main

Маленькая жизнь(Восточный Крым) Часть 1. ТУДА

Вместо эпиграфа. Тем, у кого хватит терпения дочитать до конца.

Это повесть об автомобильном путешествии в Крым. Еще один взгляд из окна машины глазами женщины. Получилось, как всегда — слишком длинно, много личного, много лишнего, повторы и вообще. Не судите слишком строго — ведь это только МОИ впечатления и рассуждения. Буду рада, если кто-нибудь найдет во всем этом что-то действительно ИНТЕРЕСНОЕ для себя. .

«Лето — это маленькая жизнь…»

Олег Митяев. 

ПРОЛОГ

В Минск наконец пришла «нормальная» погода. То есть дождь. В саду мокнут георгины и падают яблоки. И наконец-то можно заняться делами — хорошая погода меня «расхолаживает» То есть хочется идти в сад и что-то там «облагораживать на солнышке, хотя это все равно бесполезно — «зеленый пожар» и размеры участка сильнее меня. Условный рефлекс видимо…

«Последний отблеск уходящего лета», прежде чем начнется обычная рутина — запечатлеть крымские впечатления, прежде чем они сожмутся в памяти, как весенний снег и превратятся просто в факт — Я ТАМ БЫЛА. И все.

Новый Свет, Мыс Капчик

Собственно, этим я и живу — первую половину года — мечтой о том, как я ТУДА поеду, вторую, воспоминаниями о том, как я ТАМ была. Каждый год в Крым меня «влечет неведомая сила», как перелетных птиц на юг, и эта статья расходов (в ущерб подчас очень многому другому) пока даже не подлежит обсуждению. Неделя ТАМ дает силы «продержаться» весь год и придает смысл всему «остальному» годичному существованию.

Кстати, пейзажи степного (а местами и горного) Крыма — особенно на Востоке — удивительно схожи с окрестностями Чагана — особенно полынь. Ее я охапками привожу из каждой поездки.

Кстати, обнаружила на карте северо-востока Крыма мыс с названием ЧАГАНЫ — с отметкой «культурной стоянки». Очень интересно… Но, кажется, туда нет «приличной» дороги…

Но вообще Крым — это что-то особенное — думаю, что с этим согласятся многие. Столько ВСЕГО на такой маленькой площади… Как будто Господь Бог создавал все это «для души» и специально «под себя» — эдакий Боголенд для развлечения и отдыха…

 

1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, краткая. ДО ТОГО

Итак, начнем.

К поездке готовились, как всегда загодя и тщательно. И, как всегда, до последней минуты не верили что это «счастье» состоится. Еще в Минске начала проходить обследование и не закончила — отчасти благодаря равнодушию и халатности врачей, отчасти потому, что испугалась вердикта типа — «нельзя менять климат» тем более что предварительный диагноз мало чем обнадеживал — у нас с этим, как выяснилось, не церемонятся. Мужу скучно сообщила — не переживай, до конца лета доживу. То есть в Крым мы ПОЕДЕМ в любом случае а дальше — как Бог даст.

Вообще-то я человек немнительный но, приехав в Днепропетровск к папе в начале июля, почувствовала что «гасну». Обострились ВСЕ болячки — даже те, про которые давно забыла. Спасибо украинским друзьям — чуть ли не силой заставили повторно сделать обследование и обратиться к местному специалисту. Заодно и сами долго «ползали» по Интернету изучая именно «мой» случай — и в конце концов «утешили» — с ТВОИМИ болячками онкология на данный момент маловероятна…

На собственный упадок сил накладывались еще «внешние проблемы» разнообразного толка, выход из которых просматривался уже только один — на кладбище…:) Только ЭТО  и казалось решением ВСЕГО и уже даже не огорчало своей неизбежностью

Мне было уже как-то все равно. Но оставалось еще главное — НЕ СОРВАТЬ ПОЕЗДКУ… Она маячила впереди как последний луч солнца в сумерках дня, который НАДО успеть захватить прежде чем светило окончательно погаснет…Поэтому каждый раз разговаривая с мужем с тоской взывала: «Ну когда же ты приедешь?»

Муж приехал только в начале августа. Про его перипетии на таможне с десятичасовым простоем я уже где-то писала. Я возненавидела таможню. Ведь мы могли выехать аж на ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ РАНЬШЕ и провести этот день ТАМ!!!

 

2. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТУДА!

Но вот он настал — миг начала ПОЛНОЙ ЖИЗНИ, мечта идиотки — ДЕНЬ ОТЪЕЗДА.

Выехали рано утром, наивно надеясь к концу дня уже познать радость встречи с родным Крымским побережьем. Муж, как всегда, по карте выбрал маршрут, далекий от больших дорог и городов.

Любит он это дело — ехать спокойно и не спеша по пустынной трассе, где не надо увертываться от обгоняющих и скакать по встречке на обгон…

Увы! Свернув на первом же повороте «не туда» и расспросив «местных» мы выяснили, что «та» дорога не то плохая, не то ведет «в никуда». Мост же, что обозначен на карте как «действующий», в действительности уже давно не существует. Поэтому пришлось ехать «проторенным путем» и «как всем» — то есть по Запорожскому шоссе. Собственно меня это не очень огорчало — по крайней мере, не будем «блукать», как мы это обычно делаем. И вообще — погода стояла хорошая, машин относительно мало, дорога тоже вроде ничего — что еще надо для счастья?

