main

Перелыгин Атомные солдаты (рассказ Дремова)

АТОМНЫЕ СОЛДАТЫ — люди героической судьбы – участники ядерных испытаний и войсковых учений.

Рассказ майора, штурмана первого класса Ивана Ильича Дремова записал Перелыгин Георгий Михайлович, заместитель председателя Днепропетровского областного комитета «Ветеранов ядерных испытаний и войсковых учений», подполковник запаса, ЛПА на ЧАЭС 2-ой категории.

Продолжая цикл статей «Они были первыми» о людях героической судьбы — ветеранах ядерных испытаний и войсковых учений с применением атомного оружия, заместитель председателя Днепропетровского областного комитета «Ветеранов ядерных испытаний и войсковых учений» подполковник запаса Перелыгин Георгий Михайлович рассказывает о тех, кто выковывал ядерный щит нашей Родины, кто выполнял свой долг с честью и достоинством, о тех, кого мы и государство должны помнить, заботиться о них и гордиться этими людьми.

Перелыгин Георгий Михайлович

***

Атомные солдаты. Так назвал Станислав Аверков член Союза журналистов Украины – людей, которые ныне объединились в Комитет ветеранов ядерных испытаний и войсковых учений. Да, сейчас нам легче противостоять против министерских бюрократов и защищать свои социальные права. Но это сейчас. А тогда…. Тогда мы были каждый сам по себе: кто-то служил на Новой Земле, кто-то в Челябинске, Семипалатинске, в океане на подводных лодках и т.д.

************************************************

Справка: Общественная организация «Союз Чернобыль Украины» Днепропетровской области создана в   1989 г. Цель организации – защита законных прав чернобыльцев, оказание помощи членам организации и их семьям, …сбор и систематизация информации о гражданах, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, привлечение внимания властей к проблемам чернобыльцев. Организация состоит из: районных первичных организаций  и комитетов, в число которых входят Комитет Детей Чернобыля , Комитет Инвалидов Чернобыля и   Комитет ветеранов ядерных испытаний и войсковых учений  http://www.chernobil-ukr.dp.ua/o_nas.htm (админ)

Примечание: Далеко не все бывшие чаганцы (и тем более их дети), проживающие в Днепропетровске и Днепропетровской области приравнены в статусе к гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний — но это вопрос отдельного рассмотрения. (админ) 

********************************************************

Так уж исторически сложилось, что одни события, даже весьма значительные для своего времени, по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и одни становятся достоянием архивных хранилищ, другие не тускнеют от неумолимого бега времени.

Память об этих событиях не подвластна времени – бережно и болезненно хранимая, она передается из поколения в поколение и переживает века. Память — это не просто свойство человеческого сознания, его способность, сохранять следы минувшего, это связующее звено между прошлым и будущим, это чрезвычайный и полномочный посол, направляемый историей в грядущее для того, чтобы облегчить людям, всему человечеству дальнейший путь. И чем менее остается живых свидетелей прошлого, тем больше должна быть забота о сохранении памяти у потомков.

Мне, сегодня, …. хотелось бы рассказать о некоторых своих сослуживцах по Долонскому гарнизону, расположенному на территории Семипалатинского ядерного полигона. Эта зона Законом республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» определена как зона чрезвычайного радиационного риска.

Район Семипалатинского ядерного полигона. Космическая фотосъемка

***********************************************************************************************

Из справки Министерства Обороны СССР: «Семипалатинский полигон сформирован в 1948 году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года для испытаний ядерного оружия. Первое испытание ядерного заряда на полигоне проведено 29 августа 1949 года. 12 сентября 1955 года – водородная бомба. Начиная с 1964 года, в Советском Союзе проводятся только подземные испытания ядерных зарядов. По состоянию на 1 января 1989 года на Семипалатинском полигоне осуществлено около 300 подземных взрывов.

