main

Пресняков А.M. Дорога в небо

Пресняков Александр Михайлович

Пресняков Александр Михайлович

*

 Досье:Родился 24 сентября 1933 г. в поселке Троицкое (районный центр Алтайского края). Находится это село между краевым центром г. Барнаул (90 км) и г. Бийск (60 км) и стоит на правом берегу притока реки «Обь» в лесной зоне Алтайского края.

Родители – выходцы из крестьян, живших не бедно, но и не богато. Этот вывод можно было сделать из высказывания дедушки, который говорил, что они жили хорошо, но бабушку сватал он в валенках соседа. Зато поесть было все.

Отец: Пресняков Михаил Иосифович родился 08.01.1910 г. в Новосибирской облас-ти. Работал в райкоме КПСС (ВКПБ) шофером, в 1941 г. ушел добровольцем на фронт, был политруком роты, погиб в феврале 1943 г. под Ворошиловградом.

Мать: Преснякова (Пеплова) Ефросинья Ивановна домохозяйка. Родилась в Иркут-ской области 28 мая 1913 г. Где и как они встретились, не знаю. Умерла она 02 февраля 1982 г. в Барнауле.

Алтайский край

*

Мое образование:Закончил в 1952 г. 10 классов Троицкой средней школы. В шесть лет первый раз увидел самолет У-2 (аэроплан-кукурузник) и сказал, что буду летчиком.

Самолёт У-2, создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928г.Один из самых известных советских самолётов.

Самолёт У-2, создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928г.Один из самых известных советских самолётов.

У-2(ПО-2)? Наши дни

"Кукурузник" двухтысячных

*

С этой мечтой я и рос, не забывая её даже в трудные военные годы. Воспитывала нас с сестрой мама и бабушка. В школе организовал авиамодельный кружок и занимался постройкой авиамоделей. Участво-вал в краевых авиамодельных соревнованиях, проводимых у нас по плану аэроклуба ДОСААФ в г. Барнауле. Призовых мест не занимал, т.к условия работы в селе и краевом центре были далеко не равными, но как лучший авиамоделист школы был сфотографирован в «Комсомольской правде» в 1949 г. и первый раз был удостоен пролета с инструктором над селом. Инструктором был начальник барнаульского аэроклуба ДОСААФ Кононов Петр Асекретович.

******

В январе 1978 г. мы встретились еще раз. Уволившись из ВВС, я пришел на работу в ДОСААФ на должность заместителя председателя крайкома по авиации и его узнал. Он, конечно, меня – нет. Но, когда я его спросил: Петр Асекретович, а Вы помните 1949 г., при-лет в Троицкое и мальчишку в желтой рубашке, с которым Вы сделали облет села и выпол-нили фигуру высшего пилотажа – 3 «мертвых петли?». Он посмотрел на меня и заплакал. И как мне он потом объяснил, что именно он открыл мне дорогу в небо.

Курсанты Петра Асекретовича воевали и летали в ГВФ (гражданском воздушном флоте) и среди них были и Герои Советского Союза. Жалко, что его нет на этом свете уже давненько.

Итак, окончив школу, мы несколько мальчишек подали заявление в «Сталинградское»  летное училище, которое было в Толмачево (Новосибирск). Но медицинскую комиссию нам деревенским парням пройти не удалось, т.к. приехав в краевой центр мы набросились на мороженое, и на день медкомиссии у нас распухли гланды. Мы, конечно, были в шоке, твердили, что хотим летать….. В этот момент вошел полковник в авиационной форме и предложил поехать в Ачинское военное авиационно-техническое училище. Мы, конечно, выразили свой протест. Мы хотели летать. Но он нам сказал: «А Покрышкин Александр Иванович свою карьеру летчика начинал как раз техником. Так что, при желании, мечта ваша может осуществиться —  ведь самолеты Дельней Авиации укомплектованы летными экипажами, состоящими из пилотов, штурманов, бортрадистов и конечно бортинженерами и борттехниками». И мы согласились с надеждой, что мечта хоть и с отсрочкой, но может осуществиться.

*****

И вот я  — курсант Ачинского технического училища Дальней Авиации.

Ачинское военноеавиационно-техническое училище. Фото с сайта http://www.avatu.sitecity.ru/index.phtml

*

Закончил я его в октябре 1954 г. по специальности «техник авиационной» и звании лейтенант на самолеты ТУ-4. Но по распределению нас, группу выпускников, направляют на новый стратегиче-ский самолет М-4 (Мясищев) в г. Энгельс. Переучивание на самолет прошли в Москве при заводе в «Филях», а на двигатели — в г. Казань.

