main

Сорос член его фонда и коза Окончание

Часть первая — о старости . Дед СорОЗ

Часть вторая. КОЗА.  И немного о  мистическом.

Часть третья. Либерасты и «роль козы в общественной жизни». И еще о языковых проблемах на осколках империи.

Итак… про свой опыт общения с козами я все рассказала… Теперь наконец о члене.

Бабушка умерла. Бабушка была «корень» рода и ее знала и помнила вся родня, потому на похороны пришли даже те родственники мужа , с кем ни до ни после я не встречалась никогда  — как водится — (к сожалению) после ухода «цементирующего звена» европейский  род как таковойпостигает естественная дисперсия…  В отличие от восточных традиций, к примеру, где даже «седьмая вода на киселе» — родичи, которым следует держаться ВМЕСТЕ  перед лицом житейских неурядиц и вместе же встречать радости…

Это всего лишь дисперсия... 900igr.net

*

Во-от… Как я поняла  Расцвет мужнина рода пришелся на клятое советское время  — были среди них весьма уважаемые люди и даже какой-то министр … А еще известный в свое время солист белорусского балета и не менее известный художник , который писал (на мой взгляд) очень хорошие картины маслом  — особенно пейзажи… Еще он писал картины на советскую тематику  и еще где-то в городе ДО сих пор в одном из «присутственных зданий» есть его мозаика

Художник этот умер раньше чем закончилась советская власть, ПОСТраскрутить его  было некому и потому сейчас он если и широко известен — то в очень узких кругах  — а жаль... ((( Потому что насколько я разбираюсь в живописи)  — художник был действительно ХОРОШИЙ… Но впрочем это дело на совести его ближайших родственников. Одно из  его полотен (насколько в курсе) пару лет назад было центром экспозиции выставки в «Палаце мастацтва» , но НИ ОДНОЙ репродукции его картин  я не нашла даже в интернете

http://minsknews.by/blog/2013/07/17/kollekcii/

*

Мой свекор, (в отличие от своих богемных братьев)  был что называется «простым работягой«, которого здорово перекрутила жизнь — от  белорусского партизана  времен Великой Отечественной в юности до вынужденного  золотодобытчика на Колыме в более позднем возрасте …  Но об этом как-нибудь отдельно — история его жизни стОит того…

Но по любому он был не менее незаурядным человеком чем его маститые родственники — многие  например, даже из «образованных»  могут  определять «с трех нот » арии из известных опер?  Или лихо отплясывать под настроение  латиноамериканскую составляющую «бальных танцев»? или разбираться в тонкостях  теософии с выкладкой СОБСТВЕННЫХ оригинальных выводов по поводу… ?  Ко всему прочему он был еще великолепным рассказчиком —  тоже под настроение….

Во-от… А  мамой  его была та самая бабушка мужа—  которая умерла . И родня собралась на поминки.

*

И был среди них этот Член… Мне так его и  представили  — Володя  Имярек (имя и фамил. вымышлены)  — Член Фонда Сороса . С гордостью представили — как еще одного  родового представителя выбившихся

Джордж Сорос http://lewus.bugs3.com/?c=2014-10-19&p=89

*

О фонде Сороса я к тому времени знала только что он есть. И что добрый дедушка СорОс начнет инвестировать в Украину как только она  окончательно высвободится из-под  имперского ига …  Об этом мне с горящими глазами поведала одна из украинских подруг не то накануне развала ссОюза не то сразу после него…  Мол добрый Сорос и вся заграница только и ждут когда Украина  станет самостоятельной, чтобы начать в нее инвестировать и ее поднимать — и Сорос — одни из первых — спит и видит когда... Откуда она это ТОГДА почерпнула и какого рожна решила меня в это посвятить — я не знаю…   Помнится я тогда внимательно ее выслушала,  стряхнула это с ушей и почти забыла как невероятный бред который не стОил того, чтобы задерживать его в чердаках памяти…

Вася Ложкин. карикатуры.http://lewus.bugs3.com/?c=2014-10-19&p=89

*

Потом где-то проскочило что  добрый Сорос, минуя Украину почему-то взялся инвестировать новые российские учебники по истории — они ему показались важнее… Чем это закончилось для  трактовки российской истории  в ее обновленном виде — стало известно много позднее…  Вот собственно и все…

