main

Санта Клаус, Дед Мороз, Святой Николай Часть первая

В Украине отменили  Дед Мороза -  не то как идеологическую составляющую » советского режима» не то как персонаж чуждой нынешней Украине славянско-российской(российско-славянской?) мифологии…вава

Место Дед Мороза заступил Санта-Клаус

Ну ладно — предположим  в этом году  мамы будут так и  объяснять своим детишкам — мол , не переживайте, дети  просто  «Дедушка Мороз»  (как они привыкли)  в угоду политическим реалиям поменял имя на Санта-Клаус, частично обрил бороду, поменял колпак  и оставил Снегурочку дома…

И все-таки…

Хотя….  Санта-Клаус в его нынешнем виде -всего лишь привнесенный  к нам из Северной Америки персонаж работы художника Сандблома  рисованный по заказу  фирмы Кока-Кола для своей рекламной компании не далее как в 1931 году.

Санта-Клаус, нарисованный Хэддоном Сандбломом для рекламной кампании «Кока-колы» «Coca-cola truck fragment» участн User:Husky - http://upload.wikimedia.org

*

Прообразом которого в свою очередь является  общехристианский  Святой Николай, известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей -  причем  в странах Западной Европы он  приходил к детишкам с подарками еще относительно недавно  не далее как 6 (по старому стилю 19)  декабря — в день своего имени. Точнее,  считалось что подарки Святой Николай разносит в ночь с пятого на 6е декабря.  …

И какое отношение все это имеет именно к НАМ… А точнее к древней славянской культуре на которую как бы прежде всего и ссылаются в Украине, отменяя  Деда Мороза как  чуждую нам идеологически  но ставшей неотъемлемой частью Нового года уже у нескольких поколений   фигуру …

Но обо всем по порядку.

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

А еще: Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай), архиепископ Мир Ликийских (Византия)….

Святой Николай на почтовой марке Украины (2002) Post of Ukraine ru.wikipedia.org

В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

Еще Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности….

О святителе Николае можно рассказывать очень много поскольку он является одним наиболее почитаемых христианских святых  — независимо о мифе о нынешнем молодцеватом Санта-Клаусе из  Coca-Cola , бороздящем новогоднее небо в упряжке красноносых оленей,  коего уже многие  даже «истинно верующие»  со строгим  ликом Николая Чудотворца,  к которому обращаются в молитвах за помощью в храмах, не связывают даже в подсознании

ЕЩЕ БЫ!

Санта навеселе ... Витрина одного из столичных магазинов не скажу какого города... )))

... И Святитель Николай Фреска собора Ферапонтова Монастыря (Дионисий, 1502 год)«Ferapontov» участн Дионисий - from web. Лиценз Обществ дост с https://commons.wikimedia.org

*

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии на следующий день). Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке

Приданое для трёх девиц (Джентиле да Фабиано ок. 1425) участн Джентиле да Фабриано - The Yorck Project: 10.000 Meisterwerke der Malerei. DVD-ROM, 2002. ISBN 3936122202. Distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH..лиц Обществ дост - https://commons.wikimedia.org

*

********************************

ДАТА

Одарение бедных  от имени Святого Николая в Западной Европе производилось в ночь с 5  на 6 (по «старому стилю» — 19) декабря — день смерти  святого. (в народной традиции «Никола Зимний»). Почему к примеру не в день его рождения 29 июля (11 августа)  — что (казалось бы) было более логично — для меня загадка ))

В славянских традициях В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее….

Лично у меня этому есть только одно объяснение — христианская церковь в очередной раз «узурпировала» какое-то древнеславянское  празднество именно ЭТОЙ поры года, связанное с не менее древним же ДОхристианским божеством, не будучи в состоянии его  совсем «запретить»  — «пристегнув» к  этому празднеству  наиболее подходящую с ее (церкви) точки зрения дату — подобно откровенно языческим гуляниям на «святого Ивана Купала» в день летнего солнцестояния или вполне себе разрешенная но малопонятная с точки зрения канонического христианства  последовательность Сретение- Масленица-Великий пост в канун весеннего равноденствия.. Ну или Коляды в самое темное  (буквально — самые короткие дни) время года  дню замнего солнцестояния, , по сути не имеющие НИКАКОГО отношения к Рождению  младенца  Христа как таковому  ….

