main

Александр Овчинников. Проверка ПВО. Китайцы.

ФРАГМЕНТЫ АвтоБИОГРАФИИ

 

Александр Яковлевич Овчинников

Овчинников Александр Яковлевич, русский, из крестьян, род. 24.06. 1950 года в поселке Могильный Мыс, Томской области.  В 1957 году поступил в школу в поселке Могильный Мыс. В 1958 годупереехал в город Рубцовск Алтайского края.  В  1967 г  закончил СШ  №14 г. Рубцовска. Изучал немецкий язык, читаю и перевожу со словарем.

В 1967 годупоступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, которое окончил в 1971 году.

С 1971 года по 1981 гг проходил службу в Долонском гарнизоне (Семипалатинск-4, Чаган) на должностях: второй штурман корабля, штурман корабля, штурман отряда, помощник штурмана эскадрильи, штурман эскадрильи.

В 1977 году по состоянию здоровья, медицинской комиссией ЦНИАГ(центральный научно- исследовательский авиационный госпиталь) г. Москвы был списан с летной работы. Проходил службу в в/ч 10239 на должностях: старший помощник начальника оперативного отделения, заместитель начальника оперативного отделения.

С декабря 1981 г. по май 1984 гг. проходил службу в гарнизоне Украинка в в/ч 23253 на должности начальник командного пункта-заместитель начальника штаба по боевому управлению..

С февраля по сентябрь 1986 года проходил службу в городе Гурьев в в/ч 18346 на должности- зам. командира части — начальник смены.

С сентября 1986 года по настоящее время прохожу службу в в/части 27804 города Баку на должности –оперативный дежурный.

В 1965 году вступил в члены ВЛКСМ. В 1974 году-кандидат в члены КПСС. В феврале 1975 года вступил в ряды КПСС, партийный билет №14125580 выдан политотделом в/ч 10239. Партийныхвзысканий не имею. Органами Советской власти осужден не был.

*******************

 

Как мы проверяли ПВО (противовоздушную оборону).

….Была поставлена задача: выполнить полет на проверку ПВО.Руководитетель- Генеральный штаб или Главный штаб. И это был единственный раз, когда мы выполняли только одно бомбометание на своем полигоне Торткудук. Задача простаяточно пройти по заданному маршруту. Для этого даже поставили по маршруту дополнительные средства самолетовождения.

Поставлена задача на проверку ПВО. И летный состав выполняет подготовку к полету

*

Полет был очень ответственный  — и  нас заинструктировали-запугали- за… И в итоге у нас была одна мысль: скорее взлететь и избавиться от земных кошмаров….

Инженерно-технический состав готовит самолет к вылету....

 *

Самолет подготовлен, экипаж к полету готов....

*

И штурман к полету готов ...Парашют одет и привязан, кислородный вентиль открыт, кислородная маска пристегнута....

*

И вот мы в воздухе….. Все спокойно. Проходим очередной контрольный ориентир и берем курс на конечный пункт маршрута (КПМ). То  есть уже близится конец маршрута и скоро заход на посадку…. И тут радист сообщает, что получил радиограммус текстом «от данного контрольного ориентира проити с определенным азимутом определенное растояние ..» — т. е. выйти в заданную вновь точку.  Пароль- запрос и пароль-ответ совпали и потому радиограмма имеет юридическую силу.

За выполнением полетов осуществляет контроль группа руководства полетами

*

Доложили командиру полка(полковник Степанов). Он в это время был в боевом порядке.  Получили добро на перенацеливание…. Мы летели отрядом ( Командир О.Ф. Кулаков,  я — штурманом). Я произвел необходимые расчеты и вывел отряд в заданную точку. При этом мы  сильно приблизились к Китайской границе. А тогда китайцы  уже вовсе не были нам «братьями навек«, как когда-то, и вообще уже не были нам  «братьями«, а были даже чуть хуже....

Китайцы с цитатниками МАО в руках спорят с советскими пограничниками. с сайта http://humus.livejournal.com/2378490.html

По версии самих китайцев это выглядело ТАК... С сайта puparo.livejournal.com

*

****************

После посадки командира и меня пригласили на командно- диспетчерский пункт, где мы и отвечали на вопросы»Кто-Где- Когда…«, далее был «Секс без Анфисы Чеховой»… Далее думали над вопросо»Что делать«…. То есть разом совместили классику и современность….

