main

Отцы и дети. Или особенности Дальней Авиации фольклора. …В.Корольков, В.Сизов, А.Фалий, С.Зинкин

Эпиграф:»Что вы понимаете в военно морском юморе!» (Особенности национальной рыбалки) … А в авиационном?

Насколько я помню — ни официальные названия частей, ни функциональные обязанности  различных родов «авиационного братства» в обиходной речи наших отцов не использовались никогда… Людей Первого полка определяли как  Чебаки, Второго   —  как Монголы… С этими названиями как бы все ясно — для посвященных…

Один из полков в шутку именовали «Чебаками«, а другой — «Монголами«. Говорили, что т. н. чебаки прибыли в Чаган (тогда еще Москву-400) первыми. И когда прибывший несколько позже, второй полк с умилением увидел на «месте назначения» целые ГИРЛЯНДЫ сушеной рыбы (т.е. тех самых чебаков)…

Вот такая рыбка… Чебаки вяленые

Естественно первоприбыльцы и получили это прозвище: ЧЕБАКИ. А несколько позже ( вроде бы) один из экипажей вновь прибывшего полка успешно отбомбился…. по местному коровьему стаду. Визит обескураженных казахов и дал повод прилепить героям ситуации прозвище: МОНГОЛЫ.  (Усминский В. И.)

Остальные версии см. См.«Чаганская летопись«.

********

Внутри полков  тоже было свое деление — в том числе и среди технического состава.

Загадочное деление на «кочегары» и «помазки», например… При попытке выяснить ху из ху,  я столкнулась с полной неразберихой в этом вопросе.  Исходя из того, что говорил мой отец — «помазки» были «по двигателям», а «кочегары» — «по аппаратуре»…И название «помазки» (по папиной версии)  возникло cкорей всего  потому, что работа мало того, что была действительно  «АДОВА», как выразился один из участников форума на сайте военного  городка  ЧАГАН, но она была еще и «грязной», что ли… В том плане, что техники из «помазков» реально «вымазывались» в процессе подготовки самолета к вылету … Ну и ФИЗИЧЕСКИ, безусловно, она была более тяжелой … Еще бы!

Предполетное обслуживание бомбардировщика 3МС

*

Как выразился тот же участник форума — в названии «помазок» выражалась «горькая ирония»…

Хотя лично я не вижу в этом никакой особой  иронии (если под иронией понимать нечто обидное, конечно)- скорее НАОБОРОТ… САМОирония — пожалуй… Что еще больше укрепляет  уважение к людям, умеющим посмеяться даже над собственным адовым, но не всегда заметным  непосвященному глазу   трудом… Как бы кто ни относился к такому названию, работа «помазков» лично у меня вызывает всяческое уважение — не меньшее, чем работа кого другого в том  общем и очень нелегком  деле …

Происхождение же названия «кочегары», указующее на «аппаратурщиков» — лично для меня так  до сих пор и остается загадкой — почему именно КОЧЕГАРЫ?

И кто и когда вообще это придумал?

Причем это «деление техсостава» на «помазков и кочегаров»  вроде  распространялось технический состав ОБОИХ полков —  то есть кочегары, к примеру могли быть как «монголами», так и «чебаками». Или..?

И еще вопрос: все-таки, кочегары — это ОБЩЕЕ название аппаратурщиков — включая как летный (бортинженер. бортмеханик)  так и НЕлетный технический состав, или там внутри существовала ЕЩЕ какая-нить ПОДградация, широкому кругу узкопосвященных вообще неизвестная?

******

К тому времени, когда меня этот вопрос заинтересовал вплотную — отец уже слишком плохо разговаривал, чтобы суметь что- то объяснить  своей бестолковой дочери… И, оставив свои попытки дать развернутый ответ он, махнув рукой, в конце концов ,бросил — «я… тоже… был…кочегар…»

О его работе из его же рассказов я знала только, что где-то в начале шестидесятых его вместе с группой техников отправили надолго в Ленинград «изучать новую аппаратуру», и как-то так получилось, что из всех обучаемых он в итоге на какой-то период остался ОДИН, который ее знал …И потому одно время был очень ценным специалистом по данной аппаратуре —  так, что его даже «в наряд не посылали», потому что «некому было заменить» — пока не прислали молодых лейтенантов из училищ, где эту аппаратуру уже изучали «в плановом порядке» и ему оставалось только показать им, как это делается на практике

«Приборы на просушке» Бабушкин (Фото Л. Бабушкиной)

*

Ну и потом —  насколько я помню свое  первое (оно же и последнее) посещение чаганского  аэродрома в шестилетнем возрасте — отец мне СВОЮ аппаратуру показывал именно в самолете — а не « в здании ТЭЧ», как высказал предположение Витя Сизов… Ну и работал он в тот день тоже вроде бы «где-то там»… Короче — не знаю я… 🙁

В общем в результате «предварительных расследований) у меня в итоге как минимум четко вырисовалось три вопроса:

1) Техник  без высшего образования,  обслуживающий аппаратуру НА ЗЕМЛЕ — кочегар или кто? 
2) Прошу как следствие уточнить определение «помазок» — насколько я поняла это тоже как бы «разновидность» технического состава 
3) Что такое «летать на подсадке»? Выражение тоже слышала от папы — «летал на подсадке»…

В попытках «выловить истину» я настолько утопла в информации, которая опрокинулась на меня на страничках чаганского форума , что считаю нужным привести ее без купюр и дополнений — в надежде выявить еще какие-нить «дополнительные обстоятельства»  по теме…

Благодарна всем, кто проявил желание откликнуться и прояснить.

