main

100 лет ВВС (история русской авиации)

12 августа 2017 года исполнилось 105 лет со дня образования Военно-Воздушных Сил России

А казалось бы совсем недавно отмечали 100летний юбилей….

Скажем так — 105лет со дня образования наших когда-то ОБЩИХ Военно-Воздушных сил… И по большому счету это наш ОБЩИЙ праздник на всем постсоветском пространстве…   Но так крупномасшабно этот праздник отмечают нынче ТОЛЬКО В РОССИИ…

*

Российская символика сегодняшнего дня

Флаг российских Военно-воздушных сил

 

Средняя эмблема Военно-воздушных сил России


*********************************************************************************************************************

С чего все начиналось…

12 августа 1912 года, последний император Николай II высочайшим указом повелел сформировать первую авиационную часть России  — при Главном управлении Генерального штаба . По сути этим  был создан  новый род вооружённых сил — военно-воздушные силы Российской империи Императорский военно-воздушный флот.

На самом деле речь идёт о приказе № 397, подписанным Военным министром, генералом от кавалерии В.А.Сухомлиновым 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года — по которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем. 

Опознавательный знак авиации Российской империи в 1915-1918 годах и Белой армии в 1918-1922 гг.

*

Дата 12 августа 1912 года явилась основанием для учреждения праздника День Военно-воздушных Сил России (Указ Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949).

Опознавательный знак авиации ВВС Российской Федерации (с марта 2010 года)

12 августа 2012 года исполнилось 100 лет   — сто лет со дня образования   ВВС России. 

100-летие ВВС России  отмечалось  как государственный праздник

По данным  http://www.ra4a.ru/news/12_avgusta_2012_g_r100wws_100_let_vvs/2012-07-23-476

****************************************************************************************************************

Справка: Военно-воздушные Силывид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначены для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных районов страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху. (Википедия)

Реверс монеты с изображением эмблемы Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации

***

...Все годы Военно-воздушных Сил России наполнены отвагой и героизмом. Имена прославленных летчиков навеки вписаны в летопись отечественной истории. Современные Военно-воздушные Силы развиваются и с гордостью продолжают традиции тех, кто стоял у истоков российской Авиации.http://100letvvs.ru/

Униформа Российского военного воздушного флота

*****************************************************************************************************************

КАК ЭТО БЫЛО…

1. Русский Императорский военно-воздушный флот

Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — военно воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.

Русский Императорский ВВФ делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)

************************************************************************************************************

В 1904 году Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолеты и начала подготовку пилотов.

В 1913 году Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан «Русский витязь« и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец».

Игорь Сикорский (в центре, перед пропеллером) стоит с группой друзей перед Ильей Муромцем в марте 1914 г.

Самолет "Русский Витязь", 1913 год

Современная пилотажная группа "Русские витязи" на СУ-27

*

В 1913 году легендарный пилот Пётр Нестеров  выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.

В 1914 году русские авиаторы совершили первые АРКТИЧЕСКИЕ  полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова.

Российская  ПОЛЯРНАЯ АВИАЦИЯ   впервые в мировой истории использовалась для поисков экспедиции Седова : лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 км

Гидросамолёт Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле.

…Ангары гидропланов Императорского Военно-Воздушного Флота в Ревельской гавани (Таллинн) были первым таким сооружением в мире

Гавань Таллина — Императорские ангары гидропланов

1914 год. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои

Русские авиаторы готовы к полёту на германском фронте.Лето 1916 г

И вот…

К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция (переворот) привела к развалу государства, вооружённых сил и авиационной промышленности.

Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.

*******************************************************************************************************************

2. Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот

В 1918 году был основан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ).

Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России.

 

К концу 30-х  годов наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова — И-15,  И-16, а также бомбардировщики Туполева  — ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.

Истребитель Поликарпова И-15

***

1936—1939 гг —  гражданская война в Испании —  одно из первых испытаний Советских ВВС в действии —  где отечественные самолеты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.

бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. АНТ-6 (ТБ-3). Высадка десанта (фото с сайта http://www.operation-barbarossa.narod.ru/aviation/tb-3.htm)

бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. АНТ-6 (ТБ-3). Высадка десанта (фото с сайта http://www.operation-barbarossa.narod.ru/aviation/tb-3.htm)

***

3. Великая Отечественная война

В 1939 г. авиация принимала участие в Советско-Финской войне, где провела более 100000 самолето-вылетов. Существует мнение, что неумелая тактика советских ВВС приводила к большим потерям, но в среднем один самолет терялся на 166 боевых самолето-вылетов —  что значительно лучше, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942.

Рисунок из военного музея Финляндии:финский истребитель атакует советский самолёт очередью в плоскость крыла.(http://periskop.livejournal.com/274682.html)

*

За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй.

Самолет Поликарпова И-153 "Чайка" .Первые испытания - 1939 г., на реке.Халкин-Гол (http://www.sovplane.ru/readarticle.php?article_id=108)

За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 ВВС получили от промышленности 17745 боевых самолётов, из них 706 самолетов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128.

Истребитель Яковлева Як-1 (http://lib.rus.ec/b/215605/read)

Истребитель Микояна и Гуревича МиГ-3 (http://lib.rus.ec/b/215605/read)

*********

К 22 июня 1941 советская авиационная промышленность «АВИАПРОМ» выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно БОЛЬШЕ  того, что производила в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, ( в последней декаде сентября 1941 года) , уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.

Большие потери Военно-воздушные силы понесли в июне 1941. В первые дни войны немцы, воспользовавшись фактором внезапности, сумели захватить на земле и уничтожить около 2 тысяч советских самолетов, большинство из которых даже не успели подняться в воздух. Германия за 22 июня потеряла 35 самолетов.

Опознавательный знак авиации ВС СССР (с 1943 года) и Российской Федерации (до марта 2010 года) Опознавательный знак ВВС Республики Беларусь

По программе Ленд-Лиза СССР в годы войны получал самолеты и от Союзников.

За годы войны было подготовлено 44093 летчика.

Воздушный бой 11 марта 1942 года."Семь против двадцати пяти"(http://rusmir.in.ua/ist/2125-sem-protiv-dvadcati-pyati.html)

*

"Воздушный бой над Доном" Фото с vk.com

ПОГИБЛО В БОЮ —  27600: 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.

...

***

4. Холодная война

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизированы. Активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, — что делало советские ВВС мощнейшими в мире.

Флаг ВВС СССР

***

Организационно состояли из РОДОВ АВИАЦИИ: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной.

Вместе с тем ВВС делились на ВИДЫ АВИАЦИИ: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения —  спецназ), части и учреждений тыла.

************************************************************************************************************

В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:

Дальняя авиация (ДА) стратегические бомбардировщики;(в том числе ЧАГАН)

В настоящее время качественный состав: Ту-22МЗ,Ту-95МС6,Ту-95МС-16, Ту-160

Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;

Военно-транспортная авиация (ВТА) для переброски войск.

Стратегический бомбардировщик ТУ-95 -"Медведь" (Bear) - воздушный символ холодной войны

Ту-95 над нейтральными водами в сопровождении "фантомов"

*******************************************************************************************************************

Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, НЕ  входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения —  в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца.

Многоцелевой сверхманевренный истребитель МиГ-1.44

Палубный истребитель Су-47 «Беркут» (C-37) (по кодификации НАТО: Firkin)

Вместе с государством прекратили существование Военно-Воздушные силы.

Финансирование новых разработок прекратилось.

Начался делёж ВВС между независимыми республиками СНГ.

5. ВВС России

В декабре 1991 года — после распада СССР —  советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками.

В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став ЕДИНСТВЕННЫМ  на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были УНИЧТОЖЕНЫ.

В частности —  11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением  из США.

