main

Из линии моей жизни. (Воспоминания Коновальчука И. Д.)

Прислано Галиной Клемпач

Из «ЛИНИИ МОЕЙ ЖИЗНИ».

Коновальчук Иван Демьянович

Итак по порядку. :

В возрасте 17 лет в 1944 году меня призвали в ряды Вооруженных Сил. На фронте шли кровопролитные бои с фашистской Германией. По состоянию здоровья я был отобран для учебы на летчика в летное училище в город Кировобад (ныне Гянжа) Азербайджанской СССР. Там меня подготовили и допустили к самостоятельным полетам на самолете ПО-2 («кукурузник») в качестве летчика.

В этот период на фронтах приближался полный разгром фашистов. Вследствие чего в большом количестве летчиков в нашей стране нужда отпала. Необходим был технический состав. Поэтому весь наш коллектив подготовленных летчиков направляют на переобучение по специальности «механик авиационный» в Саратовскую область город Вольск (на Волге) в I-ю школу механиков на самолеты истребители ЯК-9 и ЯК-3.

Коновальчук Иван Демьянович

По окончанию школы механиков нас направляют служить на остров Южный Сахалин механиками по обслуживанию истребителей ЯК-3 в воинском звании «сержант» в город Найро – по-японски, Сокол – по-русски.

Отслужив на Сахалине около 4-х лет я был отобран командованием на учебу в авиационно-техническое училище в город Казань Татарской СССР. Военное училище закончил в звании «лейтенант» по специальности «техник-бортовой» самолета бомбардировщика ТУ-4.

Вскоре я переквалифицировался в бортового инженера ТУ-4 и из Казани был направлен служить на Украину на аэродром «Скоморохи» (ныне «Озерный») в город Житомир, где был зачислен в экипаж командира дивизии. Оттуда меня как инструктора для обучения молодых офицеров командируют в город Бердичев, где я остался во вновь организованном боевом полку на самолетах ТУ-4 в 1990.К.Р.А.П. в экипаже командира полка Семенова. А дальше боевой мой путь проходил в городах Узин, Прилуки, Полтава и вновь Узин.

УЗИН

Шел 1955 год. Меня отобрали для обучения борт-инженером на совершенно новый секретный тяжелый бомбардировщик стратегического назначения и направили в город Куйбышев (ныне город Самара) на ТУ-95 на переобучение (семья остается в Узине). Вскоре я был допущен к самостоятельным полетам. И через 6 месяцев вернулся в Узин. В Узине я принял закрепленный за мной самолет ТУ-95 с бортовым номером №73 с техническим экипажем. На этом самолете обучался почти весь летный состав полка, т.к. он был вначале в единственном числе.

В Узине к этому времени, находившиеся там ТУ-4 убрали. Были сформированы два стратегических (I-й и II-й) боевых полка из ТУ-95 и начали формировать наш третий полк. Командиром полка был назначен Герой Совет-ского Союза подполковник Безбоков В.М. (умер). Командиром дивизии в Узине был Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Молодчий А…. (умер). Инженером дивизии был полковник Мамсуров (умер).

Наш III-ий полк в Узине формировали из лучших людей, имеющих опыт полетов в основном на ТУ-4 и ТУ-16 со всех гарнизонов страны. Обучение на ТУ-95 происходило интенсивно. Летали и днем и ночью. За мной, как за борт-инженером, по боевому расчету был закреплен самолет с бортовым номером №73 и техническим экипажем около 12 человек разных специальностей (офицеры и сержанты).

ЧАГАН

В начале июля месяца 1958 года поступил приказ лететь в Казахстан на новый аэродром «Чаган» и определить готовность этого вновь построенного объекта к приемке наших самолетов ТУ-95. Необходимо было проверить состояние взлетной полосы, К.Д.П. (командно-диспетчерский пункт), стоянок самолетов, казармы для солдат, помещений для штаба, столовые, школу, клуб и основное: дома для проживания семей офицерского состава, пункты складов Г.С.М., железнодорожные пути для подвоза топлива и т.д.

В 1958 году, где-то во второй половине июля я в составе экипажа подполковника Героя Советского Союза Безбокова В.М. (командира полка) на самолете № 73 взлетели с аэродрома Узин и через 4 часа произвели посадку на новом аэродроме «Чаган». Посадка была очень сложной, т.к. на краях В.П.П. (взлетно-посадочной полосе) было еще много куч гравия и песка, но мастерство летчика Безбокова В.М. неприятностей не создало.

