main

Санта-Мария и другие . В.Корольков, В. Сизов

Ну почему Я  помню, но никто больше не подтверждает такое понятие, как Санта Мария, слившееся в далёком детстве в одно слово сантамария. (В.Корольков)

«Санта-Мария» . …. Святая Дева Мария (исп)., название  аэропорта в Америке, риф в где-то теплых морях…Что еще?

Санта-Мария (исп. Santa María, Святая Мария) — флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка типа нао длиной не более 25 метров…. вместимостью до 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф….

*

«Санта-Мария» была однопалубным трёхмачтовым кораблём с прямым парусным вооружением.Она двигалась медленнее других судов Колумба, но отличалась надежностью во время штормов…..

Кстати — довольно интересный для «западенцев» факт: Корабль был построен в Галисии и изначально  наречён «La Gallega» («галисийка»). Но увы! Пусть исконные украинские галиЦийцы  не обольщаются на этот счет в данном случае  Галисия (галис. Galiza, исп. Galicia) — исторический регион и автономное сообщество на северо-западе Испании. (Википедия)

….«Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов Гаити. Обломки корабля использовались при строительстве поселения…..Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба. Тем не менее, в 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реплика «Санта-Марии». В XX веке было выполнено множество макетов и плавающих реплик в натуральную величину. Пинта и Нинья — два других корабля Колумба (Википедия)

1893 "Nina", "Pinta", "Santa Maria" replicaс

******************************************************************************************************

Но не ЭТО ассоциировалась в наших детских головах с красивым словосочетанием  «Санта-Мария»... Когда и какому юмористу пришло в голову обозвать именем флагманского корабля Христофора Колумба здоровущий КУНГ, который одно время «подавали» к приходу поезда из Семипалатинска на ст.Чаган для доставки приезжающих пассажиров в жилой городок Чаган...И  насколько ЭТО «прозвище» для огромной грузовой машины, предназначенной в нашем случае для перевозки людей, а где-то и для других целей,  прижилось в других местах —  так и остается неизвестным.

Впрочем, на этот счет есть и другая версия

**********************************************************************************************************

Название произошло не от колумбовской Санты, а благодаря событиям 1961 года в Бразилии

Бразилия, 1961. Захват корабля «Санта Мария» 

Пассажирский корабль «Санта Мария» вышел из порта Кюрасао 21.1.1961. На борту имел 588 пассажиров и 350 членов команды. Порт назначения — Майами. Был захвачен группой из 29 человек португальских повстанцев. Возглавлял террористов Энрике Галвао, его помощник — Хорхе Соттомайор. На судно террористы проникли под видом членов экипажа и пассажиров. Оружие пронесли в багаже. В ночь после отплытия группа повстанцев захватила капитанский мостик и убила находившихся там двух офицеров. Утром пассажирам было объявлено о захвате судна и изменении курса. 3.2.1961 корабль прибыл в Ресифи (Бразилия), где команда и пассажиры были отпущены. В Бразилии повстанцы получили убежище. Террористы — антисалазаровцы, захват судна совершили для привлечения внимания мировой общественности к антисалазаровской борьбе в Португалии

Тогда у нас кругом трубили об этом корабле, захваченном террористами.

…помню, потому, что нам, октябрятам тогда каждую неделю проводили политинформацию и гневно осуждали мерзких капиталистов с буржуями, которые издеваются над рабочим классом и крестьянством. Да и разговоров о той Санта Марии было тогда даже больше, чем о Саманте Смит и Анджеле Дэвис вместе взятыми.

Видно наши остряки сравнили себя с захваченными террористами и поэтому так назвали эти караван-сараи. Тогда еще была модной песенка: «Мы идем, нас ведут, нам не хочется…» Сами понимаете какие чувства испытывали офицеры, поднятые до зари, еще не разбуженные и посаженные в эти душегубки.