Подсолнухи

Цветок в цветах…

По бокам дороги тянулись бескрайние поля кукурузы и подсолнечника. Подсолнечник еще цвел. До чего красивый цветок, особенно когда его много! Цветы наклоняли головы абсолютно одинаково под одним углом к солнцу — как солдаты на параде при команде «равнение на…». Или как многотысячный КЛОН — кому что нравится. Поэтому в зависимости от угла наклона к дороге одни поля были абсолютно желтыми другие — желто-зелеными, а третьи — почти зелеными — с дороги были видны только одинаковые изгибы «шеи» да желтая опушка цветов. Остановились фотографироваться. Ну как же такое пропустишь!

Собственно дорога на юг была, как всегда, живописна и необременительна и радовала предвкушением ПРАЗДНИКА. Собственно он уже начался — в тот миг, когда мы выехали за пределы города.

 

2.1. ЗАПОРОЖЬЕ. ХОРТИЦА

До Запорожья доехали довольно быстро. Порадовали указатели в САМОМ городе. Как вспомню наши прошлогодние «блукания» по Кременчугу! Хотя мы и тут умудрились… Но об этом позже. И вообще Запорожье мне понравился — и днем, и при сиянье вечерних огней, когда мы проезжали его на обратном пути. Я почему-то всегда думала, что города типа Запорожья, Мелитополя — это так, захолустье вроде белорусских райцентров. Отнюдь нет, дорогие господа-товарищи! Очень симпатичные, уютные и цивилизованные города — во всяком случае, из окна автомобиля…

Автодорога через ДнепроГЭС

Дорога вела через плотину. ДНЕПРОГЭС. При взгляде на нее я «поняла и осознала». Брежневу БЫЛО ЧЕМ гордиться, когда он писал свои воспоминания об участии в ее сооружении. Даже теперь, спустя 50 лет, это зрелище производит ГРАНДИОЗНОЕ впечатление. Представляю, какое впечатление это сооружение производило сразу после его создания!

Картина захватывала дух. Кстати после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС украинские СМИ стали изучать вопрос «может ли подобное произойти на Украине». К слову: в Белоруссии СМИ тоже этим занимаются — то есть исследуют предмет на тему «может ли в Белоруссии произойти наводнение (землетрясение, цунами) как у…» И отвечают сами себе: «Нет, НЕ МОЖЕТ — спите спокойно, дорогие белорусы и радуйтесь белорусской стабильности во ВСЕХ ее проявлениях! НЕ МОЖЕТ у нас произойти цунами…»

Но в Украине, в отличие от Белоруссии, честно сказали — у нас подобное произойти очень даже МОЖЕТ. И в первую очередь — на ЗАПОРОЖСКОЙ ГРЭС. Изношено оборудование, устарели конструкции и все такое… И даже частично показали где. И вынесли вердикт — срочно закрывать на реконструкцию, а автомобилистам рекомендовать искать ДРУГИЕ пути в южном направлении — в объезд Запорожья. Так что получается, что прокатились мы по этому чуду советской инженерной мысли первый и последний раз… Увы!

А пока перед нами с плотины расстилалась грандиозная панорама Днепра с видом на остров Хортица. Хортица это, видите ли, не только водка. Это еще и ОСТРОВ — сердце Запорожской Сечи. С музейным комплексом, повествующим о быте казаков.

Дела дней минувших и нынешних. Вид на плотину из запорожского «Куреня»

Недалеко от Хортицы живописно торчали из воды гранитные глыбы «малых» островов. И как-то очень гармонично вписывались во все это «зубы» плотины. Правда, с каких точек снимали казацкий быт и остров в нашумевшем фильме, мы так и не поняли — плотина со стороны музейного комплекса просматривается ОТОВСЮДУ. Ну что ж, чудеса современной видеотехники и все такое….

Почему мы знаем, что плотина просматривается отовсюду — а мы на том острове были. Ну как мы могли ТАКОЕ пропустить! Тем более что соответствующий указатель оказался как раз по правому борту.

Путь на остров лежал через «старый мост», где между массивных колонн медленно продвигались машины в обоих направлениях — полоса туда, и полоса обратно. Этот мост на обратном пути сыграл с нами злую шутку — если бы мы знали — ни за что бы не поехали!

Новый мост-2009

Сбоку просматривались опоры «нового», еще не законченного, моста. И похоже было, что закончат его еще очень не скоро — потому что в наличии имелись ТОЛЬКО опоры… Но опоры очень солидные. Думаю, что с вводом нового моста в строй те проблемы, что возникли у нас на обратном пути, забудутся запорожскими автомобилистами как страшный сон

А пока мы ехали по «древнему» мосту в предвкушении впечатлений.

