main

И еще о наземных взрывах. Взлет и посадка…. (Слухи) Сталкер и др.

А еще и тут и там  ходят слухи по домам… (В.Высоцкий)

Тоже достаточно специфичные для того места и времени…

*****

« В то время проходили интенсивные испытания на Семипалатинском полигоне. На нашем аэродроме базировалась группа самолетов из аэродрома Багерово … которые и производили сброс атомных бомб на полигоне. ….. Посадка с атомной бомбой запрещена, она должна быть обязательно сброшена. ….Из нашего полка выделили экипаж подполковника Николайчука …….И в случае отказа прицела самолета носителя сброс осуществлялся по команде ведомого.….<Самолеты > общались между собой по рации». (Тихомиров)

********

Не знаю, правда ли это, но  в Семипалатинске-21 (Курчатов)  в среде военных (эскадрильских) устойчиво ходила байка о том, как самолет не сбросил ядерную бомбу и экипаж благополучно посадил самолет на аэродром.. . К посадке, якобы, пришли все руководители самого верхнего уровня полигона и науки —  так как  справедливо полагали, что если рванет при посадке, то всем из «плохо» мгновенно станет «хорошо» то есть  мучиться никто не будет…. А вот если вдалеке отсидеться, то «хорошо» наступит очень нескоро после «плохо«… Но летчики посадили машину <с атомной бомбой на борту> благополучно —  все обошлось. Неизвестно, делали  ли попытку <повторного>  сброса этого заряда или нет…. Ведь бомбу в самолете готовили  уже в полете —  что-то там вертели с аппаратурой, с взрывателями якобы.… То есть  НЕ  болванка то была — бросали не просто так….

Курчатов. Дорога в "Управление" и ядерный объект вдали... Опытное поле всего в 15 км ...(Рисунок автора)

*

Пересказывали эти слухи именно те, кто сам летал и с экипажами других частей знался, и аэродромным персоналом разговаривал за алюминиевой кружкой некоей антиобледенительной жидкости…»

…А ведь реально,что конструкторы могли предусмотреть возможность посадки с бомбой обратно —  на свой аэродром, так чтобы взведенную бомбу реально можно было поставить на чеку — как говорится — то есть  обратно. По крайней мере технически это возможно.  Читал мемуары историка-ученого (в Снежинске), когда он говорил, что Щёлкин и еще один такой же на вышке в первую бомбу взрыватели вкручивал, а потом в журнале расписывался за каждый взрыватель. ….Так что могли и посадить  спокойно  самолет на аэродроме. …в Сем-ске был не один аэродром, так говорят, что якобы он в Сем-ске и садился… Но я не верю, потому что Чаганский  аэродром тогда уже тогда был  — и ни к чему было ТАК рисковать….

******

Слухи  всего лишь… Но если в среде авиаторов говорили —  есть вероятность, что это правда….

(Сталкер)

**************************************************************************

Слышала, что с бомбами садиться было нельзя. Поэтому, когда наши летали над океаном и искали авианосцы, им подвешивали бомбы без заряда (типа муляжи)…….
И все это знали, и американцы тоже….
Один раз кто-то из руководства сказал, что летают с оригиналами —  был международный скандал. Но подробностей я не знаю.

А у багеровцев, которые летали на сброс атомной бомбы, были только оригиналы и, конечно же у них могли быть сбои на носителях  и аварии вполне возможны….
Поэтому и летали НАШИ в паре с ними. (Г. Клемпач)

*************************************************************************************

Насчёт того, можно ли садиться с атомной бомбой. Думаю, всё зависит от времени полёта. Когда испытания только начинались, «изделия» были во многом испытательными и не были в полной мере ТЕМИ  бомбами, которые впоследствии принимали на вооружение. Отсюда некоторые эпизоды… Например, незапланированная посадка носителя с бомбой на борту в Жана-Семее (описано где-то в Интернете, цитировалось на форуме chagan.ru). Мой знакомый, живущий в Нижнем Тагиле в составе пожарной команды принимал в 70-х годах в 16 городке самолет с ядерной бомбой —  тогда эвакуировали чуть ли не весь городок.  ЧЕМ  именно состояла чрезвычайность ситуации — требует уточнения,   —  но  явно в то время были уже настоящие ядерные  бомбы