История по школьным учебникам "от фонда Сороса" http://lewus.bugs3.com/?c=2014-10-19&p=89

*

И тут — живой член его Фонда  ! И фонд этот таки есть и даже в Белоруссии Сорос заинтересован настолько, что  уже наплодил здесь членов своего Фонда — а значит и инвестиции в развитие таки не за горами…

Не врала, значит подруга…

Потому член фонда Сороса  действительно звучало если не гордо но очень многозначительно… Внешность члена тоже располагала — здоровый вальяжный мужчина, холеный до кончиков ногтей …  Первый взгляд на него невольно вызывал ощущение причастности к неким тайным пружинам бытия которые вот-вот сработают и принесут наконец долгожданное европейское счастье в нашу серую обыденность…

Ах и ах ,эта вечно-голубая мечта-Европа нашего розового счастья... Гейпарад ru-an.info

*

На дворе стояло начало девяностых.

Член почему-то сразу начал с того, что несмотря на скорбность момента как бы  походя упрекнул нас в  отсутствии патриотизЬма…  Отсутствие  нашего патриотиЗЬма выражалось в том, что   мы в обиходе не используем белорусский язык.

Свекор-заслуженный-партизан  грустно моргал глазами.  В белорусские леса он ушел партизаном еще мальчишкой и провел там всю войну. Да и потом… Да и вообще.  Семья по всем параметрам  была классическая старожитная белорусская.  Дом, в котором поминали бабушку строил еще ДЕД свекра  и жили там всегда классическим белорусским до недавнего времени крестьянским  укладом — несмотря на то, что на каком-то этапе родовое гнездо попало в городскую черту…  Вопросов в недостатке белорусскости  да еще со стороны родни как бы не могло возникнуть по определению… К тому — напоминаю — это были ПОХОРОНЫ — их вторая, поминальная часть. У свекра умерла МАТЬ. И народ только  что вернулся с кладбища…

????

Меня как водится в подобных случаях сразу вздыбило...

Эмблема членов Фонда Сороса

«Osi logo» участника Институт «Открытое общество» Фонда Сороса http://www.opensocietyfoundations.org/ лицензия. Добросов. использ. с сайта  https://ru.wikipedia.org

*************************************************************

Отступление (Причины)

Во-первых . Тем что называется БНФ я переболела  еще в детско-юношеском возрасте.  Моя мама, будучи родом из славного града Полоцка, как-то ненавязчиво привила мне ТАКУЮ любовь к Белоруссии, пока мы проживали в Казахстане, что после школы я была,  по своей ментальности пожалуй бОльшей белорусской, чем все население Минска конца 7Ох, вместе взятое.

«Белорусские корни» во всем и во вся я искала  с не меньшим рвением, чем их искала младая «независимая» Беларусь эпохи девяностых и позднее.  Все белорусское мне казалось краше чем любое другое. Триумф  «Песняров», «Сябров», «Верасов»  и тд. был предметом моей личной гордости…  А главное — на выходе из школы я ЗНАЛА БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК. Потому что мама выписывала журнал  «Работница-селянка»  на белорусском языке а при посещении Белоруссии во время летних каникул мы время от времени покупали книги на белорусском языке — и я тоже пыталась их читать.  Так шо говорить -не говорить — но с ПОНИМАТЬ  белорусский язык у меня было все в порядке . Впрочем говорить  я тоже пыталась, старательно подражая знаменитому белорусскому Ч — что вызывало у окружающих непередаваемое умиление

stranamasterov.ru авт. Надежда Разводовская

*

ЕЩЕ БЫ! После школы я собиралась всерьез и  навеки связать свою жизнь с исторической родиной по маминой линии — и это был МОЙ выбор с маминой подачи.. Потому что папина составляющая моей генетики как-то не сильно пиарилась в моем детстве — это  уже ПОТОМ пришло к осознание неоднозначности и все такое…

Во-от… И вот с таким БНФовским настроением и предвкушением  счастья исполненной мечты я поступила в Минский радиотех…  О том что сбыча мечт в воображении и их реальное исполнение вещи несколько разные — я тогда не задумывалась а мне никто не подсказал

Но это отдельная история.  Главным в разбитии мечт о реальность оказался слив БНФовских настроений при столкновении с реальной действительностью

