main

НЕ ВЕРСИЯ. Пуртов Владимир Петрович

Это не версия. Это то, чему я свидетель и участник.

Пуртов Владимир Петрович

Прибыл я в Узин в 1023 ТБАП (тяжелый бомбардировочный авиаполк) после окончания ДВАРТУ (Даугавпилсского Высшего Авиационного Радио Технического Училища) в ноябре 1957 года.

****************************************************************************************************

Справка: Всю историю училища условно можно разделить на четыре периода: с 1948 по 1952 год оно готовило техников для дальней авиации, с 1952 по 1959 годы — офицеров для ВВС, с 1960 по 1975 годы — специалистов для истребительной авиации ПВО, с 1975 по 1993 годы — инженеров для авиации ПВО и ВВС. Исходя из этого менялось и название училища: ДВАТУ, ДВАРТУ, ДАТУ, ДВАИУ, ДВВАИУ.(Википедия) 

Очень многие из выпускников этого   училища  впоследствии попали в Чаган — в том числе и мой отец см. ст. Папа, Чаган и сибирское казачество (админ)

*********************************************************************************************************

Праматерь Чагана.... Въезд в Узин, 2008 год

В Узине стояла дивизия ТУ-95 из 3-х полков. Наш 1023 полк сформирован в октябре 1956 года считался третьим. Значит, два первых полка были сформированы еще раньше. Командиром нашего полка в то время был полковник Безбоков Владимир Михайлович. В конце лета 1958 года Безбоков В.М. ушел на повышение и командиром полка стал (в каком звании пришел не помню) Сафонов А. П.

Передислокация 

Осенью 1958 года стали ходить слухи по офицерскому составу дивизии, что один из полков переводят в Казахстан. Какой полк? Никто толком не знал. Когда стало известно, что новой дивизией в Семипалатинске занимается полковник Безбоков В.М., то все поняли, что скорее всего, выбор падет на его бывший 3-ий полк. Так оно и получилось.

В середине осени 1958 года у нас прекратились полеты, началась подготовка к перебазировке. Нас предупредили, что жилплощади на новом месте пока мало и что выделяться она будет по списку, в первую очередь начальствующему составу. 17 Декабря прибыл железнодорожный эшелон. Те, кто был записан на квартиру, грузили вещи и мебель в товарные вагоны. Грузили также техническое имущество.

После отбытия эшелона полк не мог вылететь почти до Нового года. Погода стояла теплая-  + 9 Град. Но туман был такой, что через несколько шагов ничего не видно. Не служба, а сплошной кайф. Часа два поболтаемся на аэродроме и отбой до завтра. Опять устраиваем проводы в столовой сахарного завода.

*********************************************************************************************************

Первые дни в Чагане.

Наконец дня за три до Нового года самолеты вылетели. Я попал в последнюю провожающую команду. И вылетели мы из Узина 3 января. Летели через Остафьево, Свердловск и Казань. Прилетели в Семипалатинск (так мы тогда называли Чаган) 5 января. Мороз был для нас крепкий. Сразу же на аэродром тракторами были притянуты домики. Они были полностью готовые. Мы только сделали полки, скамейки, стол.

Холодно... Аэродром Чаган

*

В то время уже были построены: здание штаба полка, здание будущего ДАРМ, ГСМ, Казармы (полка и базы), летняя столовая, склады, кочегарка. Питались все в летной столовой. Поселились мы в казарме I-го полка. Отопление от кочегарки работало исправно. В здании штаба базы был лазарет на 1-ом этаже. На 2-м этаже по весне было открыто женское общежитие для привезенных из Иваново девушек и женщин. Весной на 1-м этаже казармы базы была также организована техническая столовая. Солдатская столовая тоже была. В клубе кино смотрели с кроватей.

В жилом городке была уже построена первая коробка (квартал)-  кроме офицерского общежития. Оно было построено летом 1959 года. На заселение составляли спискикто с кем будет жить. Работала почта. Строительный полк располагался в бараках и домиках.