Одно из "изделий" фото с сайта http://www.redov.ru/istorija/zapah_atomnoi_bomby_vospominanija_oficera_atomshika/p5.php

*
На периметры СССР или Варшавского договоране уверен , но  летали —  по крайней мере, обычно — всё же с реальными штатными бомбами и ракетами. Наверное, иногда летали и с муляжами, но ЧЕМ  это было вызвано — не могу сказать.
Поэтому утверждение, что «с  бомбами действительно было нельзя садиться» неверно —  на мой взгляд. Что это за оружие, которое обязательно надо применять? А если отпала необходимость —  куда сбрасывать —  в океан? Опять же, окияна может под рукой (под бомболюком) не оказаться 🙂
 (Шафран)

**************************************************************************************

А вот то, что я нашла по этому поводу в сети — — и это уже НЕ слухи, а ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ(источникhttp://www.redov.ru/istorija/zapah_atomnoi_bomby_vospominanija_oficera_atomshika/p5.php

1) О «том самом»

Тимофей Анатольевич Тимошенко, участник испытаний атомного водородного оружия на Семипалатинском и Новоземельском военных полигонах:

— Мы получили в Казани новенький Ту-4 — скоростной бомбардировщик дальнего действия, перегнали его в город Жуковский, где располагалось ОКБ Туполева, и здесь специалисты переоборудовали его под размещение ядерного оружия. Он стал первым самолетом в Вооруженных силах Советского Союза, который переоборудовали для доставки ядерного оружия…

А потом мы получили приказ лететь на этой машине в Багерово — это под городом Керчь. Назывался объект «Керчь-2» — секретный учебный ядерный полигон. Здесь же базировался авиаполк, машины которого использовались для испытания ядерных бомб.

….. Меня определили к командиру эскадрильи майору Головашко. Отсюда мы летали в Семипалатинск на ядерный полигон для испытания нового оружия.

Есть такая станция Жана-Семей, там мы и жили в спецобщежитии. А руководил объектом академик Курчатов. Тут были все его «изделия».

Первую водородную бомбу пришлось сбрасывать майору Головашко, моему комэску на самолете Ту-16а. Это был более современный скоростной бомбардировщик дальнего действия. «Изделие» находилось в подземном хранилище. Здесь же размещалась лаборатория. Рядом с ней была бетонированная ниша, которая вела в хранилище. Самолет заруливал на нишу, лебедкой поднимали «изделие» в бомболюк и крепили замками. Бомба сбрасывалась с помощью автосбрасывателя.

Самолет Ту-16 взлетел и ушел. Главным на командном пункте был академик Курчатов, а командовал командир нашего Багеровского авиаполка. На часах — 10.00 утра. Вспышки нет. Если бомба взрывалась, с командного пункта — а это 170 км от полигона — видна яркая вспышка. Ярче солнца. А тут ее нет!

Вдруг на командном пункте все забегали. Оказалось, бомба не сбросилась, и самолет возвращается.

Когда командир полка доложил о случившемся Курчатову, тот сразу связался по ВЧ с Хрущевым, объяснил ситуацию, спросил как быть с бомбой. Тот ответил Игорю Васильевичу: ты ее создал, мол, ты и отвечай. Курчатов отдал распоряжение: самолету с «изделием» садиться на «точку» Это была нештатная ситуация, да еще какая! Курчатов говорит: «изделие» не подведет. Но страх был у всех.

Смотрим — самолет заходит на посадку. Закрылки посадочные и шасси выпущены. Прошел первый раз — не сел. Пошел на второй круг. Нервы у всех на пределе. А вдруг при посадке самолет тряхнет, и водородная бомба покатится по взлетной полосе? Но обошлось — со второго захода сел.