Самолет ТУ-160 - "Белый лебедь"

А вот так "лебедей" убивали в Украине. "Утилизация" новых Ту-160.

8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.

В 1994—1996 гг и 1999—2002 гг ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.

Первая чеченская. Ми-8, подбитый 14 декабря 1994 года

***

6. Современное положение

Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х г.

В январе 2008 г. главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России КРИТИЧЕСКИМ. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России ( многоцелевой истребитель четвёртого поколения), составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х гг  —  не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах ….

МиГ-29(по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) ВВС Германии, 2003 г.

В 2009 г. закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям советского времени, что дало основание многим экспертам полагать, что процесс перевооружения российской авиации НАЧАЛСЯ. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации)- 29 января 2010 года состоялся его первый полёт.

К 2013 г  планируется поступление  в войска истребителей 5-го поколения .

******

ПОСЛЕСЛОВИЕ. «Что мы имеем» (для «специалистов» 🙂)..

Современные ВВС России — качественно НОВЫЙ  вид ее Вооруженных сил. Это обуславливается прежде всего тем, что в соответствии с указом президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры» два вида ВС — Войска ПВО и ВВС — преобразованы к 1 января 1999 г. в единый вид ВС — Военно-воздушные силы.

С этой поры за успех ведения военных действий в самой важной геофизической сфере Земли — воздушно-космическом пространстве — несет ответственность один «хозяин» — главнокомандующий ВВС России. Это очень важно и с точки зрения организации военных действий, и для эффективности применения сил и средств авиации и ПВО, и организации взаимодействия с силами (средствами) Сухопутных войск и Военно-морского флота.

Вторым важнейшим новым качеством современных Военно-воздушных сил России следует считать то, что они в своей основе становятся ракетоносными.

В самом деле. Основным оружием ИА являются высокоточные ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью полета от двух  до нескольких десятков километров и с вероятностью поражения воздушных целей (ВЦ) около 0,6-0,7. Современные зенитно-ракетные комплексы ВВС способны уничтожать цели на дальностях до 150 км и высотах до 40 км. В перспективе эти возможности значительно возрастут.

С выполнением плана модернизации Дальней Авиации она становится мощной РАКЕТОНОСНОЙ авиацией, способной эффективно поражать высокоточными КРВБ с обычными боевыми частями морские подвижные объекты в океане (море) и стационарные объекты на суше с дальностей соответственно от нескольких сотен километров до нескольких тысяч километров, НЕ  подвергая в ряде случаев самолеты-носители КРВБ воздействию современных средств ПВО (ЗРК, ИА).

многоцелевой истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50), разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ СухогоПАК ФА (Т-50)

*****************************************************************************************************************

И, наконец, » просто к слову...» У НИХ….

Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, опубликованному в феврале 2009 года, уровень средств ПВО России достиг уровня, при котором исключается возможность выживания военной авиации США во время вооружённого конфликта.

*

*****************************************************************************************************************

«Игры взрослых мальчиков» продолжаются ….. Наверное, иначе нынче и нельзя…Что невольно наводит на неутешительную мысль — и даже на две:

1) ЗАЧЕМ и РАДИ ЧЕГО надо было все  ЭТО  рушить в девяностые — только для того, чтобы все начать сначала?

2) НУ-НУ…

***********************************************************************************************************************

С праздником ВВС!

Все нижеприведенные фотографии (кроме последней) — с праздничных мероприятий в честь 100летия образования ВВС России

***

По материалам http://nnm.ru/blogs/tiggr/12_avgusta_-_den_voenno-vozdushnyh_sil_den_vvs/#comment_14299016, http://www.vampodarok.com/calend.php?day=2012-08-12-248,  Википедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

2 комментария

2 комментария на «100 лет ВВС (история русской авиации)»

  1. Сергей:

    Узнал много нового для себя! Спасибо!

  2. CROCUS:

    Спасибо, Марина! Кстати, оперативность просто потрясающая!

Ваш отзыв