В. Сизов ( http://chagan.ru/forum1/viewtopic.php?t=1407&postdays=0&postorder=asc&start=105)

******************************************************************************************************
Уже, лет в 30, изучая испанский язык, понимая этот простой смысл этого словосочетания и даже переведя на испанский название города, где я родился в красивое — la Iglesia BlancaБелая Церковь«) я всё равно произнося Santa Maria или Santa Fe представлял длинную машину, крытую брезентом с лавками в которой папа уезжал на аэродром, и которые приезжали и разворачивались практически у нас под окном 74 дома. Всё-таки детская память, они были длинные и выцвевшие брезентовые. Но найденный на просторах интернета ЗИС с прицем хотя и похож, но не очень —  по размеру вроде бы такой. Может у кого фото есть? Ни разу не встречал…

…»Сантамария» была такая — лучше фото не нашел …..

Седельный тягач ЗИС-120Н с полуприцепом ММЗ-584Г. 1958 год.

Хотя не удивлюсь, если это были Ленд-Лизовские  — эта…

Chevrolet

Или эта…

Dodge1.5

А может быть…

Ford-6

Где ты,  моя Santa Maria из детства!!!

В.Корольков,( http://chagan.ru/forum1/viewtopic.php?t=1407&postdays=0&postorder=asc&start=105)

*****************************************************************************************************

Справка:Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для ЕГО страны. Закон о ленд-лизе (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States») (Википедия)

Вот так… Когда-то помощь американцев НАШЕЙ стране считалась жизненно важной для ИХ страны... Думаю, что об этом тоже не стоит забывать…

**********************************************************************************************************

Санта-Марию(или ещё Коломбина) помню на базе КрАЗА,очень длинный кунг. (Ал.Фалий)

…. ИМЕННО СантаМария — я тоже помню….  — эта лесенка, которую штурмом с чемоданами... Для меня в те времена этот процесс добираток от ж/д Чаган  станции до городка в той Санта-Марии был наиболее впечатляющ из всей поездки от Чагана до Риги (например) и назад …  С учетом пересадки в Москве, переездов из аэропорта в аэропорт и с вокзала на вокзал …Как ни странно — все эти множественные пересадки и перевалки на «большой земле» в моей памяти были далеко не ТАК животрепещущи, как эта возбужденная толпа во дворе ж\д Чаган   возле лесенки в грузовую часть КУНГА... И здоровущей она мне тогда казалась… Санта-Мария эта… Или она и вправду была ТАКОЙ здоровущей?.

****

С этим КУНГОм судьба меня потом один раз в жизни свела — когда меня по молодости отправили из моего симферопольского «ВНИПИшельф» в командировку на Кубань  — согласовывать трассу газопровода, которая должна была проходить  по Краснодарскому краю куда-то в сторону тогда еще братской Украины…

Строительство газопровода

*

Суть задания заключалась в том, чтобы согласовать с колхозами, по землям которых проходила эта трасса «полосу отвода» для проектирования очередной газопроводной трубы… Для этой цели мне на местной автобазе  и выделили ЭТО.… Когда я увидела, как во двор автобазы медленно ВПЛЫВАЕТ этот могучий раритет второй мировой, из которого вышли два крепких деда времен этой же второй мировой водители...В общем я ощутила  конкретное  дежа вю …. И, наконец, исполнилась моя давно забытая детская мечта — «посидеть в кабине«…. Вот интересно — почему детские мечты сбываются тогда когда о них уже как бы и не очень помнишь — за текущей ненадобностью.... Но насиделась я тогда в кабине того кунга более чем

Вместе с раритентными дедами я моталась    на этом не менее раритетном  кунге по бескрайним полям краснодарского края, наводя ужас на  местных жителей одним своим внешним видом.  Это было должно быть очень впечатляющее зрелище — когда, занимая половину улицы, к колхозной конторе подплывает (а иначе не скажешь) здоровущий автомонстр полувоенного вида.... И из него выскакивает хрупкое существо в моем лице и требует председателя колхоза  …:)

Причем заметьте — ездили мы ПОРОЖНЯКОМ — издержки тогдашней советской хозяйственности (или БЕЗзозяйственности?)- солярки (или на чем там он) в стране явно хватало более чем...(админ)

*********************************************************************************************************

….Марка тягача не та. Наши Санта Марии тягали ЯАЗы. Хотя и были МАЗ 200, капотники. У них на капоте еще были медведи. Эта машина очень похожа на МАЗ 200 с зубром на капоте и немного другой решеткой радиатора. Прицеп немного похож, но у Санты он был побольше и пошире. Лавки стояли вдоль и их было вроде как 4 ряда. Кузов еще был утеплен стеганным брезентом, которым укутывали двигатели самолетов на стоянке.