Двор "первой коробки". Слева -здание школы

****

Полеты начались сразу через несколько дней после прибытия. Когда мы стояли в Узи-не, то самолеты ТУ-95 почти не летали, ресурс двигателей был всего 100-150 часов, постоянно что-либо ломалось, шли доработки, целевые осмотры. Весь летный состав летал на наших ТУ-16 тренировочной АЭ. И День, и ночь с плавным переходом. В Чагане же самолеты были новые, летали без больших неисправностей, что было для нас хорошо.

Аэродром Чаган. Самолет Ту-95МС Фото Жульянова

Аэродром Чаган. Самолет Ту-95МС Фото Жульянова

*

II-ой полк (1226 ТБАП) формировался личным составом в Белой церкви. Летный состав переучивался на Ту-95 из ликвидированных самолетов ТУ-4. Из Белой Церкви самолеты прилетали в Чаган не сразу, а небольшими группами. Личный состав появился в общежитии летом 1959 года. Это нас потеснило. 4 этаж отдали I-му полку, 3-ий – II-му. Вскоре все перемешалось.

 4-я АЭ. О ядерных испытаниях.

В наземных ядерных испытаниях от 79 ТБАД принимали участие только люди и самолеты 4-я АЭ I-го полка (в/ч06680), где я и служил. Испытания проходили осенью (сентябрь-октябрь). Обычно почти месяц. Испытания проводились в 1961-1963 годы, как по расписанию.

Аэродром Чаган. Космическая фотосъемка

*

Прилетала команда из Москвы. Мы их называли «чернопогонники», т.к. у них форма была не авиационная, а как у артиллерии или строителей. Наша 4-я АЭ сразу переходила в их распоряжение. У нас был свой распорядок, свой транспорт. А распорядок был барский.

У «москвичей» был свой носитель ТУ-16, он стоял на «яме» на спецстоянке за колючей проволокой. От нашей 4-ой АЭ участвовало 2 самолета, они шли дублерами с подвешенными простыми 3-х тоннками. Самолеты 4-ой АЭ, вылетев вслед за самолетом-носителем, проводили ЗАБОР ВОЗДУХА В ЯДЕРНОМ ОБЛАКЕ. Это была главная задача 4-й АЭ.

Семипалатинский ядерный полигон

******

Но однажды задача изменилась. У «московского» самолета обнаружилась течь топлива. И было принято решение для сброса бомбы использовать ТУ-16 №17 из 4-ой АЭ.

Вот тогда мне и довелось побывать на спецстоянке, которая окружалась часовыми. За штабом I-го полка была ж.д. ветка с рампой. Там стояли вагоны. Нас пропустили без всяких пропусков. После подготовки мат.части всех вывели за проволоку. Оттуда мы наблюдали за происходящим. Из вагона вывели тележку (как брезентовый домик). Подъехал УАЗ, подцепил ее и тихо в окружении офицеров потянул ее к самолету в «яму». Под самолетом тоже натянута брезентовая палатка, поэтому мы дальше ничего не видели. Подвеску делали опять же не наши.

Погрузка "изделия"

*

Присутствовал в палатке только штурман самолета. Экипаж уже был наш. После этого вылета с летанием изделия штурман 4-ой АЭ майор Дремов И.И.  (см. ст. Перелыгина » Атомные солдаты«) уехал лечить глаза (из-за очень яркой вспышки). Командир корабля (он же командир 4-ой АЭ) Голоимов и штурман 4-ой АЭ майор Дремов И.И. были награждены боевыми орденами. Голоимов - орденом боевого «Красного Знамени».

