main

Воздушный солдат … (Воспоминания штурмана) Сизов В.С.

АвтоБИОГРАФИЯ....

Вся жизнь—  в «горячих точках»  того времени….

Я, Сизов Владимир Сергеевич, родился 6 сентября 1925 года, в г. Днепропетровске, русский.

Сизов Владимир Сергеевич

*

НАЧАЛО

С 1933 по 1940 год учился в украинской школе, так как русских поблизости не было. В то время даже в украинской школе в полной программе изучался русский язык и зарубежная литература. С детства увлекался чтением. Из писателей больше всего мне нравился Жюль Верн и я мечтал о путешествиях. Позднее мои мечты стали реальностью. За годы службы в авиации облетал весь Союз от Прибалтики до Чукотки и от Средней Азии до Северного полюса. Служил в Польше и был в служебных командировках в Китае, Германии и Венгрии…

Сразу после сообщения об открытии спецшкол Военно-воздушных сил, подал заявление и прошел все комиссии. С 11 января начались занятия в спецшколе ВВС №27. В марте нам пошили темно-синюю форму и весь апрель мы готовились к первомайскому параду, который прошел на отлично. Выпускники 1 роты (десятый класс) были направлены в летные училища. Один из них, Брандыс Анатолий Яковлевич, совершил 227 боевых вылетов на штурмовике ИЛ-2, стал дважды героем Советского Союза, завершил службу генерал-лейтенантом.

************************************************************************************************

Справка:Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, создан в ОКБ-240 под руков. С. В. Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории —  было выпущено более 36 тыс. шт.

Штурмовик Ил-2 с сайта waralbum.ru

************************************************************************************************

ВОЙНА И УЧЕБА

Война застала нас в лагере на острове, где сейчас находится Приднепровская ГРЭС. На второй день мы отрыли щели, но воспользовались ими только 22 июля 1941 года.

 *

С этого дня начались ежедневные ночные налеты на город. В июле к нам на барже по р. Днепр прибыли ученики Киевской спецшколы. Их было меньше нас, но теперь школа стала №13.

 *

Среди прибывших, в наш взвод были направлены Шарков Виктор, Ковалев Петр, Глузкин Виктор, Коробейченко Анатолий, Трофимов Лев Александрович. С последним я служил в Чагане. Он был в должности старшего штурмана дивизии.

12 августа 1941 года школу эвакуировали на Урал в г. Илек. От станции Ново-Сергиевки до Илека — 90 км. Это расстояние мы прошли за три дня и уже через два дня работали в колхозе, а с 1 октября приступили к занятиям. Начались холода и учиться пришлось в неотапливаемых классах. Плохо было и с питанием. Из-за этого нас в декабре перевели в г. Свердловск в школу УЗТМ (Уралмаш). Снова шли пешком три дня при морозе -25 градусов до ст. Казахстан.

В г. Свердловске мы ожили — в помещении тепло….. Но в столовую за полтора км. при минусе 45 градусов ходить было тяжело в ботинках и плохо греющих шинелях. По очереди — партиями по пять человек от взвода-  работали на заводе «Эльмаш» на штамповочных и сверлильных станках. Делали детали для «Катюш». Летом работали в колхозе. Весь выпуск 1942 года был направлен в авиатехнические училища, а осенью многие из них попали под Сталинград.

В начале 1942 года эвакуировалась Ленинградская спецшкола ВВС. После блокады, в пути многие ученики умерли, а часть изможденных оставляли по пути в госпиталях. После излечения к нам в г. Свердловск поступили 4 человека. Один из них был Кисляков Игорь Иванович. Позже я с ним служил в одном полку с 1958г. по 1970 год.

*

В культурном отношении нас выручал Дворец культуры Уралмаша. При библиотеке был хороший читальный зал, где можно было прочитать центральные газеты, взять книгу. В большом зрительном зале всей школой смотрели патриотические фильмы: “Разгром немцев под Москвой”, “Киносборник №7 про Швейка” —  причем многократно. Часто слушали лекции о международном положении. Особенно нас интересовали бои за Украину, где остались наши родные. В киноиеатр “Темп” можно было попасть за 5 рублей. А у нас не было ни копейки. Мы продавали узбекам из трудармии 200 грамм хлеба от ужина за 30 рублей —  а это уже просмотр шести фильмов. Здесь же мы смотрели фильмы “Серенада солнечной долины”, “Джордж из Динки-джаза”. Чехова “Свадьба”, “Юбилей” и другие. На другие расходы у нас не было возможностей, да и все было по карточкам. Во взводе из 30 человек было три курильщика. Они сделали себе трости с иголкой на конце и ими собирали бычки на базарчике около кинотеатра. В г. Свердловске находились эвакуированные московские театры: “Центральный Красной Армии”, и “Оперетты”. Несколько раз были там по пригласительным билетам.

…Ожидались воздушные налеты на город. На площади “1905 года” соорудили деревянный дом и на него пожарные бросали зажигательные бомбы. Жителей и нас, учеников, учили как их при помощи клещей тушить песком и в воде. В баню нас водили раз в неделю только ночью — до 5 утра. Каждый раз пропаривали обмундирование и белье. Через два-три дня по вечерам в швах белья ловили до 20 вшей и с треском их давили. Все были острижены наголо…..

В июне 1943 года, после выпускных экзаменов, всю нашу роту направили в Челябинское военное авиационное училище штурманов (ЧВАУШ). Учиться было легко. Еще в 1942 году мы знали, что попадем в это училище и к нам приезжали курсанты-выпускники, преподавать штурманские науки. Некоторые из них: Калюжный, Нельга и другие стали преподавать нам в училище. Через короткое время начались полеты. С бензином проблем не было, а вот с бомбами (учебными)было хуже. Закончились цементные по 7 кг и пошли из прессованного картона, наполненных водой весом по 25 кг. Подвешивали бомбы к держателям мы сами по 4 штуки на самолет Р-5 зимой при температуре -25 градусов. Потом потные в открытой кабине летели на полигон. Учились по 10 часов в сутки и часто в противогазах.