Семипалатинский ядерный полигон

**************************************************************************************************

Многие из членов нашего комитета эти испытания ощутили на себе, а многие лично принимали непосредственное участие. Например, семья прапорщика Жукова В.Е. (жил в Чагане с 1956 года по 1985 год), семья подполковника Перелыгина Г.М.1958 года по 1985 год), семья майора Малахова Н.И.(с 1958 года по 1985 год) и т.д. Перечень этот велик….

22 января 1998 года мы встретились в Амур-Нижнеднепровском районе. Мы – это автор этих строк (Г.М. Перелыгин), Николай Иванович Малахов, Иван Ильич Дремов – майор, штурман первого класса. Вспомнить было что. С Дремовым И.И. я служил в полку тяжелых бомбардировщиков – носителей ядерных бомб, а Н.И. Малахов служил в полку носителей ядерных ракет производства Днепропетровского «Южмаша».

Продукция Днепропетровского Южмаша. 1980 год

Иван Ильич Дремов рассказал нам историю своей службы и участия в ядерных испытаниях. За период службы с 1943 года по 1975 год Иван Ильич налетал общей сложности около 10 тысяч часов, на различных типах самоле-тов: ЛИ-2, Р-5, ТБ-3ИЛ-14, В-25, ТУ-4, ТУ-16, ТУ-95, Ан-2, АН-12, АН-30. В качестве штурмана корабля выполнил 9 сбросов ядерных бомб на Семипалатинском полигоне, выполнил до двух десятков полетов в качестве обеспечения самолета-носителя.  выполнил до двух десятков полетов в качестве обеспечения самолета-носителя.
То есть  в случае неисправности у самолета-носителя экипаж Дремова брал команду на себя, а экипаж носителя выполнял их указания и производил сброс атомного заряда на цель

*

Стратегический бомбардировщик ТУ-95 Фото с сайта http://vert-mi8.ru

*

Я попросил рассказать о его ядерных полетах. Иван Ильич человек не многословный, но и не замкнутый, с хорошей памятью, профессионал своего дела. На собраниях полка и эскадрилий в перерывах все читали выпуски группы печати. Помню как в одном из номеров в дружеских шаржах, играющие на полигоне зайцы разбегались в разные стороны с криком: «Братцы! Дремов летит!».

В то время у личного состава всех категорий было одно жизненное кредо из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»: «…Служба – труд, солдат – не гость. Есть приказ – уснул глубоко, есть подъем – вскочил как гвоздь». К полетам готовились качественно, ответственно. Вот, что нам рассказал Иван Ильич: В 1961-62 годах была создана группа  экипажей на самолеты ТУ-16 и ИЛ28-2 из разных частей нашего и соседнего гарнизонов для испытания ядерного оружия и обработки полученных данных на Семипалатинском полигоне. Наш экипаж ТУ-16 – командир корабля Николайчук И.К, штурман корабля – Дремов И.И. (См. статью Пуртова «Это НЕ версия» — админ)

Фото с сайта http://900igr.net/prezentatsii/istorija

Самолет-носитель свободнопадающих атомных бомб Ту-16А фото с сайта http://oko-planet.su

*

Поскольку командир корабля был командиром авиаэскадрильи, рассказывал Дремов И.И., то все другие члены экипажа были руководителями, т.е. – начальник связи, бортинженер и т.д.. Начальником группы по испытанию был генерал-майор-инженер Киселев В.И. Он и ставил задачу на выполнение заданий.

Один раз с командирами кораблей и штурманами самолетов ТУ-16 проводил беседу о значении выполнения поставленных заданий Правительства и его качества трижды Герой Соцтруда Харитон Ю.Б.. Подготовка самолетов проводилась инженерно-техническим составом авиаэскадрильи с контролем служб полка. Подготовка к подвеске изделия проводилась специальной инженерно-технической службой радиотехнической части. В мою обязанность, как и всегда, входила проверка правильности подвески изделия в люках. Взлет производился с нашего аэродрома Чаган.