Остров оказался довольно длинным, лесистым и практически безлюдным — как раз то, что надо для спокойного отдыха. Доехали до клуба «Запорожская сечь». Притормозили. Из будки вышел «представитель казачества» и строго предупредил что тут «стоять нельзя». Нужное направление, правда, указал и даже позволил сфотографировать фасад клубной территории — с пушкой и затейливой вывеской.

Вид на Днепр с Хортицы

Вид на плотину с острова Хортица

Наконец, доехали до поворота «на музей». Стоянка оказалась платной, но недорогой — 3 гривны. Дальше пошли пешком. Тропинка привела к зданию музея — похоже, что недавно отстроенному, поскольку «облагораживание» прилегающей территории находилось явно еще в «процессе». Рядом возвышался холм с большим крестом наверху и были живописно расставлены пушки. С холма открывался потрясающий вид на «малые» острова и ту же плотину. Сфотографировались. Пошли дальше. Чуть подалее оказался «запорожский курень , а точнее — его тщательная «реконструкция».

Здесь снимали «Тараса Бульбу»

Вход в стан охранял колоритный казак со всей полагающейся этому делу атрибутикой: широкие шаровары, смушковая шапка, роскошные усы, пистолет за поясом… Плата за вход была небольшая (кажется 6 гривен), но я тщательно «берегла» свои ноги для будущих «подвигов» (в противном случае они могли просто отказать) и поэтому осталась снаружи. К тому же через пролом в частоколе забора я увидела все, что (как мне кажется) могло меня заинтересовать. Снаружи, кстати, сооружение тоже производило ДОЛЖНОЕ впечатление, которого мне вполне хватило. Муж — видимо из солидарности — остался со мной. Дочка пошла вовнутрь, а мы стали рассматривать сувениры.

То самое письмо турецкому султану…

Внимание привлекло «письмо запорожцев турецкому султану», оформленное в стиле «тех времен». Точно такое же я видела в Днепропетровском музее. В отличие от музейного «сувенирный» вариант оказался «перлюстрированным» на предмет крепких выражений, которыми изобиловал (и которыми ПРОСЛАВИЛСЯ) оригинал. К тому же он оказался довольно дорогим по местным меркам — аж 30 гривен. Кастрированный вариант послания (да еще за такую цену) как-то не вдохновил на предмет его приобретения. Так что остались мы без письма. Зато отдохнули и осмотрели окрестности — весьма, кстати, симпатичные.

По старому мосту

Однако пора было ехать. И мы поехали. На выезде с Хортицы попали в длиннющую пробку. Сколько мы там простояли — даже не знаю … С тоской продвигались рывками, кляня себя за излишнюю любознательность и завидуя мотоциклистам и пешеходам, которые гордо шпарили по обочине. Оказалось — на мосту авария, поэтому движение практически одностороннее — пять минут в одну сторону пять минут в другую. Вернее, это была даже не авария — просто сломался один автомобиль почти на выезде с моста и перекрыл остальным путь. Почему никто не догадался «протащить» его каким-либо образом «вперед» (до более широкой площадки от «узкого» места было вроде совсем недалеко) — для меня так и осталось загадкой.

Как бы там ни было, времени мы потеряли гораздо больше, чем предполагали. Надо было срочно наверстывать.

 

2.2.ЗАПОРОЖЕЦ И ДРУГИЕ 

Но не тут-то было! Прежде чем выехать из Запорожья, мы таки сделали по нему круг. Причем супруг при этом честно следовал указателям «на Симферополь». Спохватились, когда количество поворотов превысило допустимую величину. Каким- то образом все же выехали на «правильный путь» не забыв по дороге из окна машины запечатлеть ЗАЗ. На переднем плане известного завода в качестве «брэнда» на должной высоте (в буквальном смысле) красовался желтый «Запорожец» одной из первых моделей.

Запорожский автозавод

Вообще, увидев ЗАЗ, обрадовались ему, как родному. Судя по внешнему виду похоже, что завод с успехом функционирует и сейчас. Выпускает правда уже не «Запорожцы»… А может быть и зря…

Во дворе ЗАЗ. Памятник былой славе

Столько развелось нынче «нью-марок» — всех не упомнишь да и все фактически на «одно лицо» — от удешевленных моделей до самых дорогих. Только значки на мордах и отличают их друг от друга. А «Запорожец» был ОДИН — брэнд, известный ВСЕЙ огромной стране, хоть и с сомнительной репутацией. Кстати: те, кто его «пользовал», отмечали такую его особенность, как повышенная проходимость на ЛЮБЫХ дорогах — немаловажное У НАС достоинство при ЛЮБОМ раскладе…

Отступление: Абстрактные размышления

В советские времена лично я отличала 5 позиций по легковому автотранспорту — Жигули (без разницы какая модель, но лучше «Лада»), новая Волга, «Волга с оленем» (почему-то именно она мне нравилась больше всех), Запорожец и…серебристый Мерседес. Последний был моей несбыточной мечтой. Причем я даже не знала толком, как он должен выглядеть, но была уверена, что он будет очень мне к лицу:). Особенно если я буду в красном платье и серебристой песцовой шубе:). (К слову — ни то, ни другое в комплекте с Мерседесом у меня так никогда и не появилось. Да и мечтаю я уже са-аа-всем о другом…)