И в итоге вышло то, что и должно было  выйти -все смешалось в доме Облонских — а точнее в неославянской  традиции… 

Потому что у славян Св. Николай  (помимо прочего) считается покровителем земледелия и пчеловодства, всякого домашнего скота и диких зверей. Его культ связывают с загробным миром и соотносят с реликтами культа медведя. В фольклорных легендах Николая как «милостивого» нередко противопоставляют «грозному» Илье-пророку (прообразом которого у древних славян был громовержец  Перун), что свидетельствует, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса

ВЕЛЕС

А Велес ( др.-рус. Велесъ, Волосъ)      в свою очередь,  — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог». А еще покровитель сказителей и поэзии….

demotivators.org.ua

При этом Культ Велеса (наряду с культом Перуна, впоследствии трансформировашегося в христианстве в почитание  Ильи-Пророка, перенявшего у Перуна функции «громовержца»), считается частью исследователей древнейшим общеславянским; и даже  имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. …До наших дней даже дошли  элементы системного противопоставления двух главных богов — аналогично христианскому  «доброму» Николаю и «суровому» Илье-пророку… . Так, в договоре Руси с Византией 907 года Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В Киеве (ДО крещения Руси)  идол Перуна стоял на горе (верх), а идол Велеса находился в Киеве  «под горой» (низ).  В иных источниках они также противопоставляются.

******

И все же христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса — несмотря на то, что  часть его функций  и взял на себя св. Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров.

От того, что осталось сохранилось представление о Велесе  как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII века) ….

И тем не менее. В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с…. христианским святым Власием, покровителем скота.

Вариант Волос осознавался как полногласный вариант к Власий. Уже в третьей четверти XI века в берестяной грамоте церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос….

Святой Власий с животными (русская икона, XV век) «Saint Blaise and animals» участн anonimus ru.wikipedia.org

*

Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде  — с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; при этом для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. В доверешение ко всему  Культ Велеса-Волоса-Власия иногда сближается с культом медведя  — как «хозяина» животных. … Следует отметить, что медвежий культ Велеса ( или его балтского аналога) существовал у днепровских балтов железного века, в том числе в юхновской культуре.  Сохранилась русская народная сказка, где медведь предстает даже в виде демонического лесного царя, собирающего дань с людей…

nnvashkevich.narod.ru

*

Кароч ВСЕ смешалось  в доме Облонских...  Велес, распределивший свои обязанности между Св.Николаем и св.Власием в его христианской версии, сохранившийся до нашего времени в дремучей глубинке культ Медведя-хозяина, связанный с ЕГО же именем — во второй ипостаси святым Власием (???!) ,  который (как и Велес )   есть покровитель  скотаА у славян эта «обязанность» ( для верности наверное) возложена еще и на Святого Николая -  впридачу к славяняскому же  земледелию и пчеловодству  (и даже к культу медведя ??!!) — будто мало ему (Николаю)  прочих  общехристианских «обязанностей», одаривание бедных детей в день своей смерти включая…    А  теперь и на Рождество и даже Новый год… (но об этом чуть позже) и веселые  рождественские святки-Колядки, которые изначально начинались  в славянской традиции даже не «на рождество» -  на «день святого Николая», и  которые по природе своей можно ОДНОЗНАЧНО  отнести только к Велесу — с учетом того, что одним из традиционных участников этих  народных гуляний как правило была КОЗА… Ну или вообще кто-то  «с рогами» …

Коляды . "Ряженые" via-midgard.info

*

ДУРДОМ

В общем меня в попытках разобраться уже закоротило. А вас? :(

Но ведь это ЕЩЕ не все…

В современном славянском неоязычестверодноверии -  Велес иногда трактуется как Бог мудрости и  ассоциируется с германским Вотаном. В XX веке получила известность среди неоязычников так называемая Велесова («Влесова») книга — по одной версии  — фальсификация русского эмигранта Миролюбова, имитирующая праславянский язык , по другой  — список   с  утерянных во время войны деревянных дощечек, созданных примерно в IX веке   с праславянскими  преданиями, молитвами, легендами и рассказами о древней славянской истории примерно с VII века до н. э. до IX века н. э.