Командир корабля майор Кулаков О.Ф. "Экипажу доложить о готовности к полету!"

***********************************************************

Примечание: Зона  25 километров от государственной границы -это нейтральные воды и нейтральная зона. Там летать  можно. Если бы это было такое расстояние, то я бы обязательно это доложил экипажу….. Просто,  даже если, находясь недалеко от государственной границы  и не подходишь к этой зоне, то,  иностранное государство, как правило,  выносит нам ноту,  и мы, тоже как правило,  доказываем  по средствам объективного контроля, что мы не нарушили государственной границы. Обьективный контроль это -фото экрана радиолокатора, средства обьективного контроля ПВО и т.д. Это фотоснимки с борта самолета, снимки ПВО и т.д. На борту есть фотоаппарат ,который фотографирует экран радиолокатора. Также записи магнитофона, который записывает все переговоры в экипаже. То есть  доказать все можно очень просто….

Полет над безориентирной местностью

*

*******************************************************************************************************

ОТСТУПЛЕНИЕ

А  на советско-китайской границе в те времена  было…

Справка: Об советско-китайской границе, острове Даманском и  ОТНОШЕНИЯХ….

с сайта http://humus.livejournal.com/2378490.html

*

В годы советско-китайской дружбы китайские граждане свободно допускались на остров <Даманский> советскими пограничниками: там выпасался скот, заготавливалось сено на зиму. Однако вскоре изменилась политическая обстановка в отношениях двух стран и такая практика прекратилась. На глазах советских пограничников обстановка на границе ТОЖЕ резко менялась: в приграничной полосе создавались военизированные поселения, среди китайского населения нагнетались антисоветские настроения и шпиономания. 200-километровая зона, примыкающая к советской границе, была объявлена в Китае «передовой линией обороны«. Ответные меры советской стороны не заставили себя долго ждать….

с сайта http://humus.livejournal.com/2378490.html

*

Подготовка к широкомасштабной вооруженной провокации  была начата китайским военным командованием с конца 1968 г. В качестве наиболее удобного для китайской стороны места был выбран остров Даманский.  Как уже отмечалось, он находился в непосредственной близости к китайскому берегу, а охрана его советскими пограничниками осуществлялась методом наблюдения и, при необходимости, патрулирования…..

….В марте 1969 года на дальневосточном участке советско-китайской границы в районе острова Даманский произошли события, на долгие годы изменившие характер отношений СССР и Китая. Напряженную тишину границы разорвал треск автоматных очередей и гул артиллерийской канонады….По воспоминаниям очевидцев, ход боя напоминал маятник: каждая из сторон теснила противника при подходе резервов. При этом, однако, соотношение в живой силе все время было примерно 10:1 в пользу китайцев…. В результате вооруженного советско-китайского приграничного конфликта погибли 58 наших солдат и офицеров. 94 получили ранения.

*

*

.С сайта puparo.livejournal.com

*

После выстрелов на Даманском в сознании советских людей зародилась мысль о том, что огромная соседняя страна, еще совсем недавно именовавшаяся «великим другом«, может быть для нас источником серьезной опасности. Великая Дружба, в которую верили русские и китайцы, погибла в марте 1969 года на маленьком пограничном  острове посреди замёрзшей реки.  И угроза войны с Китаем хотя и отрицалась советской пропагандой, однако на государственном уровне принимались все меры по подготовке к возможному военному столкновению….

***

Послесловие: Остров  Даманский  теперь уже официально (с 1991 года) — находится под юрисдикцией Китая. То, чего Китай не смог достичь силой весной 1969 г., он достиг путем переговоров…. Такой поворот дела неизбежно ставит мучительный вопрос: насколько оправданны те жертвы, которые понесли ТОГДА советские пограничники. И в этом смысле военное поражение китайцев на Даманском явилось настоящей моральной победой Китая.

О именно советско-китайских отношениях и особенностях «пограничного сосуществования» двух «великих держав» — в том числе и в семидесятые годы — см. http://www.milresource.ru/Cold-War-Chapter-12.html, http://kozmyash.59311s023.edusite.ru/p65aa1.html. 