Скажу сразу —  в детские годы я часто бывала и в Украине и в Белоруссии и мне БЫЛО с чем сравнивать национально-патриотические настроения двух братских народов при прочих равных условиях в клятое советское время. О том что они  (местные национально-патриотические ) не только НЕ давились (как об этом  принято щас) но скорее развивались и поощрялись на государственном уровне — — как самобытная составляющая каждого народа в многонациональной   мозаике того, что обобщалось под словосочетанием «советский народ» — нет смысла даже говорить.

savok.name

*

На НИЗАХ отношение было разным. И мою свидомитову гордость за «самый-рассамый» белорусский народ, его историю (что МНЕ удалось раскопать) и культуру  в Минске попросту… не поняли… Во всяком случае те, с кем я сталкивалась в то время (а круг общения был достаточно широк)  — на мои попытки обозначить свидомую белорусскость смотрели как минимум  с недоумением

Эталоном  тех, кто считал  себя местной культурной элитой  в   конце семидесятых-начале восьмидемятых  была… Польша. И еще  МОСКВА.   Причем Москва даже больше. Слушали польское радио, гонялись за польскими шмотками… но равнялись на Москву.  И еще  в ходу  у «элиты»   превуалировала «чистота   выговора .... РУССКОГО языка. Без белорусизмов  то есть . Те, кто говорил даже по РУССКИ — но с белорусским  говорком —   в обиходе местной «элиты» (или  тех люмпенов кто держал себя за «элиту»)   по умолчанию были «село«, «колхозники» и «кресты»  — причем произносились эти, с позволения сказать -«определения» —  с пренебрежением лакея, случайно  попавшего в небожители.

Сам же белорусский  язык, даже литературный…  … Его местные со скрипом признавали за «красивый» разве только  в исполнении Песняров… По всем статьям выходило что уральский парень Володя Мулявин показал белорусам,  что их язык достаточно поэтичен для того , чтобы песни на нем могли быть популярными

naviny.by Легенда белорусской(советской) эстрады - ансамбль "Песняры"

*

В общем как-то так

Повторяю — дело было НЕ в политике.  Ничего подобного НЕ происходило с украинским языком  параллельно в том же самом времени. Как бы ни относиться к гипертрофированной «свидомости» некоторых  нынешних украинцев — но  в советское время  даже в самых «русскоговорящих» регионах Украины практически повсеместно как   присутствовал постоянно так и нет-нет да и проскакивал как минимум тот самый пресловутый «суржик«, при всех его «недостатках» дающий возможность обозначить как соответствующую этническую принадлежность так и национальные пристрастия… Причем встречался  он На ВСЕХ уровнях — независимо от статуса  и социального положения… И это тоже  никто не только НЕ запрещал   — вопреки расхожему мнению сегодняшнего дня — скорее наоборот — мало кто на просторах «империи» НЕ щеголял по случаю  знанием хотя бы нескольких слов (или даже фраз) на когда-то очаровательном, милом, певучем украинском а ныне держимовно-политическом- до-полных- тошнотиков языке …

Украинский Гопак .faynazabava.com.ua

*

Во довели…

В Белоруссии же ТЕХ времен белорусский язык — как это ни парадоксально звучит — поддерживался гораздо больше на ГОСУДАРСТВЕННОМ уровне чем в обиходе  тех , кто считал себя «продвинутыми» …

Это ни хорошо ни плохо. У людей был выбор — и они его СДЕЛАЛИ. Их право… Никто на этом тогда особо не заморачивался.  Сначала слегка обалдев от такой неожиданности я в итоге это дело  приняла  а попутно и прикрутила вентиль своей оказавшейся на месте  так НЕ к месту   белорусской   «свидомости» ...

И наверное, правильно…  Потому что гораздо позже взамен подростковой истерической сам-самости пришло спокойное УВАЖЕНИЕ — как к самой  стране так и населявшему ее народу. … И к другим, кстати — тоже. Потому что НЕ БЫВАЕТ заведомо «плохих» или «хороших» стран или народов — бывает только наше к ним ОТНОШЕНИЕ — исходя из личного или другого какого опыта…. .