***********************************************************************************

Справка:Р-5 — советский многоцелевой одномоторный самолёт 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов-бипланов 30-х годов XX века в СССР. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила ему длительную жизнь в воздухе — летал вплоть до конца 40-х годов. Имел множество вариантов. Более 1000 шт. эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские.  Более 5000  — в РККА, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 40-х годов XX века. Максимальная скорость — 228 км/ч 

Самолет-разведчик Р-5 (фото из Википедии)

******************************************************************************

В октябре 1944 года, в звании младшего лейтенанта проходил учебу слушателем в Рязанской высшей офицерской школе ночных экипажей, но я там пробыл только в УЛО. Главное внимание там уделяли радионавигации и астрономии. Летали на ЛИ-2, а в полках экипажи на — ИЛ-4. В конце февраля наш курс направили в Летный Центр Дальней Авиации в Остафьево, где летали на самолетах СИ-47. За год и восемь месяцев обучения налетал на самолетах Р-5, ТБ-3, ДБ-3, ЛИ-2 и СИ-47 — 200 часов.

*********************************************************************

Справка:Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84, созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Эксплуатировался на местных авиалиниях  до 1973 года.Один из Ли-2 выпуска 1952 г., восстановленный энтузиастами Федерации любителей авиации, до сих пор совершает полеты в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. (http://vtap339.ucoz.ru/index/0-8)

Военно-транспортный самолет Ли-2

*****

Ил-4 — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.Наиболее известным достижением этих самолетов были бомбардировки Берлина в начале войны. Машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации, что поначалу приводило к неоправданным потерям. Первый полет — 1936 год. 

«….Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта». (дважды Герой Советского Союза А. Молодчий (311 боевых вылетов) — первый командир 106 ТБАД, сформированной в 1955 г.Узине)

Примечание:Решетников В.В..  — второй командир 106 ТБАД, тоже летал на этих самолетах (307 боевых вылетов)

…»Ил-4 мне нравился — на нём можно было хорошо летать в простых и сложных условиях, и всё же он был очень капризным самолётом…» (Пшенко В.А.)

Дальний бомбардировщик ИЛ-4 с сайта weapons-of-war.ucoz.ru -

Последняя модификация — Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946. с 1947 года оставшиеся в строю самолёты стали списывать. (Википедия)

*****************************************************************************************************************

НА ФРОНТЕ

С 20 марта 1945 года началась моя служба в 229(13) гвардейском Рославльском краснознаменном бомбардировочном полку Дальней Авиации, в должности штурмана корабля.

 *

Оборудование и вооружение американского бомбардировщика Б-25 «Митчел» изучил за три дня, сдал инженерам полка зачеты и был допущен к полетам на боевые действия. За полтора месяца совершил 10 боевых вылетов днеи и ночью на цели Бреслау, Берлин и морскую базу Свинемюнде. После пяти боевых вылетов мне присвоили звание «Гвардия», а это поднимало боевой дух и оклад на 50%.

Справка:Норт Америкэн B-25 Митчелл (North American B-25 Mitchell) — американский двухмоторный цельнометаллический пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия. Поставлялись в рамках военных заказов в Китай, СССР, Великобританию.Эксплуатировались с 1941 по 1979(Индонезия) гг

 Бомбардировщик среднего радиуса действия North AmericanB-25-Mitchell, США

Бомбардировщик среднего радиуса действия North AmericanB-25-Mitchell, США

*

*********************

Вспоминается бомбежка окруженного города Бреслау днем девяткой по команде ведущего штурмана Авиаэскадрильи. На борту командира АЭ майора Камягина летел штурман-стажер из академии, который не включил тумблер «Главный» и АЭ, не сбросив боекомплект по 1700кг, пошла на второй заход. А каждый заход обстреливался зенитками. Хорошо было для нас, что они экономили снаряды….

В это время полк атаковали «Мессершиты», а нас сопровождали наши истребители с аэродрома Бриг. Завязался бой. Я, например, не мог определить, где чей истребитель…. В итоге стрелки нашего полка сбили МЕ-109 и один наш истребитель…. Раненый летчик посадил истребитель…. И он оказался виновен. Так как нарушил инструкцию: заходил в атаку в хвост нашего бомбардировщика с близкого расстояния. Воздушному стрелку старшине Первенецкому вручили орден Славы третьей степени и 1000 рублей. В налете участвовал весь 4 авиакорпус.

*********

Справка :нем. Messerschmitt Bf.109, традиц. для СССР написание — Ме-109) — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. Использ. (в завис. от модификации) в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. По количеству произведённых машин является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2

Мессершмидт, Ме-19, а попросту - "мессер"... с сайта http://sfw.so/1149025986-messerschmitt-bf-109.html

*

Второй случай произошел ночью при налете на Берлин. Отходя от цели на высоте 3500 метров попали под прицельный огонь зениток. Когда разрывы приблизились сзади до 10 метров, командир корабля капитан Герц И. М. перевел самолет в падение на крыло, в крутое пикирование, из которого вышли на высоте 500м. Под нами было шоссе, по которому двигалась немецкая автоколонна. Решили ее обстрелять из всех пулеметов….. И тут получили мощный ответный огонь. Случайно вырвались целыми. Мораль: зачем нам была эта самодеятельность….

********.

Еще год службу проходил в Польше, а с мая 1946 года в г. Умань, а затем Белая Церковь.

