Генерал-майор Авиации — ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ — командир 79 дивизии ТБАД с 1974 по 1979 гг
НАБРОСКИ К ПОРТРЕТУ.
Воспоминаия Н.В. Дмитриевой
*****
Чудеса мой муж свершал,
С дозаправками летал:
Без посадки двадцать пять
Мог часов он пролетать.
*
А порой и дольше мог
Если воинский звал долг.
Не один был летчик наш:
С ним отличный экипаж.
*
Не умел не быть несмелым,
В стороне стоять,
Не умел он, право дело,
Долг не выполнять.
*
В выполнении задачи
Был он смел и был он прям.
«Надо так или иначе
ПВО проверить стран,
Близких ко границе,
Но нельзя вам «засветиться».
*
Проверял он по заданию
Состоянье ПВО,
Выдержка, уменье, знанья
Выручали план его.
*
Пересек он океан
И Канаду, и Аляску
Невидимкою, как в сказке
Пролетел. Вернулся к нам.
*
Лишь у нашей у границы
Вдали «янки» засветился,
Но и в голову не взял ты,
Что полет был — через Штаты.
*
«Констеллейшн», «Китти-Хок»
Облетать прекрасно смог.
С «Китти-Хок» встречался дважды
Экипаж ребят отважных.
А еще в атолл летали,
Что Перл-Харбор имеет названье,
«Рейнджер» и эсминцы засняли,
Славно выполнив заданье
*****
1. Владимир Борисович после участия в учении «Океан» с радостью рассказывал, что их самолет в океане нашел наш корабль и сбросил на него ВЫМПЕЛ. Моряки на палубе махали им руками и бескозырками.
И каково было наше удивление и восторг, когда позже один военнослужащий нашей части в Чагане рассказал Владимиру Борисовичу, что на том корабле служил его сын (парня как раз призвали в армию). Там на корабле, этот парень узнал самолет из нашего гарнизона — самолет командира дивизии №01 (мальчишки ведь дотошный народ и многое знают о технике). И поведал всему экипажу, что ЭТОТ самолет — ИЗ РОДНЫХ МЕСТ. А потом, в радужных тонах рассказал в письме родителям, о том, как приятно было получить вдали от земли, посреди океана, привет (ВЫМПЕЛ) из родных мест.
********************
2. С дозаправками в воздухе одно время у морских летчиков на востоке что-то не ладилось.
*
И Владимиру Борисовичу предложили съездить к ним обменяться опытом. Но у В.Б. были свои планы и задачи, он не мог отрываться от своей службы, поэтому он предложил направить командира тамошней части — Гречко (к сожалению, не помню ни звания, ни имени, ни отчества), к нам в гарнизон. Гречко прилетел на своем самолете. При первых же полетах на самолете Гречко Владимир Борисович со всей его категоричностью заявил подопечному: «Выбрось ты свой самолет подальше!» И стал его обучать дозаправке в воздухе на своем самолете. Но тем временем составил документ (докладную), где грамотно обосновал, почему нельзя использовать самолет морских летчиков для выполнения сложных упражнений, и отослал его на завод. Там согласились с нареканиями и, не помню, или исправили недоработки, или прислали новый самолет для Гречко.
Опробовав новый самолет (с доработками ), обучение закончили успешно.
******************
3. Обычно, когда кто-то из летчиков жаловался, что не все в порядке с самолетом, В.Б. сам брался облетать самолет и, если что-то находил, совместно со службой ИАС составлял определенный документ на завод, где и устраняли недоделки.
Так было и на этот раз. Заканчивался вылет на авианосец. При подлете к аэродрому были сложные метеоусловия. Вдруг в самолете запахло гарью. Как мне рассказывал потом один из членов эки-пажа, «начался какой-то галдеж».
И тут В.Б. скомандовал: «Прекратить разговоры». Спокойно запросил по связи всех членов экипажа доложить обстановку. Выяснил, что загоре-лась установка «Туча» для определения грозовых облаков. Пожар благополучно потушили.
А потом с завода им прислали более мощную установку.
********************
4. Иногда при возвращении ОБЛЕТА АВИАНОСЦЕВ политотдел полка или дивизии и женсовет устраивали встречу с участием жен и детей членов экипажей.
*
В такой встрече участвовала однажды и я с детьми….
В этот раз за встречу отвечал знакомый 2-го полка Виктор Павлович Помыткин и женсовет полка. Это был, как раз, тот случай, когда загорелась антенна «Туча».
Один самолет приземлился, а Владимира Борисовича все нет. А они в это время крутили лишний круг, туша эту злосчастную установку. Наконец подъехала машина, вышел В.Б. с удовольствием и радостью обнял детей и меня. Ничего о ЧП, конечно, не сказал. Позже он несколько раз в Чагане и пару раз в Свердловске с удовольствием и благодарностью вспоминал, как мы его встречали. Спасибо В.П. Помыткину – истинному политработнику с чуткой, тонкой душой( и в тоже время отважному профессиональному штурману) и женсовету 2-гополка!
Кстати позже В.П. Помыткин, в то время – подполковник — получил в Иркутске звание генерал-майора.
********************
5. Когда мы приехали в Чаган — в полку, где начал службу ВБ., служили замечатель-ные, интересные люди.Григорьев Александр Яковлевич участник ВОВ, его жена – Анна Николаевна, участница ВОВ (там летали, там познакомились и там же поженились. На фото, слева направо: Григорьев А.Я., Григорьев Анна Николаевна, Дмитриева Н.В., Дмитриев В.Б., Судак).
Зам. по ИАС Дебелый Павел Николаевич и его жена Екатерина Николаевна — тоже участник ВОВ (и тоже война их связала). Зам по ИАС Шельдяшов А.П был в полку у Григорьева А.Я. Зам. полка Фомичев Владимир Лукич – участник ВОВ. Соловьев Николай Михайлович – техник или инженер (не помню). Начальник штаба был Казацкий Петр Федорович. И Казацкие, и Григорьевы вспоминали не раз, как их жены, а тогда рядовые СА, помогали загружать бомбы, а потом при полете сбрасывать их на цель.
Вот так прошли вместе огонь и воды, что называется. И медные трубы их потом не испортили.
************************
6. Острословов и весельчаков среди военных всегда хватало. Рассказывали (в самом ли деле или только виртуально, точно не скажу), решили создать один экипаж «птичий» (с фамилиями Галкин, Грачев, Куликов, Сорокин, Соловьев, Орлов, Коршунов, Журавлев), а другой «кошачий» (Серый, Белый, Мурка…). Ходила такая присказка, что они держат весь воздушный флот… Мне Саша Уваров (двоюродный племянник В.Б., летал с ним в одном экипаже) говорил, что это придумал В.Б., но я думаю, что это еще до нас сложилось, а В.Б. понравилось, и он эту присказку иногда повторял.
*********
Дмитриева Н.В.
And I was just wnodering about that too!
That’s a smart way of looikng at the world.