Причиной чрезвычайной ситуации стало то, что сигнал не проходил на систему сброса бомбы. Специалисты сняли блок, заменили его другим, опробовали — все нормально. В тот же день «изделие» снова подвесили, и на следующий день Головашко все-таки сбросил водородную бомбу на полигон…

Неисправность при сбросе бомбы стала поводом для серьезного разбирательства. На Ленинградском заводе, где производили этот блок, пострадало человек 40. Кого-то арестовали, кого-то уволили, кого-то судили.

Многих за испытание первой в мире водородной бомбы наградили.

Майору Головашко присвоили звание Героя Советского Союза и дали подполковника.

СПЯ. Взрыв водородной бомбы РДС-37. Фото с сайта http://horde.me/aidashov/nemnogo-ob-syap.html

(Интернет, http://www.news2000.org.ua, № 15, 2007)

***************************************************************************

Справка ТУ-16а — Самолет-носитель свободнопадающих атомных бомб, первое советское массовое авиационное средство доставки ядерного оружия. В производстве обозначался «заказ 191», в эксплуатации — Ту-16А или «НА». Ту-16А, в отличие от серийных Ту-16, имел систему электрического обогрева бомбоотсека, термоизоляции и термостабилизации с целью обеспечения необходимых условий для транспортируемого самолетом-носителем атомного боеприпаса.

Самолет-носитель свободнопадающих атомных бомб Ту-16а Фото с сайта http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu16a.html

*

На  самолете ТУ-16а была введена специальная система подготовки и сброса  атомного боеприпаса, внедрены специальные меры для эффективной защиты самолета-носителя от воздействия ударной волны и светового излучения.(источник- http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu16a.html)

админ

*********************************************************************************

2) О  «самом первом…» (источник тот же)

Полковник в отставке Б. Д. Давыдов, принимавший участие в первом в СССР воздушном испытании атомной бомбы на Семипалатинском полигоне:

— В мае 1950 года в Болбасовский гарнизон из Москвы пришел приказ об отправке на новое место назначения почти пятидесяти человек. Новым местом назначения оказался поселок Багерово под Керчью. Там располагался 71-й полигон ВВС, где проводились учебные полеты, предшествовавшие настоящим ядерным испытаниям под Семипалатинском.

Все письма из Багерово шли через Москву — не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается.

Организацией безопасности занимался Берия… Мы знали, к ЧЕМУ  нас готовили. Периодически выполняли спецзадание, например, летали с подвешенной к самолету бомбой, правда, без заряда. Изучали баллистику. Единственное, не знали, кто именно примет участие в испытаниях. В Багерово собралось четыре экипажа: два наших и два — из-под Винницы. В конечном итоге из четырех экипажей было сформировано два и в июле 1951 года переброшено под Семипалатинск.

За три дня до взлета был объявлен состав основного экипажа. В этом списке штурманом-бомбардировщиком оказался и я.

В 5 утра 19 октября началась подвеска бомбы РДС-3 весом в 8 тонн и мощностью 42 килотонны в тротиловом эквиваленте к самолету вручную. Процесс был отработан до мелочей на фугасных моделях. Сначала ее закатывали в яму, затем подгоняли самолет, бомбу поднимали с помощью лебедок и крепили под бомболюком.

Взлет произошел в 7 утра. Ту-4 с атомной бомбой на борту сопровождали истребителями Ла-11. Наводились на круг с крестом. Он был нарисован белой краской на деревянном щите, который лежал на земле. Я включил тумблеры. После сброса самолет даже немного «всплыл», все-таки весила она немало. Я сразу же закрыл бомболюки и включил секундомер, чтобы знать, когда именно произойдет взрыв. Экипаж перешел на питание чистым кислородом, чтобы не вдохнуть радиационный воздух. Я отсчитывал: 5, 10… 30 секунд. Перед моментом, когда бомба должна была взорваться, надели очки для электросварки, специальных тогда не было. Взрыв произошел на высоте 380 метров над полигоном. Это делалось для того, чтобы увеличить радиус поражения. В момент взрыва прикрыл глаза, но все равно почувствовал яркий свет. После взрыва очки сняли. Когда пришли ударные волны, было такое ощущение, будто деревянной дубиной бьют по самолету. Стрелки на радиометрических приборах крутились словно шальные.

