main

Ал. Овчинников. Авиация и быт (Записки пенсионера)

Записки сумасшедшего.
Как пенсионер( авиационный штурман) применяет приобретенные  навыки в авиации для гражданской жизни.

Для начала…

pikabu.ru

Сейчас у  пенсионера-бывшего-летчика вместо кабины самолета- квартира.
Но и она напоминает ему о прошлом. Так как комнаты проходные, то и отличия от кабины минимальные. Так  зал, где размещаются сейчас все приходящие в гости люди, это примерно то же самое, что и место  расположения экипажа.

Итак…

1.ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА

Начнем по порядку:

1. СВСР -(старший стрелок радист), который ведет воздушный бой и держит связь.

2. Бортинженер (кочегар), который отвечает за  параметры  всех систем самолета.

3.Второй штурман, который помогает штурману в самолетовождении и бомбометании.

Отступление: Был у меня второй штурман - двухгодичник Володя Вольф.  Однажды мы выполняем полет на проверку ПВО. А изображали массовый авиационный налет на нашу территорию РФ со стороны севера.

Снизились на ПМВ (предельно малую высоту-300 метров) ….Пролетая над населенным пунктом в районе Салехарда, слышу в СПУ (самолетное переговорное устройство):
«Штурман, что мы сейчас пролетаем?» Я доложил. Потом спросил: « А кто это интересуется?» Ответ: « Это я, второй штурман!

…………

Бывает и такое…. :)

Карикатуры Евгения Крана

*

4.Офицер РЭБ (офицер радиоэлектронной борьбы) Он ставил активные и пассивные помехи радиолокаторам.( Пассивные помехи это что-то вроде серпантина на Новый год). Проводил радиотехническую разведку.

Главная его задача в полете была — это не уснуть. :)   Поскольку его кресло находилось как раз на крышке люка передней стойки шасси. Через этот люк экипаж заходил в кабину и, естественно, через него и должен был покидать самолет при определенных условиях.

Примечание: Говорят, что их переименовывали несколько раз. Были и офицеры РЭП (радиоэлектронного подавления) Были и просто офицеры разведки. Может быть это и не так, но байки о том, что запись в удостоверении- «офицер разведки» давала возможность избежать многих «нехороших» явлений в их жизни. Кому хотелось связываться с офицером разведки в те далекие и непростые времена?

http://www.sunhome.ru/image/15750

*

5.ПКК (помощник командира корабля-правак-правый летчик)

Анекдот по теме (про ПКК)

Произвел самолет  вынужденную посадку в степи….Все остались живы но переживают .

КК(командир корабля) себя ругает : «Вот управлял бы я экипажем, как это и положено, этого бы не случилось….» ШК (штурман корабля) себя ругает: «Вел бы счисление пути , как следует- мы бы хоть знали  где сейчас находимся…» СВСР себя ругает: « Вот держал бы связь как положено, на земле знали бы щас где мы находимся….»

ПКК вступает в полемику : « Сволочи, чуть ни в чем невиноватого человека не убили ….»

*

:)

*****************************
Примечание :
А еще ПКК при неудачном бомбометании на полигоне становится палочкой-выручалочкой для ШК. Просишь его выйти на связь с полигоном и умоляешь его результат переломить . Вот так вместо двойки получается тройка. А это уже совсем другая тема…..

Стратегический бомбардировщик Ту-95. Вид взнутри ) http://loveopium.ru/texnika/strategicheskie-bombardirovshhiki-rossii.html

*

**********************************************************

Вот кратко о всех членах экипажа.  Теперь уже и про рабочее место именно ШК (штурмана корабля) в квартире-кабине  семейного авиалайнера можно кое-что сказать…..

2. РАБОЧЕЕ МЕСТО ШТУРМАНА КОРАБЛЯ

У «штурмана»  и здесь о своя ниша. На гражданке в городской квартире это теперь называется спальня. Но приборов там -  по минимуму.

Отступление: Жена у меня некоторое время работала в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть), в группе анероидно-мембранного оборудования. Гордилась тем, что ей давали команду самые качественные приборы ставить  штурману ( с наименьшими поправками)

*
3. ПРИБОРЫ
*
Но я таки имею в квартире авиационные приборы: градусники температуры за бортом и внутри кабины (квартиры), барометр (читай высотомер) -  но уже просто для определения того, почему болит голова. А также часы-хронометры со светящимся циферблатом.
*
Старый анекдот по теме: Приезжает муж из командировки в Японию. Жене дает команду: « Срочно в кровать!» Жена думает «Наверно соскучился….» Легли…. Муж укрывается с головой одеялом, показывает ей в темноте новые часы и радостно говорит : « Смотри, циферблат на часах -  светится….)))))»
*
……..
*
А ВЫ — о чем подумали? :)
*
:)
***************************************************************************
*
4. НАВЫКИ АВИАЦИОННОГО ШТУРМАНА 
*
Навыки авиационного штурмана меня не покидают и  при передвижении по земле. А ИМЕННО:
*

1 — При выходе куда-нибудь обязательно  мысленно прокладываю маршрут. А также определяю время по этапам и общее время в пути.