*

*****

Во-от… В самом  конце 80х — накануне развала —  картинка  в белорусском «продвинутом обществе» вдруг  поменялась до головокружительности резко  — как будто  по данной каким—то невидимым, но очень авторитетным  товарищем команде, которую следовало выполнить незамедлительно. И  те, кто даже  СЛЫШАТЬ не мог без высокомерной  усмешки не то что белорусский говорок  — но даже пресловутое Ч  из уст  «села»  —  вдруг  встали в первых рядах за чистоту  родного языка а также  «право говорить» на нем —  чего им вроде бы «не давал» клятый СССР .  Те же самые люди, которые чуть ли не в  открытую насмехались  над характерно ЧЭкающими  и ГЭкающими»крестами» из «села»-  вдруг на все лады заговорили о поэтичности  произношения и проч… А главное — они действительно пытались на нем ГОВОРИТЬ — что после искусственно взращенного мАсковского акцента в ТЕХ же устах звучало  на первый взгляд  столь же сверхьестественно  и непонятно как Савл на момент обращения в Павла после того как ему раздался голос…Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя….

www.art-lv.com А.Северетников, 1999

*

Ну и так далее.

Выглядело это все как очередная дань моде — достаточно похвальной с точки зрения «лучше поздно чем никогда» но совершенно непонятной с точки зрения обвинений типа мы не виноваты — нам запрещали «…..  Искренность подобных аргументов, выдаваемых, как правило с горящими  от «обиды и  праведного гнева (на КОГО?)  глазами , вызывала как минимум сомнение.

Потому что — как бы СЕЙЧАС не пытались все это представить — при СССР   НЕ БЫЛО никаких запретов  на  родной язык.  И тем более искусственного насаждения русскоязычия в бытовом обиходе

Более того — к примеру — в том же Ужгороде  в начале тех же восьмидесятых  видимо идя навстречу пожеланиям местных трудящихся большинство городских вывесок было на двух языках — украинском и… ВЕНГЕРСКОМ.

ДА — всем в нашей бывшей стране на ВСЕМ бывшем советском пространстве надо было знать ДВА языка —  «местный» и русский — как унифицированный язык «межплеменного» общения.  Государство со своей стороны такую возможность обеспечивало ПОВСЕМЕСТНО.  Было два языка в школе, были передачи, фильмы, книги  на местном  языке, были «народные песни и танцы» по тому же ТВ  которые смотрели в больших концертах  по одной причине —  после обязательной народной программы шла попса , а иногда даже зарубежная…  К которая безусловно интересовала больше. Впрочем то что ТОГДА была «попса» ныне стало классикой жанра — так что неизвестно еще…

Документы «на местах» тоже оформлялись двуязычно — на языке места выдачи и русском  — чтобы у держателя соответствующего удоствоверения личности  (к примеру) из Казахстана не было проблем к примеру в той же Прибалтике…

И пусть в меня кинет камень тот, кто считает что это НЕправда…

Язык же «внутреннего обихода» никто не ограничивал. При мне советские поволжские немцы разговаривали между собой по немецки… Почти вся Прибалтика с трудом ворочала языком на русском — потому что в общении между собой они предпочитали родные языки… Многие  украинцы, как я уже упоминала, разговаривали даже в РУССКОЯЗЫЧНОЙ аудитории если не на «чистом украинском» но   как минимум вставляли украинские обороты… И их никто за это  не «бил» — скорее наоборот…

То есть про СССР языковый выбор  БЫЛ. И тот кто его делал  в пользу знания исключительно русского языка   независимо от «места действия» —  в НЕзнании местного наречия в итоге  был вправе обвинять исключительно СЕБЯ

Лично у меня сложилось впечатление -в случае именно  белорусского  языка — что если не он сам вообще то как минимум его классическая литературная составляющая   вообще дожила до своих «лучших дней» исключительно благодаря государственной языковой  политике «империи» СССР .

Потому при всей радости за белорусский языковой ренессанс несправедливые обвинения в адрес  разваливающейся «советской империи», которая делала что могла чтобы если не развить то хотя бы сохранить...  звучали неприятным диссонансом на фоне долгожданного возрождения белорусской самости

Что вообще наводило на размышления о том, что дело не в  белорусской или украинской в самости как таковой а в ее политической окраске  —  в точном соответствии с Москорепой будущего в бессмертном произведении Войновича — есть язык «нормальный» а есть «политический» , нуждающийся в  дополнительном переводе … с «русского на русский». или белорусский (украинский)  — не потому что это действительно НУЖНО  или действительно имеет смысл — а чтобы обозначить  критерии свой-чужой... …

fanat1k.ru

*

Самым большим парадоксом было то, что Москва 2042, описанная в романе представляла собой коммунистическую систему доведенную до абсурда  в то время как реальная жизнь предлагала ТО ЖЕ самое —  но на базе предстоящего РАЗРУШЕНИЯ этой системы…

К тому БНФости к концу 80х  при ближнем общении с «настоящими» носителями белорусскости у меня поубавилось настолько , что задним числом даже мне самой она  казалась если не смешной но достаточно жалкой…  Че я вообще пылю

И тут такое.