МК

********************************************************

…С высоты прожитых лет, вспоминая обрывки фраз отца, типа мы тут с кочегарами…, отчётливо помню такие его слова: лётчики — это только те, кто сидит за штурвалом (левый красный, правый — зелёный — ещё зелёный (по сравнению с КВС) второй пилот ) все остальные — кочегары!
Небольшая ремарка. Когда я учился в МИИГА, помню курсе на 2-3 был курсовой по экономике (где я считал ИЛ-76) поэтому и запомнился такой немаловажный (времен СССР) подход к экипажу с точки зрения бухгалтерии и отдела кадров. За Единицу расчёта заработной платы экипажа брался КВС. А вот ИТР на судне — был только 1 — штурман

(В.Корольков)

******

…Именно кочегары делали заявки на ремонт любого блока в самолете и они отвечали не только погонами и задницей, но и своей жизнью за любую неисправность….

….Кто такие «кочегары»? Я спросил у отца … Он мне объяснил, что «кочегары»-  это (в том числе) бортинженеры (или борттехники). Такие были еще на ТУ-4. Кочегары относятся к летному составу —  так же как и пилоты, штурманы и стрелки с радистами.

Кроме них На ТУ-95 еще были инженеры или операторы помех. (Их еще называли «помехами.«) И все. Остальной технический состав относился к наземному составу. То есть в  летной столовой не питался и обеспечивался спецодеждой или обмундированием по наземной норме.

Был даже идиотский период, когда технический состав запретили кормить в технической столовой. А кормить в столовой военторга —  за деньги…

Но потом эту дурь отменили и в городке возобновила работу столовая техсостава. Кроме того была солдатская столовая и летная столовая.

Шоколад давали бесплатно только в летной столовой и только летному составу. А  компот  только в авиации. Батя так и шутит, что пошел в авиацию только потому, что там дают компот. 🙂

Батя еще говорил, что когда он поступал в училище, то сначала отобрали курсантов в летные училища на пилотов, но на его выбор повлиял какой то офицер, который сказал, что пилот, это что то вроде извозчика, а вот штурман — это особая специальность и даже в полете командир экипажа подчиняется штурману, который указывает, каким курсом и на какой высоте надо лететь.

Ну а бортинженер (или борттехник) отвечает в полете за двигателями, шасси и электрооборудование самолета. Следит за всеми режимами и ведет, как и штурман , расчет остатков топлива и дальности полета.

Если в самолете только один двигатель, то инженер на борту не нужен. Он работает только на земле. Так же в экипаже летают и стрелки с радистами. В 60 годы это были солдаты-срочники, которые окончили ШМАС и получили классность….

На земле обслуживали машину еще мотористы, оружейники, радиоспециалисты типа группы РНО, техники по шасси, планеру и т.д. то есть нелетный состав экипажа был даже больше летного.

Кочегары Ту-116. Фото представлено В.Корольковым

Надпись на обороте

*

Главным, как я понял, у техсостава экипажа был бортинженер. Кроме того еще были эскадрильные и полковые специалисты. Ну и обязательно был еще техсостав ТЭЧ полка, который делал более серьезную работу с оборудованием. А бортинженеры, повторяю, были именно в летном составе и летали вместе с экипажем. Остальных техников брали на борт только после ремонта оборудования для его прогона и настройки в воздухе, а так же могли кого-то брать при перегоне на другой аэродром.

….Техников подсаживали именно для таких полетов, а твоего (МК) отца  брали для контроля в воздухе за аппаратурой. Сама знаешь, что некоторая аппаратура в воздухе могла работать не так, как на земле и для тонкой настройки часто кроме основного экипажа брали техников, так как бортинженер был в основном спецом по двигателям и электрооборудованию. Это называлось на подсадку.

На подсадку  брали еще при длительных полетах дополнительного члена экипажа, или проверяющего. ……

Но  (повторюсь): Именно кочегары делали заявки на ремонт любого блока в самолете и они отвечали не только погонами и задницей, но и своей жизнью за любую неисправность.

….Налет техникам, в отличие от летного экипажа не шел, и летных книжек, где записывался каждый полет, им не вели. 

(В.Сизов)

************************************************************

Вот это точно — насчет летных книжек — насколько помню — не было ее у папы. Потому и не могла разобраться. Что-то  такое —  летал на подсадке…. Он именно про то и говорил. Потому что про некоторые полеты он очень хорошо рассказывал и подробности — и случаи какие-то не помню уже …Спрашиваю его — так   ты летал? Ну он и говорит — ну да —    на подсадке..