*****************************************************************************************************

Справка: Орден Красного Знамени (орден «Красное знамя») — первый из советских орденов. Был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации. Вплоть до учреждения ордена Ленина в 1930 году орден Красного Знамени оставался высшим орденом Советского Союза. (Википедия) админ

********************************************************************************************************

Наши ТУ-16 – дублеры имели специальные воздухозаборники для взятия проб воздуха. Проходя сквозь облако, никто никогда не измерял степень заражения самих самолетов. Но когда один раз приехал человек с дозиметром, то ужаснулись. Вызвали из дома всех, кто лазил после полета по самолетам. Их подполковник инженер прочитал душеспасительную лекцию о НЕВРЕДЕ заражения, сводили в свой душ и дали каждому по 3 рубля на водку. («Московская» в то время стоила 2-87). Никакой дезактивации не делали, — во всяком случае, я этого не видел.

*

********

О бомбометании ледовых заторов и не только.

Заторы бомбили те, что угрожали деревням и городам. Опять же в этом мероприятии участвовала 4-я АЭ ТУ-16. Как наступала весна — у нас дежурство на лед. Один раз даже 1 мая был вылет. Дежурили только в светлое время. Подвешивали бомбы ПК-75, бросали с малой высоты. Были случаи, когда они оставались на дне не взорвавшись, т.к. не успевала выкручиваться вертушка на кончике бомбы.

Вот примерно так выглядели эти "мирные бомбежки"... Фото с сайта http://military-press.livejournal.com

*

Еще наша 4-я АЭ дежурила по программе уничтожения американских разведывательных воздушных шаров. Один шар сбили над Алтаем.

*****************************************************************************************

Разведывательный воздушный шар WS119L

Справка: Разведывательные шары предназначались в том числе и для отлова сигналов о ядерных испытаниях в СССР. Сначала  они испытывались над США, их запускали с авиабаз в Аламогордо (штат Нью-Мексико) и в штатах Монтана, Миссури и Джорджия. На территорию СССР запускались со стороны Аляски. Запускались также с территории Турции и Западной Германии. По замыслу, эти шары должны были летать над небесным пространством Советского Союза и, подчиняясь воздушным течениям, снимать секретные объекты.  Каждый шар нес гондолу, в которой была установлена фотокамера. Пленки в кассете хватало, чтобы сделать до 500 снимков. При этом объектив камеры охватывал поверхность в радиусе 80 километров. Также в гондоле  устанавливалась маленькая камера, фиксирующая маршрут полета воздушного шара. Фотоэлемент включал камеру каждое утро и отключал с наступлением сумерек. По версии американцев шары запускались  с целью «изучения атмосферных явлений и погодообразования на высоте свыше 9000 метров».

В Советском Союзе довольно быстро сообразили, что эти шары имеют весьма отдаленное отношение к метеорологии. Их начали активно сбивать с помощью «МиГов» авиации ПВО, хотя маневрирование на предельной высоте и было сопряжено с немалым риском.

«Самолет разгонялся на опорной высоте 9000 метров до скорости 1200 км/час, затем резко переводился в набор при полных оборотах двигателя, выскакивал словно рыба на предельно возможную высоту и там, пока еще по инерции несется вверх, давал залп из всех пушек. Ощущение — сногсшибательное! Небо на этой высоте имеет в зените почти фиолетовый, во всяком случае темно-синий цвет, солнце слепит словно электрическая дуга, и вместе с солнцем на небе уже начинают просматриваться звезды. <…> Нажимаешь на гашетки огня. Самолет вздрагивает и как будто вдруг останавливается, а из пушек, расположенных в носовой части вдруг вырывается сноп огня, который несется вперед по курсу подобно молнии. Видны даже отдельные трассирующие снаряды, дружно бегущие цепочкой друг за другом. Затем влетаешь в облако дыма, двигатель начинает захлебываться, наступает расплата за полученное удовольствие: самолет как попало начинает сыпаться вниз абсолютно неуправляемый, рули ходят как резиновые. <…> Неуправляемый самолет падает кувыркаясь до высоты порядка 9000 метров, потом набирает скорость и начинают действовать рули...»(ветеран советской авиации Леонид Механиков)

Помимо прочего воздушные шары представляли собой угрозу для нормального воздушного сообщения и гражданского населения. Вес одной такой годндолы составлял около 150 кг а по размерам она была с хороший холодильник… (по материалам сайта http://apervushin.narod.ru)

админ

Гондола разведывательного воздушного шара

**********************************************************************************************************

О полетах космонавтов.