Нас встретило руководство в лице строителей, обслуживающих служб и руководства партии. Мы начали осмотр всех объектов аэродрома «Чаган». Осмотр продолжался около 3-х — 4-х дней. После приемки объектов мы улетели опять в Узин. О готовности к приемке самолетов на аэородроме «Чаган» было доложено командующему Дальней Авиации маршалу армии Агальцову Ф.А.. После устранения недостатков, изложенных в акте приемки нового объекта в «Чагане» командование разрешило передислоцировать наш третий полк в Казахстан под город Семипалатинск.

«Чаган» от города находился в 100 километрах («Чаган» еще назывался «ПОЛОВИНКИ» — это половина пути от Семипалатинска до Чагана и полпути до ядерного секретного тогда объекта «БЕРЕГ»). От нашего жилого городка до полигона по испытанию ядерного оружия – 60 км, от дома до реки Иртыш – 400 метров, до аэродрома – 10 км и т.д. Близко детский садик, школа, магазины.

В середине ноября месяца в Чаган перелетел весь полк. В Казахстане уже была зима. Наш гарнизон носил адрес «МОСКВА-400», а потом стал «МОСКВА-4». Снабжение в военторге было отличным.

После перелета начались интенсивные дни учебно-боевой подготовки. В конце декабря 1958 года к нам из Узина спец.поездом приехали семьи с детьми. На дворе стоял мороз до минус 40-ка градусов.

Начался новый учебный 1959 год. Для приобретения летного мастерства и обучения личного состава заработала школа. Я был назначен инструктором по вывозке и допуску к полетам бортовых инженеров. Летал на всех самолетах полка. В полку было 20-22 самолета ТУ-95.

Рядом с нашей же стоянкой находилась 4-я эскадрилья самолетов ТУ-16, которые занимались ЯДЕРНЫМИ ИСПЫТАНИЯМИ. Командовал этими людьми генерал Чернорез В.А.. Людей из этой эскадрильи мы называли «глухонемыми» из-за их секретности.

Кратковременно командиром дивизии в нашем гарнизоне был назначен генерал-лейтенант авиации Дважды Герой Советского Союза Таран П.А., после него командиром дивизии был назначен полковник Безбоков В.М. Я оставался в составе его экипажа. Командиром I – го полка в/ч 06680 (26) был назначен полковник Сафонов.

1961 г.Чаган.в/ч 23532 (дивизион связи)Капитан Феофилактов А.К. -начальник КДП.Сменный руководитель посадки самолетов

В 1960 году по решению правительства страны в Чагане создается II-ой полк в/ч 19068 (23) и укомплектовывается новейшими самолетами ТУ-95 К способными дозаправляться в воздухе и нести одну ракету весом до 9 тонн. Марка ее «Х-20» (командир полка Фалеев…). Меня из I-го полка переводят во II-ой полк инструктором и закрепляют за самолет командира дивизии с бортовым номером № 01 (01). В это время мы обучаемся дозаправке самоле-та в воздухе, практическому пуску ракет, осваиваем методы полета ТУ-95 и посадки их на аэродромах Арктики, Воркута, Тикси, Анадырь и др.

1969 год. Чаган. Температура минус 35 градусов

Особенно доставалось специалистам инженерно-технического состава. С поставленными задачами личный состав обоих полков справлялись хорошо. Надо помнить, что каждый раз в точку посадки (Такси, Воркута и др.) из Ча-гана вылетала большая группа инженерно-технического состава, для подготовки самолетов полка к следующему маршруту. Меня часто назначали ответственным за полет людей и подготовку всех самолетов полка с аэродрома их взлета.

Все самолеты из Чагана летали в Арктику, на маршруты с бомбометанием на различную дальность полетов с продолжительностью 12-16 часов. Результатов добились отличных. Начинаем практически осваивать дозаправку самолетов в воздухе с пуском ракет «Х-20» на полигоне, отрабатываем выключение и запуск одного двигателя на различных высотах. Начинаем отрабатывать взлет самолета с максимальным взлетным весом свыше 160 тонн. Начинаем осваивать полеты на дальность с продолжительностью до 17 часов. Осваиваем полеты по обнаружению и фотографированию американских авианосцев в различных уголках мирового океана. Выполняем полеты с двумя дозаправщиками в воздухе и пуском ракет. Впервые без посадки совершаем полеты продолжительностью до 32 часов без посадки. (Кстати, за эти полеты я был награжден орденом «Красной Звезды») И выполняем много других задач с посадками в Арктике (Воркута, Тикси, Анадырь) и др.. Т.е. люди обучаются обслуживанию, взлету и посадке самолетов в Арктических условиях при больших минусовых температурах.

Этот "Фантом" я фотографировал сам, когда летели над Тихим Океаном

Наступает 1964 год, меня назначают летающим инженером авиадивизии борт инженером 2-ой авиационной эскадрильи II-го полка – инструктором и присваивают звание «майор».