Иллюстрации с сайтов  puparo.livejournal.com и http://humus.livejournal.com/2378490.html

админ

*****************************************************************************************************

Так что, как видим,  приближаться «без нужды» к советско-китайской границе в начале семидесятых для наших летчиков было как минимум чревато…. Как же так вышло? 

Дело в том , что фактически нам на борт передали радиограмму»Доложить время прохода данного контрольного ориентира«. А радист, когда вставлял разрезную карточку в планшет….Дело в том, что наши гении придумали планшет для радиста где заготовлены шаблоны и при передаче текста при помощи азбуки Морзе передаются только цифры или текст, который по указанной строчке вставляется в шаблон и получается полная радиограмма. Так вот радист, когда вставлял разрезную карту , она у него застряла и сдвинулась на одну строчку и в результате получилось то, что получилось…..

Вот так мы и проверили ПВО по высшему разряду — и  даже качественнее, чем планировал Генеральный штаб и заодно  заставили поволноваться наших уже далеко НЕдружественных на тот момент соседей- китайцев….

С сайта magazeta.com

*

Но радисту за это благодарность не обьявили. А аот командиру и мне «объявили благодарность наоборот » по полной программе…..

Вот видите, до сих пор помню. Маршрут был В районе Целинограда (Астана) , Озера Балхаш , Семипалатинска…. Было это в 1973-74 годах.  Может, кто и вспомнит из однополчан….

Ту-116 1023 тбап. Командир корабля майор Кулаков О. Ф.

*

****************

 админ:Небольшое уточнение от непосвященного: суть в том, что по «ошибке» радиста вы подлетели настолько близко к Китайской границе, что это грозило международным скандалом или чем похуже? и как ИМЕННО ОТРЕАГИРОВАЛИ КИТАЙЦЫ? Потому что КАК они отреагировали можно себе представить конечно, и в чем именно суть ЧП мне примерно ясно, но я боюсь, что «мирный обыватель» (особенно нового поколения) — вряд ли будет че додумывать и «делать выводы»

…Тут речь идет уже не о  точности самолетовождения( было ли нарушение государственной границы), а элементарное политическое влияние государственного уровня. Как это  обьяснить…..

Выполняются полеты на радиотехническую разведку(вдоль госграницы) — и изредка приходит нота от Китайцев, Американцев, Японии о том, что была нарушена госграница. Ну, что — в ответ  отправляют средства нашего обьективного контроля и вопрос закрывают. Это нормальные взаимоотношения. Вы понимаете, что в экипаже к таким полетам особая подготовка и ошибаться никто не хочет….

Итог такой — если все выполняется правильно, то  остальное — это уже не забота экипажей. А были ли нарушения госграницы? Конечно, были.  Иногда так  получается. Фамилию не вспомню, но у нас за это были наказаны члены экипажа приказом Главкома ВВС снижением классной классификации на одну ступень сроком на один год.

А так — просто не подходим к границе ближе 25 километров.  Это в общем классика-12,5 морских миль — считается территориальные воды(суша).  1 миля(морская-1850 метров) Пишу по памяти, но думаю, что то что забито в голову в молодости, не подлежит забыванию.

 *

…Есть люди, которых, если не трогать, то и они ведут себя спокойно-это первое (и это китайцы)

— Есть семьи, которые не выносят «мусор» из избы — это второе (и это тоже китайцы)

— Есть люди, которые понимают, что не всегда можно ждать помощи от друзей-это третье (и это опять китайцы)

— есть устойчивая идеология( а не шараханье из стороны в сторону)-это четвертое (и это обратно китайцы)

— есть люди, которые не хотят жить в долг(в разумных пределах)-это пятое (и это снова китайцы)

Также есть разумная внешняя политика( в основном)-это шестое (китайцы)

— и разумная экономика-это седьмое (снова китайцы)

правильное применение законов не глядя на ранги и подданствоположена смертная казнь-получи (помните случай кажется  с англичанином совсем недавно, а сколько там было наездов на решение Китайского суда).

Еще есть правильное понимание про СМИ, которые могут в основном сейчас писать только плохое, а у них сейчас хорошего больше-это седьмое. 

