main

Анатолий Винокуров Катастрофа Ту-95 Как это было

5 октября 1976 года самолет Ту-95   79 ТБАД  (место дислокации Чаган или Семипалатинск-4 ) разбился при столкновении с верхушками деревьев и ЛЭП при посадке на запасном аэродроме под Алма-Атой.  Экипаж (8 человек) погиб

Первая часть о том как это было (по рассказам участников и очевидцев)    см здесь

Вторая часть  (дополнения Александра Овчинникова) см. здесь

Третья часть (по следам катастрофы Н.Пантелеев) см.здесь 

*

В конце марта этого года в комментариях ко второй части появилось вот такое сообщение от одного из свидетелей  этой катастрофы Анатолия Винокурова, который написал следующее

Здравствуйте, друзья. Хочу написать небольшое дополнение к данному материалу. В ту ночь я был среди тех, кто первыми прибыли к месту катастрофы, нас было пятеро. Самолет упал в километре от нашего дома и мы прибежали туда буквально через 10-15 минут. Картина была страшная, все горело, хвост самолета торчал из земли под углом в 30-35 градусов. Мы поняли, что это бомбардировщик, остальные самолеты из этой группы заходили на посадку согласно курсу. Стали искать возможных выживших членов экипажа, нашли майора, подняли его и понесли на руках, он пришел в сознание и сказал, что он командир, Мальцев Виктор. Мы нашли парашют и несли Мальцева на руках в сторону переправы через речку, мой отец, побежал в больницу, вызвал скорую и они подъехали мин. через 20. Когда мы перекладывали майора на носилки, он пришел в себя и сказал : «Мужики, экипаж там, ищите, может быть еще кто-то жив.» И умер на наших руках.

*

Позже Анатолий  прислал  подробное описание печальных событий тех  тех дней , за что ему приносим ему огромную благодарность и публикуем здесь без купюр и изменений

КАК ЭТО БЫЛО

…Я действительно был среди тех, кто первыми прибыли на место катастрофы. Майор Виктор. Мальцев умер у нас на руках, мы несли его от места падения самолета до брода речки, где можно было её перейти. Это метров  800 от места падения, шел дождь, мы шли по пахоте и Мальцев иногда приходил в сознание.

Мы плакали —  это было.  Мы видели, как ему тяжело с этими ранениями. Пока шли к переправе, мой отец побежал напрямую к больнице, до которой было метров 500. Там на скорой подъехал к тому месту, куда шли мы.

Когда подъехала скорая и мы стали перекладывать командира на носилки, он пришел в себя и сказал нам : » Мужики возвращайтесь назад, может быть еще кто есть живой»… После чего он умер.

Мы побежали назад. Пожарные машины прибыли минут через 40, их привел мой отец, когда отвозили командира в больницу —  те не знали дороги и заблудились. Первым шел пожарный Ураган, там был п.п. Воронкин с несколькими летчиками. Дело в том, что их самолеты заходили на посадку с практически пустыми баками, а т.к. аэропорт гражданский, навигационное оборудование не смогли быстро перенастроить. 

Беда в том, что  — по свидетельству двоих из тех, что были с нами у самолета  — горел один из двигателей на левом крыле.   Экипаж дал круг над нашим населенным пунктом и стал садиться вслепую на поля…

Беда в том, что они садились не вдоль полей, которые тянулись на 2-3 км, а поперек. Был дождь, туман и они этого не видели, садились вслепую, только чтобы не упасть на дома..

Левой задней плоскостью  они снесли  верхнюю треть высоковольтной линии в 110 кв, сели в поле и самолет протащило еще метров 400, но там была лесозащитная полоса и большой длинный лог…

В него и попал самолет, он зарылся носом в бугор на 5-6 метров, перевернулся и взорвался.

Мы стали искать возможных выживших.  Все кругом горело, это была страшная ситуация, мы больше никого живыми не нашли.