После взрыва в небо взметнулся шлейф. Он поднялся на нашу высоту. Когда скорость шлейфа уменьшилась, он стал растекаться в гриб позади самолета. И — удивительно, обычно гриб изображают в виде черного облака. А мы сверху увидели его другим. Он переливался всеми цветами радуги. Очень красиво…

На полигоне, куда упала атомная бомба, наш экипаж побывал уже через пару дней. Мне кажется, что в то время все как-то играючи относились к радиации. Прилетели на самолете, приземлились рядом. Ничего, кроме выжженной земли и исковерканного, завязанного в узлы металла.

Вернувшись из Семипалатинска в Болбасово, я не сказал ни слова о том испытании. Рассказать о событиях того октябрьского дня своим детям я решился, живя уже в другой стране — в России.

Атомный взрыв. Фото с сайта http://horde.me/aidashov/nemnogo-ob-syap.html

*

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

16 комментариев

16 комментариев на «И еще о наземных взрывах. Взлет и посадка…. (Слухи) Сталкер и др.»

  1. Сергей:

    Керченские самолеты, по рассказам моего отца, ввиду особого режима секретности, плохо обслуживались и была высока вероятность невыхода на цель. У них не было даже ТЭЧ (что такое — не помню, наверное, часть по регламентным работам, да и та ли аббревиатура?). Поэтому при выводе керченских самолетов на цели их сопровождали наши самолеты.

  2. Виктор:

    «Сколько слухов наши уши поражает.
    Сколько сплетен разъедает, словно моль.
    Ходят слухи, будто все подорожает, абсолютно,
    А особенно — поваренная соль.

    Словно мухи, тут и там,
    Ходят слухи по домам,
    А беззубые старухи
    Их разносят по умам,
    Их разносят по умам».
    В. Высоцкий.

    Н и Серега… Вот выдал. Уж чего чего, а самолеты все хорошо обслуживались. Если плохо обслужишь, то назавтра, а может быть и сегодня вечером прийдут дяди в голубых мундирах и будешь куковать в лучшем случае в Соловках. То же бы произошло, ели бы отвертку, нож, или любой инструмент с твоим номером нашли где нибудь в самолете.

    • Сергей:

      Это не слухи, это факты. Керченские были только самолеты, обслуживающего персонала у них практически, стационарного, не было. Поэтому они плохо выходили на цель, или просто им не доверяли выход на цель из-за «разболтанности» оборудования. На вылет их всегда сопровождали наши самолеты. Но к обслуживанию керченских самолетов наши технари не допускались — режим секретности не допусал. Этот режим местами был просто нелеп.

      • Виктор:

        Режим, режим, где твоя сладость?
        Режим ушел. Осталась ГАДОСТЬ!
        В том то и дело, что был порядок и каждый отвечал за содеяное. А теперь вот даже Зенит сборки ЮМЗ не летает. А корейцы со своим режимом скоро уже в космос полетят. Да и китайцы летают. А вот если они отменят смертную казнь, то и у них ничего не полетит

        • Сергей:

          это я про режим секретности. Когда копировали американские самолеты, то за каждым сборщиком стоял гебист, следил, чтобы шлиц винта под нужным углом был. А что два оборота не довернули — не его дело! 🙂

          • Ну те гебист еще про два оборота знать должен 🙂 Плюс СВОЮ работу… Не слишком ли много знаний для одного гебиста? А сборщик тогда вообще — НА ЧТО? Пусть гебист бы и ввертывал — параллельную специальность осваивал… 🙂