А я не помню, чтобы Санта Мария ездила на вокзал Чагана…Помню ездил автобус, как его сейчас называют «Шарапов«. ПОмню, еще раньше на станцию возил грузовик, ГАЗончик с кунгом. А зимой иногда ездил ГАЗ 66 с тентом, но он был намного меньше тех огромных лайнеров, что возили офицеров в 16 городок. Хотя на нем присутствовала сзади лестница, которую штурмовали с чемоданами. Но ГАЗ 66 появился уже вроде как после 1967 года. До того ездили автобус и кунг…… От каждой ТЭЧ, как и от ДАРМ ездила машина с кунгом и печкой, которую топили дровами и углем. Ну а работники штабов двух полков ездили на службу на автобусах. (В.Сизов)

«Санта-Мария ездила на вокзал с середины 70-х.Прекпасно помню штурмующих с чемоданами и баулами))))))).» (Фалий С.В)

**********************************************************************************************************

….Конечно же я помню этих медведей!

Базовый автомобиль ЯАЗ-210 - Копия американского Diamond T-850. Колесная база – 6450 мм. С деревянной платформой. Серия в 1951-58 гг. на ЯАЗ (12600 машин), с 1959 г. на КрАЗ

Наша Сантамария - Седельный тягач - ЯАЗ-210Д

Такие седельные тягачи в основном буксировали полуприцепы-топливозаправщики ТЗ-16, использовавшиеся для заправки самолетов.
Жаль здесь плохо видно, зато видно кого он заправляет!

Самолет М4. Заправка

Возможно, что использовать одни и те же сёдельные тягачи и для ТЗ и для Сантамарий даже было похоже на универсальность.

*****

У меня почему в памяти отложились ЗИСы (ЗИЛы) как Сантамарии? Наверное, это связано с тем, что мама работала недолго в лаборатории керамзитового цеха (устроилась, как геолог Smile ) и я часто катался с солдатом на самосвале ЗИС — ЗИЛ, развозя бетон от бетономешалки — не помню куда.
Самосвал мне помнится таким:

(В.Корольков)

*******************************************************************************************************

У них были деревянные кабины, а не платформы. Из вагонки, некоторые были обшиты жестью и покрашены в зеленый цвет. Заправляет он М-ку. И действительно тягачи были универсальные. Думаю, что поначалу их, то есть полуприцепы использовались для подвоза бомб, но один полк был не бомбардировочный и полуприцепы переделали для пассажирского варианта. Вся эта техника была скорее всего в автобате, не меньше, так как использовалась дивизией. А ЗИСы-150, или в народе «Захары» точно, работали в керамзитовом заводе и на ЖБК. А так же у строителей, хотя панелевозы тягали тоже ЗИЛы, но седельные тягачи.

Всю эту технику я очень хорошо помню, так как с самого приезда крутился у строителей. А бульдозерист учил меня даже работать на бульдозере ДТ-54. Да и на самосвалах мы тоже катались, лазили по этажам и котлованам. Все дома от 66 и дальше строились у меня на глазах и везде мы лазили и общались со строителями. Бегали для них в магазин за конфетами и другими товарами.

