main

А ОНИ сами — «любили» Чаган? (о наших отцах)

 

По поводу Любви — Не любви <старшего поколения к Чагану — админ>…:

Учитывая архитектурно-планировочное решение Чагана, численность школьного населения, максимальную удаленность домов от школы — 10 минут ходьбы, можно считать Чаган Одной школой — Одним двором — Одним домом.
Школьники встречались друг с другом в школе, во дворе, в домах, в которых проживали, ежедневно, днем и вечером. Знали друг друга. Поэтому, волей — неволей, становились, если не закадычными друзьями, то приятелями, хорошими знакомыми.
Одна школа, одни учителя, один двор, одно пространство, общение. Все это связывало их. Может быть это обусловило феномен Чаганского братства, подобного которому, похоже, нет.
Дети росли, формировались в этих условиях. Возможно, и чувство к Чагану формировалось одно —  скорее Любовь.
У Отцов другое. Они прибыли в Чаган взрослыми.
Все что окружало в Чагане взрослых, уже не могло сильно повлиять на их.
Возможно, что среди чаганцев найдется новый Тургенев, который напишет новый роман «Отцы и дети», или проведет исследование и напишет об отношенииях Отцов и Детей к Чагану. Было бы интересно почитать.

Н. Пантелеев <Из комментариев к статье  Моя служба в Чагане. Н.П.Пантелеев>

****************************************************************************************

Эпиграф:

Наверное поздно близ  темных вершин

Явился я в мир, где распахнуты шири —

Пленительных женщин и храбрых мужчин

Уже не пришлось мне застать в этом мире… 

(Расул Гамзатов)

 

Ну я…типа Тургенев..:) Пытаюсь во всяком случае… И думаю, что пожалуй Вы правы — в отличие от «детей» отношение «отцов» к Чагану было безусловно неоднозначное… Другой вопрос: откуда у ДЕТЕЙ такое отношение к по сути ВРЕМЕННОМУ и во многом СЛУЧАЙНОМУ месту пребывания своих отцов …..

И «феномен» такого отношения думаю даже не в «замкнутом пространстве» , в котором росли дети , а все-таки в подходе к обустройству этого замкнутого пространства именно «ОТЦАМИ»…

То есть как бы «отцы» к своему пребыванию в Чагане ни относились, ТАКАЯ «атмосфера» для детей и как следствие, ТАКОЕ отношение  к городку создавалась именно ИМИ…

То есть именно «ОТЦЫ» в перманентном процессе «защиты БОЛЬШОЙ Родины» на пустом месте в голой степи реально САМИ  создавали «дом родной» и СВОЮ «малую родину» — и для себя,  и для своих детей — причем судя по отношению «детей» в своему прошлому — им («отцам») это неплохо удалось.

Так что думаю, что «феномен отношения » все-таки в «ОТЦАХ» — мало ли «замкнутых» пространств на «необъятных просторах» — деревеньки, небольшие городки…

Любили-не-любили, ЗНАЛИ, что Чаган по-любому — пристанище  для них временное,  но тем не менее обустраивали «как родное«…И относились соответственно…И детям пусть неосознанно,  но «прививали» — собственным примером, так сказать…

Мы же помним, к примеру, ТЕ субботники по благоустройству… Когда и «все ДРУЖНО — стар и млад»… КТО, ГДЕ и КОГДА сейчас может вспомнить что-нить подобное в других «замкнутых пространствах» — даже в ТЕ времена? И досуг опять-таки, и «самозанятость населения», в том числе и «детского» под «чутким руководством взрослых» — вспомним тот же чаганский БАЛЕТ, знаменитый на всю ДА….  ….

*

После одного из ТЕХ субботников...

*

Чаганская балетная школа под руководством Трафимовой М.Н. Репетиция между съемками на ТВ

Чаганская балетная школа под руководством Трафимовой М.Н. Репетиция между съемками на ТВ

Конечно все далеко не ТАК однозначно — и всякие люди там  были,  и всякое бывало (как впрочем и ВСЮДУ) , но общий вектор направленности тем не менее явно ИМЕЛ МЕСТО БЫТЬ….