      • Я думаю, что о степени «нелепости режима секретности» уже НАМ судить — досудились уж — только самим себе признаться стыдно — насколько нелеп был САМ этот наш псевдосуд «Судили мышки мертвую кошку… «.……
        А насчет керченских … Кто его знает.. …кто-то же обслуживал эти самолеты — не могли же они ТАК летать — несмотря на всю «секретность» — пусть не у нас — на керченском аэродроме наверняка «бригада» была стационарная…. Они же не у нас базировались все-таки …А к нашим думаю тоже обращались когда уж совсем никак… — в случае необходимости…
        Ну и вообще — мало ли че там было незнакомого для наших технарей «понатыркано» в тех СПЕЦ самолетах Напоминаю — у них был Ту-16А а не просто ТУ-16 — версия модифицированная под «свободный сброс атомных бомб»… Это же те не автомобиль даже незнакомой марки — любой мастер разберется при желании , а не разберется так и фиг с ним… … Кстати — тут у кого-то описано (Коновальчук, Ильин — статьи и тд) ) КАК составлялись технологические карты на обслуживание — и КАК велся «контроль за исполнением» почитай… Там же не просто «болтик подвинтить» было…
        ТАК я думаю…

    • Я думаю самолеты действительно по максимуму готовили на СВОИХ аэродромах ну а пока долетят то да се… ну и типа «разбалтывались» несколько в «процессе» — ес-сно… А «подтянуть» че надо на месте реально СПЕЦОВ не было — с учетом того что самолет был все-таки модифицированный…

      И потом — думаю что даже ихние технари в Керчи вряд ли знали КУДА летают те самолеты и зачем . Может со временем в Чаган и перебросили бы «спецбригаду по обслуживанию» или свое подразделение какое создали…
      Но бомбы вскоре сверху кидать перестали и необходимость отпала…
      А на тот момент было проще для подстраховки наше «сопровождение» организовать — и в случае чего — «прицел вести по команде ведомого» — кажется у Дремова об этом и у Тихомирова тоже…
      Тем более что с точки зрения той же секртености — наши же все равно про взрывы знали — не могли НЕ знать — так че «не использовать ситуацию» в таком разе
      Тот кто «варианты действий» прорабатывал на этот счет — тоже не дурак был, думаю…
      Объяснить КОНКРЕТНО тогдашнюю логику всего происходящего сейчас уже увы, НЕКОМУ…

      А байки же о «плохом обслуживании» в понимании непосвященных (или малопосвященных) очевидцев и участников так потом остались… 🙂

      • Писал, писал и неудачно отправил. Интересно было читать, но сам я, признаться, такие истории не помню. По-всей видимости, папаши наши, не особенно болтали дома. У Вас небольшая неточность в определении графического изображения. Это Управление Объединённой экспедиции, институт занимался разработкой и испытаниями ядерного ракетного двигателя, т.е. к взрывам никакого отношения не имел абсолютно. Я сам проработал в этом институте 26 лет в основной теме. От Управления до опытного поля по прямой 54км, бывал там неоднократно, проезжая мимо на степные озёра на охоту.

        • Cпасибо большое за уточнение! Насчет того что «папаши не болтали» — это абсолютно верно. Они если честно, и сейчас не очень-то «болтают» — по крупицам приходится «вытягивать»… А многих и нет уже на этом свете…

      • Виктор:

        «… на тот момент было проще для подстраховки наше «сопровождение» организовать — и в случае чего — «прицел вести по команде ведомого» — кажется у Дремова об этом и у Тихомирова тоже…»