В 16 городок кроме Санта Марии еще ездили автобусы на базе ГАЗ 51 с одной пассажирской дверью, открываемой вручную. Их отличием от стандартной модели было размещение в салоне, справа от водителя стандартного газоновского радиатора с электровентилятором для отопления салона. В этих автобусах ездили офицеры штабов полков, а так же они ездили к поезду на станцию Чаган. Позже уже были другие автобусы, вроде даже модели ПАЗ. В школе тоже был один такой газоновский автобус и два грузовика ГАЗ-51. Они стояли в каменном гараже у въезда в школу с правого крыла. На них ездили мы, ученики и учителя труда Борфед (Борис Федотович)  и Геннадий Иванович. Геннадия Ивановича наш класс просто обожал. Он для нас был главным техническим авторитетом и консультантом…..

(В.Сизов)

********************************************************************************************

Я лишь привёл часть текста из представленной ссылки по ЯАЗ-210 (http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/a2targets/data/ic_nomenrussiaa2targets/6/где сказано Что:

ЯАЗ-210 — С деревянной платформой. Серия в 1951-58 гг. на ЯАЗ (12600 машин);

ЯАЗ-210А — С цельнометаллической платформой, лебедкой для погрузки тяжелых грузов на платформу;

ЯАЗ-210Г — Автомобиль-тягач с тяжелой сварной цельнометаллической балластной платформой;

ЯАЗ-210Д — Седельный тягач с устройством для автоматической сцепки с полуприцепом;

ЯАЗ-210Е — Самосвал на базе ЯАЗ-210Г.

(В. Корольков)

Дошло. У нас были ЯАЗ 210Д, а самосвалы на базе ЯАЗ-210Г перекрывали Енисей. Да и Ангару тожа. (В.Сизов)

********************************************************************************************************

Никому неведомый (по внешнему виду) флагманский корабль колумбовского флота и  его вероятная «реплика» 1892 года… Корабль-заложник 1961 года…. И Седельный тягач — ЯАЗ-210Д, который использовался в том числе и  для буксировки топливозаправщиков при заправке самолетов.… А еще для транспортировки людей… В частности — военных — из «дома на работу» и для доставки пассажиров с ж/д станции Чаган до места жительства.

Вот такой  она была  для НАС —  эта Санта-Мария нашего детства.

Ж/д станция Чаган. Фото из альбома Ал.Овчинникова

Станция Шаган, 2011 г. Житель пос. Чаган Т.Уралбаев, Выпуск 1978 г.

На станции Шаган - 2011

По дороге в детство...Ст. Шаган , 2011 г. Фото г.Тихоновой

Билет до станции Чаган . Фото из альбома Ал.Овчинникова

 

По материалам сайта  http://chagan.ru

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

4 комментария

4 комментария на «Санта-Мария и другие . В.Корольков, В. Сизов»

  1. Сергей:

    на такой же машине мы приехали в городок, и на ней же уехали через шесть лет! А отец ездил на ней каждый рабочий день.

  2. Виктор:

    КУНГ — аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита[1]. Тип закрытого кузова-фургона для грузовых автомобилей, состоявших на вооружении Cоветской армии и армий стран Варшавского договора. Широкая распространенность автомобилей с КУНГами в армии и народном хозяйстве фактически сделало аббревиатуру именем нарицательным для обозначения закрытых кузовов вообще.

    КУНГи выпускались для установки на шасси автомобилей ГАЗ-63, ЗиЛ-157, ГАЗ-66, ЗиЛ-131, КамАЗ-4310, Урал-375. Модификации для разных автомобилей имели однотипные элементы.

    Кузовы типа КУНГ: деревянно-металлические, утеплённые, герметизируемые, отапливаемые. Предназначены для размещения личного состава, ремонтных мастерских, радиоэлектронных систем, медпунктов и пр.

    Кроме того кунги ставили не на автомобиль, а на салазки и тягали тракторами.
    Снимок кунгов вот здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%D3%CD%C3

  3. Да было раньше еще в 70-х много на дорогах таких грузовиков ЗИЛ , у него на радиаторе полосы были вертикально, а до него был ЗИС с горизонтальными полосами на радиаторе.

  4. Алексей Веденев выпуск 1975:

    санта-марией называли кунги на базе яаз-210 или Краз,которые возили людей на станцию и офицеров на службу в шестнадцатый

Ваш отзыв на Виктор