Майор в отставке Виктор СУЗИКОВ,
бывший бортинженер-инструктор.
….. Мне хочется напомнить всем о техниках, механиках, инженерах. В свое время дважды Герой Советского Союза ге-нерал-лейтенант авиации Виталий Попков писал о них так: «Я низко кланяюсь тем, кто ковал наши воздушные победы на земле. Без техников и механиков, чьи-ми заботливыми руками готовились самолеты к полетам, мы никогда бы не стали героями неба». В этих словах – сущая правда.
За мою долголетнюю летную работу бортинженером чего только не случалось. Но один эпизод запомнился на всю жизнь.
16 февраля 1968 г. мы пошли на максимальную продолжительность полета с дозаправкой в воздухе 35 тоннами топлива туда и 25 тоннами обратно. Полет по маршруту пос. Чаган Семипалатинской обл. — Тихий океан и обратно с посадкой на своем аэродроме. Согласно инженерно-штурманскому расчету продолжительность полета — 26 часов.
(См. также Никитов. Моя служба в Чагане (админ))
*
*
После взлета, в наборе высоты, стрелок доложил, что из выхлопной трубы третьего двигателя сильно сыплются искры. На борту я был бортинженером-инструктором. По приборам двигатель работает нормально. Командир спрашивает: «Бортинженер! Что будем делать?» Я говорю: «Командир! Разреши прибрать режим двигателя на 10 по УПРТ». Прибрали. «Искры по-прежнему сыплются, но их меньше», — докладывает стрелок. А у меня крутится мысль: «Скажи командиру, что надо прекращать выполнение задания, снижаться, сливать аварийно топливо (а топлива – под пробки) и садиться«. А вдруг все нормально (такие случаи бывали), что ТОГДА будет?
После набора высоты и уборки режима двигателей искры исчезли. Все успокоилось, а я весь полет – более 25 часов — сидел как на иголках.
*
*****
После посадки весь летный экипаж ушел в штаб, а я предлагаю старшему технику самолета: «Проверь лопатки турбины третьего двигателя». Он залез в выхлопную трубу и говорит: «Одной лопатки 6-й (последней) ступени турбины НЕТ». Когда в этом убедился я сам, холодок по спине прошел. Но задание было выполнено.
*****
Я знал многих прекрасных бортинженеров: Виталий Николаевич Волков, Алексей Михайлович Гейко… Всех не перечислить….
А вот бортинженеров-инструкторов хотелось бы: Могильченко Николай Маркович, Соловьев Николай Михайлович, Коновальчук Иван Демьянович (в дальнейшем вырос до заместителя командира по ИАС — не имея высшего образования), Гулый Виктор Никитович (в дальнейшем вы-рос до командира авиационной базы — тоже БЕЗ высшего образования). Бортинженер Сухов Юрий Васильевич — стал главным инженером дальней авиации по экс-плуатации самолетов и двигателей, а Шельдяшов Александр Петрович – первым заместителем начальника ИАС этой же авиации.
*****
Я ЛЮБИЛ СВОЮ ПРОФЕССИЮ. Ее же выбрали и два моих сына.
Журналистам мой совет: если вам придется беседовать с летчиком, то непременно спросите: «А кто готовил ему самолет к полету? »
*
И пусть летчик рядом с собой поставит этого человека. Славы у него не убудет… А уважения прибавится….
www.redstar.ru/2003/08/12_08/2_02.html
*
*
А я знаю, что другой экипаж, того же полка летал тогда же на час с минутами дольше. Они взяли больше топлива при дозаправке, в связи с тем, что был сильный встречный ветер и дольше находились в воздухе.
Согласно воспоминаниям Чугаева (Чаганская летопись) — до 32 часов… Но конкретных сведений о ТЕХ полетах пока нет…
26-27 апреля 1968 года отряд из трех самолетов под командованием п/п Фомичева В. Л совершил длительный полет из Казахстана в нейтральных водах к западному побережью США с двумя дозаправками в воздухе. Продолжительность полета 28 часов 27 минут. Подтверждение — летная книжка Отца. В этом полете в составе экипажей было по два бортинженера. Хотя по штату положен один. Интересно, а кто был в третьем рекордном полете, 32 часа?