Когда прибыли пожарные и Воронкин с экипажем, он налил нам из фляжки спирт, мы все были мокрые, в копоти, саже и грязи… Воронкин стал нас опрашивать, мы рассказали ему всё, что видели, всё, что знали. На рассвете прибыл на вертолёте Команд.  САВО генерал Лященко.  Было много из военной прокуратуры, но они опрашивали нас позже. 

В течение всего дня мы находились внутри оцепления, которое выставили военные и помогали, тем, что собирали всё, что нам указали ( искали навигационные полетные карты, оружие экипажа, другие предметы) и складывали это на большие полотна брезента, которые привезли военные.

Когда мы прокурорским говорили, что двигатель самолета горел, нам не поверили, они сказали что он сбился с курса и садился на практически пустых баках вслепую…

Предполагаемая схема падения

*

…Я особенно запомнил серж. Ведерникова, которому месяц оставался до дембеля. Его выкинуло из хвостовой кабины где установлены скорострельные пушки с высоты 20-ти метров, когда они столкнулись с высоковольтной мачтой. Совсем молодой солдат…

Где-то через 3-4 недели, к нам позвонила вдова Мальцева, она приехала к нам со своей дочкой и пробыла в нашем доме несколько дней.  Мы ходили на место катастрофы, всё ей рассказывали и плакали вместе с ними. Это было большое горе для каждого из нас.Она привезла нам фотографию экипажа, ту, что опубликована у вас на сайте. 

Вот эта фотография

 

*

Я читал информацию на сайте про Чаган лет 5 назад, написал письмо с фотографиями того места, где произошла катастрофа и коротко описал ситуацию. Ответа не получил. Смотрел на сайте фотографии Чагана, те, которые были сделаны в прежнее время и то, что от него осталось. Больно смотреть и сознавать, что героическая история вашего авиационного полка, так оборвалась. Мне сейчас 65 лет, в то время мне был 21 год, но до сих пор помню всё и как это было.

С большим уважением к Вам,  и печалью за нашу постсоветскую действительность…

Было..

Стало .Дом Офицеров, 2011

*

В материалах на сайте, есть некоторые неточности. Самолет упал не в 7-8 ми км. от взлетной полосы — они недотянули чуть больше четырёх км с отклонением от курса в 2 км к югу. Мы считаем, что это отклонение было обусловлено пожаром левого двигателя. 

Правые тянули… Возможно они пытались уйти на второй круг, но уже не хватило высоты.

Там тогда нас было пятеро, все мужики взрослые и только я один остался из них. До сих пор помню, как взрослые мужики плакали, когда мы несли командира и надеялись, что он будет жить…

Вечная память нашим Героям. 

*

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

6 комментариев

6 комментариев на «Анатолий Винокуров Катастрофа Ту-95 Как это было»

  1. Юрий Шафран:

    Спасибо Анатолию, спасибо Марине! Просто удивительно, как спустя столько времени выясняются подробности, находятся свидетели. Рассказ — берёт за душу, будто вчера было, а не 45 лет назад.
    Меж тем опять падают самолёты при заходе на Алма-Ату https://aviaforum.ru/threads/katastrofa-an-26-knb-kazaxstana-alma-ata-13-03-2021.48508/page-5 И до этого были катастрофы, проклятое место какое-то.

  2. Сергей Абрамов:

    2 аэ , в\ч 06680 , полковые учения 1976г. Я на плоскости с-та №76 , заправка топливом.Из штаба по стоянке проходят экипажи к своим бортам в т.ч экипаж м-ра Мальцева В.В. Как оказалось в свой последний полет.Виктор Васильевич был опытнейшим командиром, которому доверялось пилотировать самолет ТУ-116 осуществляющий перевозку личного состава.

  3. Вячеслав:

    Я в 1973-1975 годах проходил службу в в/ч 23532 Дивизион связи на аэродроме где базировались ТУ-95 В это время была ещё одна катастрофа но уже в Ту 16 помоем там экипаж ктапультировалсь , но погибли командир и стрелок — радист (Была не выдернута резервная чека кресла )

Ваш отзыв на admin