 

*

В 1950 году переучился на тяжелый бомбардировщик ТУ-4. За год освоил все виды боевого применения, в том числе бомбометание из-за облаков по локатору. Допущен инструктором к полетам в сложных метеоусловиях при метеоминимуме днем и ночью, а так же по вводу в строй молодых штурманов. С апреля 1955 года штурман 1 класса.

************************************************************************************************************

Справка: Ту-4 ( по кодифю НАТО: Bull — «Бык») —советский  стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении  с 1949 года до начала 1960-х гг. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённым методом обратной разработки.  С  американского образца  были строго скопированы конструкция и  оборудование — вплоть до интерьера гермокабин.   Не копировали радиостанцию. И еще  — пушечное оборонительное вооружение  Ту-4 — 10 скорострельных пушек калибра 23 мм вместо 12-ти пулемётов калибра 12,7 мм у «оригинала» В-29.   Советские двигатели имели мощность 2400 л.с вместо 2200 л.с. у американцев. радиостанции. )  «Дороаботки» значительно повысили  обороноспособность советской «летающей крепости».

"Старший брат" советской "летающей крепости" Ту-4 - "американец " В-29. С сайта http://periskop.livejournal.com/324850.html

 Вплоть до середины 1950-х гг  основную ударную мощь составляли Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе.

Ту-4 (сер. № 2805103), построенный на Куйбышевском авиазаводе в 1952 году - единственный сохранившийся Ту-4 в России. Музей ВВС, Монино.(фото из Википедии)

Табличка перед самолетом (фото с сайта http://periskop.livejournal.com/324850.html

И еще: На Ту-4 была установлена первая в Советском союзе и мире система дистанционного управления, разработанная Всесоюзным заводом № 118, ныне ОАО Московский НПК «Авионика» им. О.В. Успенского.В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

 С самолета-бомбардировщика ТУ-4 была сброшена  18 октября 1951 года  первая авиабомба с ядерным зарядом на опытном поле Семипалатинского полигона.  Это было  первое воздушное ядерное испытание в СССР. 

*********************************************************************

О ЯДЕРНОМ….

С апреля по июль 1956 года находился в служебной командировке в Китае на аэродроме Пекин…. Американцы свои испытания атомного оружия перенесли с апреля на май месяц. Мы начали изучать район полетов и запасные аэродромы.

Марка 1949 г. (Китай) с сайта http://www.mkniga.ru

Побывали в Шанхае, Нанкине, Ханькоу, Чаньша, Кантон (Гуанчжоу). Руководил облетом и штурманским обеспечением наших полетов штурман советник по авиации в Китае полковник Герой Советского Союза Романов Сергей Михайлович, который в 1942 году в экипаже Пусэпа возил в Америку министра иностранных дел В. М. Молотова.

1 мая 1956 г. мы присутствовали на параде на площади Тянь Ань Мынь. В 20 метрах от нас находился Председатель Мао Цзедун и все руководство Китая. Мы с трудом выдержали на жаре четырехчасовый парад и демонстрацию. Побывали на Великой Китайской стене, в цирке и театре….

В полетах с нами летали китайские переводчик и радист.

****

Наш экипаж майора Кривцова М. К. совершил 13 маршрутных полетов по забору воздуха, после взрыва американских атомных бомб в Тихом Океане. Облако выходило на южное побережье Китая на третьи сутки и перемещалось на север до г. Ханькоу, а далее шло вправо на Японию.

….Однажды мы попали в грозу и решили обойти ее восточнее в сторону Желтого моря. В это время американский разведчик на самолете Б-29 вторгся на территорию Китая, а наш ТУ-4 был копией Б-29. ПВО подняло на перехват китайские истребители МиГ-17. Нам команда: срочно идти на аэродром Нанкин. Мы развернулись и снова вошли в грозу…. Одна из молний попала в самолет и сожгла радиостанцию дальней связи.

Вот туда они и летали на "забор воздуха"... Американский испытательный взрыв водородной бомбы во время операции «Редвинг» над атоллом Бикини 20 мая 1956 года. (AP Photo) с сайта http://bigpicture.ru/?p=148501

*

Справка:Операция «Редвинг» (англ. Redwing) — четырнадцатая по счету серия ядерных испытаний в США, переведенная в 1956 году на атоллах Бикини и Эниветок. В ходе операции испытывались как мощные термоядерные взрывы, так и довольное слабые атомные, заряды которых являлись первыми ступенями к водородным бомбам. Взрывы были названы именами индейских племён, а также названиями птиц и музыкальных инструментов. Главной особенностью операции был первый в США сброс термоядерной бомбы с самолета

См.также www.youtube.com/watch?v=oiAfrk8NOb4

*****************************************************************************

В 1957 году неоднократно летали на забор воздуха после аварии в Челябинской области.

Справка:  Прежде чем Советский Союз сделал свою первую атомную бомбу, на Урале был построен  ядерный комбинат , чтобы сделать для нее начинку. Его  назвали «Маяк» — предприятие по производству компонентов ядерного оружия, изотопов, хранению и регенерации отработавшего ядерного топлива. Расположено в городе Озёрске Челябинской области..  И первая крупная радиационная катастрофа произошла именно там — в  Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» — 29 сентября 1957 г.

Сначала ВСЕ радиоактивные отходы сливали прямо в реку Теча, на которой стоит завод. Потом… решили выливать в реку только низкоактивные отходы.Среднеактивные отходы стали сливать в озеро Карачай. Высокоактивные отходы стали хранить в специальных емкостях из нержавеющей стали — «банках», которые стояли в подземных бетонных хранилищах. Эти «банки» очень сильно разогревались из-за активности содержащихся в них радиоактивных материалов. Для того чтобы не произошло перегрева и взрыва, их нужно было охлаждать водой. У каждой «банки» была своя система охлаждения и система контроля за состоянием содержимого.