И по поводу раздельного питания — солдат, техников, летчиков… вспоминаю байку — отец рассказывал. ..

В период дружбы с Китаем — взяли на обучение китайцев — и в «процессе»  выяснилось, что они не выдерживают перегрузок в полете. ..Стали разбираться и думать че делать… Китайцы питались все это время «своей едой» — под тем предлогом, что не привыкли к тяжеловесной «нашей». То есть легкой рисовегатиранской практически….

Подумали и перевели китайцев принудительно на наше питание  — с мясом и проч. и…Спустя какое-то время китайцы вполне себе стали с перегрузками справляться...(МК)

Бравые китайские летчики нашего времени (фото http://vpk.name/news

*

Во-от… А вы говорите ЗОЖ… 🙂

МК

****************************************************************

…Мой отец именно и был бортинженером и я вовсе не сказал, что он не относился к летному составу. И питался в лётной столовой (как же каждый день плитка шоколада для меня , правда не знаю, может и в другой столовой давали)….
Выражусь несколько иначе —  сам лётный состав — экипажи и звали себя кочегарами — выделяя при этом в лётчики  тех кто «рулил» (но возможно и штурманов). Хотя как я уже высказался — штурманы — это люди интеллектуального труда !!! А даже командир по советской экономике — рабочий!
….С другой стороны — если  предположить. что «кочегары» — это только бортинженеры — не может же быть, что на этих фото только бортинженеры…

День «Кочегаров» 1 Мая 1960г, на диком бреге Иртыша

*

Моё резюме — кочегары — экипаж без пилотов

В. Корольков

***************************************************************

….это действительно бортинженеры Первого полка, все поголовно чебаки. Тут нет штурманов и стрелков-радистов. К тому же посчитай количество машин в полку…. И не забудь старшего инженера полка и его заместителя…

А экипаж ТУ95 того времени, когда был сделан снимок состоял из: 2-х летчиков(пилотов),  2-х штурманов( навигатора и бомбардира — это у чебаков) старший ВСР, и КОУ.

Например на борту ТУ-95-РЦ, (что очень похоже на ТУ-95-Р), стоявших именно у чебаков вот как расписаны состав и размещение экипажа: http://www.vologda18.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=83:-95&catid=47:-95&Itemid=69

На ТУ-95-КД так же был оператор, которого звали помехой. А вот на 95-МС кажется добавлен еще один член экипажа, вроде как оператор….

Я эту машину не знаю, а вот на ТУ-4 и ТУ 95 было дело —  лазил во время учебы в СШ №24. К тому же мы «на трудах«изучали радиотехнику и РНО при ТЭЧ 1 полка — аж целых два года. Так что именно ТУ-95 бомбардировочной и разведочной версии, а так же ТУ-144 мы немножечко проходили и имели о нем представление….

Именно в этих машинах самым первым сидел бомбардир, затем два летчика, левый и правый. Возле люка, что над передним шасси справа сидел бортинженер(кочегар) немного сзади, слева штурман-навигатор.

Кабина самолета

«Вид из окна»

*

Дальше в передней кабине был ВСР. А вот КОУ находился в отдельной кабине, в хвосте. В ТУ-4 кабины между собой были соединены трубой-лазом с проходом через бомболюки, а вот в ТУ-95 такого лаза не было. Так что кочегары в полете кочегарили движки и ничего постороннего себе не позволяли. Ну а на земле они были главными рас…ями. Не зря были такие частушки: «Не ходите девки яром — попадете к кочегарам….»  Кстати на снимке  хорошо видно, что кочегары очень хорошо расслаблялись. Не зря же они были элитой инженерной службы дальней авиации….

<Так что  кочегары — это > именно 1.бортинженеры  2.борттехники( которые не имели высшего образования).

Пилоты и штурманы тоже были не всегда с высшим образованием, а тем более с академией. Хотя позже ввели в военных училищах высшее образование и давался диплом общесоюзного образца. Но я помню офицеров со средним военным образованием. То есть без ромбика, или как у нас называли «без поплавка».

Сизов-старший — «батя»

Батя сперва заканчивал Челябинское училище штурманов (среднее обр), а потом еще так называемую высшую школу штурманов в Рязани. В этой школе обучали штурманов для экипажей ночных дальних бомбардировщиков.

Еще были училища, которые выпускали летнабов, то есть летчиков-наблюдателей. Это были не совсем летчики и не совсем штурманы, хотя они получали навыки и пилота и штурмана, но не в полном объеме. Если не ошибаюсь, летнабов выпускало Луганское училище.

Помню, батя еще расказывал, что на ТБ3 был целый штат борттехников-мотористов, которые в полете ходили по крыльям и наблюдали за работой двигателей визуально в полете, а так же вручную смазывали двигатели в полете. Там даже была специальная конструкция для хождения по крыльям….