Если кто думает, что я забыла про «Москвич» — то ошибается. Не забыла. Но я его реально НЕ ВЫДЕЛЯЛА. Как-то не запечатлелся в памяти как что-то самостоятельное. Видимо в моем тогдашнем сознании он «объединялся» с Жигулями…

В моем же «сегодняшнем» сознании «градация» автомобилей выглядит примерно так:

• все машины «советского образца» (см. список выше) с выделением в особую позицию «Волги с оленем». Она мне по-прежнему нравится — императрица на покое — все равно императрица

• старая иномарка,

• новая иномарка (с обтекаемыми формами),

• джип.

Все.

Китайский «дешевый» джип я не отличу по внешнему виду от «подлинного» дорогого, а машину в …N-ста тыс. — от машины N- цать (или даже просто в N )тыс. у.е. В принципе для меня они все ОДИНАКОВЫ — и по силуэту и вообще по внешнему виду.  Ну разве что за оч-чень редким исключением. Хотя вполне допускаю, что с  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «эксклюзивными авто» мы просто «ходим разными дорогами — как впрочем и с их владельцами 🙂 .  А вот все, что попадается на глаза… ну вот так … Как-то уж больно они…одинаковы в пределах соответствующей «группы»… Хотя, конечно, порой встречаются экземпляры, потрясающие даже мое дремучее сознание. Но это скорее исключения, я же говорю об общем ощущении от нынешнего изобилия и разнообразия современного СНГшного автопарка. 

 

2.3. И ДАЛЕЕ.

Но я, как обычно грешу излишними «лирическими отступлениями». В принципе, по дороге туда ЗАЗ был последним впечатлением, наводящим на размышления. Разве что гордо висящий в воздухе «Запорожец» как брэнд завода вспомнился, когда возле одного из постов ГАИ (или автосервиса?) ближе к Геническу примерно на таком же постаменте увидели покореженную в аварии легковушку — как предупреждение о том, ЧТО может случиться, если не соблюдаешь правила движения. Идея мне вообще-то понравилась. Если таких «символов» на трассе установить побольше — может аварий будет поменьше?

Говорят, что водители, когда видят что-то ТАКОЕ при дороге, невольно резко снижают скорость — на какое-то время. В подсознании включается «внутренний родитель», который строго говорит, что ТАК делать НЕЛЬЗЯ

К слову говоря, «блюстителей правил движения» на трассе тоже хватало. И даже в самом Запорожье нас остановили — с целью проверки документов. На трассе блюстители как обычно «прятались» за придорожной растительностью, а встречные машины (тоже как обычно) предупреждали о «засадах» подмигиванием. Муж каждый раз радостно «благодарил», хотя стабильно ехал с «разрешенной» скоростью (он обычно ВСЕГДА так ездит). Так что мы честно надеялись, что общение с местным ДАI нас минует. Собственно, так оно и вышло (тьфу-тьфу-тьфу) — кроме бравого запорожского милиционера больше мы никого на своем пути не заинтересовали.

Новая форма украинских милиционеров способствовала «маскировке» — она была цвета пожухлой травы и удачно сливалась с окружающим пейзажем.

Мы гнали почти без остановок. (потому что уже ни вписывались ни в какой «график»), если не считать покупки двух арбузов по дороге. Муж порывался купить их еще на выезде из Днепропетровска. Я уговорила потерпеть до мелитопольских краев. Мужик предлагал скидку при покупке «от ста кг») Сто кг арбузов нам не было нужно, поэтому мы купили без скидки — по 1 гривне за кг. Скидка составляла 20%.

Мелитополь проскочили без приключений. Город мне понравился — наверное, там очень уютно жить. Когда-то у меня была возможность ознакомиться с ним подробнее — меня приглашали в гости родители моего несостоявшегося жениха, а я отказалась — уже не помню почему. Наверное зря — хоть бы город посмотрела… Но собственно город тогда мне казался не заслуживающим внимания. К тому же причина «визита» (знакомство с потенциальной невесткой)  почему-то сильно настораживала.  Как показало время — не зря   жених впоследствии действительно оказался «несостоявшимся»:)…

И вовсе не потому,  что он  был

плохой» а я «хорошая» или наоборот. А вот так просто…разные люди… И слва Богу, что вовремя это поняли. А вот Мелитополь у меня так и остался «неохваченным» в плане его осмотра и ознакомления. Ну вот хоть так…  

2.4. БАЗАРЫ

Мимо проносились придорожные базары. Базары были длинные и поражали своим минимализмом и эстетичностью. Более красивых базаров я раньше не видела.

Озаряя нам путь бесконечность...:) Придорожные базары...