 ******

Почему получилось именно ТАК — сейчас сказать трудно. Возможно дело действительно в пресловутом явном и «скрытом« отборе лучших представителей… (см. статью «Об офицерской чести, селекционном отборе и семье Агибаловых» ) возможно потому, что в силу удаленности и некоторой изолированности от «цивилизации» «ОтЦЫ» на момент пребывания в Чагане были в числе прочего вынужденно освобождены от исходных «социальных пут»  — в виде «ближних и дальних родственников», имущественных и прочих обязательств, традиционных для почти каждой молодой семьи на «большой земле»…

Я что имею ввиду: В частности — ни тещ со свекровями с их вечными указаниями «как надо жить» — от которых не отмахнешься при всем желании , ни дач и прочего всякого такого, что отнимает энергию и свободное время

Ни безвекторных «поисков смысла жизни» в параллель с общим «ничегонеделанием»- с этим (я имею ввиду понятие «смысл жизни»), думаю, как раз у наших отцов на ТОТ момент все было в порядке иначе они не выбрали бы ЭТУ профессию и (как следствие) не оказались бы именно в Чагане.…

Ни истерического стремления заработать деньги «любым путем» и любыми способами —  со «способом заработка»  у наших отцов было тоже все определенно и ясно

Ни «протестных настроений» — те,  кто в то время «протестовал» — «тусовались» совсем в других местах, а те, кто остался в городке— просто ЖИЛИ и работали — исходя из имеющихся в наличии «объективных реалий»….

Без истерик и стенаний… А если кто и «стенал», то, видимо,  не НАСТОЛЬКО, чтобы не суметь  (или ХОТЕТЬ) вырваться оттуда ЛЮБЫМ способом… Впрочем, кто хотел — тот  «вырывался…» Зато  те, кто оставался — и  создавали ту самую «атмосферу с феноменом…»

*

...Из того, что БЫЛО..."

********

Это мужская составляющая.»Отцов»… С женской, думаю тоже все было яснодалеко НЕ КАЖДАЯ  женщина согласится поехать за своим мужем в такую Тьмутаракань… Так что «бабочки» отсеивались по определению еще на стадии   «образования семьи» — — и оставались только «настоящие женщины» — по ТОГДАШНИМ  понятиям — то есть из породы «декабристок»…:)

Ну а что такое были декабристки — думаю не мне объяснять….:)

То есть как минимум культивируемое ныне понятие «успешная  стерва» , думаю,  к нашим матерям было очень сильно малоприменительным — может разве что  за редким исключением — у них были ДРУГИЕ интересы…

Женщины из породы «стерв» , думаю,  оставались большей частью « на большой земле» — НАФИГ  НАДО… В ЭТИ условия…  НИ ЗА ЧТО.. Какая ТАМ может быть «успешность»… Это образ мышления стерв. Он ни хорош,  ни плох. Он такой как есть — и он автоматически «отсеивает«…

А эти… «декабристки«…… наравне с мужьями вольно (или НЕвольно) лепили для себя и своих детей НОВУЮ ЖИЗНЬ и ОТНОШЕНИЯ  — такую,  какие они должны были  быть в ИХ («декабристок«)  понимании… 

*

Молодые и красивые.. Вот такие они были - НАШИ "декабристки"...:)

*

И тоже — с учетом «естественного отбора» человеческих качеств определенного свойства — уже по женской линии…

 ******

Ну то есть вольно или невольно — в Чагане на момент его образования «собралась компания» молодых, энергичных и «правильно воспитанных» людей, которым предоставилась СЧАСТЛИВАЯ (я ТАК  думаю — в этом плане ТАК не каждой молодой семье  повезет) возможность на ПУСТОМ МЕСТЕ «построить самостоятельную НОВУЮ жизнь без посторонних влияний» — ну они  ее и СОЗДАЛИ — так как ОНИ  себе это представляли — с учетом СОБСТВЕННЫХ  личных качеств и исходного воспитания…  САМИ —  и для  СЕБЯ и  для СВОИХ ДЕТЕЙ.