Летчики сидели друг за другом, а штурман впереди них и на рулежках штурман командовал пилотам направление движения, так как у пилотов не было обзора, кроме как по сторонам — влево или вправо, или назад….

А вообще у бати налет на ТБ-3, Р-5, СИ-47, В-25 «Митчел», ТУ-4, ТУ-16, Ту-95 и кажется ЛИ-2. 

(В.Сизов)

**************************************************************

По первоначальной моей, теперь уже не проверяемой версии, те, кто рулил — лётчики 🙂

Мой отец… числился в экипаже, относился к лётному составу, т.к. был бортинженером и относил себя к кочегарам. (Лётные книжки — вот возле меня на полке всегда лежат).

В сентябре 1962 мы уже приехали в Моздок, я там пошел в школу, отец, как говорил, обучал молодых офицеров по воздушной дозаправке (в своей области, наверное- потом он мастера за это получил), ….закончил казанское КВАТУДА и потом писал 2 раза рапорт в академию, но его не отпустили, говоря — а кто молодых будет вывозить? В академии Жуковского он был на каких-то курсах — есть фото в его Москве. Мы с ним как-то об этом заговорили совсем случайно….

.(В.Корольков)

Корольков В.М. Аттестат КВАТУДА

*

эээОн сильно любил учиться, имел очень красивый почерк (в отличие от меня) и просто страшно хотел учиться в академии, но так и не удалось. Он также не хотел, чтобы я стал военным, но авиация у нас в крови…:)

Не знаю зачем, но когда «мы служили» уже в Шяуляе, я учил литовский, а отец зачем-то закончил вот это учебное заведение

Корольков В.М. Диплом Даугавпилского авиационно-технического училища ПВО.Квалиф. техник-механик

*

*********************************************

….Кочегарами называли б/техников и б/инженеров.  Они относились к лётно-подъёмному составу и соотв. обеспечивались по лётной норме.

Б/техники имели среднее образование,б/инеженерами становились после получения высшего — как правило заочно. Никогда не обижались на это прозвище. Это была особая каста ИТС.

По поводу «помазков«, хоть и не люблю я этого слова(-. : «помазками» называли ИТС-наземников — в основном СДешников (Самолёт и Двигатель). Это спецы по обслуживанию планера и двигателей. Работа у них АДОВА, особенно зимой. Им при жизни памятники из золота отливать надо

….В слове «помазок» звучит горькая ирония. В общем нехорошее слово….

….Вот ещё про кочегаров))) : был у нас СтарТех самолёта. Неведомыми путями ему удалось перевестись в Смоленск борттехником на Ан-12. И он себя гордо называл КОЧЕГАРОМ)))

Кстати — мой отец тоже закончил КВАТУДА, б/техник. Б/инженером стал после окончания ИВВАИУ заочно.

(Алекс — Ал. Фалий)

*****

….КВАТУДА расшифровывается не<КВА> туда и<КВА> не сюда, а Казанское <Военное>  Авиатехническое училище дальней авиации.. Высшие военные училища в Советском союзе выпускали ИНЖЕНЕРОВ, а средние военные училища — техников…..

 В Днепропетровске было Высшее ракетное училище ПВО, а во дворе этого училища, напротив казармы стояла самая настоящая ракета, которую враги называли «Сатана». Оно выпускало только инженеров, которые после развала СССР стали работать на инженерных должностях.  А ракета, которая там стояла, оказывается была заправлена  — и топливом и окислителем….

……..На ТУ-4 должность бортинженера была в эскадрильи, а в обычном экипаже летали борттехники. Но на ТУ-95 уже все были бортинженерами —  даже без высшего образования. И они назывались КОЧЕГАРАМИ. Только они.

В 1960-1972гг их можно было отличить только по поплавку на груди инженера. Ну и по обращению типа: «Товарисчь инженер-капитан, или товарисчьщ капитан.» Может быть и старлей, и майор или подполковник.

Бортинженеров полковников я не встречал, это были корпусные и дивизионные инженеры. После 1973 года обращение немного поменялось тогда стали говорить «товарищ майор-инженер,» вместо инженермайор. И т.д.

 (В.Сизов)

****************************************

…Помню летчиков-командиров с восьмилетним образованием за плечами-  они в Узине, Чагане и Серышево доучивались в вечерних школах.  И также помню инженеров по самолету и двигателям (а также топливу), выпускников военных академий. Летчик — это тот же шофер, работа ответственная, но простая, и высокие требования к здоровью и психике.

(С.Зинкин)

********************************

…Проще работа только у оператора помех. Хотя сон в воздухе тоже требовал полного отключения от реальности….

Самая сложная работа у пилота при посадке, взлете и особенно тяжело при дозаправке. Все остальное на автопилоте. За него бустеры работают.

…Штурмана каждую минуту держат на контроле, ведут кучу расчетов, на что у них даже есть специальная штурманская линейка, таблицы и ветрочет.

