main

Ту-95 — вчера, сегодня, завтра

«Когда мой дед летал на F-4, его посылали перехватывать Ту-95. Когда мой отец летал на F-15, его тоже посылали перехватывать Ту-95. Сейчас я летаю на F-22 и тоже перехватываю Ту-95». (Из народного фольклора ВВС США)

Все эти шутки про «непоколебимый боевой самолет Ту-95»… заставляют еще раз обратить  взоры на этот «вечный» бомбардировщик, легенду, все еще имеющую вес в эпоху непрерывно обновляющихся авиационных технологий.

В 1951 году высшее руководство СССР поставило задачу создать бомбардировщик для нанесения ударов по основным наземным целям американцев. Так и появился этот гигант — самый скоростной в мире самолет  с турбовинтовыми двигателями, стратегический бомбардировщик-ракетоносец, способный преодолеть более 10 тысяч километров с 12 тоннами взрывчатки на борту.

*

ВВС НАТО называли его «Медведь» (Bear). 

*****

Из Википедии Формирование 106 ТБАД в Узине в Киевской области началось в 1955 году…..1023 ТБАП в конце 1958 года вместе с управлением дивизии перебазировался на аэродром Чаган под Семипалатинском, имел на вооружении Ту-95, Ту-95М, Ту-95МР, Ту-95В, Ту-116. Полк первым в ДА перевооружался на Ту-95МС в 1982 году. Второй полк дивизии — 1226 ТБАП — летал на Ту-95, Ту-95 м и Ту-95К-22, с 1984 года — на Ту-95МС. Базировался там же. …106 ТБАД работала по северному направлению, вплоть до Арктики, тогда как машины 79 ТБАД предназначались для ударов по целям на юге — базам НАТО в Азии и в акватории Индийского океана, а в дальнейшем, и по целям на территории КНР. …Несколько самолётов (отряд) постоянно находилось в состоянии боевого дежурства. Для оперативной подвески крупногабаритных ядерных боеприпасов оборудовались стоянки с траншеями — в полках боевое дежурство называли — «на яме»….

****************

 В 1961 году с Ту-95  сбросили «Царь-бомбу».

https://from-ua.com

*

Копия водородной бомбы АН — 602 «Царь-бомба». Архивное фото

Справка:«Царь-бомба» является самым мощным взрывным устройством за всю историю человечества. Её испытания состоялись 30 октября 1961 года посредством сброса с самолёта Ту-95В на ядерном полигоне «Сухой Нос» (остров Новая Земля) . Измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонн в тротиловом эквив аленте

Помимо внешнеполитического и пропагандистского соображений — ответить на ядерный шантаж США — создание «Царь-бомбы» укладывалось в концепцию развития стратегических ядерных сил СССР, принятую в период руководства страной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущёвым: не гонясь за количественным паритетом с США в ядерных боеприпасах и средствах их доставки — добиться достаточного для «гарантированного возмездия с неприемлемым уровнем ущерба для противника» в случае его ядерного нападения на СССР качественного превосходства советских стратегических ядерных сил.

«Зрелище было неземное..»

*

Ту-95  проводили патрульные полеты за пределами границ Советского Союза. Стоило этому «медведю» появиться на радарах, иностранные ВВС в срочном порядке отправляли самолеты насопровождение (перехват). С 1961 по 1991 год это происходило так часто, что стало в итоге для всех участников чем-то почти обыденным — хотя такие вылеты у наших летчиков приравнивались к боевым, а опасность была вполне реальной.

«Ихнее» с фото с «нашим» ТУ-95

*

Справка: Перехват  в данном случае — сопровождение самолета «противника» либо до того момента как он начнёт возвращаться домой либо — пока достаточно топлива у перехватчика. Во втором случае самолёт истребители ведут посменно по мере выработки топлива. https://pikabu.ru/story/quotneprofessionalnyiy_i_nebezopasnyiy_perekhvatquot_5539667

.. Полеты «Медведя» совмещали в себе несколько функций. Руководство ВМС считало, что в открытом море нельзя увидеть американские военные корабли, и поэтому Ту-95 стал разведчиком-целеуказателем. Высшие эшелоны советской власти полагали, что американские авианосцы слишком сложно топить бомбами, поэтому на Ту-95 были поставлены противокорабельные ракеты; ВМФ практически не мог бороться с подлодками в открытом море, и эту задачу возложили на Ту-95 — в случае трудностей со связью у подводных лодок он поддерживал связь между ними и высшим руководством….