*******

Ну а их дети эту жизнь и отношения получили уже в «готовом виде» и, как выясняется сейчас — она была почти утопической (в хорошем смысле) — по нашим нынешним меркам…

Эдакий «Город Мечты» (или Город Солнца :))? —  как минимум в плане межличностных отношений…

Тем более с учетом свойства человеческой памяти забывать все  плохое… Которое,  безусловно там тоже БЫЛО (и еще СКОЛЬКО!)… Но видимо хорошего в нашем тогдашнем ДЕТСКОМ  понимании было в  Чагане все-таки несоизмеримо БОЛЬШЕ...

И именно в ЭТОМ, наверное и есть  заслуга наших ОТЦОВ с точки зрения феномена отношения... ….

Ну те, кто прибывал ПОЗДНЕЕ — уже «поддавались влиянию…» «Проникались…» и все такое.

Хорошее, как и плохое, оно ведь тоже.. ЗАРАЗНО… 🙂

Ну а те из НОВОприбывших, кто «НЕ поддавался» — думаю, долго ТАМ не задерживались — в силу того же пресловутого «естественного отбора»  человеческих качеств….

*

Вот такое "чаганское братство"...

 *******

В общем  — вольно или невольно — получился некий СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ… с элементами селекционного отбора...🙂 По формированию мировоззрения, отношения к жизни и все такое... В результате которого «чаганские птенцы«, разлетевшись по городам и весям, до сих пор ощущают некую сАмость  (или отлИчность) от прочего окружающего их населения…

«ЧАГАНЦЫ — ЭТО НАЦИЯ!» (цитата из «Одноклассников«) . Пожалуй, в этом действительно есть таки доля истины…

Так что вот как-то так, я думаю…

А любили или НЕ любили ОТЦЫ  Чаган… 

Применительно к Чагану как к «среде обитания» для первого поколения ВЗРОСЛЫХ чаганцев-«отцов» думаю уместна следующая песенка : «Я ЕГО  слепила из того что было…. А потом что было — то и полюбила» 🙂

Невозможно (как мне кажется),  не любить то, во что вложил ЧАСТЬ ДУШИчто бы ты там ни говорил сем себе про себя и вслух…… А ОНИ (первое поколение «отцов», во всяком случае) безусловно ВЛОЖИЛИ

Ну а изначальное  отношение  как к месту службы и вообще — оно конеШно…

*

 

******

Другой вопрос, что с ЭТИМ ДЕЛАТЬ … Можно, конечно,  скулить о тяжкой доле , виноватить всех и вся и попутно гадить под себя — все равно «НЕ МОЕ« и моим не будет никогда

… Ну а можно… И ПО-ДРУГОМУ... И тогда появляется «феномен отношения«... том числеи самих «ОТЦОВ« — хотя вполне допускаю, что очень сильно НЕ ВСЕХ....

Думаю, что в общем случае отношение «отцов» к Чагану  можно выразить так: никто по доброй воле туда, конечно  особо не» рвался»  — тем более с учетом «сопутствующих обстоятельств» в виде ядерного полигона — которые,кстати,  выяснялись (как правило) уже «на месте назначения»… Но те, кто там оказались, «без слез и истерик»  постарались сделать ВСЕ, чтобы у них самих и у их детей была как минимум «нормальная» (в их понимании) жизнь… Что им собственно и удалось…  И даже более чем — судя по феномену отношения…

В общем по классической пословице : Не место красит человека, а человек (или ЛЮДИ) —  МЕСТО… В данном случае — ЧАГАН..

А потом на «красивое  место» приходит другой человек и место становится… Ну скажем так — не таким уж красивым... Но на первых порах никто не замечает подмены... И только ПОТОМ …. Но это так,  к слову…

Как же относились к  тому, что получилось,  САМИ «ОТЦЫ»… Думаю все же имеет смысл спросить у них самих — ПОКА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ….

***********

Короче —

НИЗКИЙ ПОКЛОН от чаганцев — «ДЕТЕЙ»   чаганцам- «ОТЦАМ» —  

за    созданное ими для нас

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ...