…В конце сентября 1957 года на одной из «банок» произошла серьезная поломка в системе охлаждения и одновременный сбой в системе контроля. Работники, которые в тот день производили проверку, обнаружили, что одна «банка» сильно разогрелась. но не успели об этом сообщить…. И «Банка» взорвалась. И почти все содержимое емкости с отходами оказалось выброшено в окружающую среду.

Комплекс, в который входила взорвавшаяся емкость, представлял собой заглубленное бетонное сооружение с ячейками — каньонами для 20 подобных емкостей. Взрыв полностью разрушил емкость из нержавеющей стали, находившуюся в бетонном каньоне на глубине 8,2 м. Сорвал и отбросил на 25 м бетонную плиту перекрытия каньона.

В воздух было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90% радиации осело прямо на территории комбината Маяк. Радиоактивные вещества были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали радиоактивное облако….  Через 4 часа после взрыва радиоактивное облако проделало путь в 100 км, а через 10-11 часов радиоактивный след полностью оформился.2 миллиона кюри, осевшие на землю, образовали загрязненную территорию длиной   примерно  300 -350 км на северо-восток от комб. «Маяк». Граница зоны загрязнения… охватила территорию, площадью 23 тыс. кв.км.

Восточно-уральский радиоактивный след

Со временем происходило «размывание» этих границ за счет переноса радионуклидов ветром. Впоследствии эта территория получила название: «Восточно-уральский радиоактивный след» (ВУРС), а головная, наиболее загрязненная ее часть, занимающая 700 квадратных километров, получила статус Восточно-уральского государственного заповедника. 

В зоне радиационного загрязнения оказалась территория трех областей — Челябинской, Свердловской и Тюменской с населением 272 тысячи человек, которые проживали в 217 населенных пунктах

(http://nuclear.tatar.mtss.ru/fa230907.htm)

Вот туда и летали… И тоже на «забор воздуха» 

*****************************************************************************

С 1960 по 1970 год принимал участие в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. За эти полеты приравнен к статусу Чернобыльца 1 категории.

Справка:Семипалатинский испытаткльный ядерный полигон (СИЯП)— первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР. Официальное название: 2-й Государственный центральный испытательный полигон (2 ГЦИП). На территории Семипалатинского полигона находится объект, где раньше хранилось самое современное ядерное оружие. Таких объектов всего четыре в мире

Река Иртыш, возле нее - Город Курчатов и прилегающие окрестности (ядерный полигон) (Википедия)

*

С 1949 по 1989 год на СИЯП было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (т. н. «НЦР» — неполные цепные реакции). Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 годы на Семипалатинском полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму . За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

*

Об испытаниях на СЯП см. статьи Чаган.Летопись, НЕ ВЕРСИЯ. Пуртов Владимир ПетровичИ еще о наземных взрывах. Взлет и посадка…. (Слухи) Перелыгин Атомные солдаты (рассказ Дремова) а также другие воспоминания очевидцев того времени на страницах сайта 

В итоге ВСЕГО этого — три инфаркта, носовые кровотечения и прочие болячки….

***********************************************************************************************************************

Белая Церковь 1959г. Вручение знамени 1226 ТБАП. Командир Фалалеев, знаменосец Сизов В. С.

*

ВЕНГЕРСКИЕ СОБЫТИЯ

5 ноября 1956 года я в составе двух экипажей ТУ-4 был поднят по тревоге. После подвески бомб прилетели на аэродром Тёкель под Будапештом. Согласно задания мы должны были разбомбить штаб повстанцев, находящийся в семиэтажном здании в центре города. Нам повезло с погодой. Нижняя кромка облаков 300м, а нам минимальная высота сброса 1000м, да и цели не видно на угле прицеливания. «Повезло» потому, что в это время в штабе не знали, что в этом здании бой идет между этажами. При этой погоде хорошо работали летчики на МиГ-17, их наводили на нужное окно и этаж….

************************************************************************************************************

СправкаВенгерское восстание 1956 г. (23 .10 — 9.11 1956)- вооружённое восстание против просоветского режима народной республики в Венгрии в октябре-ноябре 1956 года. Развитие событий в Венгрии совпало по времени с Суэцким кризисом. 29 октября Израиль, а затем и члены НАТО Великобритания и Франция напали на поддерживаемый СССР Египет с целью захвата Суэцкого канала, рядом с которым они высадили свои десанты….

Венгерское правительство 1 ноября, когда советским войскам было приказано не покидать расположения частей, приняло решение о расторжении Венгрией Варшавского договора и вручило соответствующую ноту посольству СССР.

31 октября Хрущёв на заседании Президиума ЦК КПСС заявил: «Если мы уйдём из Венгрии, это подбодрит американцев… . Они поймут как нашу слабость и будут наступать». ….