*

 На протяжении десятилетий Ту-95 несли боевое дежурство и выполняли патрулирование вдоль границ стран НАТО, являясь советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в Холодной войне.

Необходимо особо отметить, что в советской/российской авиации при патрулировании или других видах вылетов в международное воздушное пространство на борту самолётов (и не только Ту-95) никогда не было боевых ядерных зарядов.

Единственный раз на самолёты была произведена подвеска спецбоеприпасов — во время Карибского кризиса, а командиры кораблей получили пакеты с шифрокодами, но противостояние США и СССР разрешилось мирным путем и вылетов, к счастью, не было.

Наиболее широкую известность получили полеты на боевую службу разведчиков Ту-95РЦ, которые, работая в интересах флотов, вскрывали надводную обстановку на огромных пространствах (т. н. «Восточный экспресс»).

Для расширения радиуса действия отдельные подразделения Ту-95РЦ базировались на ряде зарубежных аэродромов: Куба (аэр. Хосе Марти), Экваториальная Гвинея (аэр. Конакри), Сомали (аэр. Бербера и Харгейс), Ангола (аэр. Луанда). Ту-95 вариантов МР и РЦ регулярно выполняли разведывательные полёты в акватории Тихого океана во время войны во Вьетнаме с 1964 по 1972 год, причём для этих целей привлекались даже разведчики, базирующиеся под Семипалатинском (аэр. Чаган).

На фото: Американские истребители (Grumman F-14A) сопровождают Ту-95, под ними — авианосец «Китти Хок».  : San Diego Air and Space Museum Archive

*

В 1979 году самолёты 304-го полка ВМФ из Хороля участвовали в боевой операции по морской блокаде (изоляции водного района) во время Китайско-вьетнамской войны. Тогда в Южно-Китайском море была развёрнута группировка из 13 кораблей ТОФ, Ту-95РЦ занимались разведкой и целеуказанием. В результате китайский флот не рискнул принять участие в конфликте, а китайская армия, потеряв убитыми около 20000 человек (данные о потерях спорные), ушла из Вьетнама.

Вьетнамское правительство, оценив помощь СССР, разрешило создание на своей территории военно-морской базы в Камрани. На аэродроме Камрань более 10 лет базировался отряд Ту-95РЦ (4 машины) и отряд Ту-142 (также 4), сведённые во вторую авиационную эскадрилью в составе 169-го гв. САП ВМФ.

Это подразделение осложняло жизнь Тихоокеанскому флоту США, регулярно вылетая на разведку в южную часть Тихого океана вплоть до Австралии и в Индийский океан, но самой большой проблемой для американцев стали постоянные полёты на вскрытие обстановки в район Филиппин, где находится крупная военно-морская база США.

Также полки Ту-95РЦ принимали участие в космической программе СССР, отслеживая спускаемые аппараты.

*

После списания Ту-95РЦ в начале 90-х годов их функции по морской визуальной и радиотехнической разведке и дежурство по космосу были полностью переложены на полки Ту-142М, которых в настоящее время уже не осталось — имеется по одной эскадрилье на СФ и ТОФ.

Холодная война завершилась с распадом СССР, и вместе с ней временно прекратил свой путь патрулировавший весь мир « медведь»…

Памятник военному городку Чаган 2007 год

*

****

ВВС стран НАТО вспомнили ужас от грохота громадного Ту-95 только в 2007 году, когда президент РФ Путин объявил, что российская армия вновь будет проводить патрулирование за пределами своих границ.

Впоследствии российские бомбардировщики снова начали свой дозор. В 2014 году министр обороны Канады заявил, что ежегодно в Арктике их ВВС перехватывают от 12 до 18 российских бомбардировщиков.

