main

Никитов В.А. Моя служба в Чагане

Заслуженный военный летчик СССР

Генерал-майор Никитов Владимир Алексеевич

*

*

 ***

В 79-ой дивизии, базирующейся на аэродроме Семипалатинск-4 (Чаган), я прослужил без малого 7 лет. Прибыл я в Чаган из Спасска Дальнего, где летал на самолете ТУ-16 в должности заместителя командира эскадрильи и был подготовлен в полном объеме курса боевой подготовки, в т.ч. и с дозаправкой топливом в полете. Имел первый класс.

В начале января 1966 года меня назначили на должность командира 2-ой АЭ в 1226 полк. В то время меня беспокоило одно обстоятельство: как руководить эскадрильей, не умея летать на данном типе самолете – ТУ-95 К. Ведь я начал с нуля (теоретическое переучивание, вывозные полеты и тренировочные – в то время, все экипажи эскадрильи летали по плану усовершенствования). Смущало меня и то, что я был моложе не только своих заместителей, но и большинства командиров экипажей, таких как Ливенков, Бакушев, Романов, Гутнев и др.

Но беспокоился я напрасно. В дальнейшем я убедился, что офицерский состав эскадрильи принял меня хорошо. Пока я переучивался теоретически, основную работу с личным сост-вом взяли на себя мой заместитель А.А. Харольский, начальник штаба Н.Н. Голубчиков, старший инженер Н.Д. Коновальчук, Парторг П.Я. Бублик (в то время заместитель командира АЭ по политической части  — но штату не было). Подготовка командира экипажа занимает длительное время, тем более командира АЭ в качестве инструктора. Тем не менее, к концу 1966 года я был готов к боевым действиям в полном объеме, а в 1967 году освоил полеты с дозаправкой топливом в полете в качестве командира экипажа и инструктора на ТУ-95 К.

...

***

В конце февраля 1968 года командир полка полковник Григорьев А.Я. убыл в летный центр в г. Рязань. Командиром полка стал его заместитель подполковник Куликов М.А., а меня назначили к нему заместителем по летной подготовке. Но прежде, чем назначить, меня решили проверить сложным полетом с двумя дозаправками топливом в полете с большим весом. Дали мне в группу почему-то не моих подчиненных, а летчиков 1-ой АЭЕмельянова, Аносова, Николаева. А опыт на дозаправку у меня был мизерный: два самостоятельных полета днем и один ночью и только с малым весом.

Этот полет состоялся 16-17 февраля 1968 года с продолжительностью 25 часов 30 минут. (см. также Восп. В. Сузикова - Максимально продолжительный полет — админ)

Первая дозаправка, попутная проводилась ночью над Охотским морем на высоте 6000 м. Была перистая облачность, в луче от фары подсветки шланга мельтешили снежинки, которые не очень мешали, но неприятно действовали на нервную систему, и это длилось 20 минут, пока мы принимали 35 тонн топлива.

***

Ту-95 и танкер Ил-78. Дозаправка в воздухе. Фото с сайта http://lib.ec/b/346592/read(lдля "специалистов" - в 1968г. заправщиком был другой самолет(М-4("Мясищев")?))

***

Вторую дозаправку мы производили днем над сушей после Шантарских островов. Она была менее сложной, хотя тоже были облака, с приемом 25 тонн топлива.

Проходил полет длительное время над океаном в 150 км южнее Алеутской гряды, где нас встречали и сопровождали до траверза Аляски два истребителя F-106.

Как-то так оно и было... ТУ-95 над нейтральными водами в сопровождении "Фантомов"

*

Этот полет я запомнил на всю жизнь. Он был не простым, но он был для меня делом чести. Я справился с задачей и мое назначение на должность заместителя командира полка состоялось.

*

После полета

 ***

В конце ноября 1968 года меня вызвал к себе в кабинет командир дивизии генерал Купцов Н.С. и объяснил мне, что выходит с предложением о назначении меня на должность командира 1023 полка, т.к. полковник Поляков П.Т. увольняется. Мне, конечно, не хотелось уходить из ракетного полка, который мне стал родным. Но я понимал, что отказаться от этого предложения нельзя. Тем более мне советовал принять предложение опытный и мудрый мой коллега первый заместитель командира 1226 полка Фомичев В.Л.

И я в декабре 1968 года приступил к исполнению своих обязанностей командира 1023 полка.

Меня удивило то, что находясь в одной дивизии два полка имеют различный стиль организации всей работы. Пришлось кое-что «ломать» и внедрять опыт работы, приобретенный в 1226 полку. Но и здесь, как при командовании эскадрильей, нашлись порядочные и умелые офицеры. Я с большой благодарностью вспоминаю первого заместителя командира полка Белоглазова А.М., заместителя по ИАС Подвального Б.Б., штурманов полка Пирожко П.А., Шутько Е.К. и командиров подразделений.

*****

Командовал полком с декабря 1968 года по август 1972 года. Много было хорошего, но были и огорчения. Работа есть работа. Особенно мне запомнилось начало моего командования полком. Зима 1968-1969 г.г. в Казахстане и Средней Азии была очень суровой. Температура воздуха опускалась до минус 50 градусов. В январе 1969 года полку была поставлена задача бомбить лед на реке Амударья в районе г. Чарджоу перед железнодорожным мостом.

Чтобы запустить двигатели приходилось долго прогревать масло в опорных подшипниках компрессора и турбины. Если масло в подшипниках компрессора прогревалось до нормы, то турбины недостаточно. В результате было выведено из строя 6 двигателей. А это серьезный просчет.

Вторая неприятность постигла нас при бомбометании боевыми бомбами ФАБ-3000 — в  одном из полетов из-за неисправности системы сбрасывания «взрыв» — «невзрыв»,  которая произошла по причине неисправного монтирования на ремонтном заводе в Белой Церкви и плохой подготовки технического состава полка. В результате было сброшено четыре ФАБ-3000 на «невзрыв», что привело к длительному минированию фарватера реки около моста. Это было чрезвычайное происшествие.

**********************************************************************************************************************

Справка: ФАБ-3000  — фугасная авиационная бомба. Используется для поражения городских и промышленных сооружений, железнодорожных узлов, складов и   других подобных целей.  Подробнее: http://www.arms-expo.ru/049053050053124049053053048053.html (админ)

Вот такая вот "блондиночка"...Фугасная авиационная бомба ФАБ-3000 М-54

******************************************************************************************************************

В заключение хочу сказать, что моя служба в Чагане была прекрасной школой. Несмотря на ошибки и просчеты, для меня это был трамплин для работы на последующих должностях: командира дивизии, заместителя командира корпуса, первого заместителя командующего В.А.. В этом не только моя заслуга, но и всего личного состава, с которым мне приходилось работать.

*

...

***

А люди в Семипалатинском гарнизоне были трудолюбивые, отзывчивые и я им благодарен за помощь в моем становлении.

*

Летная фуражка. Форма 1955 - 1991 гг

*

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

1 отзыв

Один отзыв на «Никитов В.А. Моя служба в Чагане»

  1. Костя:

    начальник штаба Н.Н. Голубчиков, уверен что опечатка
    это мой дед Иван Иванович Голубчиков, так что должно быть начальник штаба И.И. Голубчиков

    С уважением
    Константин Черепанов

Ваш отзыв

*