Когда начались полеты космонавтов, мы опять дежурили по графику «Восток-3А». Вначале мы не знали, что это такое. Потом объяснили: в случае посадки капсулы в Казахстане (восточном и центральном) в дневное время, наши самолеты на малой высоте должны выискивать их в степи.

Выискивать вот такую капсулу...

Спускаемый аппарат космического корабля "Восток" на котором летал Ю.Гагарин фото с сайта

А экипаж космонавтов, приземлившийся в этой капсуле, летал на юбилейном корабле, названном в честь Юрия Гагарина.Фото с сайта http://www.zr.ru

...

*

 Вообще этих дежурств в 4-ой АЭ было столько, что путались какое из них когда.

*****

Весной 1964 года эскадрилью 4-ой АЭ расформировали.

...

 *************

В октябре 1991 года в Чагане отмечался 35 летний юбилей полка. Из Латвии нас приехало 4 человека. На торжественном собрании в ГДО всем приехавшим ветеранам полка вручали каждому памятный знак и книгу в подарок.

Примечание : Формирование Первого полка было закончено к 1 февраля 1957 г. Приказом МО СССР от 17.06.57 г. в ознаменование дня сформирования полка установлен годовой праздник 25 октября. ….Первая  годовщина полка была 25 окт 1957 года.  35- летие полка отмечалось в 1991 году (http://chagan.ru) админ

*

НЕ ВЕРСИЯ…

*

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Отзывов (7)

Отзывов (7) на «НЕ ВЕРСИЯ. Пуртов Владимир Петрович»

  1. Сергей:

    «На 2-м этаже по весне было открыто женское общежитие для привезенных из Иваново девушек и женщин.»
    оопс! Незамужние ткачихи? Или с мужьями их привезли — ивановскими энергетиками и детьми? Неизвестные факты из жизни Чагана!
    Далее: что пытались обнаружить в облаке? А главное, зачем?

