main

«Алиготе» (Наши отцы). В. Захаров

ИЗ  ОТЦОВСКИХ РАССКАЗОВ

Безмятежные детские годы в Чагане уже покрыты пылью времени. Но из дальних уголков памяти всплывают по-детски радостные картинки возвращения отца с полетов и неизменная 200-граммовая баночка виноградного сока «Алиготэ», которая доставалась, естественно, мне….

***

После Чагана нигде не доводилось мне его больше попробовать в ТАКОЙ  фасовке. В тот период малолетства как-то не  думалось о происхождении этой баночки сока. Это пришло значительно позже, когда уже не было воя сирены, зовущей отца и его сослуживцев на работу, а теплый, песчаный берег Иртыша и соленая Чаганка остались в навсегда в прошлом.

Второй полк – «монголы» -  был полком, где служил штурманом отец. Прибыли мы в Чаган из Орши в 1961 г. Материальную часть ТУ-95 модификации «Б» отец изучал на месте. Ну, а дальше обычные будни, среди которых и этот эпизод, который является визитной карточкой для всех «стратегов».

****

…..21 февраля 1962 года экипаж выполнял зачётный маршрутный полёт на полный радиус действия с тактическим пуском крылатой ракеты и в Арктике.

Ту-95МС. Упреждая замечания знатоков - в 1962 году самолеты ТУ-95, что базировались на аэродроме Чаган, были еще не "МС"...:)..Но думаю, что общей сути этот факт не меняет.

Что это означает? Нормальный маршрут — продолжительность до 10-и часов; свыше 10-и часов — полеты НА ДАЛЬНОСТЬ

***

Состав экипажа:

Командир корабля — майор Бакушев Игорь Михайлович; (после увольнения проживал в Курске)

Инструктор у командира корабля- подполковник Осипов (командир эскадрильи)

Штурман корабля — капитан Захаров Борис Захарович; ( проживает в Воронеже)

Инструктор у штурмана корабля — подполковник Трофимов Лев Александрович (штурман дивизии)

Второй штурман(оператор) — Поповкин Виктор (после увольнения проживал в Мичуринске)

***

Командира корабля проверял - командир нашей эскадрильи, меня проверялштурман дивизии подполковник Трофимов Лев Александрович.

Маршрут: ИПМ (исходный пункт маршрута) — Кольский полуостров — Северный полюс — Чукотка — Байкал КПМ (конечный пункт маршрута). ИПМ и КПМ не называю -  САМ ЗНАЕШЬ. (Конечно, знаю – Чаган  — (В.Захаров) ). Заправка топливом полная — под «пробки«.

Маршрут длительный, сложный. Подготовка на земле была очень  тщательная. Пришлось продумывать ВЕСЬ  порядок использования всех технических самолётных и наземных средств для навигации. Чтобы пролететь по заданному маршруту, необходимо выдерживать курс, скорость, высоту по соответствующим приборам, на каждом участке маршрута определяется направление и скорость ветра несколько раз и берётся на него упреждение по курсу. Сам маршрут прокладывается на картах различного масштаба.

***

КАК МЫ ЛЕТЕЛИ ? Взлетели, вошли в облака, и …больше не видели ни земли ни неба около 17-и часов.

...

Над земной поверхностью ориентирами являлись города, реки, озёра, острова, по которым определялось место самолёта, или же использовались ВРС (широковещательные радиостанции),приводные радиостанции аэродромов,  пеленгаторы, по которым также определялось место самолёта. Место определяется, отмечается на карте, ставится время и записывается в бортовой журнал.

...

Над Северным ледовитым океаном определяли координаты по звёздам, или же использовали длинноволновые пеленгаторы, расположенные на островах Арктики.

...

Над Тихим океаном  ветер определяли по двум высотомерам -  есть такой способ, и надо сказать это надёжный и проверенный способ определения углов сноса на 2-х курсахНаносишь их на специальный прибор «ветрочёт» и получаешь направление и скорость ветра.  УЧИТЫВАЙ И ЛЕТИ….

...

Через 19 часов 26минут мы прилетели домой. Топлива осталось ещё на 2,5 часа….

***

После этого доработали наши корабли для дозаправки в воздухе. После такого маршрута есть не хочется. Приехав домой, выпил пол стакана водки, закусил котлетой и спал почти сутки.

 

Ту-95. Дозаправка в воздухе

На следующий день после сна, приехав на работу, меня и моего помощника сослуживцы в шутку стали хватать и общупывать за зад. Я им говорю: «Вы, что — ОЧУМЕЛИ?» А они, смеются и говорят: «Решили проверить, осталось ли что у нас или всё протёрли….»

...

Конечно, через 19 часов ПОЛЕТА восприятие показаний приборов и аппаратуры замедленное и как бы безразличное…. Особенно опасно для лётчиков при посадке -  дрожат ноги….»

...

***

...

*****

Когда отец спал, мама меня уводила гулять на улицу.  А баночка виноградного сока «Алиготэ» была моей частью БОРТОВОГО ПИТАНИЯ ОТЦА…

...

***

aika (www.chagan.ru)

***************************************************************************************************

СправкаАлиготе является французским сортом винограда, который широко используется в виноделии.С давних виноградом лечились от разных болезней и в настоящее время применяют виноградное лечение при упадке сил, в начальной стадии туберкулеза, при малокровии и нервных болезнях, при заболеваниях желудка, печени, почек.  Все растительные соки корректируют кислотно-щелочное равновесие крови.  Но особенно полезен виноградный сок, который по питательности — содержанию различных веществ (кроме жира)- равен молоку.

...

Наилучшие сорта винограда для приготовления соков: Кабернэ, Алиготэ, Шасла, Рислинг. Сок винограда Алиготе достаточно сладкий, его сахаристость составляет от 14,3 до 23 г/100 мл. Кислотность составляет 7,4-10,3 г / л (админ

...

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Отзывов (3)

Отзывов (3) на ««Алиготе» (Наши отцы). В. Захаров»

  1. alЁ:

    А сок был в каких баночках, стеклянных или железных? Фото нет?
    Раньше, помню, виноградный сок продавался в стеклянных баночках по 250 гр., так называемых, майонензных баночках. Мальчишки открывали ее, ударяя железной крышкой о что-то острое, например, железный штырь от крана без вентиля на трубе отопления. Через полученную пробоину пили сок, круто! А как вы пили сок?

  2. Виктор:

    Сок во времена нашего проживания в Чагане был только в стеклянных (майонезных) баночках емкостью 250мл. Тушенка, в бортпайках была в металлических баночках с маленьким ключиком. Хотя кроме тушенки были и языки и курица. Да, еще о соке. Как я помню, сок был производства Одесского завода детского питания. Этот комбинат, или завод работает и в наше время и сок, производимый на нем до сих пор по вкусовым качествам намого лучше всех рекламируемых соковых брендов современности.

Ваш отзыв