main

Дед Мороз и другие

Во первых с наступающим. Во вторых — прошу прощения у тех, кто регулярно заходит на этот сайт (а такие есть) за долгое молчание. Причины позже обьясню (может быть) но поверьте они достаточно объективны. А в третьих… Вот на днях попалось такое ..

*

…Пришла в ужас, пожалела детей ..И вспомнила что когда то уже начинала с этим разбираться, а потом забросила в силу непредвиденных обстоятельств…. И решила вернуться и закончить… Ради детей — чтобы детям не было так страшно -)

Итак  — про производного от святого Ника  Санта Клауса от CocaCola и основы славянской (и прочей) мифологии, (а также христианских легенд)  в этом вопросе см. по ссылкам

Санта Клаус, Дед Мороз , Святой Николай ,Велес…

Хотя если еще точнее — Санта-Клаус — это симбиоз персонажа из английского фольклора по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии.

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

*

И только позднее Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды — вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

https://ru.freepik.com

*

Елка

Рождественская ёлка ( новогоднее дерево) — традиционный атрибут празднования Рождества во многих странах мира. Возник в раннее Новое время в германской городской традиции, а с XIX века получил популярность в России, англосаксонском мире и многих других странах. Как правило это  хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию, украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками.

Где то на районе (Днепр) фото из инстаграмм

*

Популярная в Германии легенда связывает возникновение рождественской ёлки с именем Святого Бонифация. Согласно житию святого, чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, тот срубил священный дуб Одина. Легенда развивает этот сюжет: на вопрос потрясённых германцев, как им отмечать Рождество, он указал им на маленькую ель, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Её вечнозелёные ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога

Есть версия (Душечкина) , что рождественская ель появилась в результате переосмысления древних ритуалов Йоля  (праздник зимнего солнцестояния у германцев) в новой христианской трактовке. По её словам, среди германских народов  существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды.

Считалось, что «безсмертная» ель — это некий мост, связывающий мир людей с миром духов умерших предков и богов.
Считается также что ель в представлении древних — это символ радости, обновления, стойкости  и вечной жизни

*

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости. После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл, и ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы сочельника.

charter97.org

*

До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Достоверно известно, что на Рождество 1539 года дерево с украшениями было поставлено в Страсбургском соборе. В документах рижского братства Черноголовых упоминается о похожей церемонии в канун 1510 года, причём после празднества дерево было сожжено

Примечание: в канун Нового 2011 года между Ригой и Таллином разгорелся настоящий дипломатический конфликт по вопросу ёлочного приоритета. У эстонских исследователей нашлись аргументы того, что в Таллине ёлку установили на 400 лет раньше рижской, то есть ещё до первого упоминания самого города (1154). Мэр Риги  Нил Ушаков назвал ситуацию  «ёлочной войной», серьёзно угрожающей коммерческим интересам города и страны, и пообещал найти достойный ответ агрессору..

Вот так то

Дед Мороз

Сразу для тех кто сомневается — Дед Мороз и Санта Клаус НЕ ОДНО И ТОЖЕ . Они совсем разные «истоки» имеют уже хотя бы потому, что ни Святой Ник ни даже «Отец Рождество» собственно к холодам не имеют никакого отношения.. Но обо всем по порядку

 

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель — прототип Снежной королевы из сказки Андерсена.

Справка:Хель —  богиня подземного мира и сил, неподвластных человеку. В отличие от хтонических богинь других культур, она довольно спокойная и даже «ледяная», она объединяет в себе черты богини смерти и богини — защитницы мирового порядка. В облике Хель сочетаются юная дева и старая женщина — это опять же единство аспектов жизни и смерти, а также впечатление от Хель «вне возраста».(https://color-harmony.livejournal.com/292603.html)

*

Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща — пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы по отношению к людям  далеко не так суровы как когда-то…

В самую длинную ночь в году — в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря — древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди на радостях  украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям…

Примечание: У ряда европейских народов в рождественских ритуалах использовалось большое полено или пень, который зажигался в очаге в Сочельник и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Считалось, что бережное хранение кусочка такого полена в течение всего следующего года защищало дом от огня и молнии и приносило дому удачу. У южных славян такое полено называется бадняк, у скандинавов — juldlock, у французов — la bûche de Noël (рождественский чурбан)

Йольское полено — как украшение…

..И как лакомство (рождественский рулет с кремом)

*

Почти все Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество — семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам.

Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника — при могучем воображении некоторые видят в нем аналог Дедушки Мороза в тулупе и с посохом..

Вотану на Йоль приносили жертвы — достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но есть версия , что в самой глубокой древности жертвы могли быть и человеческими.

Путник и Странник http://waytosoul.ru/node/8020

*

Есть версия что Славянский Мороз ( Карачун)  тоже требовал жертв.

Справка: Божество Карачун (или Корочун) появилось в народных сказаниях славян задолго до христианства. Поначалу он символизировал день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году — 22 декабря. В дальнейшем Карачун эволюционировал и стал жестоким подземным богом, повелевающим морозами.Подробнее  см. Кто родился в Рождество (Солнцеворот)

Карачун

*

Отголосок всего этого можно предположить по сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость и трудолюбие? …Хотя согласно той же сказке, строптивых и ленивых он тоже  «одаривал»  — но  по другому… Но морозил перед теми тех и тех  да — хорошенько.. 🙂

Кадр из фильма Морозко. Ленивица возвращается домой с «дарами»

*

Хотя … Кстати, о классике. По данным интернета исходя из аутентичного текста в сборнике народных сказок — наглость,  хитрость , тупость и лень в те времена карались гораздо суровее. О доброй падчерице там сказано: «Та – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый» . А о злобной дочке: «Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно». ...

Жестко (как бы сейчас сказали) зато наглядно — каждому по делам его … (https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/strannaia-moral-filma-morozko-5c630a3c1e2fc800ad833366)

Но даже в добром  советском фильме «Морозко»  — помните  — к повелителю стужи отправили двух девушек, а он их охаживал холодом и при том спрашивал: «Тепло ли тебе, девица?» Именно так наши предки вплоть до ХIХ века воспринимали Карачуна, он же Студенец, он же Трескун, или Зимний Дед.

Примечание: В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) . Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

https://www.liveinternet.ru/users/773626/post252202343/

*

Внешность

Традиционно Дед Мороз одет в длинную (в отличие от Санты-) , по щиколотки,  шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза.

Кандидат исторических наук, искусствовед и этнолог Светлана Жарникова перечислила основные элементы убранства того Деда Мороза, каким его видели наши предки:

-густые серебряные волосы и борода — символы богатства, могущества, благополучия и счастья

трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром, — знак чистоты и святости всего, что дает он из своих рук

-белая, украшенная белыми геометрическими орнаментами льняная рубаха, — символ чистоты, священного знания и принадлежности к миру богов

-Расшитая серебром и отороченная лебединым пухом шуба, красная рогатая шапка, украшенная жемчугом

-белый с красным орнаментом пояс — символ связи потомков и предков

серебряные или шитые серебром сапоги (валенки)

-хрустальный посох, украшенный лунницей или серебряной головой быка, — символы власти над водой, Луной и миром предков.

Александр Хвыля в роли Деда Мороза https://aif.ru/culture/person/lyubimyy_ded_moroz_kak_aleksandr_hvylya_stal_hozyainom_novogodnego_kremlya

*

В общем изначально у славян это было суровое божество, восточнославянский дух холода (Студенец, или Трескун, или Карачун..) , требующей если не жертвоприношений, то как минимум уважения

Дух  Зимы — строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.

Ал.Хвыля в роли Деда Мороза, 1969 год

*

Но в XIX веке ситуация резко изменилась.  И уже больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Елкич…

В 1841 году вышел сборник Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея». Среди прочих сказок там была и «Мороз Иванович», которая с ног на голову переворачивала отношение к суровому славянскому повелителю стужи. Здесь Мороз еще не приходил к детям с подарками: они приходили к нему сами, а подарки были платой за службу.

И всё же уже виден резкий контраст с тем Карачуном, которому требовались жертвоприношения: добрый Мороз Иванович у Одоевского — это седой старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется». Теперь это не жестокое божество, а справедливый наставник.

Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку.

Мороз Иванович и рукодельница https://deti-online.com/audioskazki/skazki-odoevskogo-mp3/moroz-ivanovich/

*

К 1880-м годам в общественном сознании уже окончательно утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки.

Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед.

И одновременно в  Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой — все еще  злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить» Мороз-Воевода, с которым шутки не шути… ХОЗЯИН ЗИМЫ

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-stihotvoreniya-o-russkoy-prirode-zima-1972861.html

*

Но в  детской поэзии конца XIX века Дед Мороз — добрый и справедливый волшебник…

К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Теперь люди знали, что Мороз может быть не только злым, но и добрым.

А современный волшебник, который приносит детям подарки, появился позже — в СССР.

С Новым Годом .Открытка из СССР https://www.pinterest.ru

*

Снегурочка

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

слева — Борис Зворыкин «Снегурочка в лесу» (1925 г.) Справа «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля https://dombusin.livejournal.com/38667.html

*

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Вдруг Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: по весне прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

https://moiarussia.ru/kto-takaya-snegurochka-i-otkuda-ona-vzyalas/

*

Со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Но официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана , затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора.

Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. «Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем…».

Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году — в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Снегурочка. Кадр из мультфильма 1952 года

*

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения — из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки иногда появлялась (и даже сама по себе — без Деда Мороза)  но никогда не выступала в роли ведущей.

В. Васнецов «Снегурочка» (1899 г.) ю Справа —   эскиз  к опере «Снегурочка» (около 1895 г.) ttps://dombusin.livejournal.com/38667.html

*

Дед Мороз тоже время от времени заглядывал на публичные детские ёлки — но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика — в их сознании Мороз был все еще суровым зимним властелином из сказок…

А потом пришла революция 2017го

***

В первые десятилетия дела Деда Мороза в советской России шли не очень. В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». В 1927 году большевики развернули антирелигиозную кампанию, признав рождественскую ель и Деда Мороза «религиозными пережитками» и «одной из форм антинародной деятельности капиталистов». Звучали мнения, что «религиозность ребят начинается именно с елки».

С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки все таки устраивались, хотя Дед Мороз и стал официально «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом»….

Москва-2020 Елки опять «закрываются» но уже по другим причинам https://www.metronews.ru

*

Но в итоге «общественная привычка» здесь оказалась сильнее попыток установить новые порядки. И в декабре 1935 года ЦК ВЛКСМ решил: теперь комсомольские организации должны САМИ устраивать для детей новогодние елки. Деда Мороза также полностью восстановили в правах, а чтобы дети лучше на него реагировали, в напарницы дали внучку — Снегурочку, которую по сути заново «придумал»  Александр Островский в середине позапрошлого века .  Примечание: даже в царской России Снегурочка иногда приходила на новогодние елки, но сама по себе.

Именно в Советском Союзе решили, что дед с внучкой должны работать бок о бок.

*

Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей.

Плакат-приглашение на новогоднюю елку для детей 1937 год https://pikabu.ru/story/novogodnyaya_elka_chast_1_6346083

*

А чтобы дети не боялись огромного старика в с белой бородой и «грозным» голосом (что иногда случалось у маленьких)  в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал  добрым могущественным добряком — в отличие от его грозного предшественника Карачуна-Мороза…

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, неизменная спутница деда Мороза , водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник как для детей так и для взрослых.

*

Не так давно и у российского Деда Мороза появилась собственная резиденция. Она находится в Великом Устюге, что в Вологодской области. А К новому 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза еще и в Москве, в парке Кузьминки. В ноябре 2006 года там же  открылся терем Снегурочки.

Великий Устюг, резиденция Деда Мороза http://www.dompressy.by/2019/12/23/pyat-prichin-posetit-velikij-ustyug/

Снеговик

Еще во времена язычества наши предки лепили снеговиков, которым доверяли самые тайные желания: разбогатеть, избавиться от болезни, жениться… А вот за хорошей зимней погодой обращались к Снежной бабе, так как считали ее духом женского пола, управляющим погодой. … Кстати, январь в народе часто называли «снеговик».