  2. Насчет «незамужних ткачих» не знаю право…. Именно об этом как-то мало… Но думаю их в любом случае привезли НЕ для того, что ты, видимо предполагаешь — как минимум ОФИЦИАЛЬНО…Возможно гражданская обслуга ...Официантки в офицерских столовых, уборщицы, поварихи и тп — обычная условно «чисто женская» бодяга без которой аж никак НИГДЕ ….
    А почему именно женский состав? Ты ж не забывай — объект был секретный — а мужику в качестве «гражданской обслуги» секртеного военного объекта — ежели он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО шпион — легче мимикрировать под военного «с допуском» — переоделся в форму и готов — иди куда хочешь, смотри — ПОЧТИ что хочешь — не на каждом же шагу документы там спрашивали и не НАСТОЛЬКО споначалу друг друга в лицо знали …
    Да еще и найди на гражданке мужика, согласного на профессию «официант» в летной столовой к примеру… Или «уборщик помещения» в штабе
    Тогда (в отличие от сейчас) это «немодно» как-то было — «немужскими» эти профессии считались…А штат требовался довольно приличный — судя по масштабам «мероприятия»…
    Я так думаю… Но вообще расспросить бы кого из «старших» подробнее…
    *****************
    Насчет «че пытались найти в облаке и зачем» — так это ты спецлитературу почитай — теперь несекретно — там этого мно-ого…
    Это теперь ВСЕ знают что «вредно» но до сих пор не знают НАСКОЛЬКО… А может и знают, но не афишируют — в настоящее время гораздо ВЫГОДНЕЕ считать это «вредным»…. И в то же время… Район вокруг Чернобыля ДО СИХ ПОР считается «вредным» на 1000 км и более…. За Опытное поле семипалатинцы до сих пор плачут — а Курчатов от Семипалатинска много далее чем Чаган… А НАМ объясняют что наши родители вместе с нами по 30 лет и более жили РЯДОМ с полигоном чуть ли не «на курорте» и НИЧЕГО ТАКОГО… Многие из наших даже пресловутых чернобыльских удостоверений до сих пор не имеют — не говоря о каких-то там льготах и компенсациях
    Так если и СЕЙЧАС черт его знает что творится в этом вопросе, то тогда — ТЕМ БОЛЕЕ … Потому видимо и «пробы» брали — для исследований…
    В статье же есть о том, что дезакцивацию практически не проводили НИКОМУ а когда измерили и «ужаснулись» поначалу — то потом с кем-то «проконсультировались» и успокоились.. B специалист «прочел лекцию о НЕвреде»….
    *******
    А что не интересуешься заодно, чевой-то «мериканцы» аж 500 с лишком «разведывательных шаров» с фотоаппаратурой к нам запустили в то время? Наверное ж БЫЛО им — ЧЕМ интересоваться…И НИКТО не спрашивал — ЗАЧЕМ им было это нужно — как-то и ТАК было ясно…
    Холодная война шла как я понимаю в первую очередь за ЭКОНОМИЧЕСКУЮ независимость — в том числе и от доллара — и мы ее в итоге проиграли НЕОБРАТИМО… Вот ЭТО действительно ОБИДНО — учитывая титанические усилия предыдущего поколения (и жертвы тоже) до этого НЕ допустить… А виновато в этом уже НАШЕ поколение… И по всему получается — мы предали своих отцов...

  3. Виктор:

    «II-ой полк (1226 ТБАП) формировался личным составом в Белой церкви. Летный состав переучивался на Ту-95 из ликвидированных самолетов ТУ-4.»
    Второй полк, созданный на базе в/ч 45115 летал на ТУ-16, а не на ТУ-4.

  4. Виктор:

    Вот о заборе проб из радиоативного облака,пишет Струнов Петр Владимирович из Полтавы :
    «В начале 50-х, в период ядерного противоборства СССР и США, советским правительством было принято решение об организации «систематических полетов самолетов-заборников с целью отбора проб радиоактивных продуктов иностранных ядерных держав». Исследования продуктов ядерных взрывов, выбрасываемых в атмосферу, проведенные АН СССР, подтвердили возможность обнаружения на больших расстояниях не только мощности и даты взрыва, но и сведений об используемом ядерном материале и конструктивных особенностях заряда. Как указывает в книге «Они были первыми» Л.М. Мезелев, именно таким методом американские специалисты засекли испытание первой советской атомной бомбы, проведенное 29 августа 1949 года.

    Из письма первого заместителя начальника ПГУ при Совете Министров СССР А. П. Завенягина Маршалу Советского Союза А. М. Василевскому, написанного в конце 1952 под грифом «Совершенно секретно»: «В связи с проводимыми США испытаниями атомного оружия Первое Главное управление считает необходимым организовать в ряде точек Советского Союза постоянное наблюдение за радиоактивностью распространяющихся воздушных масс. Контроль радиоактивности атмосферы должен осуществляться путем забора проб воздуха с самолетов, оборудованных специальными фильтрами…»

    Вскоре под руководством И.В. Курчатова и И.К. Кикоина была разработана «Программа по наблюдению за атомными взрывами», для выполнения которой ВВС выделили 12 стратегических бомбардировщиков Ту-4, оснащенных гондолами со специальным оборудованием для забора воздуха.