Штурманская линейка — всегда с собой у штурмана.. (Фото Ал.Овчинникова)

*

…Командир КОУ постоянно в напряге, не дай бог уснуть, особенно если он один в кабине, но в простых Ту-95, Ту-95М и 95МР в задней кабине вроде их было двое и спали по очереди….

Бортинженер тоже не мог отвлечься от показаний приборов и дурака валять ему вроде бы как некогда.

Стрелок, он же и радист смотрел обязательно по сторонам и предупреждал пилотов о близко и далеколетящих объектах. Хотя штурман их тоже видел на экране локатора — но  визуально, а тот их вел  по приборам.

(В.Сизов)

***********************

Как у нас говорили:»Лётчик потеет на взлёте и посадке,штурман на маршруте»))))))).

(А.Фалий)

************************************************

Вспомнила анекдот, который мне рассказывал в мою молодость один из знакомых летчиков, которого «назначили» вторым пилотом….

Он че-то очень сильно переживал по этому поводу (что он именно второй пилот) и периодически повторял «СТЫДУХА»… Мне в конце концов надоели эти причитания и я потребовала «объянить»… и он вместо ответа рассказал мне этот анекдот:

Разбился ТУ-95… Все-каким-то чудом остались  живы и… Вылезая из-под обломков, каждый думает свою думу..

Бортинженер — «наверное, что-то с приборами — как это я не доглядел»…

Стрелок-радист — «наверное, с чем-то столкнулись — как это я не досмотрел»… 

Штурман — «наверное что-то с маршрутом — как это я не рассчитал»…

Командир корабля — «что-то  я сделал НЕ ТАК»…Ну и так далее… 

Второй пилот, тщательно отряхивая костюм — черти — ЧУТЬ НЕ УБИЛИ…. 

🙂

МК

«На своем рабочем месте»

*

*********************************************

….И еще жены летчиков получали за мужей пайки в магазине (первая коробка, третий дом от почты, параллельно школе)….

Там в пайках был шоколадный лом —  он был и в обычном магазине на развес — но за деньги. Старыми 100 р. за килограмм, то есть качественный —  не Аленка…. Типа Гвардейский скорее.

Помню еще грузди в трехлитровых банках, это тоже в паек. Но это  «наблюдая со стороны» — отец не был летчиком.

(С.Зинкин)

***********************

Мы в Чагане такого не получали.

Это получали жены дивизионного начальства, так как их мужья не всегда питались в летной столовой, а питались дома, или в столовой, что была в гостинице.

Те, кто питался в столовой,  пайки не получали. Мы последний раз такое получали в Белой Церкви, а в Чагане — нет…

К тому же в паек тогда входила картошка, капуста, сахар, сухофрукты, тушенка, селедка и еще много всякого. Но это давали только тем, кто не мог питаться в летной столовой, а по своему штату был в летном составе.

Техническому составу я не помню, давали это или нет. Знаю только, что у нас в Чапаевской дивизии все офицеры питались за деньги в военторговской столовой, а бывало, что командиры взводов и двухгодичники, промотав денежное довольствие шли в солдатскую столовую, где и поедали все, что дадут из общего котла. Женатики над ними издевались и постоянно подкалывали, так как обедали дома.

 Аленку тоже давали, а грузди мы сами солили, как и арбузы….

А сарай был в 64 доме, в подвале. Там грузди, огурцы и помидоры с кавунами стояли в бочках из под смальца, очищенных и пропаренных под гранитными булыжниками.

…У нас дома, на шкафу всегда лежала стопка  шоколада (из  летного пайка), так как в то время мы с братом не сильно жаловали этот продукт. Нам его старались впихнуть правдами и неправдами, но мы, выходя на двор постоянно делились этим шоколадом с соседями и друзьями, да и в школу нам его постоянно грузили…

Шоколад был разных сортов. Помню Цирк, Спорт, Гвардейский. Такие небольшие плитки, граммов кажется на 100, или 50. Ну и после длительных полетов отец приносил несколько бортпайков. В кулечке был оччень вкусный сок —  яблочный или чаще всего виноградный, галеты, шоколадные витамины, маленькие шоколадки, паштет в маленькой баночке, и самые вкусные на наш вкус лимонные и апельсиновые дольки из мармелада.

Виноградный сок в 200 мл баночках у нас тоже пользовался спросом, особенно мускатный, производства Одесского комбината детского питания. Это мы делили на всех, по глоточкам и дольками

(В.Сизов)

**************************************************

Справка: Еще во вторую мировую войну шоколад входил в состав пайков для летчиков — только этот компактный и самый ценный пищевой продукт (450-600 калорий на 100 грамм!) был способен поддерживать силы человека на пределе в течение многих часов.Но основные источники калорий — молоко и глюкоза. Поэтому «шоколадные» углеводы относятся к категории «легко доступных», быстро расщепляющихся и столь же быстро расходующихся.( http://bronzeinform.ru/2009/02/mify-o-shokolade/)

*

****************************************************

Папа. Кузмичев В А

…По поводу твоего отца… так мне кажется я его встречал, только не на летном поле, среди «помазков» а в ТЭЧ 1 полка. Даже, как мне кажется, на втором этаже. Там еще была большая комната, где стояла та самая ЭВМ, что так же была на каждом самолете —  такие огромные ящики, в которых были наверное миллионы ламп (триодов, тетродов и пентодов), размером со спичку….