ВОРКУТА

В 1970 году моя служба в Чагане закончилась. Приходит приказ командующего Дальней авиации о переводе меня для прохождения дальнейшей службы в Арктику (город Воркута) с повышением в должности и назначают главным инженером «Отдельной группы войск в Арктике» (сокращенно О.Г.А.). Моя задача с вверенным мне личным составом была организовать с аэродрома г. Воркуты прием и выпуск в полет самолетов Дальней Авиации (это аэродром ледяной с взлетной полосой до 5 км). Командиром части до 1000 человек, был Герой Советского Союза полковник Агамиров Г.Г. (свет-лая ему память).

Наши самолеты заправщики

Мы обслуживали, встречали, выпускали в полет, заправляли топливом самолеты всех типов страны ТУ-16, ТУ-95, М-3, М-4 (Мясищева) и др., которые летали через Северный полюс и далее к нашим «друзьям». В моем распоряжении находилось очень много различной наземной техники, способной помочь оказать любую помощь на прилетающих самолетах в случаях появления неисправностей. Содержать в исправном состоянии топливные колонки, т.е. в условиях, когда толщина снежного покрова достигала выше человеческого роста — работа была очень тяжелая. Иногда в емкостях керосин превращался в кристаллы льда.

ОСТАФЬЕВО

Прослужив непродолжительное время в г. Воркута (до аэродрома 10 км) в звании «подполковник», приказом командующего Дальней Авиации меня переводят на аэродром в «Остафьево» под Москву на должность старшего инженера полка транспортных самолетов (Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ан-10, Ил -14 и Ли-2. До 35 единиц). Это часть центрального подчинения, т.е. мы под-чинялись и выполняли задания по переброске личного состава и лично ко-мандующего Дальней Авиации в разные точки страны.

Отслужив в Остафьево около 7 лет, я по возрасту 50 лет и собственному желанию был уволен из рядов Советской Армии в «запас» — уже позже мне приказом Главнокомандующего страны мне было присвоено воинское звание «полковник». Шел 1977 год.

После демобилизации 20 лет я проработал в Институте М.Н.И.И.Р.С. (почтовый ящик) на должности начальника режима, где продолжал участво-вать в испытаниях новейшего оборудования в космосе и на море.

А пока жизнь продолжается!!!

ЭПИЛОГ…. (не знаю, как назвать)

• Пройдя боевой путь офицера в Советской Армии и отдав много сил для ее укрепления я вижу и говорю «нет прощения нашим вождям, которые с помощью американцев приложили много сил в деле разоружения Родины и ее Вооруженных Сил.». Особо хотелось бы вспомнить как в 1992 году командир дивизии в Узине генерал Башкиров лишил Россию двадцати ТУ-95 МС и восемнадцати ТУ-160(белый лебедь). Хотя все знали, что воспользоваться дальними ракетоносцами Украина не сможет. А Башкиров принес присягу Украине, изменив России.

• Надо помнить, что на вооружении Дальней Авиации находились в это время «ТУ-95К» и «ТУ-95МС». Были эти самолеты внешне близнецами, но самолет ТУ-95 МС с совершенно новой начинкой, что увеличивало боевую возможность. На этот самолет наш Чаганский 23-й полк (в/ч 19068) переучился и вполне освоил его в действиях близких к боевым, только благодаря мудрости командного состава 23-го полка в Чагане. Полк ТУ-95 МС НЕ  постигла учесть самолетов парка, как это произошло на Украине. Они не достались Казахстану и все были передислоцированы (с обманом казахов) из Чагана в Амурскую область на аэродром «Украинка» под Иркутском, где они и поныне работают на благо России. Так на аэродром в «Украинку» перелетели и произвели посадку 15 самолетов ТУ-95МС из Чагана. Это произошло бла-годаря действиям командира части полковника Пыльнева, против которого казахи возбудили уголовное дело, но все закончилось хорошо.

*********************************************************************************************************

• С особой теплотой хотелось бы отметить нашего командира полка – воспитателя, организатора слетанности экипажей ТУ-95 Ивана Дмитриевича Кокина. Будучи в Чагане в нашей дивизии постоянно происходило пополнение новыми самолетами. Наши экипажи перегоняли новые самолеты с завода. В 60-х годах несколько наших самолетов участвовали в воздушном параде и пролетали над Красной Площадью. Для этого на тренировочных полетах отрабатывали все элементы до минуты. В наших рядах проходили службу люди уже обладающие боевым опытом полетов на различных типах самоле-тов. Много людей жили еще в годы Великой Отечественной Войны, которые знали цену жизни.

