Станиславским, видимо родственникам (в частности жене) сказали традиционно кратко -«ПОГИБ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БОЕВОГО ЗАДАНИЯ!
    ВСЕ!
    И, в ряд ли, ей сказали о последних мгновениях его героической гибели.
    А погиб он, действительно — ГЕРОИЧЕСКИ, СПАСАЯ ДРУГИХ!
    Борт-стрелка, в частности.
    И покидал самолет последним, КАК НАСТОЯЩИЙ КОМАНДИР!
    И таких случаев хватало, только вот песен никто не складывал. Ну за исключением, той, которую пели:
    «Самолет забирается выше и выше, и моторы надрывно гудят, …»
    Так, что… .Сколько их, НАСТОЯЩИХ МУЖИКОВ!?…

    Всегда скорбим по уходящим,
    Тем, кто отходит в мир иной,
    На встречу с Богом, в Бесконечность,
    Оставив грешный мир земной.

    Просит им, Боже, пригрешенья,
    Помилуй, души их прими,
    И в Вечности, в Царстве Небесном,
    В светлых местах помести.

    НП

  6. Иван:

    Александр Яковлевич, здравствуйте,
    возможно, Вы были знакомы с моим дедом Рудневым Сергеем Николаевичем, ныне покойным. Если да, то не могли бы что-нибудь о нем рассказать

Ваш отзыв на Иван