Фотография дощечки № 16 Велесовой книги - единств. доказательство что она вообще существовала. «Дощечка Изенбека (Творогов)» участн неизв - О. В. Творогов. Влесова книга. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 43. 1990, стр. 170—254.. Под лиц Общесте дост с сайта Викисклада

*

********

Отступление

В этих вывертах с Велесом-Волосом, плавно преходящем в Святого Николая и всем что с ним связано поражают две вещи:

1) Живучесть ИСКОННЫХ  — то есть обусловленной самой природой обрядов, обычаев и верований — несмотря на все притеснения и инвертации  общепринятых понятий с плохого на хорошее и наоборот в угоду политическим веяниям  ТОГО ( и ЭТОГО  тоже) времени, по объективным причинам нынче неразрывно связанных с тем, что возводится  в ранг «официальной религии» (или  даже просто  очередной политической доктрины)

2) Потрясающая аморфность именно ХРИСТИАНСКОЙ церкви, адаптирующей все это ПОД СЕБЯ на местном уровне официального  почитания как бы именно ХРИСТИАНСТВА.   Потому что (в отличие от церкви) у светских политических доктрин попытки перекроить космогонические  реалии  под себя  получаются гораздо более грубо и неуклюже.

*

Пояснение . Немного физики

При плавлении аморфные тела переходят из твердого состояния в жидкое постепенно, (а не моментально, как это наблюдается для кристаллических веществ); точно также и затвердевание их идет медленно; масса при этом делается мягкой и тягучей, пока окончательно не затвердеет.

www.myshared.ru

*

И не залепит наглухо  собой все,  вокруг чего расползается   — да так, что основы может быть и не видно за наслоениями...

АБСОЛЮТНО точно сказано — как и про физическую природу аморфных тел, так и про их суть )))

Но тем не менее. «Кристаллическая природная  основа» под этими аморфными но до поры затвердевшими до имитации монолита наслоениями не только ЕСТЬ — она еще и просматривается порой с такой очевидностью, что кажется только слепой этого не видит

А может — просто НЕ ХОЧЕТ видеть?

К тому еще: аморфные тела имеют еще одно интересное свойство,  протранспонировав которое на социум мы получаем универсальный рецепт  сохранения исходного  при  «налипании»  на него ЛЮБОЙ «официальной»  доктрины (или даже религии) навязываемой извне:

…весьма характерно одно свойство водных растворов аморфных тел: они не проходят сквозь животные и растительные перепонки, каковы напр. бычачий пузырь, пергаментная бумага и т. п. и этим путем легко могут быть отделены от кристаллических соединений,  растворы которых легко и быстро проникают через упомянутые преграды…

То есть ЕСТЕСТВЕННУЮ СРЕДУ они (аморфные тела) не могут преодолеть в своей тенденции к расползанию-облипанию-затвердению …. В теплом (то есть активном)  состоянии , разумеется  :)

Что собственно и  наблюдаем. И, кстати, не только у славян.  Африканский вариант почитания католического Бога  на местном уровне  — судя по тому, что до нас долетает из ЭТОЙ части света также мало схож с  каноническимими службами Ватикана ,   как наш Велес  или штатовский Санта-Клаус -  с каноническим святым Николаем…

К ПРИРОДЕ НАДО БЫТЬ БЛИЖЕ кароч…  К небу, Солнцу и звездам… И тогда все «искусственно навязываемое отлипнет само собой как ненужная шелуха — и останется ИСТИНА…

