main

КОМАНДИР КОРАБЛЯ Ту-95 ТИХОМИРОВ Вениамин Иванович

ТИХОМИРОВ Вениамин Иванович

*

В статье использованы уникальные фотографии из архива Тихомирова, сделанные с борта самолета экипажем Тихомирова и встроенной   автоматической техникой. После окончания Балашовского военного авиационного училища летчиков в 1951 году я был направлен в г. Рязань на переучивание на самолет Ту-4, после чего направлен в г. Быхов Могилевской области на должность правого летчика.

В начале 1954 года переведен на военный аэродром в Балбасово под г. Оршей, где переучился на самолет Ту-16. Это был первый полк в Дальней авиации, оснащенный носителями атомных бомб самолетами ТУ-16. За эти полеты и за секретность весь личный состав получал 40% надбавки от оклада.

В первых числах 1957 года направлен в г. Нежин на годичные курсы переучивания на командира корабля на самолете Ту-16. После окончания курсов направлен на аэродром Скоморохи под Житомиром.

Летом 1960 года без семьи (т.к. не было квартир) переведен в пос. Чаган и вскоре в конце 1960 года назначен командиром корабля на самолете Ту-95. К этому времени в 1 полку уже несколько лет летали на двух типах самолетов: Ту-95 и Ту-16. Летный состав был подготовлен очень хорошо.

В то время проходили интенсивные испытания на Семипалатинском полигоне. На нашем аэродроме базировалась группа самолетов из Багерово (на Керченском полуострове в Крыму), которые и производили сброс атомных бомб на полигоне. Изделия большой мощности осуществляли сброс только с Ту-16. А в их группе был только один самолет Ту-16. Посадка с атомной бомбой запрещена, она должна быть обязательно сброшена. А вдруг перед сбросом откажет прицел? Что тогда делать? Для этого из нашего полка выделили экипаж подполковника Николайчука Ивана Кирилловича, который вылетал вместе с носителем. Самолеты на боевом курсе перед сбросом шли строем, и в случае отказа прицела самолета носителя сброс осуществлялся по команде ведомого.

*****

 

В 1961 г. и 1962 г. испытания на Семипалатинском полигоне были особенно интенсивными. В октябре, ноябре месяце 1962 года к испытаниям привлекли и мой экипаж. На самолете Ту-16 после атомного взрыва мы должны были измерять уровень радиации в заданной местности и высоте. Сделали 14 вылетов. После посадки самолет буксировали на окраину аэродрома и проводили дезактивацию. КАКУЮ дозу получил экипаж, нам не говорили

Ту-95

***

Во время вьетнамских событий делали два вылета по 4 самолета на поиск американских авианосцев и их фотографирование. Летали попарно: один «монгол»(второй полк — см. Чаганская летопись))  и один «чебак»(первый полк) . В полку «чебаков» было 2 самолета Ту-95 МР (морской разведчик). Их на оба вылета и задействовали. Задачу на вылет ставили представители Генерального штаба. Вылет считался боевым. Когда нашли авианосец (в первом вылете был «Констеллейшн» —  авианосец 1 класса, на борту которого находилось 100 самолетов), то «монгол» оставался на высоте, а мой экипаж снижался и проводил плановое и перспективное фотографирование. На высоте 600 м проходили строго над ним.

«Констеллейшн» («Constellation» ) американский авианосец 1 класса.

****

С авианосца взлетали истребители и старались помешать выполнить задание. Пролетали буквально в нескольких метрах от киля самолета с включенным форсажем, чтобы остановить работу наших двигателей.

************************************************************************

Справка: Форсаж — режим работы некоторых поршневых и реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Применяется в основном на боевых самолётах…Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания ( ФКС) При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигательной установки. Поэтому переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае острой необходимости энергичного разгона летательного аппарата и/или его полета на высокой скорости (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атакии т.д.) (Википедия)

админ

*********************************************************************************

Палубный истребитель NAVY

 ***

Но все обошлось благополучно. После выполнения задания мы набрали высоту и вместе с «монголом» вернулись домой. В первой паре был мой экипаж, во второй паре экипаж Орешкина Юрия Михайловича.

Через некоторое время произвели второй вылет. Все экипажи были новыми, кроме моего. Мой экипаж назначили и на второй вылет. Перед вылетом ко мне подошел представитель Генерального штаба и тихонько попросил снизить высоту фотографирования над авианосцем — ПОНИЖЕ , чем 600 метров.

Авианосец нашли, это был авианосец «Китти-Хок» (авианосец 2 класса, на борту которого находилось 75 самолетов). Фотографирование провели строго над ним на высоте 200 м. Снимки получились хорошими.

Во второй паре летал экипаж Чаркина Н.С. При мне на авианосцы больше не летали.

 

Тихомиров В.И., Чаркин Н.С.

*************

Поскольку системой дозаправки топливом в полете были оснащены только два самолета Ту-95 МР, то дозаправкой занималось ограниченное количество командиров. Это были Степанов В. А., Чаркин Н. С., Тихомиров В. И., Логвиненко Н.Е., Орешкин Ю. М. Летали много. Было время, когда летали три дня в неделю.

Самолетный парк всегда находился в исправном состоянии. В этом большая заслуга инженерно-технического состава. В лютые морозы, в жару неисправности устранялись вовремя и качественно. Надо отдать им должное.

********

 

Никаких нытиков не помню, хотя шли воздушные и подземные ядерные испытания. Все жили дружно, жены устраивались на работу. …. Моя жена хотела устроиться преподавателем в школу, но места все были заняты, и она устроилась воспитателем в детский сад, и вскоре назначена заведующей и работала до отъезда. Многие семьи имели огороды и собирали прекрасный урожай овощей….

Наша семья на огороде

****

В 1978 году после сложной операции на легких я был отправлен в отставку. На гражданке проработал инженером на заводе «Химлаборприбор» восемь лет, затем начальником штаба ГО на комбинате «Стройиндустрия» — 17 лет.

 ********

Получить «Удостоверение подвергшемуся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» удалось только через суд. Некоторым и по сей день получить не удалось, хотя есть решение Конституционного суда чаганцам их выдать. Вот это очень удивляет и в душе остается очень неприятный осадок….

*****

В семейном плане сложилось хорошо. Мне в жизни очень повезло. Судьба подарила мне прекрасную жену. Все, что есть хорошее в настоящей русской женщине воплощено в ней. В середине 2013 года будем отмечать бриллиантовую свадьбу (60 лет). Мы с ней из одного города и вместе учились в одном классе.

 ******

И еще хочется сказать, что за 29 лет календарной службы было очень много командиров полков, и самым хорошим для меня и многих моих однополчан был Степанов Владислав Алексеевич. Это требовательный, честный, душевный и справедливый коман-дир. Отличный летчик. С него всегда хотелось брать пример.

 

 *

Парадная "летчицкая" фуражка в подарок отцу от Алены Логвиненко. Встреча чаганцев в Переделкино, 2008 год

****


 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

ч

 

 

p

/strongstrong

/strongstrong

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

1 отзыв

Один отзыв на «КОМАНДИР КОРАБЛЯ Ту-95 ТИХОМИРОВ Вениамин Иванович»

  1. Сергей:

    Вот и про легендарные керченские экипажи узнал! И как их выводили на цель наши.

Ваш отзыв на Сергей