*

В память об "отцах" - от благодарных "детей"...Чаган, июль 2011

*

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

15 комментариев

15 комментариев на «А ОНИ сами — «любили» Чаган? (о наших отцах)»

  1. Olga:

    Марина, всегда с удовольствием читаю то, что ты пишешь. Спасибо тебе за память, за любовь к Чагану, за твой литературный дар)
    МОи родители любили Чаган. Может, когда там жили и не осознавали этого. Знаю, что ждали дембеля, как подарка. Все-таки служба отцов была «и опасна, и трудна»… Но вот после ДМБ постоянные сравнения «там и тут» . И не в пользу для «тут».
    А общение на гражданке все равно преимущественно с бывшими чаганцами, которые приехали следом. РАдовались каждому «вновьприбывшему». Вслед за нами приехало в наш небольшой городок на Украине (в Украине)) 11 семей, по моим подсчетам. Дружили все. Все праздники вместе отмечали, пока были помоложе. СЕйчас тоже встречаются, но совсем по другим, печальным поводам…. ………….

  2. Да мои в общем-то тоже… Пока жили — извечная тема была о том как здесь «ужасно» и как будет хорошо когда мы наконец уедем. Это в основном мама. Тем более что у нас был дополнительный повод для упреков — папа САМ в свое время выбрал именно ЭТО место службы (см. http://chagan-tranzit.ru/?p=297 — «Папа, Чаган и сибирское казачество»). Но тем не менее — мама, будучи врачом, думаю вполне могла бы «сделать так» чтобы отца перевели «по состоянию здоровья» — но даже НЕ ПЫТАЛАСЬ это делать… И уже после демобилизации отца оставалась в городке «до последнего» — уже и контейнер с мебелью был отправлен и вообще…
    Папа же в разговоре о мной как-то обмолвился — мне там было ХОРОШО…
    Он знал, ЗАЧЕМ он там был, был ВОСТРЕБОВАН как специалист, пользовался уважением как человек… Была настоящая «ИСТИННО МУЖСКАЯ» компания…Были настоящие ДРУЗЬЯ….
    Это даже если отбросить «бытовую составляющую»….
    Да и мама тоже…»Цивильная» медицина «большой земли» по сравнению с тем. как это дело обстояло в Чаганской поликлинике (даже с общечеловеческой точки зрения) порой повергала ее в ужас….
    И после демобилизации. кстати — также само — родители дружили и общались в основном с отставниками (то есть «близкими по духу») — из Кап.Яра, Энгельса… Ну и бывшими чаганцами, конечно…
    На «гражданке» они как-то …потеряли ориентиры, что ли… Особенно после перестройки…

  3. Сергей:

    Привет! Я-то уже высказался там, не помню, что написал… Вроде того, что дети быстро привыкли. Папа? Он служил, квартира (поначалу в первой коробке — одна комната в трехкомнатной квартире на 3 семьи) теплая, школа хорошая, у мамы и меня трехлетний братик, забот полон рот, не до рассуждений. Мама скоро нашла работу в школе, все пошло своим чередом… Друзья, знакомые у меня и родителей… Природа опять же… В Узине не нравились соседи — невоенные, не из городка… В Чагане все пришло в норму.

  4. Сергей:

    взрывы не нравились, но не сильно… мама переживала, наверное… отец «служил Родине». что еще? Со мной они не больно-то делились своими переживаниями… А куда было деться? Бабушка с двумя дочерьми жили приживалками у бабушкиной сестры, родители, когда я родился, намаялись по квартирам… потом отца призвали, а маму распределили в райцентр учительницей. А с папой она в городках всегда имела работу и жилье… Мы росли, условия для жизни были хорошие, взрывов особенно не боялись..

  5. Сергей:

    а потом… всю жизнь скучал по Чагану, родители тоже. Даже несмотря на взрывы. Иногда узнавали про Чаган — например, отец завидовал , что у военных появились дачи, тосковал по Иртышу — нигде больше так вольготно на большой реке не жили. Я через три месяца после перезда в Серышево сорвался назад в Чаган под предлогом практики по производственному обучению. провел там лето 1965-го года, отец исправлял последствия аварии там же, все лето.
    19:57

    на новом месте , в Серышево, не хотелось бы долго жить мне, но родители прожили там 6 лет, мама стала директром школы, потом с удовольствием перевелись в Хабаровск на авиаремзавод. По Чагану скучали, но как и многие, не приезжали туда — некуда, и некогда… Сейчас бы съездил.