****

Сейчас принято осуждать действия Москвы по отношению к «беззащитной Венгрии». Но существуют и другие мнения…

…. 23 октября 1956 года, Будапешт, вокзал Келети. Несколько сотен советских демобилизованных солдат ждут дембельского поезда. …На вокзал врывается толпа которая начинают кровавую резню – за солдатами гоняются, вспарывают животы, …..Почти одновременно происходят нападения на немногочисленные воинские гарнизоны, везде кровавая бойняВ то время советских войск в Венгрии было мало — стояли комендатуры, немногочисленные тыловые подразделения, одним словом –обоз. …Наших ребят разыскивали повсюду и зверски убивали. На площади Харош тер (площади Героев) устроили кровавые смотрины — наших солдат живьем проткнули железными прутьями как мясо на шампурах, водили народ смотреть, детишки из детского садика с флажками в руках «орос хаза» -русские домой, Это не выдумка – так было. Все снималось на пленку… 

….Убивали не только наших солдат, убивали венгерских работников спецслужб, их вылавливали по городу и вешали вверх ногами— самая мучительная смерть. Вычисляли по ботинкам, они ходили в штатском, но любили носить форменные ботинки…

Суд Линча над офицером венгерского КГБ Ласло Элеком у здания ЦК Венгерской Рабочей партии. Будапешт. 30 октября 1956 года. с сайта http://yablor.ru/blogs/budapesht1956-godkazn-sotrudnikov-g/2364833

 Сотни раненых с обеих сторон свозили в венгерские госпиталя….потом были судебные процессы над врачами которые умерщвляли русских и своих ..которые «не в тех»  ботинках. Некоторые наши политики…приносят извинения за вторжение наших войск….. Те самые пленки есть…. Кем были бы наши политики тогда, не прими решения о вводе войск? Им противостояли не толпы испуганных юнцов, это были вооруженные формирования. Вооруженные Западом. Венгерские солдаты в 20м веке дважды воевали против русских вместе с немцами на нашей земле..  Пишу чтобы вспомнили тех ребят, наших невинных ребят убиенных в том самом 1956году…Давайте помянем их имена…» (http://poslezavtra.com.ua/budapesht-1956god-krovavaya-reznya-bezoruzhnyx-sovetskix-soldat/)

Будапешт-56. Убитый советский офицер Фото с сайта http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=41395

…..О помощи в подавлении восстания венгерское правительство просило Москву ежечасно, однако, Хрущев решился на активные действия только через неделю. Тогда в Будапеште уже вовсю шли уличные бои и гибли люди.Когда, наконец, части советской армии вышли из гарнизонов, установка военнослужащим была одна: «применять силу только при крайней необходимости, устанавливать порядок». При подавлении восстания погибло примерно 800 солдат на две тысячи венгров, убитых за все время восстания, еще до ввода советских солдат на улицы. Если бы мы тогда вели военные действия или, как сейчас выражаются, «жестоко подавляли», наших потерь было бы куда меньше, не сотни, а десятки или даже единицы, а погибших венгров было бы куда больше.Действительно, прошедшие горнило Великой Отечественной Войны солдаты и офицеры советской армии, отлично вооруженные и экипированные, без труда утопили бы Будапешт в крови. Однако, мало кому известен тот факт, что за все время участия советских войск в подавлении восстания танковые орудия практически не стреляли – военные старались избегать жертв…. 

Лидеры стран Восточной Европы закрывают глаза на вопиющий исторический факт: венгерское восстание 1956 года подавляла не только советская армия. Другие участники Варшавского договора, в том числе польские вооруженные силы и войска ГДР, приняли участие в подавлении восстания еще раньше. ….Восточногерманская служба госбезопасности Штази участвовала в последующих репрессиях. Также известно, что в числе тех, кто участвовал в городских боях, было немало венгерских ветеранов вспомогательных войск СС (waffen SS), что придает особую пикантность политкорректной трактовке тех событий

 (http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=41395)

*******

Венгерское восстание стало одним из важных событий периода холодной войны, продемонстрировавшим, что СССР готов военной силой поддерживать нерушимость Варшавского договора (ОВД)

*****************************************************************************

И ВЕНГРИЯ, И СУЭЦ…

На следующий день — 6 ноября стояла отличная погода. Штаб повстанцев был захвачен и нам устно указали цель на правом берегу Дуная. Наши командиры экипажей потребовали письменно боевой приказ —  но никто на это не решался. Днем аэродром был обстрелян картечью. Снаряды рвались в 200 метрах от нашей стоянки. Мы быстро укрылись в подземном бункере. Здесь мы услышали команду: двум танкам Т-55 выехать к хутору за 16 км и уничтожить стрелявшую батарею. Через два часа танкисты возвратились, уничтожив батарею и хутор.

После обеда нам передали приказ срочно возвращаться на базу. При посадке мы увидели, что на аэродроме идет подвеска бомб, а нам команда — бомбы не снимать, идти в клуб для получения боевой задачи. Оказывается, что Англия, Франция и Израиль напали на Египет и наступают на Александрию. ….Через два дня договорились о мире и нам дали отбой.

Справка:Суэцкий кризис (Суэцкая война, Синайская война, Вторая арабо-израильская война, Операция «Кадеш» — ивр. מבצע קדש‎) — международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала.

Суэцкий канал1956 г. С сайта http://middleeast.org.ua/palestina/2.htm

Помимо напряженных отношений с Египтом по вопросам пользования каналом и проч. Израиль был обеспокоен сближением Египта и стран Варшавского договора, от которых Египет начал получать новейшее вооружение. Ситуация обострилась с началом военных действий Великобритании, Франции и Израиля против Египта.  Бомбардировка египетских территорий британскими и французскими вооруженными силами началась 31 октября  в рамках операции «Мушкетёр».