В эту машину вставлялась картонная перфокарта и она, после взлета экипажа сама вела самолет на цель. Я не помню сейчас, как эта ЭВМ называлась, но техника была очень серьезная, а твой отец,( в то время еще молодой старлей) колдовал над этой машиной.

Кстати, в этой ЭВМ еще был специальный блок со звоночком, который определял где свой самолет, а где чужой. Был в этой чудо- машине и экран, такой небольшой, который ты, еще махонькая видела, а отец  тебе говорил, что в этом экране он тебя видит даже дома, когда ты балуешься и плохо кушаешь.

Твой отец был, как я понял, начальником группы РНО (радионавигационного оборудования) . …. Это специалист по локаторам, радиокомпасам и ЭВМ, что стояли на самолете. Если не ошибаюсь, радиостанции вела другая группа.  Я чего так думаю —  потому, что радисты с передатчиками и приемниками были в другом помещении. Да и у них была специальная комната, полностью экранированная —  чтобы радиосигнал при проверке аппаратуры не шел наружу —  в эфир. А если точнее, то на эту тему спроси лучше Скачедуба, он служил с твоим отцом и тоже был начальником группы, как я понял радиотехнической 

(В.Сизов)

**************************

Не-а..   Экранчик, в который он якобы за мной наблюдал,   он мне ТОЧНО где-то прямо в самолете показывал — потому и запомнила столь отчетливо. Может это и была та самая «ЭВМ», что «наводила на цель при взлете«? С остальным — в памяти полный пролет — видимо все остальное НЕ ТАК впечатлило…:(  

Или может он дейс-сно — меня  типа на экскурсию в самолет  водил… Не помню в общем…  🙁 Но то, что на самом аэродроме в тот день была и в самолете тоже экран этот — это АБСОЛЮТНО….Что был начальником группы — это помню — но уже позже…

(МК)

Приборная доска

 …Твоего отца  брали <на подсадку > для контроля в воздухе за аппаратурой. Сама знаешь, что некоторая аппаратура в воздухе могла работать не так, как на земле и для тонкой настройки часто кроме основного экипажа брали техников, так как бортинженер был в основном спецом по двигателям и электрооборудованию.

НА подсадку брали еще при длительных полетах дополнительного члена экипажа, или проверяющего…

(В.Сизов)

*******************************************************

Название <помазки>непременно бы проявилось где-нибуть в быту. Во время игр в волейбол, например….

Стадион, волейбольная площадка, 1971 год. Дружеский матч — чебаки?Или монголы?

*

Кочегары — это уже реже, почти не слыхал…

Вообще, летчики — народ суеверный и старались не обижать техсостав, так как в его (техсостава)  руках была по сути жизнь летного состава. У техсостава и так были поводы для обид — малые возможности для карьерного роста, меньшая зарплата при высшем образовании, в то время как  летчик-шофер с семилеткой за плечами быстро становился подполковником..

(С.Зинкин) 

************

Только идиот может обидеть человека и сослуживца из-за разницы «летает-нелетает».

(А.Фалий)

****

Мне кажется чебаки — монголы, кочегары — помазки — это слова не одного уровня.

Первая пара — градация по воинским частям (так сказать по флагу части), вторая же пара — по службам (шофера, технари, операторы —  как лётного состава, так и наземного).

Службы были быть и у монголов и у чебаков.  Т.е. кочегары-монголы и кочегары-чебаки.

…Я конечно, только высказываю свои предположения. В Гражданской Авиации на этот счет было проще — у лётного состава золотые цвета на погонах и околышках, у наземного — серебряные…

(В.Корольков)

**********

В ВВС не было различия по околышам. Но у летного состава на петличках были другие эмблемы. И знак классности был не такой. Хотя у штурманов на классности была бомбочка. А вот у летчиков

Нагрудные знаки представляют собой развернутые крылья золотистого цвета, состоящие из трех перьев. В центре знака находится щит фигурной формы, закрывающий два скрещенных меча, расположенных рукочтками вверх.На верхнюю часть щита наложена пятиконечная звезда с золотистым металлическим окаймлением, покрытая красной эмалью.Два нижних луча звезды наполовину наложены на щит. На знаках 1 и 2 класса снизу под щитом изображена часть штурвала.Рукоятки клинков и крылья волнистые, гофрированные. Лезвия клинков гладкие. Клинки золотистого цвета. Поверхность щита залита светло-голубой эмалью. В центре щита, соотвнтственно классу, расположена цифра 1, 2 и 3, выполненная из красной эмали.Знак летчика 1 класса, кроме того, имеет по обе стороны щита дубовые ветки и несколько ниже лавровые ветки, выходящие с обеих сторон штурвала. Ветки выполнены под цвет пластины. Знак летчика 2 класса лавровых веток не имеет.Знаки штурманов 1,2 и 3 класса такие же, как и знаки летчиков, но дополнительно на щите имеют контур бомбы, в центре которого расположена цифра 1, 2 и 3. ….Изготовляется цельноштампованным металлическим. С оборотной стороны имеет булавочное крепление к одежде.(Приложение к приказу, подписанному маршалом Малиновским в 1966 году) http://armznaki.ucoz.ru/publ/quot_o_vvedenii_nagrudnykh_znakov_klassnosti_dlja_letnogo_sostava_aviacii_vooruzhennykh_sil_sssr_quot/1-1-0-5 