С тех пор, как Россия восстановила патрулирование, Ту-95 то и дело пугают Японию, а также предостерегают американские войска, расквартированные в Стране восходящего солнца.

Кроме того, Россия заметила, что F-22 на Аляске не поддерживают оповещения собственной системы быстрого реагирования, поэтому иногда российские бомбардировщики делают кружок над Аляской. Последний раз это произошло 12 мая 2018 г. — Ту-95 в качестве предостережения вторглись в опознавательную зону ПВО США (но в пределах международного пространства — то есть не вторгаясь в воздушное пространство США) , и американские F-22 в очередной раз  вынужденно «конвоировали» российские самолеты.

30 июля 2010 года установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе

*

Во время военной операции впервые ракетоносцы Ту-95МС были задействованы   в Сирии — в период с 17 по 20 ноября 2015 года — то есть спустя почти 60 лет после создания первой модификации «Медведя.

Как шутили тогда — мы не знаем, что именнно думает этот самолет по этому поводу, но наверное он  только сейчас стал по-настоящему счастлив. -)

  Удары наносились крылатыми ракетами Х-555 по объектам Исламского государства.

17 ноября 2016 года самолёты ТУ-95МСМ нанесли удары новейшими крылатыми ракетами Х-101 по объектам террористов в САР. Пуски ракет были совершены над акваторией Средиземного моря.

5 июля 2017 года стратегические ракетоносцы Ту-95МС, взлетевшие с аэродрома Энгельс, долетели до Сирии с дозаправкой в воздухе и нанесли удар по складам и командному пункту боевиков ИГ новейшими крылатыми ракетами Х-101. Атака была совершена с расстояния до цели около 1000 км

https://free-news.su/voennye-konflikty/15862-rossijskie-medvedi-nanesli-udarr

***

 

5 декабря 2017 года два стратегических ракетоносца Ту-95МС и два самолёта Ил-76 МД ВКС России совершили перелёт с аэродрома Украинка в Амурской области на аэродром Биак Республики Индонезия. Полёт выполнялся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства без нарушения границ других государств.

Бомбардировщики ТУ-95 МС www.tvc.ru

****

*

В 2013 году началась модернизация Ту-95МС-16 до версии Ту-95МСМ. Модернизации до уровня «МСМ» подлежат только Ту-95МС-16, которые оснащены ракетной системой «Спрут», всего около 35 самолётов.

Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование, в то время, как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС.

Бомбардировщики Ту-95МС-6, которые оснащены ракетной системой «Осина», модернизации не подлежат. Всего около 28 самолётов.Однако, по словам источника в «Туполеве», это не предел — Ту-95 могут успешно использоваться до 2040-х годов.

Ту-95 top.rbc.ru

*

Самолет остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное — большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.

National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты — такие как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО. Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.

*

В теч 2018 г., (по сообщению Минобороны РФ), в состав отечественной дальней авиации поступили четыре модернизированных самолёта Ту-95МС.

Не стареет душой ветеран в общем …

*

Чего и всем желаю.

С наступающим ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА всех причастных

http://0lik.ru

ПОЗДРАВЛЯЮ!

*

Источник: https://inosmi.ru/military/20180723/242797019.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-95

 

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

4 комментария

4 комментария на «Ту-95 — вчера, сегодня, завтра»

  1. светлана:

    Мариночка! Спасибо! Как всегда, очень познавательно! С праздником тебя!

  2. НП:

    Да, прекрасная статья, информационно емкая, в тоже время -лаконичная, о таком знаменитом самолете.
    Это действительно, знаменитый самолет — САМОЛЕТ — ДОЛГОЖИТЕЛЬ, так же как и знаменитый американский B-52.
    Их обеих можно считать — Авиационными ШЕДЕВРАМИ 20 века!
    Это без преувеличения!

    Спасибо Вам, напомнили, своевременно.

    Поздравляю Вас с праздником — Днем защитника Отечества!
    Дай, Вам, Бог, здоровья, успехов в литературной работе и быть
    Защитником Защитников Отечества, каким Вы являетесь по своему рождению — из казаков Иртышской казачьей линии, а также по жизни — с внутренним стержнем Защитницы.

Ваш отзыв на НП