С критикой действий Великобритании, Франции и Израиля выступили многие страны. Особенно активной была позиция СССРПрекратить агрессию на Ближнем Востоке потребовали от своих союзников и Соединенные Штаты Америки. 2 ноября 1956 чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН потребовала прекратить военные действия, вывести с территории Египта войска всех трёх государств и открыть Суэцкий канал

5 ноября советское правительство обратилось к Англии, Франции и Израилю с ультимативным требованием немедленно прекратить военные действия, предупредив о последствиях, к которым может привести продолжение интервенции. В послании английскому премьер-министру указывалось на возможность применения современного ракетного оружия, а в послании Израилю ставился вопрос и о самом существование этого государства. Через 22 часа после вручения посланий советского правительства главам правительств Англии и Франции военные действия были прекращены. 6 ноября с требованием прекращения военных действий выступил и президент США Д. Эйзенхауэр.(http://middleeast.org.ua/palestina/2.htm)

Для реализации требований было  предложено создать специальные миротворческие силы ООН — что вскоре  и было сделано….  Уже 6 ноября 1956 года вступило в силу соглашение о перемирии, а 15 ноября в зоне канала были размещены первые подразделения сил ООН. Это была первая миротворческая операция Организации Объединённых Наций

 

Угроза международной изоляции и глобальной войны вынудили Великобританию и Францию вывести свои войска из Египта в декабре 1956. Израиль оставил захваченные земли в марте 1957 под давлением США, угрожавших ему санкциями

Конфликт закончился без  территориальных изменений у противодействовавших сторон.(Википедия)

***************************************************************************************************************

О  СОКРАЩЕНИЯХ и  ПЕРЕСТАНОВКАХ….

В 1958 году вышло постановление о новом начислении льготной выслуги лет лётному составу. Для поршневой авиации задним числом вместо год за два, стало год за полтора. У моего поколения нагло украли 6-7 лет выслуги…. Нас было три друга однокашника, все капитаны, штурмана отрядов. Шерман А. А.  — после аварии уволился по болезни с пенсией 175 рублей. Горский Ю. А. — из за болезни был переведен из боевой авиации в транспортную на ЛИ-2. Потом произошло сокращение и он, прослужив на год больше, получил пенсию 81 рубль. На просьбу дослужить до выслуги 25 лет (календарных 16 лет)  — чтобы получить «нормальную» пенсию — он получил ответ: “Нечего личные интересы ставить выше государственных”…..

При разгоне 14 гвардейской Брянско-Берлинской дивизии мне предложили переход в стратегическую авиацию и пообещали присвоить там звание майор —  которое я получил через два года. Штурманов с большим налетом,( а у меня налет к тому времени был 2500 часов) назначили на должность зам. штурмана АЭ; с меньшим( около 2000 часов) —  штурманами отрядов. Кадровые “обещалкины” уехали в Москву, а в полк пришло штатное расписание —  где «зам. Штурмана АЭ» был рядовой «штурман корабля»  в звании капитана. Через пол года штурманам отрядов присвоили звание майор. Старший штурман полка подполковник Корбут Борис Степанович сказал нам, что есть другой путь: “На хитрую задницу есть штопор”….

И вскоре вышел приказ: “За плохое ведение штурманской документации АЭ объявить Сизову В. С. выговор”. Меня перевели с понижением в должности до штурмана отряда и с повышением оклада. А через полгода, за отличные показатели в бомбометании, сняли взыскание “Выговор”. На мое место с повышением в должности и понижением в окладе  перевели майора Грицко  . Еще через полгода мне присвоили звание майор и назначили на должность зам. старшего штурмана полка. Вскоре эту должность ликвидировали и я стал штурманом полка по боевому применению. А что можно было ожидать, если страной правили старые коты….. Членам Политбюро за дожитие до 60 лет присваивали звание “Героя Соц. Труда”, а за 70 лет без всяких заслуг присваивали звание дважды “Героя”…. В это же время настоящему летчику, командующему Дальней Авиации Генерал полковнику Решетникову В. В. за 307 боевых вылетов на дальние цели, не удосужились присвоить звание “дважды Героя Советского Союза” —  и  всего лишь  потому, что он не понравился какому то политработнику….

Подобное положение было и  у воздушных радистов. У начальника связи АЭ должностной оклад был ниже, чем у начальника воздушно-огневой службы АЭ. Хотя радисты, кроме многочасового прослушивания морзянки, имели на вооружении верхнюю пушечную установку и проводили стрельбы наравне со стрелками. Многие воздушные радисты 1 класса, отслужив срочную службу, уходили на сверхсрочную —  на должность КОУ, где был выше оклад и меньше нагрузки в полете. Об этом все знали, но молчали, боясь попасть в немилость начальству за правду….

***

Анекдот времен Холодной войныСокращение штатов. Командир РПКСН собрал экипаж и говорит: — Товарищи! Поступил приказ провести сокращение штатов на 10%. Итак, зачитываю: Алабама, Техас, Мичиган, Нью Джерси, Колорадо...

**************

ЭРА  ТУ-95. ЧАГАН.

В 1959 году я переучился на реактивные бомбардировщики ТУ-16 и стратегический ТУ-95, а в 1960 году —  на ракетоносец  ТУ-95КД.  В 1962 году наш экипаж —  подполковника Фомичева — произвел практический пуск крылатой ракеты.

********************************************************************************************************************

Справка:Ту-16 ( кодификации НАТО: Badger — «Барсук» — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Максимальная скорость: 1 050 км/ч. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами. Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16.

Бомбардировщик Ту-16 с сайта http://flot.sevastopol.info/arms/plane/tu16/page01.htm

*

С бомбардировщика Ту-16 была сброшена 22 ноября 1955 г .  — первая советская двухступенчатая термоядерная бомба РДС-37  . Испытания прошли  на Семипалатинском полигоне .

******

ТУ-95-  (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. (максимальная скорость 925 км/ч)Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

Стратегический бомбардировщик ТУ-95 - КРЫЛЬЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ...

*

Со специально подготовленного Ту-95В   30 октября 1961г. на испытательном полигоне Новая земля была сброшена самая мощная в истории водородная бомба «Кузькина мать» (Царь-бомба)

Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300—600 км.

Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России (а когда-то — СССР), является носителем крылатых ракет Х-55.