  6. Сергей:

    Вспоминали ли наши родители Чаган? Ну да… сослуживцев, службу, отдых… Но спустя много лет разговоры чаще всего заходили о льготах и коменсациях чаганцам, как чернобыльцам. И о госслужбах, которые всячески затрудняют получение этих льгот. Никак не докажешь, что ты там жил и облучился. Признана официально лишь пара взрывов, кажется. И надо доказать, что ты во время взрывов не был в отпуске с выездом.

  7. Галя Клемпач (из личной переписки):
    При встрече я спрашиваю всех — что значил для них Чаган и чем он отличался от других гарнизонов и точек службы…?

    Вектор действительно положительный.

    Но мне показалось, что это зависит от того, в какое время проходила служба — если с самого начала создания городка — то привязанность к Чагану больше (молодость, любовь — все проходило там, и эти ассоциации соответственно добавляются положительные эмоции)
    Для тех, кто приехал позже — это промежуточный этап в жизни. Особенно, если человек прибыл в более зрелом возрасте с жизненным опытом, — Чаган соответственно оказывал меньшее значение

    Еще у меня появилось ощущение (говорю так, потому что для статистики таких выводов не очень много данных) что отношение к Чагану зависит и от занимаемой должности. У тех, кто занимал не очень высокие (значимые и не очень значимые) должности, для которых дружественные отношения сильны — для них Чаган остался в сердце — в том числе и из-за привязанности к своим друзьям.
    А для тех тех, кто занимал должности более высокие — приходилось решать более серьезные вопросы, принимать соответствующие решения, нести высокую ответственность за происходящее,- они были более ограничены в социальных связях по праву должности и для них Чаган был одним из этапов в жизни и в карьере.

    Любовь, дружба, значимость твоего труда, высокая оценка этого дела в обществе, невидимые положительные СВЯЗИ с людьми и тем местом, где все это зарождалось и жило — все это и порождает любовь к Чагану

    Обида пришла позже, когда выяснилось, что ядерные взрывы на соседнем полигоне, отношение к которым было обыденным делом – оказалось ошибочным, и делом весьма серьезным, что здоровье иссякает быстрее, чем у твоих сверстников, твои друзья уходят, не прожив свою жизнь в полной мере, и что твоя Любовь-то к Чагану – облученная, и что ты и твоя семья, и дети незаслуженно забыты Государством, и полученные награды, уже не соответствуют той миссии, которую тебе пришлось выполнять, т.к. награды — это только оценка твоего труда, а твоя жизнь и жизнь твоей семьи, которым распоряжалось Государство по праву твоей службы Ему, — требуют значительно большей компенсации за потраченное здоровье всей семьи.

    Даже те крохи, которые пришлось отсудить счастливчикам, не компенсируют в полной мере затраты на улучшение качества жизни.

    Но это обида к Государству, а не к Чагану. И получается, что награда за потраченное здоровье из-за соседствующего ядерного полигона – это твоя память и положительные эмоции о счастливой жизни в Степи на берегу Иртыша.

    Кроме того, СВЯЗИ с чаганским миром у многих оказались значительно сильнее, чем вновь обретенные в гражданской жизни. т.к. культура и те моральные ценности, которые мы приобрели в Чагане, более качественные, чем в сегодняшней жизни, и частенько не совпадают с окружающим миром.

    Что также притягивает к чаганскому братству.….

  8. Марина, всегда с удовольствием тебя читаю.
    И полностью согласна с тобой и этим высказыванием Гали.

    «Кроме того, СВЯЗИ с чаганским миром у многих оказались значительно сильнее, чем вновь обретенные в гражданской жизни. т.к. культура и те моральные ценности, которые мы приобрели в Чагане, более качественные, чем в сегодняшней жизни, и частенько не совпадают с окружающим миром.»