И вообще.

********

Короче взлет и падение свидомистских настроений а ля БНФ с гипертрофированным пристрастием к белорусскости  на всех уровнях а также осознание РЕАЛЬНОЙ цены (а главное — и искренности) подобных публичных отправлений   я  в своем личном осознании пережила много раньше чем это началось в «глобальном масштабе»  во ВСЕХ разношерстных лоскутах  бывшей «империи»… И потому в  в начале девяностых  спокойная и уравновешенная (а главное — РАЗУМНАЯ — что бы там ни говорили)  политика цивилизованного «развода»  уже Независимой Беларуси с  остальной составляющей бывшего советского пространства  —  которая в отличие от  той же  Украины проходила в основном  «без слез и истерик » у меня вызывала чрезвычайное уважение .

И тут такое . К тому — семья моего мужа была как я уже упоминала — классическая белорусская семья , в своей уравновешенности  чуждая в том числе и  скачков националистических амплитуд. Они  (насколько в курсе) НЕ отторгали собственную белорусскость  в немодные времена, и не кичились ею в модные… Они просто жили.  Воевали в войну, Работали «на благо» в мирное время, «звезд с неба» не хватали, а чего достигали — тем не хвалились… Растили детей,  соблюдали «традиции»  в рамках СВОЕГО понимания ….

Ну и все такое.

И тут какое-то пришлое рафинированное существо под наименованием член  НЕЗНАМО ЧЕГО  менторским тоном упрекает их …в ЧЕМ?

Это здесь я пишу много и долго… А тогда насколько помню —  у меня все это всплыло скорее в подсознании чем где-то еще чрезвычайно  концентрированном виде  и вызывало акматический перегрев ….  В том плане что я обиделась за семью...  К слову сказать отношения с этой самой семьей у меня всю жизнь были мягко говоря довольно сложные

Но в данном случае явно попиралась вселенская справедливость 🙂

Я вообще-то до сих пор НЕ в курсе чем занимаются члены фондоввыбивают средства, распределяют их по назначению или пользуют себе во благо… Этот кажись в качестве общественной нагрузки взял на себя функцию местной идентификации  свой-чужой на базе соревнования в показушной  самости... Хотя какое отношение имела белорусская  самость к деньгам дедушки СорОса я до сих пор имею очень слабое представление…

Очевидно таки что ИМЕЛА — раз  деньги  дедушки Сороса обслуживали именно ТАКИЕ члены…

kocb.ru

*

*********************************************************************

Во-от… Упрек члена  в белорусскоНЕговорении  у меня сразу вызвал нездоровые ассоциации. С теми самыми «продвинутыми« Савло-Павлами, к которым я и ДО того по итогам  общения не питала особого уважения …  Бо грешна — не люблю  внезапных  мимикрантов под струю...  Потому что НЕ ВЕРЮ в «голос свыше» в  подобных ситуациях…  Ну то есть голос-то может им и был но (судя по всему)  явно не из горних высей

Я вообще иногда бываю вредной. И потомусразу взяла «быка за рога»: А почему ВЫ с нами разговариваете на чистейшем русском?

Член гордо пояснил: «я белорусским владею в совершенстве — но вы же меня не сможете  понеимать…»

Я обалдела от такой наглости — да еще в столь неподходящий (по моему разумению) момент как поминки. «Поймем-поймем — раздраженно сказала я- Пжал-ста будьте так добры…»

Член показательно  перешел на белорусский язык . И больше в общении перейти на русскоязычие я ему не дала.  Несмотря на скорбность момента (а может быть именно благодаря ему)  «всю дорогу» я зорко следила за его белорусской речью,  пресекая все его попытки перейти  в процессе на русский язык. Для меня это было дело принципа — если уж у него хватило совести продвигать свои идеи… ПЕРЕД КЕМ? Да еще  в столь неуместный для этого момент — пусть теперь хлебает собственную похлебку по полной… .