Первые самолёты получили в 1959 году 1006 ТБАП (Узин) и 1226 ТБАП (Семипалатинск(ЧАГАН)), затем 182 гв ТБАП (Моздок). Вероятными целями ракетоносцев служили военные и стратегические объекты на территории США. Экипажи регулярно тренировались с передовых аэродромов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и даже с ледовых аэродромов в Арктике. В дальнейшем ракетоносцев перенацелили на авианосные ударные группы.

**********

Крылатые ракеты беспилотные летательные аппараты однократного запуска (устар. — самолет-снаряд)

Дают возможности: задавать произвольный курс ракеты ( в том числе, извилистую траекторию, что создаёт трудности для ПВО противника); движения на малой высоте с огибанием рельефа;предназначены для поражения цели с высокой точностью.

Х-20 — (по класс. МО США и НАТО — AS-3 Kangaroo (Кенгуру)) — свехзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ. Предназначалась для поражения наземных или надводных площадных целей . 

Х-20 под Ту-95К (Асташенков, Советские ракетные войска. // М., 1967 г.) с сайта http://militaryrussia.ru/blog/topic-113.html

*

На ракете применялось комбинированное радиокомандное наведение на цель с помощью программируемого автопилота ракеты и радиометрической аппаратуры носителя. После выхода в заданную точку с удалением 600 км от цели производилась отцепка ракеты с работающем на форсаже двигателем. На 46 секунде полёта автопилот переводил ракету в набор. По достижении высоты 15000 м на 221 секунде ракета переводилась в режим стабилизации высоты и подключалось радиокомандное управление по курсу. За 50 км до цели управление переключалось на автопилот, ракета переводилась в пикирование с углом 60° и на высоте 500—1000 м производился подрыв термоядерной БЧ. Радиус действия авиационного ракетного комплекса К-20 достигал 7000 км.

Ракета подвешивалась в грузоотсек на балочный держатель БД-206. При пуске БД выдвигался вниз, и после отцепки ракеты грузоотсек закрывался створками. Крупногабаритная ракета при подвеске на самолёт требовала слаженных действий двадцати и более человек техсостава. При пусках на полигоне в ракету устанавливался «учебный» фугасный заряд. Для тренировок л/с вместо специальной БЧ широко применялись массо-габаритные имитаторы.(http://ru.wikipedia.org)

Х-55  — стратегическая дозвуковая крылатая ракета воздушного, морского и наземного базирования

Пуск КР Х-20 в сумерках

 *

Также  см. статьи ,  Просто работа...(А.В.Ильин. Воспоминания), Из линии моей жизни. (Воспоминания Коновальчука И. Д.) и другие воспоминания очевидцев и участников событий 

***********************************************************************

В октябре 1962 года во время Кубинского кризиса, более недели находились в полной боеготовности.

Справка: Кубинский (Карибский, Октябрьский)  кризис —  противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано тайной переброской и размещением на острове Куба военных частей  Вооруженных Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие — в ответ на развертывание Соединенными штатами военных без в Европе (в частности — Турции) с размещением на них ракет, нацеленных на территорию Советского Союза.  Кризис мог привести к глобальной ядерной войне.

Подробнее о Карибском кризисе см.  стВторой человек в дивизии :) . ЧУТАЕВ Д. В., а также  Чаган.Летопись 

Экипаж п/п Григорьева после 2 вылета на проверку ПВО страны. 10 мая 1962г.

 *

На фото справа налево: п/п Григорьев – командир корабля, м-р Щёкотов — нач. связи, м-р Коновальчук — бортинженер, м-р Сизов – штурман корабля, м-р Изможеров штурман-оператор, к-н Смирнов – РПД, …… — 2 радист, к-н Алексеев – ВОС, к-н …. правый пилот.

Ударный авианосец «Constellation» 18.03.1963г.

 *

В марте 1963 года наш экипаж (Фомичева Владимира Лукича) в составе пары Ту95-КД и ТУ95-МР произвел успешный поиск и облет на высоте 200м ударного авианосца США «Констелейшн» в районе Гавайских островов при переходе его к Вьетнаму. При подлете, за 70км нас встретили две пары истребителей F-4 «Фантом» и сопровождали нас, взаимно фотографируя.

Ту-95 в сопровождении "Фантомов" проходит над американским авианосцем. с сайта http://crimso.msk.ru/Site/Arts/Art3119.htm

"Фантом" подлез под фюзеляж Ту-95, мешая фотосъемке американских кораблей . С сайта http://crimso.msk.ru/Site/Arts/Art3119.htm

*

О полетах на «ударные авианосные группы» и облетах авианосцев см. также ст. КОМАНДИР КОРАБЛЯ Ту-95 ТИХОМИРОВ Вениамин ИвановичВОСПОМИНАНИЯ ШТУРМАНА ПОЛКА Кушпелев В.Н.  и других участников событий

******************************************************************************************************************

Справка:Война за независимость Вьетнама и установление власти коммунистической партии (если рассматривать конфликт в целом) продолжалась с середины 1940-х годов по 1975 год. Наибольшую огласку получила часть военных действий, связанная с присутствием в этой стране значительного военного контингента США.