  9. Елена Малых (из одноклассников
    Мама не особо вспоминает, а папы нет, но у него были хорошие воспоминания, да и я помню, когда молодые родители по вечерам на улице и в волейбол играли, и какое-то кольцо кидали,(серсо?), причем они, а не мы, дети…

    И я после отъезда- после 9 класса никак не могла понять, когда же вернется настоящая жизнь, которой я всю жизнь жила, только с годами поняла….

  10. Таисия Васина (из одноклассников)
    Я подтверждаю, что наша семья любила Чаган, т.к. это место- первое на большом служебном пути мужа и моего- тоже. У нас не было вариантов сравнения с другими гарнизонами, мы попали сразу после ЧВВАУШа в Чаган. Ребята- штурманы впервые сразу , без переподготовки, были направлены в ДА, на тяжелые самолеты. Они гордились этим. Это было в 1967г. Их было 9 лейтенантов.Мы все семьями дружили. В этом году встреча- 45 лет выпуска 27 октября в Москве. ….

  11. Егорова Люся (с форума сайта http://chagan.ru)
    Жаль, но я уже не могу спросить своих родителей, любили ли они Чаган. Только думаю, что любили. Когда мы переехали жить в Минск, то организовалась компания из ЧАГАНЦЕВ: Игнатьевы+Егоровы+Паламарчуки. Если Игнатьевы – родители моей одноклассницы Людмилы, их я знала в Чагане, то Паламарчуков я даже не помнила. Все праздники справляли вместе с чаганцами. И ещё мои родители дружили с семьей генерала Купцова до их переезда в Москву.

  12. НП:

    «Нам не дано предугадать,
    Как наше слово отзовется»
    Ф. Тютчев

    Подписываюсь обеими руками под сказанным Мариной Владимировной и Галиной Семеновной.
    Безусловно, условия жизни создавали Отцы. И мне кажется, что делали это они не зависимо от их личного отношения к Чагану. Они люди военные. Нужно делать, значит, будут делать. Без лишних слов.
    Я работал на заводе, который выпускал изделия для армии. Так вот, на заводе ходила байка: «чем отличается производство от армии»?
    Ответ: «в армии выпускают приказ, никто его не обсуждает, все его выполняют. На производстве выпускают приказ, все его обсуждают, и никто ни чего не делает».
    В каждой шутке есть доля правды.
    Нужно отметить, что военные чаще следуют пословице: «слово- серебро, молчанье – золото». Поэтому, они не говорили о своем отношение к Чагану, не жаловались, а носили его в себе.
    Естественно, к результатам своего труда человек чаще относится положительно, с любовью.
    Скорее всего, над отрицательными факторами Чагана, превалировала аура значимости его как атомной авиабазы,
    ответственность Отцов за порученное им Дело, которому они предано, без лишних слов, служили. Сознание этого, по невидимым каналам, передавалось Детям, без отрицательных факторов и это имело важнейшее воспитательное значение. Пример Отцов.
    Ну а неоднозначность их отношения к Чагану, естественно, была, но она никак не повлияла на отношение Детей к этому городку, где прошли их лучшие годы детства.

    С уважением НП

    • Вы БЕЗУСЛОВНО правы! Спасибо Вам огромное — и за активное участие, и за Ваши воспоминания и стихи, и за Вашу ПАМЯТЬ о Чагане и вообще о ТОМ времени…

      • НП:

        Спасибо большое за доброе слово.
        Боже, как редко слышим мы его в свой адрес, и как редко сами говорим его другим!

        Успехов Вам в сохранении памяти об этом замечательном городке, который стал действительно Родиной для многих и многих детей советских офицеров, Верой и Правдой Чесно служившим Отечеству, в экстримальных условиях
        Семипалатинского полигона!
        А для большинства самих офицеров, на многие годы, он стал родным домом , который они стоили сообща.

        Чаган, да и еще многие подобные ему городки-Кап яр, Приозерск и другие — это ЯВЛЕНИЕ Советской действительности!
        Сохраним память о них, или опять забудем?

        С уважением
        НП

Ваш отзыв