Записки сумасшедшего.
Как пенсионер( авиационный штурман) применяет приобретенные навыки в авиации для гражданской жизни.
Для начала…
Сейчас у пенсионера-бывшего-летчика вместо кабины самолета— квартира.
Но и она напоминает ему о прошлом. Так как комнаты проходные, то и отличия от кабины минимальные. Так зал, где размещаются сейчас все приходящие в гости люди, это примерно то же самое, что и место расположения экипажа.
Итак…
1.ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА
Начнем по порядку:
1. СВСР —(старший стрелок радист), который ведет воздушный бой и держит связь.
2. Бортинженер (кочегар), который отвечает за параметры всех систем самолета.
3.Второй штурман, который помогает штурману в самолетовождении и бомбометании.
Отступление: Был у меня второй штурман — двухгодичник Володя Вольф. Однажды мы выполняем полет на проверку ПВО. А изображали массовый авиационный налет на нашу территорию РФ со стороны севера.
Снизились на ПМВ (предельно малую высоту-300 метров) ….Пролетая над населенным пунктом в районе Салехарда, слышу в СПУ (самолетное переговорное устройство):
«Штурман, что мы сейчас пролетаем?» Я доложил. Потом спросил: « А кто это интересуется?» Ответ: « Это я, второй штурман!
…………
Бывает и такое…. 🙂
*
4.Офицер РЭБ (офицер радиоэлектронной борьбы) Он ставил активные и пассивные помехи радиолокаторам.( Пассивные помехи это что-то вроде серпантина на Новый год). Проводил радиотехническую разведку.
Главная его задача в полете была — это не уснуть. 🙂 Поскольку его кресло находилось как раз на крышке люка передней стойки шасси. Через этот люк экипаж заходил в кабину и, естественно, через него и должен был покидать самолет при определенных условиях.
Примечание: Говорят, что их переименовывали несколько раз. Были и офицеры РЭП (радиоэлектронного подавления) Были и просто офицеры разведки. Может быть это и не так, но байки о том, что запись в удостоверении- «офицер разведки» давала возможность избежать многих «нехороших» явлений в их жизни. Кому хотелось связываться с офицером разведки в те далекие и непростые времена?
*
5.ПКК (помощник командира корабля-правак—правый летчик)
Анекдот по теме (про ПКК):
Произвел самолет вынужденную посадку в степи….Все остались живы но переживают .
КК(командир корабля) себя ругает : «Вот управлял бы я экипажем, как это и положено, этого бы не случилось….» ШК (штурман корабля) себя ругает: «Вел бы счисление пути , как следует— мы бы хоть знали где сейчас находимся…» СВСР себя ругает: « Вот держал бы связь как положено, на земле знали бы щас где мы находимся….»
ПКК вступает в полемику : « Сволочи, чуть ни в чем невиноватого человека не убили ….»
🙂
*****************************
Примечание : А еще ПКК при неудачном бомбометании на полигоне становится палочкой-выручалочкой для ШК. Просишь его выйти на связь с полигоном и умоляешь его результат переломить . Вот так вместо двойки получается тройка. А это уже совсем другая тема…..
*
**********************************************************
Вот кратко о всех членах экипажа. Теперь уже и про рабочее место именно ШК (штурмана корабля) в квартире-кабине семейного авиалайнера можно кое-что сказать…..
2. РАБОЧЕЕ МЕСТО ШТУРМАНА КОРАБЛЯ
У «штурмана» и здесь о своя ниша. На гражданке в городской квартире это теперь называется спальня. Но приборов там — по минимуму.
Отступление: Жена у меня некоторое время работала в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть), в группе анероидно-мембранного оборудования. Гордилась тем, что ей давали команду самые качественные приборы ставить штурману ( с наименьшими поправками)…
1 — При выходе куда-нибудь обязательно мысленно прокладываю маршрут. А также определяю время по этапам и общее время в пути.
2 — рассчитываю время выхода из дома, если приглашают в гости к определенному времени.
Ну, я ее простил. Все-таки перед тем как… надо было САМОМУ проверить ее подготовку к полету …(поездке) . А раз сам не проверил, то кого винить?
попали в итоге на нашу трассу на Томск.
*
Дай Бог Вам всем — здоровья, успехов, удачи.
*
Желаю, что бы навыки и Ваших специальностей пригодились в жизни. Чтобы вы никогда не теряли ориентировку — даже если жизнь заставит Вас сбиться с намеченного пути….
*
***************************************
P.S. Когда мне грустно и неуютно по жизни, я смотрю фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Тут я получаю все, что мне не хватает в настоящее время. Как здорово там показаны характеры членов экипажа, прекрасные песни, работа на боевом пути….
«Воздушные работники войны«-как это обыденно звучит ….
*
В ТОЙ войне они ПОБЕДИЛИ.
В мае мы будем праздновать очередной День победы в Великой Отечественной Войне.
*
И мы гордимся тем, что и своей службой внесли хоть малую долю того, что заставляет наших врагов и СЕЙЧАС задуматься о том, что наши ВВС имеют большой военный и моральный потенциал, и смогут выполнить любые задачи, которые поставит наше руководство по защите рубежей нашей РОДИНЫ.
*
************************************************
Вот как-то так…
*
При оформлении использовались фотоматериалы из архива Ал.Овчинникова а также другие, находящиеся в свободном доступе в интернете.
Отредактировано админ