Летящие над рисовыми полями вертолеты - символ войны во Вьетнаме с сайта http://www.coldwar.ru/conflicts/vietnam/vietnam2.php

С 1962 года Южный Вьетнам использовал американские вертолёты в боевых действиях против партизан. Небольшой контингент американских войск в Южном Вьетнаме работал в качестве инструкторов и непосредственно участвовал в боевых действиях.2 августа 1964 года произошёл бой между американским и северовьетнамскими военными кораблями. Подобный инцидент повторился в ночь с 4 на 5 августа. 5 августа палубная авиация США нанесла удары по военным объектам Северного Вьетнама.К середине 1965 года, вооружённые силы Южного Вьетнама понесли тяжёлые потери; в этой ситуации спасти государство могла только незамедлительная помощь вооружёнными силами со стороны иных государств. В Южный Вьетнам прибывали части США и их союзников. Проводились бомбардировки транcпортной сети и военных объектов в Северном Вьетнаме.В 1966-м году интенсивность бомбардировок Северного Вьетнама американской авиацией возросла. Экономический ущерб от бомбардировок для Северного Вьетнама был многократно ниже стоимости бомб, но был чувствителен для недавно восстановленной экономики .Cоветское руководство в начале 1965 года приняло решение о предоставлении «братскому вьетнамскому народу» широкомасштабной военно-технической помощи.  Непосредственное участие в боевых действиях принимали лишь расчеты зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Первый бой между зенитчиками CCCР и американской авиацией состоялся 24 июля 1965 .Также во Вьетнам посылались советские военные специалисты и техника.(http://www.inwar.info/hist/hist_vethist.html)

«Помощь в отражении воздушной агрессии как раз и была главной задачей советских военспецов во Вьетнаме. Этим, по существу, ограничивалось их участие в боевых действиях»(И. Щербаков-  советский посол в ДРВ в период войны)

26 апреля 1968 года отряд из трех самолетов под командованием п/п Фомичева В. Л совершил длительный полет из Казахстана в нейтральных водах к западному побережью США с двумя дозаправками в воздухе.

Подробнее о дозаправке в воздухе см.  Чаган.Летопись

Ударный авианосец «Constellation» 18.03.1963г.

*

Истребитель F-4 Phantom под крылом ТУ-95КД

*

….Тогда впервые столкнулись с встречным ветром скоростью 250 км/час. Полет продолжался 28 часов 27 минут, пролетели около 20 тысяч километров. В районе Аляски с авиабазы Энкоридж были атакованы истребителями F-105.

О полетах «на дальность» см. также статьи  В. Сузиков. Максимально продолжительный полет,  Никитов В.А. Моя служба в Чагане«Алиготе» (Наши отцы). В. Захаров

Кроме Тихого океана, еще раньше освоили полеты в Ледовитом океане до Северного полюса и за ним….

О «командировках на север» см. ст. Второй человек в дивизии 🙂 . ЧУТАЕВ Д. В.СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Смирнов А.И.Страницы автобиографии. Смирнов Александр Иванович. 

Экипаж В. Л. Фомичева после рекордного полета 28 часов 27 минут.

*

На фото: Справа п/п В. Л. Фомичев, м-р Чекмарев, к-н Соловьев, к-н Кушвид, ст. л-тн Комков, м-р Сизов, к-н Пищальников, с-на с/с Чучвага, ряд. Галкин, с-на с/с Федоров.

*******************************************************************************************

ИТОГИ

Общий налет днем и ночью —  4850 часов. Из них на Ту-41800 часов и на ТУ-952080 часов, ТУ-16225 часов и В-25460 часов.

В Советской Армии прослужил 27 лет 6 месяцев и в спецшколе 2 года 6 месяцев, всего выслуга47 лет.

30 лет казарма была родным домом…. Уволился по болезни в звании подполковника, зам. старшего штурмана полка. В 2001 году мне было присвоено звание полковник. Инвалид войны 2 группы.

Награжден орденами: Ленина, Боевого Красного Знамени, Красная Звезда, Отечественной войны 2 степени, Богдана Хмельницкого 3 степени (украинский) и 21 медаль.

**********

ПОСЛЕ  ТОГО…

После увольнения три года сильно болел. В 1973 году работал в Днепропетровском Металлургическом институте инженером НИС. С 1974 по 1987 год работал дежурным штурманом в Бюро аэронавигационной информации (БАИ) Днепропетровского аэропорта.

 

*

…Часто вспоминаю боевых друзей по 14 авиадивизии: Ермакова С.Д., Телегина А.А., Соловьева Н.М., Ролик И.И., Курташева Ф.М., Кокина И.Д., Кузянина, А.Д., Куликова М.Т., Касименко В.А., Войткова П.А., Галкина А.Н., Косикова Н.Г., Лебедева В.А., Решетняк И.П., Решетнюк В. Ф., Рынкевич Ю. Б., Дворников В. А. По 1226 ТБДАП: Кислякова И.И., Корбут Б.С., Кушпелев В.Н., Штейнберг Ю.Р., Гулый В.Н., Изможеров А.Г., Деренько А.Г., Дмитриев В.Б., Прийменко И.С., Малахов Н. И., Моисеенко В. В., Золотых И. Ф. Андрейчиков С. Д….

Моисеенко, Благов, Чайкун, Кузмичев, Шишкин, Пышкин, Дремов, Ранюк, Скачедуб, Решетняк, Сизов. 23.02.1980г. Днепропетровск, парк Шевченко.

*

 

Семья – жена Александра Ивановна

Сыновья — Виктор 1951года, Сергей 1959 года.

Трое внуков и трое правнуков.

Владимир Сергеевич Сизов с сыновьями. 2008 (?) год

В.С. Сизов

справочные материалы — админ

март 2013г.

 В статье использованы фотографии из архива семьи Сизовых а тагже фотоматериалы из интернета, находящиеся в свободном доступе

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

1 отзыв

Один отзыв на «Воздушный солдат … (Воспоминания штурмана) Сизов В.С.»

  1. Виктор Сизов:

    Советская система денежного вознаграждения за военные успехи.

    http://topwar.ru/27715-dengi-ot-stalina-sovetskaya-sistema-denezhnogo-voznagrazhdeniya-za-voennye-uspehi.html

Ваш отзыв на Виктор Сизов