Озаряя нам путь бесконечность…:) Придорожные базары…

Всего четыре позиции: арбузы, дыни лук и рыба. Зеленое, желтое, белое и красно-бурое. Полосатые горы арбузов и солнечные пригорки дынь, сверху вперемежку красные и белые луковые гирлянды, и между ними в качестве разделителей бурые рыбные «шторы» из связок рыбы всех мастей. Все это сверкало и переливалось на солнце. Этим надо любоваться это надо рисовать и фотографировать, а потом наслаждаться всем этим великолепием долгими зимними вечерами, восхищаясь щедростью южноукраинской земли и воды.

Рыбная шторка

Разделяющая рыбная «шторка»

Фотографировать не получалось — неслись слишком быстро. На обратном пути кое-что сфотографировать удалось, но наиболее красивый базар, который я приметила по дороге «туда», на обратном пути проезжали уже в сумерках. Он еще работал (насколько я поняла, они сидят там допоздна), но запечатлеть все это «в красках» было уже невозможно. Где-то перед Геническом пронеслись мимо «чисто рыбного» базара (кажется, он назывался «Норик»), но останавливаться не было ни времени, ни смысла — ну где и когда мы будем ЭТО есть? Ведь к этому лучше всего подходит пиво, а супруг за рулем…

Появились высохшие соляные озера. Абсолютно ровная белая поверхность.

Ближе к Геническу. Палы и соляные озера

Ближе к повороту на Геническ призадумались. Дело шло к вечеру. Если гнать на Феодосию, то при самом благоприятном раскладе там мы будем поздно ночью. Где там поздно ночью искать ночлег и все такое — неизвестно. До Геническа — 10 км. Если заехать туда — «первично» искупаться в море точно успеем. А понравится — и переночевать можно, а с утра пораньше — к «месту назначения». К тому же Геническ и Арабатская стрелка вообще интересовали как потенциальное место отдыха. «Ездют» же туда люди каждый год — значит в этом «что-то есть»… Как вариант рассматривался проезд Арабатской стрелки «насквозь» с «высадкой» в северовосточном Крыму. Где-то там есть мыс ЧАГАНЫ, а на мысе (судя по обозначениям на карте) — оборудованное место для стоянки…

2.5. ГЕНИЧЕСК

После непродолжительного совещания повернули на Геническ. При въезде на городские улицы со случайно поставленной кассеты (где до этого мурлыкал Макаревич) внезапно грянуло:

« Б-Е-ЕЛАРУ-УС-И    МОЯ-Я-Я!!»

Мы, не сговариваясь, прыснули. На подъезде к вожделенному МОРЮ машина с белорусскими номерами и с ТАКИМ музыкальным сопровождением — это что-то! Тем более, что мы никогда не отличались ДЕМОНСТРАТИВНЫМ патриотизмом и никогда не понимали такого рода патриотов. Позже, в Лисьей бухте, где собирается народ со всего света (постсоветского, во всяком случае) мы видели такой вариант патриотизма — на одной из стоянок на высоком флагштоке развивался белорусский флаг, а машины пестрели надписями «Белоруссия, Брест-Лисья бухта». Кажется, это был ЕДИНСТВЕННЫЙ государственный флаг на всю Лисью Бухту, и мы аккуратно обошли его стороной. Ни российских, ни украинских ни прочих других флагов нами замечено в тот раз не было — только наш, родной — белорусский.

А вот в Геническе мы даже пожалели, что не взяли с собой белорусского флага — он бы прекрасно дополнял картину нашего  «триумфального въезда».

Так мы и ехали. А из динамика неслось уже «К-А-Асив Я—Ась КА-ню-ШИ-ну…» Запись была еще ТА САМАЯ —  то есть в изначальном  исполнении «Песняров», еще  с Борткевичем в ее составе  и  с Мулявиным во главе .  И в ТОМ исполнении она звучала ТАК… В прочем в их исполнении тогда ВСЕ звучало ТАК… Это потом они как-то «измельчали» и уж давно  «няма того, что раньш былО…»:) (мне так кажется)

Может, именно ПОЭТОМУ наш собственный «торжественный въезд» в Геническ в предзхакатных лучах солнца и в ТАКОМ музыкальном сопровождении впечатлил даже нас самих…

2.6. АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА

Собственно Геническ мы даже не изучали. Заехав на какую-то стоянку, мы у первого же  прохожего спросили, «где здесь можно искупаться». Нас куда-то направили и мы выехали на небольшую площадь, где стояли таксисты. К ним мы и стали «приставать» на предмет разработки дальнейшего маршрута. План проезда Арабатской стрелки насквозь провалился сразу же 🙁 — нам популярно объяснили, что «шоссе только до Стрелкового, а дальше ехать до конца — только машину гробить«, тем более не факт, что в близлежайшем к Арабатской стрелке районе Крыма есть хорошие дороги. К тому же наш «мустанг» к экстремальным автопутешествиям явно неприспособлен. Спасибо, что он вообще двигался.