(В.Сизов)

************************

Нагрудные знаки

Вырезка из  книги-альбома: (2007 Униформа Российского ВВФ Том II ч2 (1955-2004))

В.Корольков 

***************************************************

…Что касается ракетчиков —  мама говорила они появились в городке моментально, как грибы — после сбития <Пауэрса>…(В. Корольков)

1 мая 1960 года в районе Свердловска расчётом ЗРК С-75 майора М. Воронова был сбит U-2 (56-6693), пилотируемый Ф. Пауэрсом. Лётчик покинул самолёт и после приземления был задержан. Ну точно как у Высоцкого: «Обезврежен он и даже был пострижен и посажен, а в гостиннице советской…..»

В городке ракетчики появились где то году в 1963. Тогда как раз и был сдан и достроен дом №58, но он был построен уже после завершения строительства 2 коробки, не считая домов, что стояли возле садика, и на одном из которых потом стояла сирена, точно такая, как в школе. А до того за баней кроме строителей была голая степь. Хотя точки вокруг городка появились немного раньше, то есть после 1961 года.

(В.Сизов)

*************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

 1.РАКЕТЧИКИ:

* Апрель 1960 год*      Предшественник летчика Пауэрса пересек границу СССР, пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, Приозерским ракетным полигоном и базой стратегической авиации в Чагане. Он заснял их и благополучно ушел  за границу. Исходя из высших интересов, руководство страны приняло решение закрыть это направление от повторных пролетов.  (Курсаков А.И.) http://kursakov.narod.ru  

19 апреля 1960 год        Зенитно-ракетный полк (войсковая часть 62872) успешно был переброшен на Семипалатинский полигон, оставив свои позиции под Барнаулом. Штаб части разместился в военном городке ЧАГАН —  в 50 км от Курчатова.      . (Чаганская летопись) 

**************************************************************

2. Пауэрс

Когда Ф. Пауэрс, начав фотосъемку химкомбината «Маяк», на котором выполнялось обогащение урана и производилась наработка оружейного плутония, приблизился к Свердловску (Екатеринбургу), с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель—перехватчик Су—9. Однако он был без ракет — самолет перегоняли с завода к месту службы, и вооружения на этом истребителе не было. Летчик же, капитан Игорь Ментюков, был без высотно—компенсирующего костюма. Но самолет подняли в воздух, а командующий авиацией ПВО генерал—лейтенант Евгений Яковлевич Савицкий дал задачу: «Уничтожить цель, таранить!». 
 Самолет был выведен в зону нахождения нарушителя, но выполнить перехват не получилось. Скорость Су—9 составляла 2000 км/час. При этом Lockheed U—2 С (рег. номер 56—6693) летел со скоростью около 800 км/час. Новый Су—9 просто «пролетел» мимо нарушителя. Зато капитан И. Ментюков позже попал под обстрел своего зенитного ракетного дивизиона, чудом оставшись в живых.

Lockheed U—2

 
Дальнейшие события перехвата нарушителя силами ПВО весьма противоречивы. 
Самолёт Пауэрса достиг зоны ответственности 57—й зенитно—ракетной бригады. В районе Свердловска (Екатеринбурга) перехват нарушителя производили шесть зенитных ракетных дивизиона…
Ракета, сбившая U—2, разорвалась метрах в 25—ти от хвостовой части самолёта . Потеряв управление, самолёт—шпион, разваливаясь на части, падал вниз. 

U-2 был подбит ракетой 5-го зенитного ракетного дивизиона 37-й зенитной ракетной бригады (командир ЗРДН – подполковник И. И. Новиков, стартовая позиция дивизиона – станция Полдневая), выпущенной вдогон самолету и поразившей его. Это был первый в истории  боевой пуск ракеты С-75 по реальной цели (http://alternathistory.org.ua/1-maya-lockheed-u-2-nad-sverdlovskom)
 Пилот самолёта  Фрэнсис Пауэрс, даже не пытаясь привести в действие систему ликвидации самолета и не используя катапультное кресло (позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании), с трудом выбрался из разваливающейся на части машины на высоте около 4000 метров, и уже в свободном падении раскрыл парашют. 
Многочисленные отметки от обломков самолёта, на радарах ПВО были восприняты за активные помехи, выставленные нарушителем, поэтому было решено дальше  работать по U—2С . 