И все это, конечно, китайцы…. 🙂

Да, и ТАМ показывают трущобы и т.д. Но нам их не надо показывать в Китае, мы это видим у себя….

*

***************************************

А нарушения границы(сухопутной) действительно иногда были. И это не голословно… при необходимости можно сделать запрос и получить ответ в определенных органах. Так в/ч 19068(монголы) в период 1977-1981 года нарушили границу с Китаем при выполнении полета на ТУ-95. Доказать обратное не смогли и все это прошло по линии МИД, а отголоском — приказом Главкома ВВС командир корабля и штурман были снижены в классе на одну ступень на один год. Но это был рядовой случай.

Так выглядит полетная карта (фрагмент)

*

Кому и ЗАЧЕМ было надо это распространять в прессе? Чтобы лишний раз  обострить? Китайцы народ разумный, а наши без команды это не дадут в эфир . Ну, вот где-то так. Политика — и не более.

В НАШЕМ случае все обошлось — видно не было команды ни «фас» ни «Фу» ….

*

Продолжение следует

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

3 комментария

3 комментария на «Александр Овчинников. Проверка ПВО. Китайцы.»

  1. Виктор Сизов:

    «Так в/ч 19068(монголы) в период 1977-1981 года нарушили границу с Китаем при выполнении полета на ТУ-95. Доказать обратное не смогли и все это прошло по линии МИД, а отголоском — приказом Главкома ВВС командир корабля и штурман были снижены в классе на одну ступень на один год. Но это был рядовой случай.»
    Отлично помню, что был случай нарушения китайской границы «чебаками 1023 полк году этак 1965-1967. Штурман экипажа мой однофамилец. Командира не помню. Батя еще говорил, что «браток» залетел. Слава Богу, что это было до Даманского.

  2. CROCUS:

    Насчёт Даманского. В 1969 г. война была, наверное, всё же не за конкретный клочок земли, а за принцип («своей земли ни пяди не отдадим»), чтобы неповадно было. Чтобы дать острастку. Короче, по-разному можно сказать. Но именно этот остров как территория вряд ли так важен России. Я скорее одобряю передачу Даманского Китаю.
    В личных отношениях я не раз следовал такому же принципу: отстоять свою позицию, а через некоторое время добровольно сделать некоторую уступку оппоненту.
    Подвиг пограничников в 1969 г. от того, что китайцы теперь ловят там рыбу и выпасают скот на законных основаниях, на мой взгляд никак не принижается.

    • Ну скажем так… ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТУ. Или как у Жванецкого — подвиг одного — это чаще всего результат ошибки другого…
      А результат….
      Человеческая жизнь — это (на мой взгляд) слишком дорогая цена за поддержку исключительно «государственных понтов»(как нам сейчас это представляют) — тем более чужая.
      Своей жизнью распоряжайся как хочешь. Но тот кто отдавал приказ «ни шагу назад на Даманском» — сидел в Москве. Не исключено что сидит и сейчас. Или умер своей смертью в почтенном возрасте в окружении родных и близких. Или когда отдавал ТАКОЙ приказ — вполне искренне верил, что действительно… И что мы хотя бы условно должны победить и что для страны это действительно ВАЖНО…
      1991 год и признание «законных оснований» захвата Даманского китайцами ВСЕ помножили на ноль — в том числе и этот подвиг. Именно признанием что «на законных основаниях«. Потому как невольно возникает вопрос — РАДИ ЧЕГО тогда надо было обрывать жизни этих мальчишек, если Даманский по умолчанию ИЗНАЧАЛЬНО признавался китайским — и после перестройки это просто официально признали? Они (их жизни) что — вообще ничего не стоили?
      В 1991 принизили не подвиг этих мальчишек — они делали то, что ДОЛЖНЫ были делать в тех условиях и делали это ДОСТОЙНО — в 1991 ОСОЗНАННО принизили веру в осмысленность того, что называется патриотизмом — показав, на весь мир. что достойное поведение собственных граждан в нашей стране НИЧЕГО НЕ СТОИТ.
      И для тех кто ЗНАЕТ — это уже не исправить. И вот ЭТО действительно страшно

Ваш отзыв на Виктор Сизов