********************************************************************************************************

• В быту мы называли друг друга «Чебаками» и «Монголами». Я уже рассказывал, что вначале на Украине в Узине было организовано два полка (I-ый и II-ой). Командиром второго полка был назначен полковник Павлов. Павлов своим красным лицом, особо раскосыми глазами и скулами был очень похож на монгола, отсюда и приклеилась кличка к личному составу полка «монголы», а к человеку полка «монгол».

Монголы...

Затем организовали еще наш третий полк 06680. Этот полк перелетел в Чаган. И в составе 79 дивизии стал именоваться как первый. За то, что люди I-го полка свое свободное от службы время проводили на р. Иртыш и ловили рыбу «чебак», которая ловилась без всякой наживки на крючок, прозвали «чебаками». А второй, организованный в Чагане полк, стали называть так же, как называли II-ой полк в Узине — «монголами», хотя смысла особенного не было, но эта кличка прилипла хорошо (это многие знают).

И "чебаки"

Так, что я в Чагане побывал и «чебаком» и «монголом». Слово «чабак» часто употреблял в общении с личным составом полка с особым ударением на букву «Ч».

*******************************************************************************************************

• Я умышленно не коснулся темы радиации, т.к. эта отдельный рассказ. С самого начала нашего прибытия подземные взрывы производились почти ежедневно. Нас об этом предупреждали и мы в 10.00 часов утра покидали свои квартиры. Выходили во двор. После взрыва дома ходили ходуном. Из-за того, что взрывали много лет подряд, мы уже перестали выходить и наблю-дали за тем, как на потолке качались люстры. На рыбалке замеряли дозиметрами – рыба «гудела», на охоте — птицы и зайцы, на огороде овощи были тоже радиоактивные. Мне довелось самому участвовать в работах связанных с ядерным оружием (подвеска самой бомбы на самолет, тренировки и прочее). Приходилось также после взрыва входить в радиоактивное облако и специальными приборами, установленными снаружи на плоскостях самолета и дозиметрами, которые нам каждому выдавались перед полетом производить измерения. После полета эти данные спецслужбы у нас забирали.

******************************************************************************************************

• В последние годы появилось много мемуаров, авторы их в основном большие руководители, которые отмечают только достижения летчиков. Но они забывают, каким трудом и КТО готовит самолет к вылету. Хотя мы все знаем, что победа летчика в воздухе куется на земле, головой и золотыми ру-ками технического состава и об этих людях практически ничего не пишут. Еще раз из своего богатого опыта отмечаю героизм при подготовке самолетов к вылету при любых метеорологических условия, а также содержание са-молета в постоянной боевой готовности специалистами технического состава. К примеру, мы знаем, что только зачехлить ТУ-95-й, особенно в Арктике и Семипалатинске, необходимо «одеть» на него 700 квадратных метров тя-желого очехления, а потом расчехлить. Были и др. трудоемкие работы я счи-таю, что такими людям надо ставить памятники……!!! Поэтому СПАСИБО ребятам, которые установили в Чагане памятник-стеллу, посвященную нашим людям.

******************************************************************************************************

«Чебакам» и «Монголам», всем Ветеранам, всем Чаганцам от чистого сердца желаю, чтобы количество ваших взлетов всегда совпадали с количеством посадок.

БУДЕМ ЖИТЬ….

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Отзывов (7)

Отзывов (7) на «Из линии моей жизни. (Воспоминания Коновальчука И. Д.)»

  1. Людмила:

    Спасибо за Воспоминания! Мы все должны помнить «Как это было» и воспоминания передавать своим детям и внукам. Пока будет существовать эта связь поколений, будет жить наш Чаган!

  2. Спасибо за воспоминания!

    Особенно это:
    К примеру, мы знаем, что только зачехлить ТУ-95-й, особенно в Арктике и Семипалатинске, необходимо «одеть» на него 700 квадратных метров тя-желого очехления, а потом расчехлить. Были и др. трудоемкие работы я счи-таю, что такими людям надо ставить памятники……!!!

    Мой отец, Зинкин Александр Яковлевич, вот таким и был. И не только зачехлить-расчехлить — проверить, поменять двигатели, заклепать фюзеляж, отремонтировать после приземления на «брюхо», с поломкой шасси… И не потерять при этом ни одного самолета и экипажа. За 20 лет службы в корпусе.

  3. Ирина:

    Спасибо Вам за воспоминания. Я родилась в Чагане 10 декабря 1963 года. Мама много рассказывала о жизни в поселке. Мой отец Тесяков Леонид Васильевич, погиб 7 октября 1967 года в поселке Чаган. После смерти отца мы переехали на Украину.

    • Ирина, спасибо за отзыв. Если Вам нетрудно — не могли бы Вы поподробнее написать о своем отце? Если не хотите публично — пишите на почтовый ящик, только обязательно дайте мне знать об этом в комментариях

Ваш отзыв