12 августа — день образования Военно-Воздушных Сил России
Уже больше 100 лет как.
А казалось бы совсем недавно отмечали 100летний юбилей.
Скажем так … со дня образования наших когда-то ОБЩИХ Военно-Воздушных сил… И по большому счету это наш ОБЩИЙ праздник на всем постсоветском пространстве… Но крупномасшабно этот праздник отмечают нынче только в России.
*
Российская символика сегодняшнего дня
*************************************************
С чего все начиналось
12 августа 1912 года, последний император Николай II высочайшим указом повелел сформировать первую авиационную часть России — при Главном управлении Генерального штаба . По сути этим был создан новый род вооружённых сил — военно-воздушные силы Российской империи — Императорский военно-воздушный флот.
Примечание: Речь идёт о приказе № 397, подписанным Военным министром, генералом от кавалерии В.А.Сухомлиновым 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года — по которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем.
Рис.1: Опознавательный знак авиации Российской империи в 1915-1918 годах и Белой армии в 1918-1922 гг.
*
В современной России Дата 12 августа 1912 года явилась основанием для учреждения праздника День Военно-воздушных Сил России (Указ Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949).
Рис.2 Опознавательный знак авиации ВВС Российской Федерации (с марта 2010 года)
12 августа 2012 года 100 лет со дня образования ВВС в России отмечалось как государственный праздник
*****************************************************
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Военно-Воздушные Силы — вид Вооруженных Сил .
Предназначены для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных районов страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху. (Википедия)
Рис.3 Реверс монеты с изображением эмблемы Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации
***
Современные Военно-Воздушные Силы развиваются и с гордостью продолжают традиции тех, кто стоял у истоков российской Авиации.http://100letvvs.ru/
Рис.4 Униформа Российского военного воздушного флота
*********************************************
КАК ЭТО БЫЛО
1. Русский Императорский военно-воздушный флот
Императорский военно-воздушный флот — военно воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.
Русский Императорский ВВФ делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)
******************************************
ИМЕНА, СОБЫТИЯ И ДАТЫ
В 1904 году Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой.
В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолеты и начала подготовку пилотов.
В 1913 году Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец».
*
В 1913 году легендарный пилот Пётр Нестеров выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.
В 1914 году русские авиаторы совершили первые АРКТИЧЕСКИЕ полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова.
Примечание: Российская полярная авиация впервые в мировой истории использовалась для поисков экспедиции Седова : лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 км
*
Ангары гидропланов Императорского Военно-Воздушного Флота в Ревельской гавани (Таллинн) были первым таким сооружением в мире
*
1914 год. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта).
Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои
*
К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, уже значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.
***
История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция (переворот) привела к развалу государства, вооружённых сил и авиационной промышленности.
Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.
***************************************************
2. Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот
В 1918 году был основан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ).
Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России.
К концу 30-х годов наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова — И-15, И-16, а также бомбардировщики Туполева — ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.
***
1936—1939 гг — гражданская война в Испании — одно из первых испытаний Советских ВВС в действии — где отечественные самолеты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.
На фото: бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. АНТ-6 (ТБ-3). Высадка десанта ( с сайта http://www.operation-barbarossa.narod.ru/aviation/tb-3.htm)
***
3. Великая Отечественная война
В 1939 г. авиация принимала участие в Советско-Финской войне, где провела более 100000 самолето-вылетов.
Существует мнение, что неумелая тактика советских ВВС приводила к большим потерям — но в среднем один самолет терялся на 166 боевых самолето-вылетов — что значительно лучше, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942.
Рисунок из военного музея Финляндии:финский истребитель атакует советский самолёт очередью в плоскость крыла.(http://periskop.livejournal.com/274682.html)
*
За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй.
На фото: Самолет Поликарпова И-153 «Чайка» .Первые испытания — 1939 г., на реке.Халкин-Гол (http://www.sovplane.ru/readarticle.php?article_id=108)
***
За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 ВВС получили от промышленности 17745 боевых самолётов, из них 706 самолетов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128.
*
*********
К 22 июня 1941 советская авиационная промышленность «АВИАПРОМ» выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что было значительно БОЛЬШЕ того, что производила в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, ( в последней декаде сентября 1941 года) , уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.
Большие потери Военно-воздушные силы понесли в июне 1941. В первые дни войны немцы, воспользовавшись фактором внезапности, сумели захватить на земле и уничтожить около 2 тысяч советских самолетов, большинство из которых даже не успели подняться в воздух. Германия за 22 июня потеряла 35 самолетов.
На рисунке- опознавательный знак авиации ВС СССР (с 1943 года) и Российской Федерации (до марта 2010 года) . Опознавательный знак ВВС Республики Беларусь
****
Примечание: По программе Ленд-Лиза СССР в годы войны получал самолеты и от союзников.