К чести члена — он очень бойко начал. Но по мере увеличения возлияний  — а «возливался» он  очень старательно в лучших традициях местных пьяниц-на-халяву — видимо дед Сорос никаких интрукций на ЭТО счет ему не оставил… Во-от… Так вот по мере того как член нагружался по случаю смерти бабушки    сохранять статус-кво по части белорусскоязычия члену   становилось все труднее и и труднее… И  он все больше сбивался на явно более привычный ему мАсковский , хотя я зорко за этим следила…  Потом бросила. Потому что становилось все интереснее и интереснее…

risovach.ru

*

******

Потому что несмотря на алкогольный дурман,  постепенно обволакивающий его сознание , член  по прежнему «продвигал линию «свой-чужой» на базе возрождения самости .  Или высший-низший… Это я не знаю. Это было тем нелепее потому что напоминаю  — это были ПОМИНКИ. Причем ЕГО  родственницы из «чистейших » белорусов в самой своей основе…… .

Следующим  пунктом  «упреком-рекомендацией» было отсутствие у нас  родовода  или поддержания  генеалогического древа предков.

» Мы не помним своих корней . Родовод надо восстанавливать»  говорил он. «Вот кто щас помнит  свой род? Вот Я... »   С ЧЕГО он взял почему конкретно МЫ не помним свой род — я не знаю.  Может потому, что о»своем роде» мы не кричали на каждом углу?

С  хранением «памяти рода»  я была согласна.  Несогласна была с  подачей . Память моего рода по папиной линии поименно как-то автоматически сохранилась до 5го поколения «вглубь»  — и еще глубже — там все было ясно — прииртышское казачество как этническая общность сформировались еще при Ермаке и мой прадед  по отцу был как раз из этих самых А отец можно сказать из последних, транформировавшихся, но сути НЕ утерявших… ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА.  ДРугой вопрос что ни мне , ни  поздним  представителям  славного   казачьего рода  защитников славного  Отечества  никогда не приходило в голову ставить себе это в заслугу...  И тем более вопить об этом к месту и не очень… Ну привел Бог вот так… И ШО?

С белорусской линией мамы было несколько сложнее — но и там как бы автоматически сохранялась поименная память рода до четвертого поколения . В родне мужа по факту было примерно то же самое. Даже я была в курсе про их знаменитого прадеда, на своих плечах поднимавшего коня,  сумевшего воспитать ДОСТОЙНЫХ детей и внуков настолько разумно организовавшего белорусское хозяйство тогдашнего «родового гнезда» что немногие оставшиеся до сей поры следы его хозяйственной деятельности   ДО СИХ пор вызывают у меня невольное уважение к его разумности и проч. — в отличие от «ископаемых остатков» деятельности его некоторых потомков

Родовое древо uznayka.livejournal.com

*

Во-от… Член же выдавал родовод за  откровение, снизошедшее лично  ему свыше… от святого Сороса надо полагать…

… Более того —  при всей его гордости за свой исконно белорусский родовод  оказалось что все-таки  наибольшим предметом для этой самой  гордости в ЕГО родоводе является залетный француз образца Березина-1812, с которым согрешила его пра-пра-пра- бабушка и от которого вроде бы пошла его очень НЕбелорусская фамилия, сохранивашая до наших дней. ….

В его исполнении этот рассказ про француза-на-роду звучал это как известное булгаковское — «Видно у меня в предках без водолаза не обошлось — раз  так свезло — простого бы не взяли »  («Собачье сердце» НЕдослов.цитир )

Бог  с ним. Но такое копание в собственных предках кроме уважения ничего бы не вызывало, если бы не  та претензия на исключительность, с которой все это преподносилось…

Кадр из фильма "Собачье сердце" dark-os.com

*

********

Свекор мой был по природе вежлив  с залетными  гостями — потому молчал…К тому он был объят НАСТОЯЩЕЙ скорбью и ему было не до родоводов…  А мне было реально интересно…  Потому бенефис члена-на-поминках  проходил почти без помех  — за исключением разве моих  попыток возвратить поток его сознания с русского на задекларированный изначально белорусскоговорящий путь… Как я уже упоминала — чем дальше — тем меньше я в этом преуспевала… Количество выпитого «за упокой» явно вытесняло  показательно  впихнутый  в  членовы мозги белорусский язык из сознания этого самого члена…