Стратегический бомбардировщик М-4 (Мясищев). Фото с сайта http://www.rulinia.ru

Дальний стратегический бомбардировщик Ту-4 фото с сайта http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu4.html

 Моя служба в ДА

Прослужив 2 года в г. Энгельс, меня направляют на Дальний восток в пос. Серышево (аэродром Украинка) на самолеты. Но на нем в летном экипаже места бортинженера нет —  и моя мечта о полетах отложилась еще на восемь лет. На этих самолетах я достиг должности старшего техника корабля и в 28 лет получил звание капитан.

Фото с сайта http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20365.htm

Фото с сайта http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20365.htm

*

Дальнейший рост по наземной должности лежал через Академию или  заочный институт. Попытка в Академию не увенчалось успехом, а ближайший институт был в г. Благовещенск…. Но это значило, что о летном деле нужно было бы забыть. Но в 1964 г. по личной просьбе к главному инженеру Кальцеву С.Г. (инженеру 8 авиационного корпуса ДА, в составе которого находилось наше соединение и соединение п. Чаган Семипалатинской области), меня переводят на самолеты ТУ-95, где в составе экипажа есть бортинженер, и надежда появилась вновь.

 ********

Командир корабля майор Орешкин Ю.М. перед полетами ставит задачу.  Справа: бортинженер Пресняков А.М.

Командир корабля майор Орешкин Ю.М. перед полетами ставит задачу. Справа: бортинженер Пресняков А.М.

*

Переучивание проводилось непосредственно в части. Вел занятия майор Чуянов Ю.А. —  бортовой инженер, инструктор полка. Он одобрил мое стремление и поддержал мою кандидатуру на первую освободившуюся должность. И моя мечта начала сбываться. Я сдал зачеты, прошел медкомиссию и приступил в 1966 г. к вывозной программе, которую проходил под контролем Чуянова Ю.А. при участии бортинженеров-инструкторов авиаэскадрильи: Галиулина Ю.Ю., Помина Б.Н., Пилипенко И. О., Руденко А.П.

И вот вывозная программа закончена, зачеты сданы, контрольные полеты и допуск к самостоятельным полетам с назначением на должность бортинженера в экипаж майора Качанова А.О. (самолет № 87) получены.

Затем получил допуски на полеты на самолетах ТУ-95М и ТУ-95МР с дозаправкой в воздухе и на полеты по системе «Чайка» — это полеты на фотографирование авианосцев США в Тихом океане и «За угол» — в Атлантике. Длительность полетов намного превышала двадцать часов, конечно с двумя и более заправками в воздухе. 

Аэродром Чаган, Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Фото Жульянова

Летали мы и по системе «Исток» в интересах космонавтики. К примеру: после неудавшегося полета со старта Лазарева В.Г, которого мы обнаружили в Алтайских горах.

Летали и в интересах народного хозяйства по ликвидации заторов на реках: Аму-Дарья, Иртыш и Обь. Налетал я за свою летную практику около 3000 часов, так что мечта сбылась с лихвой….

********

21 марта 1968 г. экипажем майора Качанова А.О. после выполнения дальнего полета (более 17 часов) на посадке в сложных метеоусловиях поломали самолет  — подлом левой стойки шасси, левой плоскости и винтов первого и второго двигателя. Экипаж не пострадал, но я впервые увидел, как расширяется зрачок человеческого глаза у членов нашего экипажа, покинувших самолет.

Самолет умелыми руками инженерно-технического состава был восстановлен….

Дозаправка в воздухе Ту-95 танкером ИЛ-78

*

Здесь есть смысл вспомнить анекдотичный случай. В период восстановительных работ на стоянку иногда заходил заместитель командира полка по политчасти подполковник Гончаренко И.П., который говорил, что обязательно будет участвовать в качестве штурмана при облете самолета после ремонта. И вот настал день облета, который производил экипаж, возглавляемый подполковником Белоглазовым П.В. Я сказал Гончаренко, в шутку конечно: «Ну что, Вы с нами летите?». И «духовный отец» нас благословил, ответив: «Дурных нема». А мы и без него справились. Полет после ремонта прошел успешно.

Успешно мы летали и по системе «РТР» — это полеты на радиотехническую разведку вдоль государственной границы Советского Союза. На проверку ПВО в 1973 году летали под кодовым название «Весна-73».

В 1975 г. коммунисты авиаполка избрали меня секретарем парткома полка, и с того времени постоянного экипажа у меня уже не было. Я летал со многими экипажами, в основ-ном с молодыми специалистами в качестве бортинженера – инструктора.

Будучи в летном экипаже, да и в новой должности пришлось побывать во многих уголках нашей Родины. Осваивали мы ледовые и грунтовые аэродромы и наши «Медведи» чувствовали себя нормально, независимо от качества взлетных полос. Садились мы и взлетали с оперативных аэродромов: Воркута, Чекуровка, Тикси, Анадырь, остров Средний, Аспидное, Белая, Белая церковь, Узин, Камчатка, Мурманск, Украинка и многих других точек подскока.