Снеговик в классическом представлении – это три снежных кома: большой (живот), средний (грудь) и маленький (голова). Руки снежного человечка чаще всего делаются из веток, но бывают скульптуры и с ручками из снега. Сейчас это кажется незыблемой классикой, тем не менее, такой стандарт для снеговиков был неофициально принят лишь в XIX веке.

https://www.dw.com

*

А раньше это были существа, способные своим видом напугать не только ребенка, но и взрослого. зимнее время считалось самым тяжелым для выживания. Видимо поэтому и снеговики часто лепились в виде страшных, злобных, большого размера чудовищ. Возможно, они олицетворяли холодную, тяжелую зиму. При лепке снежной фигуры люди пускали в ход всю свою фантазию, воплощали свои страхи и переживания.

https://masterok.livejournal.com/4118275.html

*

Страхов, связанных со снеговиками, было немало, например, их не рекомендовалось лепить в полнолуние во избежание проблем, ночных кошмаров, неудач. В северных странах не рекомендовали смотреть на снеговика из окна. Если человек шел ночью и наткнулся на снежную скульптуру, он должен был как можно быстрее сменить траекторию пути и постараться не смотреть на нее.

Такая ситуация продолжалась вплоть до XIX века. Люди стали просвещеннее, сказочные страшилки увлекали их все меньше. Снеговики постепенно перешли в категорию символов Нового года и Рождества. Появились красочные открытки с изображениями снеговичков, которые приветливо улыбались, словно желая счастливого праздника.

Тем не менее, у христиан сохранялось поверье, что они – посланники небес, ангелочки, которые помогают бороться с бесами, и у которых можно просить что угодно. Главное – вылепить такого ангела из чистейшего свежего снежка, и усердно просить его, чтобы он услышал и принял просьбу. А уж потом, растекаясь от наступающего тепла, унес ее в небо в виде тысячи мельчайших капель.

https://magadanmedia.ru

*

В России, (в отличие от Европы, все снежные скульптуры имели свой пол. Еще во времена язычества наши предки лепили снеговиков, которым доверяли самые тайные желания: разбогатеть, избавиться от болезни, жениться… А вот за хорошей зимней погодой обращались к Снежной бабе, так как считали ее духом женского пола, управляющим погодой.

К снежным скульптурам обоих полов относились с уважением. Не даром существуют русские выражения «мороз-батюшка», «зима-матушка». Кстати, январь в народе часто называли «снеговик». Снегурочку, эту прекрасную зимнюю красавицу, тоже придумали в России. Возможно, какой-то деревенский Пигмалион слепил свою снежную Галатею и назвал ее так.

Если открыть книгу «Словари русских мифов и сказок», то можно прочесть, что Снеговик признается божественным отцом Снегурочки ,Богом-Сыном языческого Бога-Отца — Деда Мороза и великой Снежной Вьюги-Метелицы.

Пикабу

*

Как только в российских городах и селах выпадал первый снег, начиналась работа по лепке снежных баб, причем сделать их полагалось целых три. Большая баба была ответственна за хорошую зимнюю погоду, средняя – за урожайность, маленькая, носящая смешное имя Крышня, отвечала за радость, веселье и счастье в доме.

В европейских странах было принято ставить снеговика неподалеку от дома. Снежного человека украшали, одевали, даже раскрашивали, в общем, всячески ублажали. Сейчас уже мало кто верит в то, что снеговик может влиять на судьбу или менять погоду. Их лепят, чтобы развлечься, весело провести время. Но обязательные аксессуары все же остались и они всем известны. А что они означали раньше?

https://www.chitalnya.ru

*

Надетое вместо шапки ведро символизировало достаток, финансовое благополучие. Нам бы так. Метла в снежных руках помогала прогнать холода и притянуть к земле побольше снега для будущего урожая. Глазки из углей и другая «косметика» на снежном лице – для того, чтобы все горести и обиды ушли в прошлое. Морковный нос, естественно, олицетворял мольбу об урожайности, плодородии. Бусы из чеснока отгоняли бесов и прибавляли здоровья тем, кто жил неподалеку от снеговика.

Снеговиков любят, их лепят, ими хвастаются. 18 января отмечается Всемирный день Снеговика

***

Итак — новогодние ёлки — всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым..

В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь.

От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

Источники:

https://ria.ru/20061227/57931592.html

https://www.mirfru/science/history/nastoyaschaya-istoriya-deda-moroza/

https://ochakovoru/before/ded-moroz-kak-zhestokij-slavyanskij-bog-stal-dobrym-starikom-s-podarkami/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественская елка

https://masterok.livejournal.com/4118275.html

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Ваш отзыв

Ваш отзыв