Народ к тому времени уже почти разошелся — бабушкины поминки были реально грустными по белорусски чинными….  Ушел из жизни ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК…  За столом оставалось только пару человек, включая самих хозяев — да и те сидели в основном из уважения к явно НЕ собиравшемуся покидать затянувшееся «благородное поминальное  собрание»  члену.

demotivators.to

***************************

А потом в дом вошла  коза.  И это была кульминация. Коза была из «хороших» в том плане что молоденькая и потому даже симпатиШная. Серенькая такая… К тому она у свекра  ходила в «любимицах» — и даже при общей тогдашней козьей вседозволенности (см. вторую часть) ей позволялось ЕЩЕ большее.  … В отличие от прочих безымянных коз у нее даже было имя собственное — кажется Белочка. Почему имя Белочка было  у серенькой козы —  это я не знаю

То ли входная дверь была открыта то ли что…  Коза деловито процокала к столу и сунула морду в ближайшую тарелку. Свекор смущенно замахал на нее, прогоняя -«Белочка, ты что —  иди, иди…»

И тут  встрепенулся  член.  «Какая прелесть — это же давняя белорусская традиция — чтобы на празднике  была коза! Ее надо угощать… Какие же вы молодцы, что соблюдаете  поминальные традиции… Пусть она ОСТАЕТСЯ….» За дорсловность не ручаюсь — но смысл  членовых восторгов имел примерно такое содержание 

Я оторопело молчала.  Как  я упоминала — в детстве  почти каждое лето я помимо прочего навещала  и свою белорусскую бабушку —  пока та не умерла. После этого было еще несколько похорон  маминой родни…  Как я уже упоминала, в свое время я живо интересовалась белорусскими традициями во ВСЕХ их проявлениях...

Но я НИ РАЗУ не слышала, что на поминках за столом должна присутствовать коза…

www.proza.ru

********************************************************************************************

Отступление . Коза и национальные обряды

Много позже, памятуя об это упущенной мною поминальной традиции, заново открытой для меня членом ,  я решила все же уточнить этот вопрос в интернете . По поводу козы нашла только  Танец «Хождение с козой» Во время колядок юноша, одетый козой, его вожатый и ряженые ходили по хатам. «Коза» танцевала, притворялась мертвой и «оживала», когда хозяева выносили ей угощение. Во время колядок юноша, одетый козой, его вожатый и ряженые ходили по хатам. «Коза» танцевала, притворялась мертвой и «оживала», когда хозяева выносили ей угощение. http://www.myshared.ru/slide/559849/

И еще  — Вождение козы (польск. Chodzenie z kozą) — славянский обряд вождения ряженого козой, исполняемый на Святки (чаще в Щедрый вечер) или на Масленицу (Мясопуст). Вождение козы наиболее распространено у украинцев, белорусов и поляков, в меньшей степени у русских.

«Андриолли Вождение-козы» участника М. Андриолли - http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_12_25.html. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org

*

Далее: Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия, богатства. С плодовитостью козы связана её эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы ухаживаний волка за Козой, и даже их брака, а съеденная волком коза символизирует доставшуюся жениху невесту (белорус.)

Вообще по ходу о козе узнала немало интересного

Например:

Белорусы вообще считали, что козу сотворил чёрт, и потому она  похожа на него внешне.  (согласна:)) Украинцы, кстати,  тоже считали козу чёртовым твореньем — вплоть до того, что  если её (козу)  покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр.-карпат.).

В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой (рус., костром.) или чёрт (укр., житомир.) и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой (укр.) и ласка (Полесье). По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре (пол. Бескиды). От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить….

Ну и так далее

Но НЕ на поминках… В одурманенном сознании члена видимо все смешалось настолько что обряд поминовения  для него плавно перешел в святочный...