    В 1954 году Соединенные Штаты планировали проведение ядерных испытаний в Тихом океане на Маршалловых островах (атоллы Эниветок и Бикини), расположенных далеко от границ Советского Союза. Анализ переноса воздушных масс с этих атоллов показал, что для получения наиболее точных результатов маршруты спецсамолетов должны проходить как можно ближе к экватору. Поэтому было принято решение обратиться к правительству Китайской народной Республики разрешить нашим ВВС направить шесть самолетов с личным составом в КНР для проведения исследовательских полетов. Такое разрешение было получено, и самолеты Ту-4 вместе с обслуживающим наземным персоналом перебазировались на один из аэродромов под Пекином.» http://www.airforce.ru/history/cold_war/strunov/
    На сайте дан только отрывок из книги «История Дальней Авиации.

    После возврата первой группы из Полтавкого полка в Китай улетела вторая группа из Белой Церкви.
    Так вот, дезативацию их машины и личный состав проходил в полном объеме. То есть в 1954 году уже знали, что самолеты, обрудованные фильтрогондолами обязателно моются на спецплощадке.
    За такую халаность, химик полка должен был расстрелян без суда и слествия, как враг народа.

  5. Виктор:

    Ну да? А вот эта фраза?
    «Наши ТУ-16 – дублеры имели специальные воздухозаборники для взятия проб воздуха. Проходя сквозь облако, никто никогда не измерял степень заражения самих самолетов. Но когда один раз приехал человек с дозиметром, то ужаснулись. Вызвали из дома всех, кто лазил после полета по самолетам. Их подполковник инженер прочитал душеспасительную лекцию о НЕВРЕДЕ заражения, сводили в свой душ и дали каждому по 3 рубля на водку. («Московская» в то время стоила 2-87). Никакой дезактивации не делали, — во всяком случае, я этого не видел.» И меня еще удивило то, что «один раз приехал человек с дозиметром». В нашей школе были дозиметры ДП-5. Были индивидуальные дозиметры с блоком питания типа ИД-1, ДП-22 и ДП-24. Даже были батарейки. Все работало, все показывало! А в части нужели не было химика? Или он только спирт дегустировал? Или менял его формулу? Из C2H5OH делал углекислоту и воду? Благодаря Валентине Никифоровне, нашей учительнице по химии и Гражданской обороне я до сих пор знаю, как делать замеры.
    И еще фраза о водке. Хотя я тут не очень помню, когда у нас в городке отменили сухой закон. И разрешили продавать водку… Но в 1960-62 годах он вроде как существовал. Помню толпы, бредущие в Долонь по льду, а летом Семен не успевал перевезти всех желающих. В Комсомольске тогда свирепствовала комендатура с патрулями. Поэтому Народ больше любил спирт, который еще применялся в особой эскадрилье. Там еще были самолеты с антиобледенительной системой на спирту. Она очень хорошо выводила из организма радионуклеиды и всякую дрянь.

  6. Юрий Васильевич:

    Привет всем ! Спасибо за Ваши воспоминания, с большим вниманием читаю, и восхищаюсь. Одно огорчило, никто не вспомнил обслуживающий Персонал.. Так называемую БАЗУ, и нас звали _ «Чифиристы» . В/ч — 06796 . ком-р подполковник Беспалов. Давали тепло в здания, охрану всех объектов, аэродромное обслуживание — заправка топливом и остальным, котельные и столовые. Служил 1964-1967 годы. У меня было много друзей среди летунов ( ВСР и КОУ ) обеих полков. ПРизнаюсь, часто бывал на аэродроме, дружил с экипажем служ.самолётов, а конкретно с АН-2. с которого иногда прыгали с парашютом экипажи, кажется нач ПДС был кап-н Зинченко..я дружил с парашютоукладчиками. Славные и незабываемые годы ! Горжусь. Да, помню, имел календарик, где отмечал ВСЕ ядерные поземные взрывы..
    Пенсионер — Ю.В. Едаменко

Ваш отзыв