        Какой такой подстраховки? Не для подстраховки, а для эксперимента. Когда взрывали на Новой Земле «Царь Бомбу», то кроме носителя в испытаниях участвовало более 10 экипажей, точную цифру не помню, но от каждой дивизии Д.А. было считай по два экпажа. От нашей дивизии, точно, летал Ранюк. И Узинцы летели. И с Украинки, да и Энгельские были. Были и от морской авиации. Кроме того и ТУ-16 недалеко шли. Тогда собрали целую эскадру со всего Союза. И все самолеты шли на разных высотах и на разном удалении от эпицентра. И еще один факт. Никого из тех экипажей уже нет в живых Все были вроде подопытных кроликов. Получается, что история с Тоцким полигоном повторилась и на Малой Земле. А Ранюк очень рано от нас ушел. А какой здоровый был мужик… А об испытнии той самой бомбы есть в воспоминаниях одного из бывших главкомов Д.А.

        • Если для эксперимента — то ты есть имеешь ввиду — выживут-не-выживут что ли? Вряд ли думаю — на то другие «эксперименты» проводили — взять хотя бы тот же Тоцкий полигон или ИХНИЕ испытания в Неваде с полнометражным применением «живой силы» на ВСЕХ уровнях… Летчикам «сопровождения» ПОТОМ ведь регулярное индивидуально ПОЛНОЕ обследование не проводили на предмет «динамики развития»? Или проводили все-таки?
          Сергей в одном прав — повышенная «секретность» нас сгубила в том плане, что потом выдернутые из общей картины кусочки информации нам потом посвященно-заинтересованные представили в нужном для НИХ контексте — а дальше додумывай согласно степени собственного неприятия… Ну и реагируй соответственно… А уж чтобы «широкие массы» реагировали «как надо» — об этом тоже те кому надо позаботились своевременно…
          Да и теперь у многих нормальная логика напрочь отстутствует — нужная реакция срабатывает в ответ на «ключевое слово» … Люди, живущие в 200 км от полигона, считают себя «очень сильно пострадавшими» например — и «все наши болезни оттуда«…
          А те, кто в Чагане ДО СИХ пор живет или даже в самом Курчатове — насколько я заметила летом 2011 г- намного СПОКОЙНЕЙ к соседству с полигоном относятся … Да и те, кто реально пережил все это (включая работу на полигоне, и ПОЛНОЕ отсутствие в связи этим хоть каких-то льгот в странах бывшего союза ) — тоже…
          Уж не знаю отчего это…
          Получается, что ВСЕ мы в конечном итоге были «подопытными кроликами» — кто больше, кто меньше… Только как раз об ЭТО, я думаю, тогда меньше всего тогда кого-то волновало — типа дела поважнее были…
          Это даже исходя из «статистики обследований» напрашивается — которую и тогда, судя по всему не очень-то вели, да и сейчас — если «наших» опросить — хоть раз «со стороны» кого-нить куда-нить приглашали для обследования на предмет «этого самого»? … Че-то я и в Чагане не помню, да и потом никаких «подозрительно-непонятных обследований» «со стороны» себя, любимой, например… Да и отца с матерью тоже — а ведь — почти 30 лет рядом с полигоном — как один день…
          Одни раз за все время посылали после неудачных родов в какой-то радиологический центр — да и то там отмахнулись — мол, причиной Ваших родовых несчастий может ЧТО УГОДНО быть — и в последнюю очередь — ЭТО… И НЕЗАЧЕМ ВООБЩЕ вас обследовать…
          Вот так как-то…
          Значит не сильно «выгодны» будут эти результаты «массовых обследований» бывших «подопытных кроликов» — ни для формирования НУЖНОГО общественного мнения, ни вообще… И те, от кого эти дела зависят слишком ХОРОШО это знают…

  3. Виктор:

    Да ладно… Летчиков обязательно осматривал полковой врач и они постоянно проходили медкомиссию. Свободно можно увидеть изменения здоровья. Отец уволился по состоянию здоровья в 45 лет. А потом еще лет 20 постоянно ездил в санатории и лечился. Да и в госпитале, что на Пушкина лежел по несколько раз в году. А потом, после незалежности в госпитале инвалидов войны. Каждый год. Ну а об удалении от полигона это ты очень точно. Чем дальше, тем больше жертв. Как на укрАине. Все беды и болячки у них от Чернобыля. Особенно там, где и о радиации никто раньше не слышал. Ве они видите ли жертвы и всем давайте за это платите и льготы тоже давай. А когда им говоришь, что один только семипалатинский взрыв приравнивается к сотне Чернобылей, то страшно обижаюся.