…. Командир 4—го зенитного ракетного дивизиона 57—й зенитной ракетной бригады майор Алексей Шугаев доложил на командный пункт начальника группировки зенитных ракетных войск, что видит цель на высоте 11 км. Несмотря на заявление дежурного по КП, что открывать огонь нельзя, поскольку в воздухе свои самолеты, находившийся на КП генерал—майор Иван Солодовников взял микрофон и лично отдал приказ: «Цель уничтожить!». 
 Одна из ракет второго залпа едва и не поразила Су—9 капитана Игоря Ментюкова. А вторая — достала также преследовавший самолет—шпион НАШ МиГ—19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова. 

Ст. лейтенант Сафронов

Это был один из двух МиГов, отправленных в безнадежную погоню за самолетом—шпионом. Первым шел более опытный капитан Борис Айвазян, самолет Сергея Сафронова шел вторым. 
После залпа более опытный Борис Айвазян успел сманеврировать, а самолет Сергея Сафронова упал в десяти километрах от аэродрома. Недалеко от него на парашюте опустился и сам летчик — уже мертвый…. Сергей Сафронов погиб на виду у многих уральцев — жителей г. Дегтярск, спешивших на первомайскую демонстрацию. Самолет Сергея упал на окраине городка…Возможно, катапульта сработала от детонации, а может пилот сам сумел в последние мгновения привести ее в действие — установить это многочисленные комиссии не смогли. Сергею Сафронову в день гибели не исполнилось и тридцати.  Он был ровесником Фрэнсиса Пауэрса. 

**********
09 мая 1960 г. Вашингтон официально объявил о прекращении разведывательных полетов самолетов—шпионов в воздушном пространстве СССР. Однако, в реальности, этого не произошло.

Уже 1 июля 1960 г был сбит самолет—разведчик Boeing RB-47 Stratojet, экипаж которого не захотел подчиниться и сесть на наш аэродром. Один член экипажа погиб, двое других — лейтенанты Д. Маккоун и Ф. Олмстед — были взяты в плен и, впоследствии, переданы США.

Лишь после этого волна шпионских полетов спала, а 25 января 1961 г новый президент США Джон Фитцжеральд Кеннеди заявил на пресс—конференции, что отдал приказ не возобновлять полеты самолетов—шпионов над СССР. А вскоре необходимость в этом вообще отпала — роль основного средства оптической разведки взяли на себя спутники. (http://korostelev.ucoz.ru/load/fajly/armija_rf_2010/s_chego_nachalas_istorija_boevogo_primenenija_s_75_sistema_75/6-1-0-13)

********************************************************

Развивалась вовсю космическая Эра…

*

Продолжение НЕ следует

 По материалам форума сайта  http://chagan.ru. В качестве иллюстраций использованы фото из альбома Ал.Овчинникова, Апухтина,Л.Бабушкиной и др. 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

3 комментария

3 комментария на «Отцы и дети. Или особенности Дальней Авиации фольклора. …В.Корольков, В.Сизов, А.Фалий, С.Зинкин»

  1. Виктор:

    Я вот по этому ответу категорически не согласен!!!
    «А несколько позже, вроде бы, один из экипажей вновь прибывшего полка успешно отбомбился по местному коровьему стаду. Визит обескураженных казахов и дал повод прилепить героям ситуации прозвище: МОНГОЛЫ». Что за чушь, во втором полку не было бомбардировщиков!!! Никто никого не бомбил. Нем забывайте, что у МОНГОЛОВ были ракеты. Какое стадо коров? Да и пуски во втором полку были не на местном полигоне, кстати у нас возле Чагана такого небыло. Да и Чебаки бомбили вроде как возле Ахтубы. К тому же сначала во втором полку были только имитационные пуски. А только потом боевые, только без ядреной оеголовки. Так что такую версию можно было применить только к ЧЕБАКАМ. Они и только они бомбили!

  2. Виктор:

    И еще хочу сказать одно… В Чагане не было летчиков с 7-ми летним образованием. Так что Серега тоже не совсем прав. Я знал только о таких летчиках в Белой Церкви. Может кто помнит выражение 15-ти летний капитан? Тогда было массовое увольнение офицеров, в основном капитанов, не имеющих среднего образования. Вечерние школы были ими переполнены, все пытались получить аттестат, чтобы не быть уволенным из ВС без пенсии. Хотя при Никитке уволили очень много офицеров даже с образованием.

    • Сергей:

      В Узине такие были, фронтовики, наверное… И в Серышево наш сосед снизу, подполковник Л. Молодой, наверное, летное образование у него было, может и высшее, но поскольку летчики заканчивали службу раньше, им же выслуга лет быстрее шла, особенно , когда они дослуживали в Анадыре или Тикси перед увольнением, то они нуждались в аттестате о среднем образовании, обыкновенном, граждонском. Наверное, задумывались о работе на гражданке.

Ваш отзыв на Сергей