Которая собственно и проявляется в на первый взгляд «бессмысленных» (но видимо закрепленных где-то генетически на уровне подсознания) обрядах …. Хотя подчас и трансформированных до полной неузнаваемости

Например дарить подарки «На Новый год» ….  или «Рождество» …или в  честь долгожданного поворота солнышка  «на весну» )))

wpapers.ru

*

Но церковь  это не только терпит но  даже и обосновывает  - по СВОЕМУ, подменяя устоявшиеся даже не веками — ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ понятия… …  ПОЧЕМУ?  Как вариант — возможно затем, чтобы закрывая глаза на мелочи  вложить   в головы своих добровольных и вынужденных (как например в Америке или той же Африке)  прихожан ГЛАВНОЕ 

  1) - мысль о том, что они — рабы Божьи?  Подчеркиваю -  РАБЫ.   И только потом уже — Божьи…

2) Церковь, как  помазанный посредник между Богом и людьми обретает право досматривать за рабами от имени Хозяина сиречь  Бога…

К слову  — ни в одном из древних верований Боги НЕ требовали такого самоуничижения от своих адептов.  Древние люди были со своими «Натуральными Богами» на равных в осознании своего места в мировой космогонии…  Они (люди) даже имели наглость соперничать  (или спорить)  со своими  Богами — как например тот же Одиссей… Другой вопрос чем это заканчивалось ))) ..

********

Из всего можно сделать следующие выводы

1) Все было ясно и просто у наших предсдвигков — пока не вмешалась христианская церковь — и в попытке «приспособить под себя» все запутала

2) Со всей этой путаницы со святыми и «обрядами» у людей на генетическом уровне сохранилось самое  основное  — почитание ПРИРОДНОГО начала  определенными действиями в соответствующие времена года — и на сегодняшний день для людей  уже НЕВАЖНО по каким наименованием оно сохраняется  — будь то «Велесовы» колядки, праздник «зимнего Николы», Рождестива Христова или даже светского Нового года  — как мы имеем это  в случае зимнего солнцестояния, когда солнце «поворачивает на весну»  и световой день начинает наконец увеличиваться после затянувшегося  осеннего «убывания».

3)Видимо это настолько важно на космогоническом уровне — «отмечать» то или иное по сути явление природы, а отнюдь не чьи-то (временами достаточно  условные) дни смерти или рождения  либо  памятные исторические события) , что даже повсеместная урбанизация с ее очевидно искусственным существованием и оторванностью от природы и повсеместная промывка мозгов в самых чудовищных вариациях не может этого заглушить в людях окончательно .

Не ну правда -  даже из НОВЕЙШЕЙ истории — сколько ИСКУССТВЕННО установленных «праздничных дат» так и осталась в сознании людей только «дополнительным выходным»  только потому, что по сути НИ К ЧЕМУ такому не было привязано? …  И наоборот…  На первый взгляд  порой даже чуждые кое-кому  официальные даты вдруг как бы ни с того ни с сего вдруг обрастали пусть адаптированными к ситуации — но любимыми обрядами — как это случилось например с праздником Первое мая в эпоху тотального атеизма? …  Ну да — где-то в это время у древних были праздники «чествования весны» под разными названиями, позднее унифицированными  в повсеместные  Пасхальные торжества… А когда не стало и этого, появилось… Первое мая…

Но Бог с ним…

Вернемся наконец к Святому Николаю  — мы итак от него достаточно далеко ушли ))) . Тем более  — спасибо той же христианской церкви — в нашем осознании праздничных гуляний по поводу зимнего солнцестояния  он нам ближе. Ну или название того, что  сейчас мы подразумеваем, говоря о святочных обрядах… … .

Итак все же ДАТА. Изначально -  6 (19) декабря. Но жизнь (а точнее церковь_ позднее и ТУТ внесла свои коррективы ))

Продолжение следует

*************************

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Ваш отзыв

Ваш отзыв