Сброс атомной бомбы (архив Минатома) фото с сайта http://wsyachina.narod.ru

*

Сброс проводился с высоты 10000 метров, с маневром до цели. В воздухе выполнялись все элементы полета и подготовки к сбросу изделия согласно задания. Характерная особенность: обо всех выполняемых операциях докладывалось на командный пункт руководителя – генерала Киселева В.И.

***********************************

Первый сброс я выполнил в 13.00. по московскому времени плюс-минус 10-15 секунд. Время падения – 59 секунд. Через это же время мы услышали взрыв и светлую волну.

Взрыв атомной бомбы Фото с сайта http://www.kurchatow.ru

Взрыв РДС-6с. Огненное облако

Температура взрываделает из камня стекло... Фото с сайта http://www.kurchatow.ru

Взорванные вершины гор Дегелена. Наши дни Фото с сайта http://www.kurchatow.ru

Раны земли... Балапан. Следы ядерных взрывов. Наши дни . Фото с сайта http://www.kurchatow.ru

Ударную волну увидели по приборам через 3 минуты. Дополнительно к нашей экипировке, на вылет, через 50 секунд после сброса бомбы мы надели специальные очки. Больше мы ничем не были озабочены и возвращались на свой родной аэродром. Обычная встреча, разве только, что после каждого полета начальник химслужбы Валентин Красовский проверял дозиметром обшивку нашего самолета, что-то записывал, кому-то докладывал. Помню, один раз он отпрянул и крикнул нам, чтобы быстрее покинули самолет.

....Семипалатинский ядерный полигон

********

Вот так. Обычный воинский труд, обычная работа. В совокупности «За успешное выполнение задания по испытанию ядерного оружия» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7.03.62 года командир корабля Николайчук И.Л. был награжден орденом «Красного Знамени», а я — орденом «Красной Звезды». Остальные члены экипажа были поощрены денежными премиями.

*******************************************************************************************************

Справка: Орден Красной Звезды́ учреждён Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года.  для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.  (админ)

************************************************************************

Мне лично на нашу часть были присланы благодарственные письма за успешное выполнение заданий от командующего ВВС главного маршала авиации Вершинина К.А. от 20.03.62 года, маршала Судца В.А. от 21.03.62 года, начальника отделов кадров дальней авиации полковника Павлова Ю.П.от 23.03 62 года.

********************************************************************************************************

Вот такой, говорит Иван Ильич, вкратце была моя работа с ядерным оружием. Вскользь заметил, что были случаи прохода радиоактивного облака после взрыва практически на той же высоте и ниже.

О полученных рентгенах говорят, как о чем-то обычном, ссылаясь на то, что все мы жили в зоне чрезвычайного радиационного риска с зоной заражения свыше 100 бэр.

Промолчал Иван Ильич Дремов и о том, что кроме ордена «Красной Звезды», он награжден орденом «Красного Знамени», орденом Отечественной войны 2-ой степени, пятнадцатью медалями. ….

 

Здоровья, счастья и благополучия вам  во всем, дорогие ветераны!

С  НАСТУПАЮЩИМ  НОВЫМ  ГОДОМ! 

***********

По материалам Еженедельной информационной газеты Днепропетровской областной организации «Союз Чернобыль» «НАШЕ ВРЕМЯ», № 41 (42) 8-14 октября 1998 года

Фото СЯП с сайта  http://www.kurchatow.ru

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

4 комментария

4 комментария на «Перелыгин Атомные солдаты (рассказ Дремова)»

  1. Сергей:

    В жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть подальше от этого места!

  2. 🙂 А Как же «если не я то кто же?»

  3. Сергей:

    Найдутся желающия и за деньги, и без всякой пропаганды. Платить надо, и народ потянется! Еще больше платить — и на смерть пойдут, если деньги выплатят семье.

Ваш отзыв