***************************************************************************************************************************************************************

Впрочем  апломба от этого у него не убавилось. Даже еле шевеля языком он продолжал  среди нас просветительскую работу  о жизни «па беларуску»… На уже на чистейшем  (хоть и заплетающемся) русском языке…. Про помпезно задекларированное  ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ  для каждого уважающего себя беларусского гражданина беларускоговорение никто уже даже не вспоминал

У свекра (как я упоминала) эта коза была «любимая» поэтому предложение гостя  оставить козу за столом в качестве поминальной обрядной составляющей он воспринял вполне  себе нормально, ничем не выразив внешне своего удивления по поводу такого оборота… … А член продолжал восхищаться козой  и хвалить наш образ жизни, позволяющий козам беспрепятственно бродить по комнатам…

Я к тому времени уже была в курсе что козы ГАДЯТ  где попало и большей частью спонтанно и потому членов восторг  не разделяла — скорее зорко смотрела — куда именно не надо будет «вступать» после этого козьего визита и где надо будет потом  убрать. . Свекор кажется тоже  не сильно был в восторге — несмотря на всею его любовь к животному миру . Но чего не сделаешь ради гостя…

Гость уходил одним из последних.  И был наиболее пьян. Точнее — он тупо надрался. Весь его изначальный лоск смазался  об его же заплетающуюся за самого себя фигуру… Прощаясь он долго лобызался и обещал регулярно приходить и «припадать к истокам» потому что мы, оказывается  «хранители»…  И все такое… Свекор вежливо его выпроваживал…  ТОГДА он ничего не сказал Но потом как-то вкользь растерянно обронил — «Что за человек — вроде такой солидный, член фонда… —  а напился больше всех и  уходя  две непочатых бутылки водки со стола в карман  плаща засунул…  Думал я не увижу…  »

Свекор не был жадным. И ему не было жалко этих две бутылки. Просто в его сознании не укладывалось КАК может «культурный» человек да еще член какого-то могущественного Фонда великого СОРОСА — (то есть почти небожитель)  —    в отличие от присутствующих  на поминках   остальных «мирян» (которые, кстати ушли почти трезвми —    мало того что напиться до полного зю-зю так еще и опуститься до   спереть со стола две бутылки  халявного спиртного…

George Soros собсвенной персоной

*

************

К слову говоря , к «истокам» в лице   нашего тогдашнего хозяйства член  действительно припал. Один раз  и по приглашению . По осени он как-то приходил к нам за яблоками — это был урожайный год.  Для тех кто не в курсе — яблоки через год урожаят  — причем всем скопом — не знаю как у кого — а нас один год яблок нет вообще зато на следующий  — не знаешь куда девать...

Во-от… И потому по осени член пришел  к истокам за урожаем… Он  был таким же представительным, вальяжным и холеным как и в момент нашего первого знакомства, и точно также с  покровительственной  доброжелательностью  смотрел на всех сверху вниз — как барин, из случайного каприза снизошедший до смердов

Разговаривал он на русском языке, периодически с опаской поглядывая в мою сторону — видимо что-то все же в его голове с тех злополучных поминок отложилось…

Но меня в тот его приход  гораздо больше заинтересовала его собака — такая же большая и вальяжная, как хозяин,   — но   с  по-настоящему   умными  глазами  — кажется это был черный терьер… Потому я все внимание  уделила псу  и че там было с членом — собирал ли он яблоки сам в  процессе припадания к истокам  или свекор дал ему готовую собранную заранее кошелку — не в курсе…

Насколько успела заметить  — общался с ним  свекор дежурно приветливо, беспрепятственно позволяя члену играть принятую на себя роль  снизошедшего с небес покровителя... И только потом я заметила, как он (свекор)  украдкой  облегченно вздохнул, когда визит высокого гостя-по-яблоки был закончен

Свекор  в этом плане был умнейший человек.

худ. Маркин Андрей . Яблоки artnow.ru

**********************************************

Во-от. Больше член к истокам не припадал.  НИ РАЗУ.  Вся его любовь к козам как носителям древней белорусскости  — да и всему нашему тогдашнему этническому образу жизни видимо выветрилась у него   вместе с похмельем —   как и желание общаться пабеларуску,  в дежурном режиме демонстрируя свои «этнополитические взгляды» …

В 1997 году Фонд Сороса в Беларуси прекратил свое существование.

А у меня НАВСЕГДА сплелись в подсознании, Сорос, член его фонда и коза…

И теперь во всех воинственно  умствующих не по делу либералах я вижу эту триаду  — в центре которой стоит почему-то именно КОЗЬЯ МОРДА…

Как символ бестолкового высокомерного и пустого либерастизма, не имеющего под собой НИЧЕГО —  кроме разве желания порисоваться  на чужие бабки ….

Может именно потому, что по белорусским поверьям именно ее создал дьявол ?

*

🙂

🙂

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Ваш отзыв

Ваш отзыв