Поехали по шоссе. Арабатская стрелка при ближайшем рассмотрении оказалась не совсем тем, что я себе представляла, глядя на карту. Шоссе шло ровнехонько посередине косы, и моря не было видно ни с одной из сторон. Справа — степь и слева — степь. Где же тут народ отдыхает? В начале пути мы видели несколько машин возле не то озер, не то стовков, но нам хотелось МОРЯ. А оно исчезло с глаз. Зато со стороны Азовского моря на горизонте пошли какие-то строения — видимо, базы отдыха. Опыт подсказывал, что там, где базы, к морю не подъедешь. Свернули на грунтовку и уперлись в какие-то ворота. Так и есть — база отдыха! Поехали назад уже по грунтовке, ища «проход» к «свободному» морю. По пути наткнулись на кемпинг. То есть кусок побережья, огороженный забором. Что-то типа загона. За сутки — 40 гривен с машины. Ну — туалет, вода, все такое. Ставь палатку и живи. На сутки нам в «загон» не хотелось, к тому же мы были только что из цивилизации и еще не успели по ней соскучиться. Поэтому, миновав кемпинг, выехали, наконец, к «свободному» морю.

2.6.1. ПЕРВАЯ НОЧЕВКА

Итак, сбылась мечта идиотов. На всем побережье — всего пара «биваков» и практически ни души. Только слышно, как плещется море. Биваки были колоритные — тот, что напротив нас, был сделан в виде навеса из старого парашюта, обтянутого по периметру псевдорыбной сетью — наподобие той, которой иногда украшают приморские кафешки. Второй был «цивильнее» — то есть классическая палатка, навес, какие-то столы и стулья…

Ну очень колоритный бивак…

 

Накануне, как выяснилось, в тех местах прошел сильный ливень, и вообще по южным меркам было довольно «холодно». Поэтому народа было немного.

Ветер и правда был прохладный, но не настолько, чтобы «сматывать удочки». Поэтому решили расположиться на ночлег прямо на берегу. У нас был арбуз, горячая вода в термосе, теплые вещи, тент (в смысле старый самолетный чехол) — что еще надо? Море, правда, к купанию как-то не располагало. Все-таки прохладно, густая бахрома водорослей на берегу (прибило ветром), к тому же вода довольно мутная (нам сказали, что она сильно «поднялась»), ну и, конечно, мелко. «Ножную ванну» я таки приняла, муж искупался «конкретно», а дочь отказалась купаться вообще. Зато изъявила желание спать на открытом воздухе. Палатку ставить на одну ночь не хотелось, поэтому соорудили ей что-то вроде шалаша из старого  самолетного чехла (еще ЧАГАНСКОГО — дед «отжалел» перед отъездом) и лыжных палок, которые муж предусмотрительно захватил с собой. Одной стенкой «шалаша» послужила машина, а двумя другими — чехол, подпертый лыжными палками.  Сос стороны машины чехол  не долго думая «укрепили» свежекупленными арбузами. Получилось довольно уютно, а главное — закрывало от ветра.

Тоже типа «бивак» — уже наш..»Навес — фрагмент самолетного чехла «оттуда» (из Чагана)

В десять позвонил дед. Разговаривал с дочкой. Из обрывков разговора поняла, что он наказывал ей «купить утром цветы». Боже мой — у меня же завтра ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ!

Дочка расположилась в импровизированном «шалаше», а мы с мужем устроились  в машине (ее  габариты позволяют), заранее предвкушая «здоровый крепкий сон» под  шорох морской волны, баюкающей нас в абсолютной тиши  дремлющей вселенной и все такое... ЩАС!!

То есть уснули-то мы таки да — именно под «шорох морской волны в ласковой тиши вселенной» — — причем сразу,  как только стемнело.  И, наверное, довольно крепко. Впрочем не знаю. Потому что  среди ночи проснулись один Бог знает от чего. Над морем светила луна — мы как раз попали в полнолуние, так что любование лунной дорожкой (мое любимое занятие) мне было в этот раз обеспечено. Было вообще относительно светло. Со стороны Геническа еле слышно доносилось буханье ночной дискотеки. Представляю, КАКОЙ  грохот стоял на побережье, если доносилось аж до нас!

2.6.2. О МУЗЫКЕ НА ПОБЕРЕЖЬЕ.Абстарктное

Вообще эта привычка «глушить себя и море» на приморских набережных никогда не была мне понятна. Грохот ведь можно и дома слушать, а здесь надо слушать ТИШИНУ… И Море… Ну в крайнем случае — МУЗЫКУ. Которая ГАРМОНИРОВАЛА бы с морем а не глушила его. На ЮБК это, кажется, наконец поняли. А вот почти на всем Восточном побережье (как выяснилось позже) — чем ближе к морю, чем меньше его слышно. Свою ПОСЛЕДНЮЮ ночь в Крыму мы, кстати, тоже провели на побережье, причем в почти «диком» месте — в том плане, что пляж находился довольно далеко от мест признанной цивилизации — и одурели от грохота ДВУХ «музыкальных точек», которые находились практически друг напротив друга. Причем если одна из них затихла относительно рано, то из второй звуки почти до утра неслись такие, словно это был последний день творенья. Под конец на побережье приехала «Газель» с какими-то россиянами и они, в свою очередь, врубили хиты восьмидесятых, перекрыв своими мощностями ОБЕ точки. Причем из всего изобилия ХОРОШИХ песен того времени они почему-то выбрали «глушителем» Леонтьева с его «Светофором».