*******

В 1976 г. наш отличный полк постигла несчастье. Мы готовились отметить юбилей полка, а пришлось провожать своих друзей в последний путь…. Выполняя поставленную задачу по плану проверки Главкома, при посадке на запасном аэродроме в г. Алма-Ата потерпел катастрофу экипаж майора Мальцева В.В. Мне как секретарю парткома пришлось организовывать эвакуацию тел в гарнизон и отправку к месту проживания родителей…

**********

 

Моя жизнь на Алтае

В октябре 1977 года выслужив 25 лет, я был списан с летной работы и уволен в запас.

Куприянов В.В., Куприянов А.В.,  Куприянова Г.И., Пресняков А.М. (уже гражданский)

Куприянов В.В., Куприянов А.В., Куприянова Г.И., Пресняков А.М. (уже гражданский)

*

Уйдя в запас, приехал с семьей на родной Алтай, красоту которого не заменили мне ни Прибалтика, ни Украина, ни Закавказье, ни Черноморское побережье. Как писал выше, пошел работать поближе к авиации, в крайком ДОСААФ. Курировал авиацию – аэроклубы г. Барнаула и Рубцовска.

В 1990 г. трудовую деятельность закруглил и окончательно ушел на пенсию, осел, как говорят на землю. Завели «Дачку», выращиваем овощи, фрукты и ягоды (смородину, клубнику, малину, крыжовник, вишню, виноград, яблоки), т.е. обеспечиваем себя всем необходимым. Вот так и живем. Я, жена, двое дочерей, их мужья, три внука и внучка. Нисколько не жалеем, что не променяли Алтайскую землю на другую. В 2011 г.в октябре родилась правнучка у дочери старшего внука, теперь я прадедушка.

Старшая дочь Переладова Ольга Александровна закончила Барнаульский университет, работает директором средней школы г. Барнаул. Старший зять подполковник запаса Переладов В. Г. окончил Барнаульское высшее училище ВВС в 1977 г. У них два сына Александр и Евгений.

Младшая дочь Мухартова Лариса Александровна имеет два образования. У нее тоже двое детей: сыну 25 лет и дочери – 8 лет.

******

Вот, кажется и все, что можно добавить к моему «Досье». Еще могу сказать, что я не изменил присяге и убеждениям. С июня 1961 г. и до сих пор я являюсь членом коммунистической партии РФ.

Поддерживаем связь с однополчанами и с товарищами по училищу и по Чаганскому полку: с генералом Никитовым В.А., с полковником Куприяновым В.В., подполковником Кушпилевым В.Н., полковником Катаевым В.А., прапорщиком Мансевым Александром, а также с со многими выпускниками Барнаульского летного училища.

Вот так и живем. Считаем, что счастливо. С уверенностью, что авиаторы — все кто был, кто есть, кто будет в авиации – это цвет нации.

Так, кажется, сказал Экзюпери: «И будем радоваться, что мы есть!».

*

Алтайский край, Телецкое озеро

*

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

5 комментариев

5 комментариев на «Пресняков А.M. Дорога в небо»

  1. Сергей:

    Опять ничего про моего отца… а ведь был ведущим специалистом корпуса по сложным авариям. Восстанавливал самолеты буквально из хлама — проскости, фюзеляж, шасси… Из Серышево и даже из Хабаровска его неоднократно вызывали на аэродромы в Белую, Шяуляй, Воздвиженку, и, конечно, в Чаган. Спустя полгода после перезда в Серышево я с отцом как раз возвращался на июнь в Чаган, с оказией — самолет сел на брюхо… Это было в 1965-м году.

    • Про моего тоже — так что с того? Ну не пересекались НАСТОЛЬКО плотно… Это же не значит что не было… Про своего отца ты САМ должен написать — давно тебе предлагаю…

  2. Владимир:

    Да, Марина, правильно.
    Сергей — Вы думаете в газету Правда попали? Корреспондент — не отработал материал?
    Марина собирает наши рассказы. Напишите про отца и мы с удовольствием про это прочитаем. Или Вы предлагаете мне за Вас это сделать?

    • Сергей:

      Ищу, может кто в своих воспоминаниях его упомянет… Жаль, не настолько хорошая память у меня, а ведь отец много историй рассказывал!

  3. Виктор:

    Вот и тут ошибочку нашел, очепяточку, совсем, как у Кузькина. В Барнауле живет Кушпелев Владимир Николаевич. Штурман полка в/ч19068. Но это было еще в 1968году…

Ваш отзыв