На фото: Воздушный бой 11 марта 1942 года.»Семь против двадцати пяти» (http://rusmir.in.ua/ist/2125-sem-protiv-dvadcati-pyati.html)
*
*
За годы войны было подготовлено 44093 летчика.
ПОГИБЛО В БОЮ — 27600: 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.
***
4. Холодная война
После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизированы. Активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, — что делало советские ВВС мощнейшими в мире.
***
Организационно ВВС состояли из РОДОВ АВИАЦИИ: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной.
Вместе с тем ВВС делились на ВИДЫ АВИАЦИИ: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения — спецназ), части и учреждений тыла.
*****************************************
В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:
Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;(в том числе на а\б Чаган)
В настоящее время качественный состав: Ту-22МЗ,Ту-95МС6,Ту-95МС-16, Ту-160
Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
Военно-транспортная авиация (ВТА) для переброски войск.
**
*********************************************************
Примечание: Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, НЕ входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).
В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения — в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца.
*
Вместе с государством СССР прекратили существование и Военно-Воздушные силы СССР.
Финансирование новых разработок прекратилось.
Начался делёж ВВС между независимыми республиками СНГ.
5. ВВС России
В декабре 1991 года — после распада СССР — советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками.
В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став ЕДИНСТВЕННЫМ на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией.
Многие самолёты ДА были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были УНИЧТОЖЕНЫ.
В частности — 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением из США.
*
8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.
***
В 1994—1996 гг и 1999—2002 гг ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.
***
6. Современное положение
Процесс деградации именно российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х г.
В январе 2008 г. главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России КРИТИЧЕСКИМ. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России ( многоцелевой истребитель четвёртого поколения), составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х гг — даже не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах ….
В 2009 г. закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям советского времени, что дало основание многим экспертам полагать, что процесс перевооружения российской авиации НАЧАЛСЯ.
По данным на 2012 год: Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации)- 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. К 2013 г планировалось поступление в войска истребителей 5-го поколения.
******
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
«Что мы имеем» (для «специалистов» )..
Современные ВВС России — качественно новый вид ее Вооруженных сил.
Уже хотя бы потому, что с 1 января 1999г. Два вида ВС — Войска ПВО и ВВС — преобразованы в единый вид ВС — Военно-Воздушные силы.
С этой поры за успех ведения военных действий в самой важной геофизической сфере Земли — воздушно-космическом пространстве — несет ответственность один «хозяин» — главнокомандующий ВВС России.
Это очень важно и с точки зрения организации военных действий, и для эффективности применения сил и средств авиации и ПВО, и организации взаимодействия с силами (средствами) Сухопутных войск и Военно-морского флота.
Вторым важнейшим новым качеством современных Военно-воздушных сил России следует считать то, что они в своей основе становятся ракетоносными.
В самом деле. Основным оружием ИА являются высокоточные ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью полета от двух до нескольких десятков километров и с вероятностью поражения воздушных целей (ВЦ) около 0,6-0,7. Современные ЗРК ВВС способны уничтожать цели на дальностях до 150 км и высотах до 40 км. В перспективе эти возможности значительно возрастут.
С выполнением плана модернизации Дальней Авиации она становится мощной РАКЕТОНОСНОЙ авиацией, способной эффективно поражать высокоточными КРВБ с обычными боевыми частями морские подвижные объекты в океане (море) и стационарные объекты на суше с дальностей соответственно от нескольких сотен километров до нескольких тысяч километров, НЕ подвергая в ряде случаев самолеты-носители КРВБ воздействию современных средств ПВО (ЗРК, ИА).
*
На фото — многоцелевой истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50), разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ СухогоПАК ФА (Т-50)
*********************************
И, наконец, просто к слову — что там У НИХ….
Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, опубликованному в феврале 2009 года, уровень средств ПВО России достиг уровня, при котором исключается возможность выживания военной авиации США во время вооружённого конфликта.
*********************************
«Игры взрослых мальчиков» продолжаются ….. Наверное, иначе нынче и нельзя…Что невольно наводит на неутешительную мысль — и даже на две:
1) ЗАЧЕМ и РАДИ ЧЕГО надо было все ЭТО рушить в девяностые — только для того, чтобы на новом уровне все начать сначала?
2) НУ-НУ…
******************************************
С праздником ВВС!
Все нижеприведенные фотографии (кроме последней) — с праздничных мероприятий в честь 100летия образования ВВС России
***
По материалам http://nnm.ru/blogs/tiggr/12_avgusta_-_den_voenno-vozdushnyh_sil_den_vvs/#comment_14299016, http://www.vampodarok.com/calend.php?day=2012-08-12-248, Википедия.
Узнал много нового для себя! Спасибо!
Спасибо, Марина! Кстати, оперативность просто потрясающая!