«Все бегут-бегут-бегут, а он им светит…

Все бегут-бегут-бегут — а он горит….».

Мне в тот момент как раз светил в глаз фонарь, включенный неизвестно кем неизвестно зачем среди ночи (причем когда мы устраивались на ночь, он еще  НЕ горел — это я «так удачно попала«) и мне хотелось убить и Леонтьева, и этих россиян, и придурка, включившего этот фонарь…

К счастью, часа в три ночи все это утихомирилось.

Но тогда мы еще ничего не знали об этой особенности восточного побережья, и поэтому «бухи» из Геническа нас хоть неприятно удивили, но не очень затронули, поскольку были еле слышны..

Ветер совсем стих, стало тепло. «Лунная дорожка светилась серебром»Луна сияла над морем, как огромный шар на новогодней елке.

Захотелось арбуза. Проснулась дочка и, услышав про арбуз, тоже вылезла из своего укрытия. Одно слово — сумасшедшая семья. У меня в «плане» еще было встретить рассвет. С рассветом не вышло — утром над морем поднялся не то туман, не то тучи, и солнце вышло уже из-за них. Самый момент «всплывания» солнца на поверхность моря выпал. А может, я его просто проспала.

2.6.3. УТРО. ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ .

Утро встретило легкой прохладой, которая, впрочем, практически сразу испарилась в восходящем солнце. Из «парашютного» бивака сонные личности по очереди шлепали к странному сооружению неподалеку — что-то типа закрытой с четырех сторон ширмы на четырех шестах. Простейшая логика подсказывала, что это импровизированный туалет — поскольку кругом степь — то «сильно далеко видать». Чистоплотность обитателей бивака порадовала — когда мы посещали несколько лет назад Тарханкут в августе, то он кроме всего прочего, поразил сплошными «фекальными полями» вперемежку с природными достопримечательностями. А в этом году, чуть позже, когда мы были в Лисьей бухте, во время наших прогулок по окрестностям помимо «обалденных пейзажей» на каждом шагу попадались продукты жизнедеятельности «продвинутых» гостей Крыма. Количество загаженных (в БУКВАЛЬНОМ смысле) площадей не поддавалось никакому описанию. А чего вот стоило сделать такую вот «будочку» при стоянке для удовлетворения собственных «естественных потребностей»! Четыре шеста и какая-то пленка — только и всего….

Муж принес «цветы ко дню рождения» — три синих шарика местной колючки.  Я естественно,  обрадовалась. А шо? Собственно, я ЛЮБЛЮ синие колючки — вот такое у меня извращенное понятие прекрасного. Тут они росли в изобилии. Эти Арабатские колючки и сейчас красуются у меня на стенке — я таки довезла их до Минска, несмотря на последующее сопротивление того же супруга — он почему-то все время порывался их выбросить во время пути.

Пляж потихоньку заполнялся машинами и людьми. То есть машины выезжали прямо на побережье, и из них радостно выпрыгивали полуголые люди. К нам подошел представитель «хорошо оборудованной стоянки» напротив.

«Посмотрите, пожалуйста,  за нашими вещами — мы поедем покататься». Вещей, к слову, было немало — добротная палатка, тент от солнца, столы, стулья…

Мы вежливо отказали — поскольку собирались скоро уезжать. Он направился к соседней машине. До нас долетали обрывки разговора.

-…Вы надолго приехали?…

— ..До вечера…

— ..Посмотрите за вещами … мы часа в два дня вернемся…

Было восемь часов утра. Уезжая, мы подивились беспечности хозяев «добротной палатки» — и даже время сообщают, за которое можно собрать ИХ манатки и «свалить по-быстрому…» Тем более, что потенциальные «присмотрщики» даже не «раскладывались» — другое дело, если бы хозяин палатки попросил хотя бы надолго обосновавшихся соседей…. А может, все-таки в ЭТОМ кругу больше честных людей?…

Шоссе маячило на горизонте. По прямой выехать на него не получилось — на грунтовке блестели огромные «вечные» лужи, плавно переходящие в камышовые заросли. Побоялись «затонуть». К тому же лужи могли оказаться солеными — все-таки на противоположной стороне — Сиваши (потом нам сказали, что лужи были пресные). Пришлось ехать «кружным путем» — то есть так, как приехали.

Представление об Арабатской стрелке было получено, как нам казалось, полное, и мы двинули на Крым. Как потом выяснилось, где-то не доезжая до Стрелкового имеются горячие целебные (особенно для суставов) источники. Их мы «не охватили». А жаль…

Дорога не изобиловала впечатлениями, если не считать уже ставшего «привычным» чувства восторга и покоя одновременно — как при возвращении «домой». Я не шучу — на подъезде к Крыму меня ВСЕГДА охватывает такое чувство. И каждый раз, пересекая «заветную черту», я говорю ему: «Ну, ЗДРАВСТВУЙ!» И мое воспаленное воображение каждый раз мне же отвечает от его имени: «Ну наконец-то! Ну как ты ТАМ — без МЕНЯ?»