2 - рассчитываю время выхода из дома, если приглашают в гости к определенному  времени.

Карикатуры Квгения Крана

*
3 -при поездке на машине использую карты крупного и мелкого масштаба (Алтайского, Красноярского краев, Кемеровской, Томской  Новосибирской областей),  а также карты целей (городов, мимо которых будем проезжать и в которые будем заезжать по пути а также конечного места посадки (пункта назначения)
*
Примечание: При этом штурманом в пути  назначается  моя жена. Имеет пока только одно замечание. Ехали как-то из Абакана в Томск через Красноярск. Вот в Красноярске она и вывела меня не в ту точку. Потом, правда, разобрались. Она попутала Ачинск ( куда и надо было нам ехать )с Канском.
*
Ну, я ее простил. Все-таки перед тем как… надо было САМОМУ проверить ее подготовку к полету …(поездке) . А раз сам не проверил, то кого винить?
*
Но понимаете мое удивление, когда я понял, что выехали из города не на запад (как планировалось) , а ровненько на восток?
*
Ну в итоге поступил так, как и поступают белорусы (ну или еще кто-то — но ПРАВИЛЬНО поступают :) ). У них ведь нет понятия- идти или ехать назад. У них есть понятие только вперед. Вот и я -  повернул на 180 градусов и тоже поехал… вперед. Так благополучно мы и
попали в итоге на нашу трассу на Томск.
*
*
*
 4 -Как и при выполнении полета, где рассчитывал сколько надо залить керосина и учесть 5 процентный навигационный запас, то и сейчас рассчитываю сколько необходимо  взять с собой денег +5 процентный запас денег на всякий непредвиденный случай.
*
5 –К точному  времени по прежнему отношусь с трепетом. Как увижу на экранах табло некоторых организаций неверное время, то хочется «рвать и метать»

doseng.org

*
6 — Когда брожу по тайге, то при потере ориентировки ее восстанавливаю выходом на линейные ориентиры ( высоковольтные линии, дороги, просеки) или площадные ориентиры (озера, опушки). Раньше в тайге ориентировался очень хорошо, а сейчас беру  с собой компас. Потому как что-то уже пару раз стоял в тайге в задумчивости: « куда идти дальше?»

Худ. Евгений Кран

*
7 — Перед поездкой или выходом из дому обязательно провожу анализ метеоусловий. Так при планировании поездки в гости в Новосибирск в ноябре, я проанализировал, что снег на дату вылета (выезда) и далее будет идти 3 суток, а далее понижение температуры до минус 30 градусов. И тогда я  по результатам анализа отложил эту поездку. А когда мы позвонили в Новосибирск, то там  сказали, что да — ехать невозможно, что они и сами хотели об этом сказать, да постеснялись по причине того, что их неправильно поймут(типа они «не хотят принимать гостей») .
В Новосибирске (кстати)  потом еще 3 суток откапывались в городе и убирали от снега федеральную трассу….

Вот и весь анализ... ) Карикатура от Елкина

*
****************************************************
 *
Вот как-то так и получается, что военный штурман и на пенсии продолжает как бы летать, но по земле….

Yk.kz

*

А потому  при случае  всегда поднимает тост за то
Чтобы число взлетов всегда равнялось числу посадок.

http://sfw.so/1149029669-samolety-na-fone-zakata.html

*
**************************************************
*

  Дай Бог Вам всем  — здоровья, успехов, удачи.

*
Желаю,
что бы  навыки и  Ваших специальностей пригодились в жизни. Чтобы вы никогда не теряли ориентировку -  даже  если жизнь заставит  Вас сбиться с намеченного пути….

худ.Dimon

*

***************************************

P.S. Когда мне грустно и неуютно по жизни, я смотрю фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Тут я получаю все, что мне не хватает в настоящее время. Как здорово там показаны характеры членов экипажа, прекрасные песни, работа на боевом пути….

«Воздушные работники войны«-как это обыденно звучит ….

Автор: Ленфильм - http://www.kinopoisk.ru/film/44800/posters/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=5099622

Википедия

*

В ТОЙ войне они ПОБЕДИЛИ.

В мае  мы будем праздновать очередной День  победы в Великой Отечественной Войне.

https://www.materinstvo.ru/art/stihi-o-voine-i-pobede

*

И  мы гордимся  тем, что и  своей службой внесли хоть малую долю того, что заставляет наших врагов и СЕЙЧАС задуматься о том, что наши ВВС имеют большой военный и моральный потенциал, и смогут выполнить любые задачи, которые поставит наше руководство по защите рубежей нашей РОДИНЫ.

E-news.su

*

************************************************

Вот как-то так…

*

При оформлении использовались фотоматериалы из архива Ал.Овчинникова а также другие, находящиеся в свободном доступе в интернете.

Отредактировано админ

Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Ваш отзыв

Ваш отзыв