  4. Виктор:

    Интересно, а Отец Юры ведь был полковым врачем. Он то по этому поводу ничего не говорил? Так, неофициално?

    • Думаю это у Юры надо спросить… По поводу регулярной медкомиссии ВСЕХ летчиков — это само собой… А вот насчет СПЕЦобследований тех же летчиков (в частности наших) да и техсостава — мне лично неизвестно ничего… По повду санаториев и лечений — ты не забывай что у тебя отец проходит как УЧАСТНИК ВОЙНЫ — их как бы в плановом порядке тоже ВСЕХ более или менее «как положено» — уже хотя бы потому что мало осталось их… Но все равно — наверняка НЕ на предмет спецобследования в связи с длительным пребыванием в спецместах… Мой отец «обслуживался» в военном госпитале какое-то время после демобилизации — и тоже — как ВСЕ кадровые военные в запасе — и не более. Ну санатории также само… У него друг был — тоже летчик бывший и участник войны — тот так ездил каждый год и даже с женой одно время — на двоих путевки вроде давали участникам войны. Ну госпиталь «инвалидов войны» разумеется. Там получше говорят медобслуживание и все такое — но по любому — НЕ потому что «ядерно пострадавший«, а исключительно как участник Войны……Этот наш знакомый к «радиации» кстати вообще никакого отношения — ….А отцу и ему подобным вроде ничего такого изначально не полагалось — не «участник»… Потом их всех к поликлиникам по месту жительства «перекрепили» — насколько я поняла из его слов — когда спрашивала — почему не в госпитале — там же вроде «лучше».
      Во всяком случае все то время что я за ним смотрела — ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в поликлинике по месту жительства с его болячками дело имели. И ложили в городскую больницу по основной болезни безо всякого там «спецобслуживания». Инвалидов войны что туда попадали хоть кормили там прилично, а этих… Все «на общих основаниях» в общем. А «Общие основания» в ваших больницах ты, я думаю, себе представляешь — так что….. Я врача что-то спрашивала про госпиталь не помню что ответил …

  5. Виктор:

    «По поводу санаториев и лечений — ты не забывай что у тебя отец проходит как УЧАСТНИК ВОЙНЫ — их как бы в плановом порядке тоже ВСЕХ более или менее «как положено» — уже хотя бы потому что мало осталось их…»
    Да не совсем… Кроме всего Отец проходит как участник испытаний ядерного оружия. Как Советского, так и Американского. Он же еще в 1956 году летал в Китай, откуда они уходили в океан, в район Бикини и искали американские грибы, проходя через которые брали пробы в фильтрогондолы на ТУ-4. А еще они отслеживали наши взрывы в Китае, проходя через такие же облака после Семипалатинского полигона. Так что Батя кроме участия в войне еще и чернобылец. Только не ликвидатор, а участник. Потому я знаю, как проходит дезактивация самолета ТУ-4 после прохождения через атомные грибы. И возмущен тем, что в первом полку после прохождения через облако экипажи и техника не мылись, верхняя сменная одежда и обувь не менялась…. И т.д. и т.п. А ведь этот процесс должен проходить каждый член экипажа и в 1956 году об этом все прекрасно знали. А вот у Чебаков химик об этом не знал…. Или же руководство полка было некомпетентным. Поговорите с любым чернобыльским ликвидатором, узнайте у него порядок вхождения и покидания зараженной местности. Мне это Батя объяснял еще тогда, когда мне было 10 лет! И когда я впервые увидел «рукотворный гриб» в 1961 году.

Ваш отзыв на Сергей