«Заветная черта» в этот раз пересеклась как-то незаметно — без «помпы» — проехали пролив, за которым красовалась скромная табличка «Крымская автономная область» или что-то в этом роде. И все. При проезде на ЖД транспорте    в заветном «месте пересечения» стоят вразбивку огромные буквы «К Р Ы М». Западный «въезд» встречает: постом ГАИ, высокой стелой с надписью «Крым» и белым заводским строением вдалеке с белыми же трубами, из которых «торжественно» валит белый дым…

Здесь все произошло «по-тихому».

Ну, З Д Р А В С Т В У Й!

 

 

 

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

7 комментариев

7 комментариев на «Маленькая жизнь(Восточный Крым) Часть 1. ТУДА»

  1. Виутор:

    Горячий источник находится за Стрелковым. Там и зимой люди купаются. А еще там есть целебные грязи.

  2. Неделя отпуска — маловато будет! Привык отдыхать со студенческих и аспирантских времен по два месяца, чтоб надоело… Но такое удавалось только пару раз в начале карьеры и вот, может, удастся будущим летом! Такова научно-преподавательская жизнь. Сырость в Минске — это точно. Приезжали в середине июля, в сезон дождей, а уезжали после 9-10 августа, когда устанавливалась пляжная погода. А в Пензе в это время лето уже кончалось. Жаль, в Крыму никогда не был. Сочи-Геленджик-Туапсе-Батуми-Криница… по разу-полтора 🙂

  3. Сергей:

    Восстановление исторической справедливости в Крыму! Акмесджит — вместо Симферополя, Акъ-Яр вместо Севастополя, Кефе — вместо Феодосия, Гезлев — вместо Евпатория и так далее.
    Топонимика Крыма — это многогранная проблема, которая была порождена переименованием более 1200 названий городов и сел полуострова в основном с крымскотатарского языка (но также и немецких, армянских, болгарских и других топонимов) после депортации в послевоенный период. Таким способом советский режим стирал “память земли” о депортированных народах и надеялся на забытье своего преступления. Вместо Карасубазара появился Белогорск, вместо Партенита — Фрунзенское, вместо Ислам-Терек — Кировское, вместо Ички — Советское, вместо Сарабуз — Гвардейское, вместо Ак-Шейх — Раздольное, вместо Коктебеля — Планерское, и так далее, всего не перечесть. Даже Ялта несколько месяцев именовалась Красноармейском, но явная глупость не прижилась. А другие наименования прижились как бы в насмешку или в назидание: например Таврический университет несколько десятилетий носил имя Фрунзе, хотя именно по его приказу после взятия Крыма красными половина профессоров университета была расстреляна. До сих пор в городе есть улицы имени Землячки, Бела-Куна, хотя с ними связан кровопролитный “красный террор”, во время которого были расстреляны сотни тысяч ни в чем не повинных людей.

    • Ага! особенно «Акмесджит — вместо Симферополя, Акъ-Яр вместо Севастополя«…. Ты историю Крыма внимательно смотрел?
      В период Крымского ханства возник небольшой город Акмесджит, в русских источниках известный как Ак-Мечеть, Акмечит («белая мечеть», , который был резиденцией калги — второго человека в государстве после хана. Кварталы, построенные в те времена, называются ныне Старым городом. ….
      После вхождения Крыма в состав Российской империи было решено основать центр образованной на большей части земель ханства Таврической области (позднее губернии) на месте Ак-Мечети. В протоколе заседания Таврического областного правления от 23 мая 1783 года отмечается, что «с Акмечета будет губернский город Симферополь». В 1784 году под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического началось строительство административных и жилых зданий и православного храма. Сейчас это часть города, ограниченная с трёх сторон улицами Розы Люксембург (Александро-Невская), Павленко (Инженерная), Маяковского (Внешняя) и улицами Караимская, Кавказская и Пролетарская с четвёртой. Этот район отличается регулярной планировкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямыми углами) и застроен в основном двухэтажными домами. . Город, включавший в себя как вновь построенные кварталы, так и территорию Ак-Мечети, получил название Симферополь — в переводе с греческого «город пользы».С того момента Симферополь бессменно является административным центром Крыма.
      Севасто́поль (укр. Севасто́поль[2], крымскотат. Aqyar) — город государственного значения Украины, город-герой. Расположен на черноморском побережье Крымского полуострова. Заложен по указу российской императрицы Екатерины II в 1783 году. В античности территорию, на которой расположена часть современного Севастополя, занимала греческая колония Херсонес, основанная выходцами из Гераклеи Понтийской в V веке до н. э
      Все остальное — да, пожалуй… «Партенит» звучит гораздо красивше, чем «Фрунзенское», а «Карасубазар» — много экзотичней Белогорска…
      А насчет «преступлений» и «наказаний» а также «террора» — красного и белого — это отдельная тема, требующая ВСЕСТОРОННЕГО рассмотрения. Когда-нибудь может быть…

  4. Сергей:

    Белый — это антитеррор…

Ваш отзыв на Brendan